Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.09.2003 № 1047-Р
"ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 сентября 2003 г. № 1047-р

ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ

Во исполнение Постановления главы администрации области от 20.01.2003 № 19 "О разработке проекта областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2004 - 2006 годы, в целях улучшения положения детей на территории Новосибирской области, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, развития:
1. Одобрить прилагаемую областную целевую программу "Дети Новосибирской области" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа).
2. Управлению социальной защиты населения администрации области (Пыхтин С.И.), управлению образования администрации области (Иванов В.В.), управлению здравоохранения администрации области (Тов Н.Л.) в десятидневный срок направить Программу в Новосибирский областной Совет депутатов на утверждение.

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ





Одобрена
Распоряжением
главы администрации области
от 29.09.2003 № 1047-р

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ

ПАСПОРТ

   ----------------T-------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Областная целевая программа "Дети Новосибирской ¦
¦Программы ¦области" на 2004 - 2008 годы ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦Постановление главы администрации области от ¦
¦дата и номер ¦20.01.2003 № 19 "О разработке проекта областной ¦
¦нормативного ¦целевой программы "Дети Новосибирской области" ¦
¦акта ¦на 2004 - 2006 годы ¦
¦о разработке ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный¦Администрация Новосибирской области ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнитель ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦Программы ¦администрации области, управление образования ¦
¦ ¦администрации области, ¦
¦ ¦управление здравоохранения администрации области ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Руководитель ¦Пыхтин С.И - начальник управления социальной ¦
¦Программы ¦защиты населения администрации Новосибирской ¦
¦ ¦области ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦разработчики ¦администрации области, управление ¦
¦Программы ¦здравоохранения администрации области, ¦
¦ ¦управление образования администрации области, ¦
¦ ¦управление культуры администрации области, ¦
¦ ¦управление физической культуры и спорта ¦
¦ ¦администрации области, управление начального ¦
¦ ¦профессионального образования администрации ¦
¦ ¦области, комитет по делам молодежи администрации ¦
¦ ¦области, Главное управление внутренних дел ¦
¦ ¦Новосибирской области, Главное управление ¦
¦ ¦исполнения наказаний Министерства юстиции ¦
¦ ¦Российской Федерации по Новосибирской области ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель - улучшение качества жизни и здоровья¦
¦Программы. ¦детей, решение проблем неблагополучия детей, в¦
¦Важнейшие ¦том числе проблемы детской безнадзорности и¦
¦целевые ¦беспризорности; ¦
¦показатели ¦государственная поддержка детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, а также¦
¦ ¦детей-инвалидов; ¦
¦ ¦формирование системы выявления, поддержки и ¦
¦ ¦развития одаренных детей, проживающих на ¦
¦ ¦территории Новосибирской области ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦обеспечение условий для рождения здоровых детей, ¦
¦ ¦профилактика детской заболеваемости и ¦
¦ ¦инвалидности; ¦
¦ ¦формирование эффективной комплексной системы ¦
¦ ¦социальной защиты и интеграции в общество детей, ¦
¦ ¦находящихся в трудной жизненной ситуации; ¦
¦ ¦совершенствование системы профилактики ¦
¦ ¦безнадзорности и правонарушений ¦
¦ ¦несовершеннолетних; ¦
¦ ¦создание условий, способствующих воспитанию ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ¦
¦ ¦родителей; ¦
¦ ¦государственная поддержка семей, принявших на ¦
¦ ¦воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей; ¦
¦ ¦обеспечение детей-инвалидов современными ¦
¦ ¦индивидуальными техническими средствами ¦
¦ ¦реабилитации и средствами, облегчающими им ¦
¦ ¦самообслуживание; ¦
¦ ¦сохранение и развитие системы оздоровления, ¦
¦ ¦отдыха и занятости детей и подростков. ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2004 - 2008 годы. ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы. ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦основных ¦администрации области, ¦
¦мероприятий ¦управление здравоохранения администрации области,¦
¦ ¦управление образования администрации области, ¦
¦ ¦управление культуры администрации области, ¦
¦ ¦управление по начальному профессиональному ¦
¦ ¦образованию администрации области, ¦
¦ ¦управление физической культуры и спорта ¦
¦ ¦администрации области; ¦
¦ ¦комитет по делам молодежи администрации области, ¦
¦ ¦Главное управление внутренних дел Новосибирской ¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦Главное управление исполнения наказаний ¦
¦ ¦Министерства юстиции России по Новосибирской ¦
¦ ¦области, Новосибирский институт повышения ¦
¦ ¦квалификации и переподготовки работников ¦
¦ ¦образования, областной центр информационных ¦
¦ ¦технологий, мэрия Новосибирска, муниципальные ¦
¦ ¦образования области ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы ¦Объем финансирования Программы - 2099572,3 тыс. ¦
¦финансирования ¦рублей ¦
¦(с ¦Федеральный бюджет: 972232,0 тыс. рублей: ¦
¦расшифровкой ¦2004 г. - 194199,0 тыс. рублей; ¦
¦по годам и ¦2005 г. - 190815,0 тыс. рублей; ¦
¦источникам) ¦2006 г. - 194389,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2007 г. - 195363,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2008 г. - 197466,0 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Областной бюджет - 1126090,3 тыс. рублей: ¦
¦ ¦2004 г. - 218272,3 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2005 г. - 221592,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2006 г. - 226785,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2007 г. - 227262,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2008 г. - 232177,5 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Внебюджетные источники: 1250,0 тыс. рублей: ¦
¦ ¦2004 г. - 250,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2005 г. - 250,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2006 г. - 250,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2007 г. - 250,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2008 г. - 250,0 тыс. рублей. ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Осуществление перелома в положении детей, ¦
¦конечные ¦находящихся в особо сложных обстоятельствах, ¦
¦результаты ¦формирование, с учетом социальной политики ¦
¦реализации ¦областной администрации, позитивных тенденций ¦
¦Программы ¦снижения масштабов уровня бедности и социального ¦
¦ ¦неравенства семей и детей; ¦
¦ ¦создание правовых и организационных механизмов ¦
¦ ¦адресной социальной поддержки; ¦
¦ ¦улучшение социально-медицинской помощи женщинам ¦
¦ ¦и детям, перераспределение приоритетов в сторону ¦
¦ ¦развития службы охраны материнства и детства, ¦
¦ ¦социального обслуживания семьи и детей и, как ¦
¦ ¦следствие, снижение показателей материнской ¦
¦ ¦смертности до 35 на 100000 детей, родившихся ¦
¦ ¦живыми; младенческой смертности - до 13,0 на ¦
¦ ¦1000 родившихся живыми, детской смертности - ¦
¦ ¦на 10 процентов; ¦
¦ ¦заболеваемости беременных женщин - на 3 - 5 ¦
¦ ¦процентов; ¦
¦ ¦повышение качества реабилитации детей-инвалидов, ¦
¦ ¦обеспечение им доступа к образованию, спорту, ¦
¦ ¦культуре, успешная адаптация и интеграция в ¦
¦ ¦общество, снижение показателя детской ¦
¦ ¦инвалидности на 5 процентов; ¦
¦ ¦снижение числа безнадзорных, беспризорных детей, ¦
¦ ¦юных правонарушителей и преступников, детей, ¦
¦ ¦находящихся в социально-опасном положении; ¦
¦ ¦охват различными формами отдыха и оздоровления ¦
¦ ¦практически всех детей школьного возраста, в том ¦
¦ ¦числе около 40 тысяч детей, нуждающихся в особой ¦
¦ ¦заботе государства; ¦
¦ ¦организация временной занятости 25,5 тыс. ¦
¦ ¦несовершеннолетних в период каникул и в ¦
¦ ¦свободное от учебы время; ¦
¦ ¦сокращение социального сиротства, устройство к ¦
¦ ¦2008 г. для воспитания в семейной среде не менее ¦
¦ ¦80% ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, обеспечение ¦
¦ ¦социальной защищенности воспитанников детских ¦
¦ ¦домов; ¦
¦ ¦создание условий для реализации способностей ¦
¦ ¦одаренных детей; ¦
¦ ¦создание оптимальной структуры учреждений ¦
¦ ¦социального обслуживания семьи и детей, ¦
¦ ¦расширение комплекса социальных услуг и их ¦
¦ ¦максимальное приближение к потребителям, ¦
¦ ¦повышение эффективности деятельности социальных ¦
¦ ¦служб; ¦
¦ ¦формирование современной нормативно-правовой и ¦
¦ ¦научно-методической основы деятельности ¦
¦ ¦учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, ¦
¦ ¦укрепление их материально-технической базы ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Сумма ¦Не требуются ¦
¦финансовых ¦ ¦
¦затрат на ¦ ¦
¦разработку ¦ ¦
¦проекта ¦ ¦
¦программы и ¦ ¦
¦источники их ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦
L---------------+--------------------------------------------------


1. Общие положения

1.1. Объект, предмет регулирования
и сфера действия Программы

Объект - дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие на территории Новосибирской области, специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения, занимающиеся социальными вопросами семьи, женщин и детей.
Предмет регулирования - обеспечение жизнедеятельности детей, формирование условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Сфера действия - социальная.

1.2. Нормативно-правовая база
(обоснование разработки Программы)

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
"Конвенция ООН о правах ребенка" от 20.11.89;
Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 07.07.2003);
Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 25.07.2002);
Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.2003);
Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.2003);
Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 10.01.2003);
Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 20.07.2000);
Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 07.07.2003);
Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 № 1696 "О Президентской программе "Дети России";
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.92 № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы;
Закон Новосибирской области от 05.12.95 № 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области" (в ред. от 13.06.2001);
Закон Новосибирской области от 12.03.99 № 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области" (в ред. от 14.02.2003);
Постановление главы администрации области от 27.01.99 № 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ";
Постановление главы администрации области от 23.04.2001 № 357 "О мерах по обеспечению безопасного материнства в Новосибирской области на 2001 - 2003 гг.";
Постановление главы администрации области от 11.02.2002 № 129 "О мерах по совершенствованию профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних";
Постановление главы администрации области от 21.02.2002 № 169 "О мерах по организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области";
Постановление главы администрации области от 04.04.2002 № 319 "Об утверждении Положения о разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида";
Постановление главы администрации области от 05.04.2002 № 337 "О первоочередных мероприятиях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" (в ред. от 22.07.2002);
Постановление главы администрации области от 02.07.2002 № 591 "Об одобрении концепции оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002 - 2005 годы";
Постановление главы администрации области от 23.09.2002 № 720 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";
Распоряжение главы администрации области от 25.09.2002 № 545-р "О мерах по улучшению положения детей-инвалидов в Новосибирской области".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Развитие конкретного региона, в том числе Новосибирской области, может эффективно осуществляться лишь при создании условий для полной реализации потенциала подрастающего поколения. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.
Действующая Программа "Дети Новосибирской области" на 2001 - 2003 годы" стала важным этапом в реализации Основных направлений социальной политики области, в том числе ее раздела "Семейная политика".
Сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка. В результате совместной работы ведомств - участников Программы, других заинтересованных структурных подразделений администрации области, общественных организаций и объединений, фондов, активного участия в федеральной программе "Дети России", реализации мероприятий территориальных и муниципальных программ, принятых в развитие областной, произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях.
Прекращен рост численности детей-инвалидов, организованы регулярные выплаты пособий более 8,9 тыс. семьям, воспитывающим детей-инвалидов, открыты учреждения, позволяющие реализовать право детей данной категории на получение полноценной реабилитации. Создаются условия для развития творческих возможностей детей-инвалидов, что является одним из способов их успешной адаптации в обществе.
Разработанная Концепция оздоровления и отдыха детей, благодаря организации круглогодичного отдыха, дала возможность увеличить количество ежегодно оздоравливаемых детей. Появились предпосылки для перехода всех ведомств на круглогодичное решение данного вопроса. Сохранена сеть детских оздоровительных учреждений.
Существующая сеть специализированных учреждений обеспечивает прием всех безнадзорных детей, для которых созданы соответствующие бытовые условия проживания. Организована доставка самовольно ушедших подростков к местам их постоянного проживания. Внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. В результате в области стабилизировалась обстановка с подростковой преступностью, наблюдается тенденция снижения количества преступлений, совершаемых подростками.
В области накоплен опыт выявления и развития талантливых и одаренных детей.
Одаренность выявляется на научных конференциях, олимпиадах, спартакиадах, конкурсах и других мероприятиях. Способствует выявлению и поддержке одаренных детей развитие сети гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением различных предметов, областных учреждений образования для одаренных детей, учреждений дополнительного образования.
Школьники Новосибирской области участвуют во всероссийских и международных олимпиадах и занимают призовые места.
Развитие такой формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как семейная воспитательная группа, принятие областного Закона "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" дали возможность увидеть явный результат работы по обеспечению права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
Существенно укреплена материальная база учреждений общественного воспитания. Многие детские дома, специализированные учреждения оснащены современным реабилитационным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.
Началась конкретная работа по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тем не менее еще остался ряд проблем, требующих незамедлительного решения.
В связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. В 2002 году по сравнению с 2001 годом количество родившихся в области детей увеличилось почти на 9 процентов, но превышение числа умерших над числом родившихся в среднем по области по-прежнему велико и составляет 1,5 раза.
Важнейшей проблемой является здоровье детей и подростков, которое в перспективе оказывает решающее значение на реализацию их репродуктивной функции. Только за последние 5 лет гинекологическая заболеваемость детей и подростков выросла в 7 раз. По данным прошедшей диспансеризации, только 35,1 процента детей города Новосибирска и 28,6 процента детей из районов области здоровы. Хроническими заболеваниями страдают 19 процентов детей в городе Новосибирске и 15,4 процента детей в районах области. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Недостаточное внимание уделяется организации питания детей раннего возраста в образовательных учреждениях.
Количество детей-инвалидов школьного возраста за последние 4 года увеличилось почти в 4 раза с 1845 детей в 1998 г. до 6415 детей в 2002 г. В 2001 г. интегрированно обучались в общеобразовательных школах 2748 детей-инвалидов, в 2003 году - 4805.
Сложившаяся ситуация требует, чтобы ребенок с ограниченными возможностями непрерывно находился под патронажем органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Основной задачей реабилитации является снятие ограничений, не позволяющих ребенку полноценно развиваться, обучаться, взаимодействовать с окружающим миром. Чем раньше начата реабилитация, тем она более эффективна. Поэтому очевидна необходимость развития сети именно детских учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями.
Существующая сеть реабилитационных учреждений в области позволяет осуществлять реабилитацию только 15 процентам нуждающихся в ней детей-инвалидов. Это ставит задачи по расширению сети реабилитационных учреждений, увеличению объема и повышения качества реабилитационных услуг, следовательно, актуализируются вопросы оснащения уже действующих и вновь открываемых отделений реабилитации, областных детских реабилитационных учреждений современным реабилитационным и спортивно-оздоровительным оборудованием.
Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорят о необходимости укрепления института семьи. На учете в органах социальной защиты населения на 1 января 2003 года состоит более 84 тысяч семей, в которых проживает около 144 тысяч детей. Центры социальной помощи семье и детям являются базовыми многопрофильными учреждениями, оказывающими комплекс разнообразных социальных услуг. Кроме областного центра социальной помощи семье и детям на 1 января 2003 года в области функционируют 7 территориальных и муниципальных центров. В 2002 году эти учреждения оказали более 69 тысяч различных социальных услуг почти 46 тысячам человек. Но осуществляемые меры не полностью удовлетворяют потребности семьи и детей. Объем социальных услуг ограничен. Слабая материально-техническая база учреждений, нехватка квалифицированных кадров не позволяют повышать эффективность деятельности учреждений. Решению этих проблем будет способствовать реализация мероприятий Программы.
Возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В 17 тысячах семей группы риска, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, проживает 30,5 тыс. детей. Из 8108 семей, находящихся в поле зрения специалистов ведомств профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как не обеспечивающих условий для воспитания своих детей, к 859 (11 процентов) родителям применялась крайняя мера - ходатайство перед судом о лишении или ограничении их в родительских правах. Из года в год растет число детей, изъятых из семей из-за реальной угрозы их жизни и здоровью. В 1998 году таких детей было 54, в 1999 г. - 80, в 2000 г. - 98, в 2001 - 116, в 2002 - 170. В связи с этим возникает необходимость в решении вопроса своевременного выявления семей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, проведения их социального патронажа. Одновременно следует развивать семейные формы устройства и воспитания детей через организацию различных форм поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на то, что в целом по области наблюдается стабилизация подростковой преступности, проблема детской преступности остается достаточно острой. В 2001 году зарегистрировано 4525 несовершеннолетних преступника, в 2002 г. - 3787. В течение 2002 года выявлено 1540 уголовных деяний несовершеннолетних, не достигнувших возраста уголовной ответственности. В центре временной изоляции несовершеннолетних (далее - ЦВИНП) курс реабилитации прошли 714 правонарушителей. Для направления в спецшколы в 2002 году в ЦВИНП поступило 33 подростка. В связи с недостаточным выделением средств на обучение детей в Омской и Чеховской спецшколах, на конец 2002 года не было исполнено 11 постановлений судов и ЦВИНП был вынужден вернуть их по месту жительства в связи с окончанием срока содержания.
В воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Новосибирской области содержится 240 воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет. Важную роль в воспитании несовершеннолетних преступников занимает организация их социальной реабилитации, в том числе обучение профессиональным навыкам. Для того чтобы реализовать это на базе Новосибирской воспитательной колонии, необходимо приобретение соответствующего оборудования.
Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2001 - 2002 гг. позволила снизить остроту проблемы детской безнадзорности. Мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности являются эффективной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Однако вновь созданные учреждения и отделения нуждаются в финансовой помощи и оснащении их оборудованием и мебелью. В связи с тем, что с 2001 года на областные специализированные учреждения системы социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возложены функции по перевозке к постоянному месту жительства несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских специализированных учреждений, появилась дополнительная потребность в приобретении транспортных средств. В 2004 - 2008 гг. планируется дальнейшее расширение сети учреждений (отделений), занимающихся профилактикой детской безнадзорности, внедрение на их базе технологий реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, реализация реабилитационных программ, в том числе "Теплый дом" на базе ОГУ "Областное транзитное специализированное учреждение для несовершеннолетних "Радуга", "Дети улиц", проведение совместных рейдов по своевременному выявлению безнадзорных детей, определению причин неблагополучия для принятия в дальнейшем адекватных мер по их социальной реабилитации. Необходимо завершить ремонт областных специализированных учреждений. В связи с этим часть программных мероприятий направлена именно на укрепление их материально-технической базы и оказание финансовой поддержки.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области постоянно растет. Обострилась проблема социального сиротства. В настоящее время в области 12313 официально выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организационная структура учреждений для детей-сирот остается традиционной и нуждается в создании новых форм устройства детей. Отсутствие у детей связей с родственниками, недостаточные контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.
Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям воспитанников и запросам рынка труда.
Дети-сироты, помещенные в детские дома, испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке.
Обострена проблема обеспечения учреждений станочным, спортивным, кухонным, банно-прачечным оборудованием, автотранспортом.
Требует совершенствования нормативно-правовое обеспечение охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства наиболее развитых, неординарно мыслящих, одаренных людей.
Но лишь в 15 районах сельской местности созданы классы с углубленным изучением предметов. Более 2000 способных школьников сельских районов не имеют возможности развиваться из-за удаленности, отсутствия подготовленных педагогических кадров, материальной базы, социального положения. Среди победителей областных предметных олимпиад, проводимых ежегодно, сельские школьники редко становятся победителями.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала Новосибирской области в современных сложных социально-экономических условиях необходима целевая поддержка учреждений и педагогов, работающих с одаренными детьми.
Стабильное финансирование круглогодичного отдыха и оздоровления детей позволит не только сохранить количественный уровень оздоравливаемых детей, но и увеличить количество детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления. Кроме того, появится реальная возможность укрепить материально-техническую базу учреждений, занимающихся оздоровлением детей, и, соответственно, повысить качество предоставляемых в них услуг. Увеличение финансирования почти в 2 раза приведет к увеличению оздоровленных детей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. С учетом удорожания стоимости путевок в ДОЛ их число в 2008 г. составит более 40 тыс. чел.
На территории Новосибирской области в условиях противоречия между нарастанием потребностей в социальной защите детей и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения необходим интегрированный подход к решению детских проблем. Этот подход явился определяющим в формировании Программы "Дети Новосибирской области". Новая Программа предусматривает реализацию прав ребенка на проживание в семье, на охрану здоровья и медико-социальную помощь, на участие в трудовой деятельности, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни, на социальную поддержку и т.д.
Основные идеи Программы:
опора на позитивное начало в духовном и физическом развитии детей, расширение психолого-педагогического и защитно-охранного воздействия на семью в большом и малом социуме;
укрепление и развитие сети учреждений, инициативных и общественных организаций, функционирование которых обеспечит решение многофункциональных задач выживания, защиты и развитие детских судеб в любой жизненной коллизии.
Мероприятия Программы сформированы с учетом следующих принципов:
интеграция;
целесообразность воздействия на личность ребенка или его семью;
преемственность реабилитационного, адаптационного и социализирующего воздействия на ребенка;
личностно-ориентированный подход к созданию для ребенка социокультурной среды;
определение приоритетов.
Программа предусматривает:
в сфере выживания детей - создание условий для снижения заболеваемости детей и детской инвалидности, для ослабления негативных последствий сиротства, оказание внимания сети специализированных служб и учреждений;
в сфере жизнеобеспечения детей - содействие в обеспечении условий для безопасного материнства и сохранения семейной среды, создание ее для детей, лишенных попечения родителей, обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих детей на воспитание;
в сфере развития детей - усиление профилактической и диагностической работы по раннему выявлению и коррекции отклонений у детей, обеспечение условий для развития интеллектуального потенциала и талантов детей.
Для реализации этих направлений необходимо участие в совместной деятельности взрослого и ребенка, а значит, Программа должна основываться на требованиях к профессиональной и социальной компетентности взрослых людей, которые проявляются в оптимальном уровне профессиональной деятельности, их личностной характеристике, высоком уровне профессионального общения и саморазвития.
Наконец, Программа предусматривает привлечение к детским проблемам и их решению широкого круга общественности, неправительственных организаций, предусматривая поддержку социально значимых проектов.

3. Основная цель и задачи Программы

Целью Программы является улучшение качества жизни и здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, а также государственная поддержка системы отдыха, оздоровления и занятости детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Для реализации указанных целей ставятся следующие задачи:
обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;
формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
реабилитация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями;
создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в семье.
В целом Программа позволит обеспечить реализацию единой региональной социальной политики в отношении детей, объединить усилия, средства и координировать деятельность всех заинтересованных структурных подразделений администрации области и общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи и детства.

4. Система программных мероприятий

Программа включает подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Одаренные дети", "Дети-сироты", "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков".
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
4.1. Подпрограмма "Здоровый ребенок"
Цель - создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской, младенческой, детской смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Задачи:
совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
внедрение современных технологий профилактики заболеваемости детей;
совершенствование лечебно-диагностической помощи беременным женщинам, новорожденным детям;
расширение медико-генетического консультирования семейных пар повышенного генетического риска;
улучшение качества диспансерного наблюдения за детьми и беременными женщинами;
укрепление и развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений материнства и детства, оснащение современным медицинским оборудованием.
4.2. Подпрограмма "Развитие социального обслуживания семьи и детей"
Цель - развитие системы социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения, всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации.
Задачи:
своевременное выявление и оказание социальной поддержки семьям с детьми, оказавшимся в кризисной ситуации;
поддержка семей, взявших на воспитание детей;
реализация мер по укреплению материально-технической базы центров социальной помощи семье и детям, отделений по работе с семьей и детьми при территориальных центрах социального обслуживания населения в районах и городах области;
научно-методическое и информационное обеспечение деятельности органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
повышение квалификации специалистов (педагогических, медицинских и социальных работников), работающих в системе социального обслуживания семьи и детей;
финансовая и организационно-методическая поддержка социально значимых проектов общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи, женщин и детей, семей;
совершенствование и внедрение новых эффективных социальных технологий в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Мероприятия предполагают использование различных форм социального обслуживания семьи и детей - нестационарной, полустационарной, стационарной и комплексной с учетом специфики потребностей клиентов и имеющихся ресурсов. Особое внимание уделено развитию и укреплению сети учреждений и отделений в районах, городах области, сельской местности с целью максимально возможного приближения их к месту жительства нуждающихся в социальной поддержке. Организационные мероприятия Программы смогут привлечь внимание и средства негосударственных объединений и организаций к решению проблем семьи, материнства и детства.
4.3. Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Цель - формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни, интеграции в общество.
Задачи:
создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов;
создание условий для воспитания детей-инвалидов в семье посредством обеспечения доступа к образованию, спорту, культуре;
обеспечение детей-инвалидов автотранспортом, техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов, развитие сети учреждений, отделений реабилитации, осуществление надомного обслуживания детей-инвалидов в районах и городах области.
4.4. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Цель - комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи:
совершенствование организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы, использование новых форм реабилитации несовершеннолетних, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;
создание условий для организации и проведения социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних, находящихся в заключении;
реализация мер по духовному и физическому развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.5. Подпрограмма "Одаренные дети"
Цель - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;
развитие системы классов и школ (особенно в селе) по работе с одаренными детьми;
ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми;
создание на областном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
В результате будет улучшена материальная и кадровая база образовательных учреждений по работе с одаренными детьми, в том числе учреждений, использующих новые технологии (прежде всего дистантные). Ежегодно будут выплачиваться стипендии одаренным детям - победителям олимпиад из социально незащищенных семей, будет обеспечиваться поддержка областных, всероссийских и международных предметных олимпиад.
4.6. Подпрограмма "Дети-сироты"
Цель - создание условий для личностного развития детей-сирот, подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:
осуществление мер по совершенствованию системы социализации детей-сирот, развитие семейных форм устройства, расширение социально-правовых гарантий, защита имущественных, жилищных и других интересов детей;
обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам;
укрепление материально-технической базы, создание оптимальных условий для организации быта в учреждениях системы образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров;
обеспечение координации действий государственных органов, общественных фондов, организаций по оказанию реальной помощи и поддержки в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выполнение мероприятий позволит осуществить комплекс мер по развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сокращению роста числа детей-сирот при живых родителях, создать систему мер по оказанию психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам, нормативно-правовому обеспечению охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также укрепить материально-техническую базу и совершенствовать систему подготовки кадров учреждений общественного воспитания, домов ребенка.
4.7. Подпрограмма "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков"
Цель - повышение эффективности системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, обеспечение необходимых условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.
Задачи:
сохранение и развитие сети детских оздоровительных учреждений, создание лагерей труда и отдыха, временных рабочих мест для детей в возрасте 14 - 18 лет;
создание условий для разработки и практической реализации социально значимых программ и проектов в сфере отдыха и оздоровления детей;
объединение возможностей предприятий, учреждений и организаций в интересах сохранения и рационального использования имеющихся у них детских лагерей, профилакториев, баз отдыха;
развитие различных организованных форм отдыха, оздоровления и занятости детей по месту жительства.
Мероприятия направлены на организацию оздоровления и отдыха детей в отделениях дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения районов и городов области, приобретение и удешевление стоимости путевок, оплату проезда к месту отдыха и обратно, оздоровление в местных санаториях и оздоровительных учреждениях, дотацию на усиленное питание детям. Кроме того, мероприятия подпрограммы должны обеспечить внедрение передовых педагогических технологий организации профильного отдыха и занятости детей, возрождение движения летней трудовой четверти среди школьников, создание малых форм занятости и временных объединений детей и учащейся молодежи.

5. Ресурсное обеспечение Программы

   ---------------------------T------------------------------------------------------¬

¦ Подпрограммы областной ¦ Объемы финансирования в тыс. рублей ¦
¦ целевой Программы ¦ из средств областного бюджета ¦
¦ +--------T--------T--------T--------T--------T---------+
¦ ¦ 2004 г.¦ 2005 г.¦ 2006 г.¦ 2007 г.¦ 2008 г.¦ Итого ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Здоровый ребенок" ¦ 7291,8¦ 7538,0¦ 8159,0¦ 4038,0¦ 3788,0¦ 30814,8¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Развитие социального ¦ 25240,0¦ 29092,0¦ 31835,0¦ 34607,0¦ 37850,0¦ 158624,0¦
¦обслуживания семьи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Дети-инвалиды" ¦ 23930,0¦ 27673,0¦ 28628,0¦ 30184,0¦ 31702,0¦ 142117,0¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Профилактика ¦ 42983,0¦ 37037,0¦ 36812,0¦ 35609,0¦ 34384,0¦ 186825,0¦
¦безнадзорности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правонарушений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦несовершеннолетних" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Одаренные дети" ¦ 7523,0¦ 7523,0¦ 7523,0¦ 7523,0¦ 7523,0¦ 37615,0¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Дети-сироты" ¦ 27033,5¦ 27133,5¦ 26833,5¦ 26833,5¦ 26833,5¦ 134667,5¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦"Организация ¦ 84271,0¦ 85596,0¦ 86995,0¦ 88468,0¦ 90097,0¦ 435427,0¦
¦оздоровления, отдыха и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятости детей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подростков", всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление ¦ 14800,0¦ 16016,0¦ 17266,0¦ 18610,0¦ 20065,0¦ 86757,0¦
¦социальной защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление ¦ 61785,0¦ 61785,0¦ 61785,0¦ 61785,0¦ 61785,0¦ 308925,0¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление ¦ 850,0¦ 910,0¦ 975,0¦ 1045,0¦ 1125,0¦ 4905,0¦
¦здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление ¦ 1235,0¦ 1235,0¦ 1235,0¦ 1235,0¦ 1235,0¦ 6175,0¦
¦физической культуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление культуры ¦ 996,0¦ 1040,0¦ 1114,0¦ 1163,0¦ 1247,0¦ 5560,0¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через управление ¦ 4500,0¦ 4500,0¦ 4500,0¦ 4500,0¦ 4500,0¦ 22500,0¦
¦начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦через Главное ¦ 105,0¦ 110,0¦ 120,0¦ 130,0¦ 140,0¦ 605,0¦
¦управление внутренних дел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦ИТОГО ¦218272,3¦221592,5¦226785,5¦227262,5¦232177,5¦1126090,3¦
L--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+----------


Сводные финансовые затраты в ценах 2003 года
в тыс. рублей

   ---------------------------T---------T--------------------------------------------¬

¦ Источники и направления ¦ Всего ¦ В том числе по годам ¦
¦ расходов ¦ +--------T--------T--------T--------T--------+
¦ ¦ ¦ 2004 г.¦ 2005 г.¦ 2006 г.¦ 2007 г.¦ 2008 г.¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦ВСЕГО ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ ¦2099572,3¦412721,3¦412657,5¦421424,5¦422875,5¦429893,5¦
¦в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦федерального бюджета ¦ 972232,0¦194199,0¦190815,0¦194389,0¦195363,0¦197466,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦областного бюджета ¦1126090,3¦218272,3¦221592,5¦226785,5¦227262,5¦232177,5¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетных источников ¦ 1250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ¦ 11000,0¦ 3000,0¦ 3000,0¦ 2000,0¦ 2000,0¦ 1000,0¦
¦в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦федерального бюджета ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦областного бюджета ¦ 11000,0¦ 3000,0¦ 3000,0¦ 2000,0¦ 2000,0¦ 1000,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетных источников ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦НИОКР ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
¦в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦федерального бюджета ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦областного бюджета ¦ 171,0¦ 30,0¦ 32,0¦ 34,0¦ 36,0¦ 39,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетных источников ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦ПРОЧИЕ РАСХОДЫ ¦2088572,3¦409721,3¦409657,5¦419424,5¦420875,5¦428893,5¦
¦в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦федерального бюджета ¦ 972232,0¦194199,0¦190815,0¦194389,0¦195363,0¦197466,0¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦областного бюджета ¦1114919,3¦215242,3¦218560,5¦224751,5¦225226,5¦231138,5¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетных источников ¦ 1250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦ 250,0¦
L--------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+---------


Заказчик Программы вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами. При утверждении расходов на очередной финансовый год будут учитываться возможности областного бюджета.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Здоровый ребенок", позволит:
усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности лечебно-профилактических учреждений по сохранению и укреплению здоровья матерей и детей;
обеспечить своевременную, качественную и доступную медицинскую помощь населению сельских районов области;
улучшить качество оказания медицинской помощи женщинам с нарушенной репродуктивной функцией, беременным женщинам, роженицам, детям и подросткам;
обеспечить внедрение современных технологий реанимации новорожденных, ранней диагностики болезней и реабилитации детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также детей-инвалидов;
усовершенствовать организацию и повысить качество питания детей раннего возраста, школьников, больных детей;
улучшить основные показатели, характеризующие состояние здоровья детей, снизить материнскую и младенческую смертность, заболеваемость и инвалидность детей и подростков;
улучшить информированность населения по вопросам гигиены, здорового образа жизни, планирования семьи;
осуществить фундаментальные и прикладные научные разработки по актуальным вопросам педиатрии и акушерства.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Развитие социального обслуживания семьи и детей", позволит:
издать и распространить не менее 500 экземпляров ежегодных докладов о положении семьи, женщин и детей в Новосибирской области, других информационно-методических материалов, что обеспечит 1500 специалистов, работающих с семьей и детьми, информацией о результатах научных исследований в социальной сфере;
оказать ежегодно помощь общественным объединениям, занимающимся социальными вопросами семьи, женщин и детей, а также негосударственным предприятиям, учреждениям, другим организациям на конкурсной основе;
обеспечить многообразие форм работы с семьей, привлечь волонтеров, спонсорские средства и благотворительную помощь, в конечном итоге увеличить число семей с детьми, получивших социальные услуги, до 50000 человек;
оказать материальную поддержку 5000 тыс. семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепить и развить материально-техническую базу областного и 7 территориальных центров социальной помощи семье и детям (гг. Барабинск, Бердск, Куйбышев, Татарск, Новосибирск, Кочковский и Сузунский районы), 36-ти действующих отделений социальной помощи семье и детям при территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН);
повысить эффективность реабилитационного процесса, увеличить количество "кризисных" семей, охваченных социальным патронажем, до 6 тыс.;
привлечь внимание негосударственных объединений и организаций к решению проблем семей и детей посредством совместного проведения мероприятий, что позволит использовать дополнительные средства на реализацию программных мероприятий;
обеспечить возможность внедрения и отработки новейших социальных технологий, расширения спектра социальных услуг и обеспечить их территориальную доступность для населения;
повысить квалификацию около 200 специалистов по работе с семьей и детьми, что улучшит качество работы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" позволит:
развить сеть учреждений, работающих с семьей и детьми, укрепить их материально-техническую базу, ежегодно проводить реабилитационные мероприятия более 2,6 тысячам детей-инвалидов на базе областных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, 5 - 7 тысячам детей этой категории - на базе отделений реабилитации территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров социального обслуживания населения районов и городов области, г. Новосибирска, повысить качество обслуживания в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
повысить доступность реабилитационных мероприятий путем организации надомного обслуживания детей-инвалидов, создания безбарьерного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что будет способствовать возможности проведения реабилитационных мероприятий на дому около 500 детям-инвалидам. Это снизит затраты на оказание материальной помощи данным семьям за счет трудоустройства родителей и получения семьями дополнительного дохода;
поддержать учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, проводить реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов на базе образовательных, лечебных, культурных спортивных учреждений, осуществляя их педагогическую, медицинскую, творческую и спортивную реабилитацию на более высоком уровне;
предоставить детям с нарушениями зрения услуги справочной службы "Ищу помощи", создаваемой для консультирования родителей детей-инвалидов на базе Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, услуги учебно-консультационного центра "Детское время". Организуемый родительский университет раннего вмешательства для детей с дефектами зрения окажет помощь их родителям;
провести фестивали и культурно-спортивные праздники для детей с ограниченными возможностями, что обеспечит участие 1500 таких детей в творческой и спортивной жизни;
оказать поддержку институту социальной реабилитации НГТУ, организовать непрерывную реабилитацию детей и подростков с нарушениями слуха и речи, начиная с дошкольного возраста и заканчивая их трудоустройством;
своевременно обеспечить спецавтотранспортом 50 семей детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
обеспечить устройствами для кохлеарной имплантации в качестве технических средств реабилитации 13 детей с тяжелыми нарушениями слуха и тотальной глухотой;
выплачивать своевременно ежемесячные дотации на питание детям с онкогематологическими заболеваниями и инсулинозависимой формой сахарного диабета, пособия семьям с детьми инвалидами, проживающими на территории Новосибирской области;
провести реконструкцию и оснащение реабилитационным оборудованием областного реабилитационно-оздоровительного центра для детей и подростков "Морской залив", что позволит проводить на его базе реабилитацию 1500 детей ежегодно.
Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит:
увеличить в 1,5 раза количество детей, проходящих реабилитацию в областных и территориальных специализированных учреждениях (около 5 тыс. детей);
завершить в Новосибирской области построение модели комплекса социальной помощи семье и детям, обеспечить адресность предоставления услуг детям из семей "группы риска", улучшить их качество;
увеличить количество и виды услуг, оказываемых детям и подросткам, находящимся в социально опасном положении, путем проведения профильных смен для такой категории детей и реализации проекта "Теплый дом" на базе областного государственного учреждения "Областное транзитное специализированное учреждение для несовершеннолетних "Радуга", ежегодно осуществлять на базе этого учреждения реабилитацию 360 несовершеннолетних;
увеличить количество мест в учреждениях, предоставляющих услуги детям, расширить доступ к получению дополнительного образования, обеспечить занятость учащихся профессиональных училищ и лицеев во внеурочное время;
ежегодно привлекать к трудовой деятельности около 200 "трудных" подростков, склонных к совершению правонарушений, нигде не учащихся и не работающих;
решать вопросы адаптации и интеграции в общество 300 воспитанников детской воспитательной колонии.
Реализация мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" позволит:
обеспечить возможность для 1000 учащихся области принять участие в предметных олимпиадах;
840 школьникам принять участие в областном туре олимпиад;
700 учащимся принять участие в зональных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях;
поддержать 300 одаренных детей из социально незащищенных слоев населения через вручение стипендий;
обеспечить участие 1200 школьников в каникулярных профильных сменах на базе действующих образовательных учреждений и оздоровительных лагерей;
издать не менее 1800 экземпляров методических материалов для педагогов по работе с одаренными детьми и сборников работ одаренных детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" позволит:
улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот;
создать необходимые условия социализации воспитанников, подготовки их к самостоятельной жизни;
развить новые формы устройства детей-сирот в семьи граждан, что снизит численность воспитанников детских домов, обеспечит их социальную защищенность;
провести трудовую, допрофессиональную подготовку, что даст возможность осознанного выбора профессии;
укрепить материально-техническую базу учреждений, создать оптимальные условия для организации быта и развития личности детей-сирот, воспитывающихся вне семьи.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков", позволит:
увеличить на одну треть численность детей, занятых различными формами отдыха, оздоровления и занятости;
расширить сеть детских оздоровительных лагерей различного вида до 100 единиц;
создать до 3600 единиц временных трудовых объединений;
оздоровить 23500 детей и подростков (16,3 процента от общего количества детей, состоящих на учете) на базе отделений дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения, областных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в стационарных оздоровительных лагерях, находящихся в ведении органов социальной защиты населения;
ежегодно привлекать к активному отдыху, оздоровлению, участию в реабилитационных мероприятиях более 1000 детей, находящихся в социально опасном положении;
оздоровить 700 детей на базе оздоровительных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
обеспечить усиленным питанием, обогащенным фруктами, овощами, натуральными соками, воспитанников детских домов-интернатов, являющихся инвалидами 1-й и 2-й групп, не имеющих возможности оздоравливаться в загородных учреждениях;
сохранить инфраструктуру загородного отдыха и оздоровления при помощи государственных инвестиций, организовать полноценный отдых детям и подросткам, укрепить их здоровье, развить их разносторонние способности, создать новые формы личностного развития ребенка, его воспитания и общения;
оздоровить на базе детских оздоровительных учреждений около 5 тыс. детей-сирот.

7. Контроль за ходом реализации Программы

Координацию работы по реализации Программы осуществляет управление социальной защиты населения администрации области. Координация исполнения Программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие структурные подразделения администрации области: управление социальной защиты населения, управление образования, управление здравоохранения, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий Программы, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям-исполнителям отдельных мероприятий Программы.
Основной механизм выполнения Программы - ежеквартальное утверждение заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Исполнители Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей.
При необходимости исполнители Программы вносят в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляют заместители главы администрации области. Координационный совет по вопросам семьи, женщин и детей при главе администрации области, созданный Постановлением главы администрации области от 2 июня 2000 года № 440, ежегодно рассматривает на своих заседаниях ход реализации Программы.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений. Контроль за исполнением Программы включает: ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств, контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений, контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru