НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ, КОМИССИЯХ РЕФЕРЕНДУМА
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением Новосибирского областного Совета депутатов
от 29.06.2006 № 19-ОСД
(в ред. Законов Новосибирской области
от 07.07.2007 № 131-ОЗ
, от 24.12.2007 № 194-ОЗ
,
от 12.03.2009 № 311-ОЗ
, от 01.03.2010 № 456-ОЗ
,
от 09.06.2010 № 507-ОЗ
, от 08.07.2010 № 515-ОЗ
,
от 02.12.2010 № 37-ОЗ
, от 07.10.2011 № 123-ОЗ
,
от 29.03.2012 № 202-ОЗ
, от 07.11.2012 № 267-ОЗ
)
Настоящий Закон определяет систему, статус, компетенцию, порядок формирования, деятельности, финансирования, порядок расформирования избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области, а также статус членов комиссий, порядок обжалования нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области
1. Законодательство об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области состоит из Конституции
Российской Федерации, Федерального закона
от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), иных федеральных законов, Устава
Новосибирской области, настоящего Закона, иных законов Новосибирской области, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов о выборах и референдумах.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 02.12.2010 № 37-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 2. Цели создания и принципы деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума на территории Новосибирской области
1. Избирательные комиссии, комиссии референдума на территории Новосибирской области создаются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, органов местного самоуправления, проведения референдумов Российской Федерации, Новосибирской области и местных референдумов.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 02.12.2010 № 37-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Избирательные комиссии, комиссии референдума действуют на основе принципов законности, коллегиальности, открытости, гласности; независимости в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 3. Система избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области
1. В Новосибирской области действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
избирательная комиссия Новосибирской области;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
2. При проведении соответствующих референдумов избирательная комиссия Новосибирской области, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12
настоящего Закона.
3. Система вышестоящих и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается федеральными законами, законами Новосибирской области, в соответствии с которыми проводятся выборы и референдумы соответствующего уровня на территории Новосибирской области.
За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.
8. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.
9. Формы отчетов комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, и формы, по которым представляются сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, фондов референдума, устанавливаются избирательной комиссией Новосибирской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
10. При проведении выборов в органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления, областного референдума Новосибирской области, местного референдума отчеты о поступлении комиссиям средств, выделенных из областного бюджета Новосибирской области, местного бюджета на подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума, и расходовании этих средств представляются комиссиями в порядке и сроки, установленные законами Новосибирской области, в соответствии с которыми проводятся выборы и референдумы соответствующего уровня на территории Новосибирской области.
(часть 10 в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
11. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации отчеты о поступлении комиссиям средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума Российской Федерации, и расходовании этих средств представляются комиссиями в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом
"О референдуме Российской Федерации", федеральными законами, в соответствии с которыми проводятся выборы в федеральные органы государственной власти, референдум Российской Федерации.
(часть 11 введена Законом
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
Статья 18. Финансовое обеспечение избирательных комиссий, комиссий референдума Новосибирской области
1. Расходование средств, выделенных на обеспечение деятельности избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, на эксплуатацию и развитие средств автоматизации, на обучение организаторов выборов, референдумов, избирателей, а также на другие цели, предусмотренные Федеральным законом
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Новосибирской области, уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, производится избирательной комиссией самостоятельно.
2. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Новосибирской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
Избирательная комиссия Новосибирской области, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
3. Финансирование на содержание избирательной комиссии Новосибирской области и ее аппарата предусматривается отдельной строкой в областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год.
4. Помимо средств, выделяемых на обеспечение деятельности избирательных комиссий в соответствии с частью 1
настоящей статьи, за счет средств областного бюджета Новосибирской области, местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
а) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам;
б) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
в) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов, референдума;
г) на транспортные расходы, услуги связи;
д) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на ее уничтожение;
е) на развитие избирательной системы, в том числе на внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, реализацию целевых программ;
ж) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
Статья 19. Контрольно-ревизионные службы
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащих кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, создаются контрольно-ревизионные службы.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Контрольно-ревизионные службы создаются при избирательной комиссии Новосибирской области и при иных комиссиях, действующих на постоянной основе, - с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Сберегательный банк Российской Федерации, Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Новосибирской области. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
При этом в распоряжение избирательной комиссии Новосибирской области специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии - на срок не менее двух месяцев.
3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2
настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
(часть 4 введена Законом
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
5. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы"
.
(часть 5 введена Законом
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
Глава V. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 20. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации
1. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии Новосибирской области, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области обжалуются в Новосибирский областной суд.
(в ред. Законов Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ
, от 02.12.2010 № 37-ОЗ
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
2. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
3. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня по подсудности, установленной федеральным законом. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.
4. В случаях, предусмотренных Федеральным законом
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Новосибирской области, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
6. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения (городского, сельского) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района.
Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию Новосибирской области.
Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии Новосибирской области или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с частью 5
настоящей статьи.
7. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
8. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
9. По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.
10. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
11. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Статья 21. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
1. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
4. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
(в ред. Закона
Новосибирской области от 07.07.2007 № 131-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Закон
Новосибирской области от 1 декабря 2003 г. № 153-ОЗ "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области";
статью 7
Закона Новосибирской области от 17 декабря 2004 г. № 245-ОЗ "О внесении изменений в Законы Новосибирской области, регулирующие порядок проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий".
Губернатор
Новосибирской области
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
г. Новосибирск
17 июля 2006 года
№ 19-ОЗ