РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.09.2003 № 983-Р
"ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 сентября 2003 г. № 983-р
ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ
В соответствии с Распоряжением главы администрации области от 31.03.2003 № 218-р "О разработке проекта областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 - 2006 годы" и в целях улучшения положения пожилых граждан на территории Новосибирской области, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности:
1. Одобрить прилагаемую областную целевую программу "Старшее поколение" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа).
2. Управлению социальной защиты населения администрации области (Пыхтин С.И.) в десятидневный срок направить Программу в областной Совет депутатов на утверждение.
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
Одобрена
Распоряжением
главы администрации области
от 22.09.2003 № 983-р
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НА 2004 - 2008 ГОДЫ
---------------------T--------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Областная целевая программа "Старшее ¦
¦Программы ¦поколение" на 2004 - 2008 годы ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Наименование, дата ¦Распоряжение главы администрации области ¦
¦и номер ¦от 31.03.2003 № 218-р "О разработке проекта ¦
¦нормативного акта о ¦областной целевой программы "Старшее ¦
¦разработке Программы¦поколение" на 2004 - 2008 годы" ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Государственный ¦Администрация Новосибирской области ¦
¦заказчик Программы ¦ ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Исполнитель ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦Программы ¦администрации области, управление ¦
¦ ¦здравоохранения администрации области ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Руководитель ¦Пыхтин С.И. - начальник управления ¦
¦Программы ¦социальной защиты населения администрации ¦
¦ ¦Новосибирской области ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель: создание условий для улучшения ¦
¦Программы. ¦социального положения пожилых людей и ¦
¦Важнейшие целевые ¦активного их участия в социальном развитии ¦
¦показатели ¦Новосибирской области. ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦организационно-методическое обеспечение ¦
¦ ¦деятельности системы социального ¦
¦ ¦обслуживания пожилых граждан; ¦
¦ ¦развитие сети учреждений социального ¦
¦ ¦обслуживания, ¦
¦ ¦развитие и укрепление материальной базы ¦
¦ ¦стационарных и нестационарных учреждений ¦
¦ ¦социального обслуживания; ¦
¦ ¦укрепление материальной базы лечебных ¦
¦ ¦учреждений, занимающихся профилактикой и ¦
¦ ¦лечением пожилых граждан; ¦
¦ ¦обеспечение доступности пожилых людей к ¦
¦ ¦медицинской помощи, дорогостоящему ¦
¦ ¦лекарственному обеспечению; ¦
¦ ¦повышение качества социально-медицинского ¦
¦ ¦обслуживания и реабилитации граждан ¦
¦ ¦пожилого возраста; ¦
¦ ¦содействие активному участию пожилых ¦
¦ ¦граждан в жизни общества; ¦
¦ ¦укрепление взаимодействия с общественными ¦
¦ ¦ветеранскими и другими организациями, ¦
¦ ¦развитие волонтерского движения; ¦
¦ ¦организация и проведение мероприятий, ¦
¦ ¦посвященных 60-летию Победы в Великой ¦
¦ ¦Отечественной войне ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2004 - 2008 годы. ¦
¦Программы. ¦Управление социальной защиты населения ¦
¦Исполнители ¦администрации области, управление ¦
¦основных мероприятий¦здравоохранения администрации области, ¦
¦ ¦управление культуры администрации области, ¦
¦ ¦управление науки, высшего среднего ¦
¦ ¦профессионального образования и технологий ¦
¦ ¦администрации области, территориальные ¦
¦ ¦администрации районов и органы местного ¦
¦ ¦самоуправления городов области ¦
+--------------------+------T-------T-------T------------T--------+
¦Объем и источники ¦Период¦Феде- ¦Област-¦Внебюджетные¦ Всего ¦
¦финансирования ¦(гг.) ¦ральный¦ной ¦ источники ¦ ¦
¦(с расшифровкой по ¦ ¦бюджет ¦бюджет ¦ ¦ ¦
¦годам и источникам +------+-------+-------+------------+--------+
¦в тыс. рублей) ¦2004 -¦ 26000¦ 113186¦ 41022¦ 180208¦
¦ ¦2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------+-------+-------+------------+--------+
¦ ¦2004 ¦ 8500¦ 20090¦ 7002¦ 35592¦
¦ +------+-------+-------+------------+--------+
¦ ¦2005 ¦ 10500¦ 33660¦ 9090¦ 53250¦
¦ +------+-------+-------+------------+--------+
¦ ¦2006 ¦ 6000¦ 25872¦ 8460¦ 40332¦
¦ +------+-------+-------+------------+--------+
¦ ¦2007 ¦ 1000¦ 17432¦ 7860¦ 26292¦
¦ +------+-------+-------+------------+--------+
¦ ¦2008 ¦ ¦ 16132¦ 8610¦ 24742¦
+--------------------+------+-------+-------+------------+--------+
¦Ожидаемые конечные ¦Усиление защиты прав и законных интересов ¦
¦результаты ¦пожилых людей; ¦
¦реализации Программы¦формирование современной ¦
¦ ¦научно-методической основы деятельности ¦
¦ ¦учреждений, оказывающих услуги пожилым ¦
¦ ¦гражданам, и укрепление их материально- ¦
¦ ¦технической базы; ¦
¦ ¦повышение уровня и качества социального ¦
¦ ¦обслуживания пожилых людей, приближение ¦
¦ ¦состава и объема социальных услуг к их ¦
¦ ¦потребностям; ¦
¦ ¦снижение заболеваемости сердечно- ¦
¦ ¦сосудистыми заболеваниями: ишемической ¦
¦ ¦болезнью, мозговыми инсультами; ¦
¦ ¦повышение осведомленности и ¦
¦ ¦информированности лиц старших возрастов о ¦
¦ ¦ранней диагностике и наличии ¦
¦ ¦сердечно-сосудистых и онкологических ¦
¦ ¦заболеваний; ¦
¦ ¦повышение уровня социальной адаптации ¦
¦ ¦пожилых людей и упрочение социальных связей;¦
¦ ¦повышение средней продолжительности жизни ¦
¦ ¦пожилых людей; ¦
¦ ¦усиление активности общественных ¦
¦ ¦ветеранских организаций ¦
+--------------------+--------------------------------------------+
¦Сумма финансовых ¦Не требуется ¦
¦затрат на ¦ ¦
¦разработку проекта ¦ ¦
¦программы и ¦ ¦
¦источники их ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦
L--------------------+---------------------------------------------
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и
сфера действия Программы
Объект - граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие на территории Новосибирской области, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения и негосударственные организации, занимающиеся социальными вопросами пожилых граждан и ветеранов.
Предмет регулирования - создание условий для улучшения социального положения пожилых людей и активного их участия в социальном развитии Новосибирской области.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативно-правовая база
(обоснование разработки Программы)
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
Решение Второй Всемирной ассамблеи ООН по проблемам старения от 8 апреля 2002 г. (Испания, Мадрид);
Федеральный закон от 02.01.2000 № 40-ФЗ "О ветеранах";
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О ветеранах" подписан 12.01.1995 и имеет № 5-ФЗ, а не 02.01.2000 и № 40-ФЗ. Указанные реквизиты имеет Федеральный закон, изложивший Федеральный закон "О ветеранах" в новой редакции.
Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2002 № 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.96 № 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами";
Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.10.93 № 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов";
Закон Новосибирской области от 05.12.95 № 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области";
Закон Новосибирской области от 25.07.2003 № 127-ОЗ "О ветеранах труда Новосибирской области";
Постановление главы администрации области от 27.02.96 № 102 "Об областном Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными средствами
Пожилые люди составляют одну из больших социальных групп, требующих к себе повышенного и постоянного внимания. Одной из особенностей современной демографической ситуации является постоянная тенденция роста численности лиц пожилого возраста. По данным переписи 1939 года, лишь 9 процентов населения приходилось на долю лиц старше трудоспособного возраста. За последние годы социально-демографические характеристики старения населения в Новосибирской области претерпели определенные изменения. В Новосибирской области на 01.01.2003 проживало 559,0 тыс. граждан старше пенсионного возраста, что составило 20,4 процента от общей численности населения, а по Российской Федерации - превысила 18 процентов.
Доля данной возрастной группы в общей численности населения области увеличилась за 10 лет на 3,7 процента.
В настоящее время удельный вес пожилых людей растет и прогнозируется его динамичное увеличение в 2008 году до 26 процентов.
В силу возрастных особенностей и низкого размера пенсий пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы и трудности. Известное ослабление морально-этических норм и ценностей в обществе привело к "социальному сиротству" многих граждан старшего поколения, которые не получают помощи от родственников трудоспособного возраста.
Снижение возможностей лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения сказывается, прежде всего, на здоровье граждан старшего поколения. Дороговизна лекарственных средств препятствует их эффективному лечению.
Все это обуславливает необходимость формирования и развития на уровне области политики в отношении граждан старшего поколения, которая должна обеспечить им социально приемлемый уровень жизни, доступность и высокое качество социально-медицинских услуг и активное долголетие.
На территории области практически в полном объеме предоставляются льготы, предусмотренные в Федеральном законе "О ветеранах". На их реализацию в 2003 году в областном и муниципальных бюджетах запланировано более 1,574 млн. рублей. Принят областной Закон "О ветеранах труда Новосибирской области", в соответствии с которым более 49 тыс. человек получат дополнительно меры социальной поддержки.
Активно реализуется областная целевая программа "Социальная защита населения Новосибирской области" (раздел "Старшее поколение"), в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.
В результате реализации этой Программы за два года (2001 - 2002) открыты дополнительно: 4 отделения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов на дому (число обслуживаемых - 320 чел.), 16 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому (число обслуживаемых - 96 чел.), 10 отделений милосердия на 185 мест; 8 специальных домов на 182 квартиры. Укреплена материально-техническая база существующих учреждений социального обслуживания, проводилось их оснащение новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста. За 2001 - 2002 годы на реализацию этого раздела Программы выделено 5907,0 тыс. рублей.
Во всех районах области создана и действует сеть учреждений социального обслуживания населения. Получили дальнейшее развитие формы полустационарного социального обслуживания по месту проживания пожилых граждан: отделения милосердия, отделения дневного пребывания, специальные дома для одиноких пожилых граждан. Социальное обслуживание пожилых людей в этих учреждениях является наиболее эффективным, поскольку позволяет сохранить ветеранам привычную среду обитания, круг общения и оптимально использовать бюджетные средства. В социальных учреждениях ежегодно получают различные виды социальной помощи свыше 22,5 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
В области активно внедряется методика "Сдерживание темпов естественно-биологического старения", отрабатываются и внедряются новые технологии по работе с пожилыми людьми в 128 социальных клубах общения по месту жительства.
Вместе с тем следует отметить, что увеличивается количество одиноких пожилых людей и инвалидов, полностью или частично потерявших способность к самообслуживанию, и, следовательно, увеличивается потребность в надомном и стационарном социальном обслуживании этих граждан.
На 01.07.2003 потребность в надомном обслуживании составляла более 700 человек, очередность в отделения милосердия - более 400 человек, в дома-интернаты общего типа - 380 человек, в специальные дома для одиноких престарелых - 600 человек. По прогнозам на 2004 - 2008 гг. дефицит мест в отделениях милосердия составит на 920 человек, в домах-интернатах общего типа - на 800 человек, в специальных домах - на 400 человек.
В связи с этим возрастает необходимость развития новых и укрепления базы существующих учреждений, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
В качестве приоритетов в Программе определены следующие направления в развитии нестационарного социального обслуживания:
развитие сети учреждений по оказанию комплексных медико-социальных и бытовых услуг одиноким пожилым людям, не имеющим поддержки семьи;
осуществление мер по укреплению материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов;
применение эффективных социальных технологий, направленных на активизацию самих граждан старшего поколения, реализацию их внутреннего потенциала в целях обеспечения их независимости и достоинства;
повышение качества социального обслуживания.
В области действует 12 областных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе: 5 домов-интернатов общего типа, 6 психоневрологических интернатов и областной Дом милосердия, где постоянно проживает более 3650 человек.
В последние годы на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений, а также повышение качества оказания услуг проживающим в них гражданам из всех источников финансирования направлены значительные средства.
Открыто отделение милосердия Каменского психоневрологического интерната, где сегодня обслуживается 50 человек.
За счет помещения муниципальной городской больницы № 14 города Новосибирска расширена база областного Дома милосердия, где в результате реконструкции дополнительно планируется открыть 100 мест, в том числе для пожилых людей без определенного места жительства.
Начат капитальный ремонт здания детского сада в с. Белоярка Мошковского района с целью создания на его базе отделения милосердия Успенского психоневрологического интерната на 45 мест.
Завершено создание отделений милосердия для граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, в которых в настоящее время обслуживается более 1120 человек, т.е. 27 процентов от числа граждан, проживающих в учреждениях.
Получила дальнейшее развитие в стационарах и система социальной реабилитации граждан: в 8 из 11 домов-интернатов созданы отделения социальной реабилитации.
Однако следует учитывать и то, что основное количество жилых корпусов областных стационарных учреждений построено более 40 лет назад и поэтому их материально-техническая база нуждается в значительном обновлении и укреплении.
Острой проблемой является расширение и полное переоснащение лечебно-производственных мастерских областных стационарных учреждений.
Приоритетными направлениями развития и укрепления стационарных учреждений социального обслуживания на период с 2004 по 2008 годы являются:
оказание содействия в проведении капитального ремонта областных стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
участие в обеспечении стационаров медицинским, технологическим, реабилитационным оборудованием;
отработка и внедрение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях;
создание условий для активного участия граждан пожилого возраста в общественной и культурной жизни.
Эти мероприятия должны обеспечить более полное удовлетворение индивидуальных потребностей пожилых граждан, повышение качества оказываемых им социальных услуг.
Уровень заболеваемости пожилых людей в 2 раза, а старческого возраста в 6 раз выше, в сравнении с уровнем заболеваемости лиц молодых возрастов.
Поэтому возрастают потребности в оказании медицинской помощи. Особенностью лиц пожилого возраста является наличие сочетанной патологии и заболеваний, присущих лицам пожилого возраста: органов зрения, заболеваний органов слуха, полости рта, и в связи с чем возникает необходимость различных видов протезирования.
Так, в областном центре патологии слуха и слухопротезирования в настоящее время зарегистрировано около 1200 лиц пожилого возраста.
В структуре заболеваемости костно-мышечной системы лиц пожилого возраста ведущее место занимают дегенеративные изменения тазобедренного сустава. В структуре инвалидности среди лиц пожилого возраста 25 процентов составляют дегенеративные изменения тазобедренного сустава. В области в эндопротезировании нуждаются 500 человек пожилого возраста. В Новосибирской области болезни сердечно-сосудистой системы в структуре смертности населения занимают первое место (50,6 процента).
Приобретение лекарственных препаратов для ветеранов войны ежегодно предусматривается в областной целевой программе "Льготный рецепт".
Больным старше 65 лет необходимо более 25 процентов всех лекарственных препаратов, но они не имеют возможности приобрести дорогостоящие лекарства.
В настоящее время широкое распространение получило внедрение метода использования однокомпонентных гомеопатических средств. Клинико-эпидемические исследования показывают, что в пожилом и старческом возрасте для большинства болезней характерны малая выраженность, необычность клинических проявлений и большая частота побочных реакций на прием лекарственных препаратов. Гомеопатические препараты не обладают субстратно-токсическими свойствами и имеют множество преимуществ.
Учитывая высокий уровень и темпы старения населения, снижение качества их жизни, социальную неприспособленность в современных условиях, возникла острая необходимость в создании системы социокультурной работы с пожилыми людьми.
Управление социальной защиты населения администрации области на протяжении последних пяти лет активно сотрудничает с Новосибирским областным комитетом Российского Красного Креста, Новосибирской областной организацией ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов, областным комитетом ветеранов войн и военной службы, Новосибирским союзом бывших малолетних узников фашизма, областной общественной организацией инвалидов и пенсионеров "Блокадник", общественной организацией "Союз репрессированных", Новосибирской региональной общественной организацией "Общество инвалидов-ветеранов" и другими. Эти организации играют большую роль в защите прав и интересов ветеранов, пожилых людей, но нуждаются в организационной и финансовой поддержке.
Областная целевая программа "Старшее поколение" на 2004 - 2008 годы разработана во исполнение Распоряжения главы администрации области от 31 марта 2003 года № 218-р.
Программа подготовлена управлением социальной защиты населения администрации области при участии заинтересованных структурных подразделений администрации области и общественных организаций.
3. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - реализация государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, создание условий для улучшения социального положения пожилых людей и их активной жизнедеятельности.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг, приближение объемов и видов социального обслуживания к потребностям пожилых граждан;
укрепление материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания, внедрение новых технологий социального обслуживания пожилых людей;
укрепление базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечение доступности медицинской помощи, лекарственных препаратов лицам пожилого возраста;
улучшение условий проживания пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания, повышение качества медико-социальной помощи и реабилитации;
содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, негосударственных организаций;
укрепление взаимодействия с общественными объединениями и негосударственными организациями.
4. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий (приложение 1) включает 5 разделов: "Меры по улучшению социального обслуживания граждан старшего поколения", "Обеспечение гериатрической помощи гражданам пожилого возраста", "Мероприятия по подготовке и проведению 60-летия Победы в Великой Отечественной войне", "Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной и культурной жизни", "Социальное партнерство".
Раздел 1. Меры по улучшению социального обслуживания граждан старшего поколения
Планируется дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания в городах и районах области, укрепление их материально-технической базы, повышение качества социальных услуг, предоставляемых гражданам старшего поколения. Предполагается дальнейшее развитие областного геронтологического центра.
В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей планируется строительство дополнительных корпусов, создание отделений милосердия, а также более комфортных условий проживания для ветеранов войны, организация качественной социально-медицинской помощи и реабилитации. Для этого планируется укрепить материально-техническую базу учреждений, провести капитальный ремонт, организовать работу по обучению кадров.
Предусмотрено проведение мониторинга по социальному самочувствию граждан пожилого возраста. Запланировано осуществить подготовку аналитического доклада "О положении граждан старшего поколения в Новосибирской области", разработать методические материалы по новым технологиям социального обслуживания пожилых людей.
Раздел 2. Обеспечение гериатрической помощи гражданам пожилого возраста
Положительным эффектом в предупреждении и лечении заболеваний в пожилом возрасте будет являться реализация мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Предусмотрены мероприятия по оснащению медицинским оборудованием госпиталей ветеранов войны и труда № 1, 2, 3, открытие областного гериатрического центра, приобретение оборудования для областного центра патологии слуха и слухопротезирования, обеспечение дорогостоящими лекарствами граждан старшего возраста.
Раздел 3. Мероприятия по подготовке и проведению 60-летия Победы в Великой Отечественной войне
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне предусмотрено проведение съезда женщин - участниц Великой Отечественной войны, конференции "Тыл - фронту", торжественного заседания актива женских ветеранских общественных организаций "Я люблю тебя, Россия" и других мероприятий.
Раздел 4. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной и культурной жизни
Предполагается оказать поддержку областному культурно-методическому центру, провести цикл радио- и телевизионных передач, организовать проведение Дня Победы, Международного дня пожилых людей и других памятных дат.
Работа Народного факультета НГТУ поможет пенсионерам определить пути выхода из различных жизненных ситуаций, обрести адекватное понимание себя и общества, найти новые ориентиры в современной жизни. Обозначенные мероприятия создадут систему социокультурной работы с пожилыми людьми, что будет содействовать социально-экономической и морально-психологической помощи.
Раздел 5. Социальное партнерство
Раздел предусматривает сотрудничество с негосударственными и ветеранскими общественными организациями, повышение их активности в работе с пожилыми гражданами.
Планируется поддержка Новосибирского областного совета ветеранов в организации его уставной деятельности, помощь активу общественных организаций в подписке на газету "Достоинство", поддержка аптечной сети общества инвалидов-ветеранов.
Внедрение гомеопатического метода лечения повысит уровень медицинской помощи социально незащищенных групп населения, качества их жизни при минимальных затратах.
В раздел включено мероприятие, направленное на оказание услуг по адаптации и реабилитации пожилых граждан на базе Центра социальной адаптации.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через ее заказчика - управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области.
Мероприятия Программы финансируются за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
При утверждении Программы на очередной финансовый год будут учитываться возможности областного бюджета.
Заказчик Программы вправе перераспределить финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
Кроме средств областного бюджета за счет организационных мероприятий Программы планируется привлечь для решения социальных проблем средства федерального бюджета, внебюджетных фондов на общую сумму 67022 тыс. рублей, в том числе: в 2004 году - 15502 тыс. рублей, 2005 году - 19590 тыс. рублей, 2006 г. - 14460 тыс. рублей, 2007 году - 8860,0 тыс. рублей, 2008 году - 8610 тыс. рублей.
При утверждении расходов на очередной финансовый год будут учитываться возможности областного бюджета.
Сводные финансовые затраты и источники финансирования приведены в приложении 2.
Сводные затраты материально-технического обеспечения приведены в приложении 3.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, сокращение очереди на получение мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому.
Реализация мероприятий Программы позволит:
усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;
улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им социальных услуг, в том числе социально-бытовых услуг - 400 чел., обеспечение социальным жильем - 700 чел., социально-медицинских услуг - 420 чел., повысить качество обслуживания более 2000 чел;
способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа: 17 отделений милосердия, 11 специальных домов для одиноких престарелых, 8 домов-интернатов малой вместимости. Развитие нестационарных форм обслуживания позволит в сельской местности создать дополнительно 170 рабочих мест (преимущественно для женщин - 90 процентов);
сократить очередность в областные стационарные учреждения на 1120 человек;
за счет внедрения нестационарных форм обслуживания пожилых граждан получить экономический эффект - 1907,0 тыс. рублей в месяц, или 22900,0 тыс. рублей в год;
улучшить условия проживания в стационарных учреждениях 3650 гражданам старшего поколения;
снизить сердечно-сосудистые заболевания: ишемическую болезнь сердца на 3 - 4 процента, мозговые инсульты на 7 - 8 процентов, предупредить возникновение осложнений хронических заболеваний у лиц старшего возраста;
увеличить продолжительность жизни лиц старших возрастов;
оздоровить 12400 граждан пожилого возраста;
обеспечить дополнительные условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала граждан старшего поколения;
обеспечить широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
улучшить семейные отношения, участвовать пожилым людям в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
усилить координацию деятельности администрации области и территориальных администраций и муниципальных образований по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.
7. Контроль за ходом реализации Программы
После утверждения Программы управление социальной защиты населения администрации области обеспечивается финансовыми ресурсами, предусмотренными областным бюджетом, и осуществляет функции, права и обязанности заказчика.
Основной механизм выполнения Программы - ежегодное утверждение планов программных мероприятий.
Координация исполнителя Программы по каждому разделу возлагается на управление социальной защиты населения администрации области.
Управление реализацией Программы осуществляет управление социальной защиты населения администрации области.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий и состав исполнителей.
При необходимости заказчик программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Заказчик ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет в ГлавПЭУ департамента экономического развития и промышленности администрации области информацию о ходе исполнения Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области и областной Совет депутатов.
Контроль за исполнением Программы включает:
периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств;
контроль за сроками выполнения контрактов и соглашений;
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Условные сокращения:
ОБ - областной бюджет;
ФБ - федеральный бюджет;
УСЗН - управление социальной защиты населения администрации области;
УЗО - управление здравоохранения администрации области;
УК - управление культуры администрации области;
УНВСПОиТ - управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации области;
ДСАиДК - департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса администрации области.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Старшее поколение"
на 2004 - 2008 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Раздел 1. Меры по улучшению социального обслуживания
граждан старшего поколения
1.1. Развитие инфраструктуры социального обслуживания
пожилых и инвалидов в городах и районах области