Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"УБЫТОЧНЫЙ БИЗНЕС НЕ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА"
(информация подготовлена УФНС РФ по НСО)

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 43, 03.11.2007






УБЫТОЧНЫЙ БИЗНЕС НЕ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ
ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В Новосибирской области около 7 тысяч предприятий в целях налогообложения отражают убытки, совокупная величина которых за 2006 год составила 5,5 миллиарда рублей. Кроме того, 18 миллиардов рублей отражены в составе убытков предыдущих налоговых периодов, подлежащих переносу на будущее.
Одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов Новосибирской области в 2007 году стала работа с убыточными организациями, основными задачами которой являются контроль за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявление из их числа организаций, допускающих нарушения налогового законодательства, принятие комплекса мер, направленных на недопущение необоснованного заявления налоговых убытков.
Очевидно, что в условиях рыночной экономики, когда главной целью деятельности организации является извлечение прибыли, систематическое отражение убытков от хозяйственной деятельности в бухгалтерской и налоговой отчетности не может не вызывать вопросов не только у собственников организаций и их партнеров по бизнесу, но, естественно, и у налоговых органов и органов власти территорий.
И вот только ряд из них. Каким образом предприятие организует свою деятельность, если понесенные затраты систематически не покрываются получаемыми доходами? За счет каких источников будут оплачены эти расходы? Где предприятие будет изыскивать средства на свое развитие, на поощрение участников хозяйственного процесса? Какой смысл собственнику содержать предприятие, приносящее убытки? Почему работающие на территории области и потребляющие ее ресурсы организации не уплачивают налог на прибыль, являющийся одним из основных доходных источников бюджета области?
Безусловно, в ряде случаев получение убытков может быть вызвано объективными обстоятельствами, среди которых освоение новых производств и видов продукции, внедрение новых технологий, временная недозагрузка производственных мощностей, конверсия и т.д. В то же время вызывает справедливые сомнения обоснованность регулярного получения организациями убытков от хозяйственной деятельности, осуществляемой в высокодоходных отраслях экономики. В Новосибирской области насчитывается 6766 предприятий, которые в целях налогообложения отразили убытки в 2006 году, в том числе 33% из них осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, 11% - в строительстве, 6% - по операциям с недвижимостью.
Налоговыми органами проводится тщательный анализ причин убыточности организаций с использованием данных бухгалтерской и налоговой отчетности, внутренней информации и сведений, поступающих из внешних источников.
В рамках работы по администрированию убыточных организаций проходит заслушивание их руководителей на заседаниях комиссий по легализации объектов налогообложения, созданных в каждой инспекции области и Управлении. Работают такие комиссии и при администрациях муниципальных образований. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 20.10.2007 № 408 создана межведомственная комиссия по вопросам повышения эффективности работы с убыточными организациями, находящимися на территории Новосибирской области.
Эти мероприятия направлены на выявление случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, обнаружение схем ухода от уплаты налогов, а также на получение от налогоплательщиков пояснений о причинах убытков и совместное обсуждение со специалистами налоговых инспекций, администраций муниципальных образований условий выхода из создавшейся ситуации, в том числе путем отказа от неполного отражения в учете операций хозяйственной деятельности, самостоятельного исправления ошибок, представления уточненных налоговых деклараций с исключением из отчетности по налогу на прибыль сумм налоговых убытков.
Последующий контроль со стороны налоговых органов позволяет отслеживать и анализировать динамику изменения налогоплательщиком данных о финансовых результатах его деятельности.
В то же время, помимо аналитической и разъяснительной работы, в рамках прав и полномочий, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые органы осуществляют и будут осуществлять комплекс мероприятий налогового контроля в отношении тех налогоплательщиков, которые не представили достаточно убедительных аргументов в обоснование причин убыточности и не изменили свою отчетность. В частности, будут организованы выездные налоговые проверки.
Выявление налогооблагаемой прибыли по результатам этих проверок повлечет за собой не только доначисление налога, но и привлечение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в отношении убыточных налогоплательщиков в минимально короткие сроки может быть начата процедура банкротства. Налогоплательщик также может быть ликвидирован в результате предъявления налоговыми органами в суд требования о ликвидации организации в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в частности, в случае уменьшения стоимости чистых активов общества до уровня ниже, чем предусмотрено законодательством в качестве минимального размера складочного (уставного) капитала (фонда) на дату регистрации организации (пункты 3 и 5 статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 6 статьи 35 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах").
В мае 2007 года Федеральной налоговой службой была разработана и утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, определены критерии, используемые налоговыми органами для отбора хозяйствующих субъектов, для проведения выездных налоговых проверок. Одним из важнейших критериев является отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Итогом проводимой работы будут являться легализация финансовых результатов, сокращение числа убыточных предприятий и рост поступлений налога на прибыль.
Еще раз хотелось бы призвать собственников и руководителей убыточных организаций убедиться в том, что используемый в организации порядок документооборота обеспечивает полноту и правильность отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций, в том числе результатом которых является увеличение экономической выгоды, убедиться в правильности формирования величины налоговой базы по налогу на прибыль в строгом соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а при обнаружении ошибок внести необходимые изменения в налоговую отчетность и представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию.
Добросовестный налогоплательщик обязан заботиться о своей репутации и должен серьезно подумать, прежде чем отразить убытки от своей деятельности.

Заместитель руководителя
Управления ФНС России
по Новосибирской области
М.Н.ШАЛЮХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru