Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"Вопрос: Государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" на основании договора займа и представления субсидии предоставляет физическому лицу заем на приобретение квартиры с взиманием процентов в размере ставки рефинансирования Банка России. В договоре займа оговаривается представление заемщику государственной целевой субсидии на гашение процентов. Обеспечением исполнения обязательств заемщика по договору является залог квартиры, в которой проживает физическое лицо. Можно ли рассматривать указанный договор в качестве договора ипотечного кредита? Имеет ли право физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере средств, направленных на уплату процентов за пользование заемными средствами? Рассчитывается ли в данном случае материальная выгода, полученная от экономии на процентах?"

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 13, 10.04.2004






Вопрос: Государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" на основании договора займа и представления субсидии предоставляет физическому лицу заем на приобретение квартиры с взиманием процентов в размере ставки рефинансирования Банка России. В договоре займа оговаривается представление заемщику государственной целевой субсидии на гашение процентов. Обеспечением исполнения обязательств заемщика по договору является залог квартиры, в которой проживает физическое лицо.
Можно ли рассматривать указанный договор в качестве договора ипотечного кредита? Имеет ли право физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере средств, направленных на уплату процентов за пользование заемными средствами? Рассчитывается ли в данном случае материальная выгода, полученная от экономии на процентах?

Ответ: В соответствии с п. 2.1 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.00 № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", долгосрочным ипотечным жилищным кредитом является кредит или заем, предоставленный на срок 3 года и более соответствующим банком (кредитной организацией) или юридическим лицом физическому лицу для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.
Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 16.07.98 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Указанный договор считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком только в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Следовательно, вышеназванный имущественный налоговый вычет в сумме уплаченных процентов за пользование заемными средствами в данном случае предоставлен быть не может, так как названный договор займа не отвечает основным стандартам и требованиям, предъявляемым к долгосрочным ипотечным жилищным кредитам.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в числе прочих, с возмещением иных расходов. Так как предоставление заемщику государственной целевой субсидии на гашение сумм процентов за пользование заемными средствами не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации, указанная субсидия не носит характера компенсационной выплаты и, соответственно, подлежит налогообложению на общих основаниях.
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций, налоговая база определяется только в случае превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
В рассматриваемой ситуации заемные средства получены физическим лицом с взиманием процентов за пользование ими в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России, следовательно, объекта налогообложения в виде материальной выгоды не возникает.
Факт гашения Фондом жилищного строительства Новосибирской области процентов за пользование заемными средствами в виде субсидии на указанные цели не является основанием для расчета материальной выгоды, поскольку указанная субсидия на основании пп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ является доходом физического лица, подлежащим налогообложению по ставке 13%.

Главный госналогинспектор отдела налогообложения
физических лиц УМНС России по НСО, советник
налоговой службы РФ III ранга
И.А.ДЕМИДЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru