Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2003 № 3-104/2003
<СУД НЕ НАШЕЛ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 731 ОТ 26.09.02 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ И ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БАРАБИНСКЕ, БЕРДСКЕ, ИСКИТИМЕ, КУЙБЫШЕВЕ, ТАТАРСКЕ, ОБИ" И № 737 ОТ 02.10.02 "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГОРОДАХ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БАРАБИНСКЕ, БЕРДСКЕ, ИСКИТИМЕ, КУЙБЫШЕВЕ, ТАТАРСКЕ, ОБИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 23 июля 2003 года Дело № 3-104/2003


(извлечение)

Новосибирский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23 июля 2003 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействительными Постановлений главы администрации Новосибирской области № 731 от 26.09.02 "Об утверждении схемы и графического изображения избирательных округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби" и № 737 от 02.10.02 "Об образовании избирательных участков в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления",

установил:

8 декабря 2002 года в городах областного значения Новосибирской области Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби состоялись выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления.
К. обратился в Новосибирский областной суд с указанным выше требованием, сославшись на то, что глава администрации как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области не вправе был определять схему избирательных округов и участков по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления в городах областного значения. Это противоречит части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, а также ст. 38 Устава Новосибирской области, не предусматривающей данного полномочия у главы администрации. На территориях этих городов действовали представительные органы государственной власти - территориальные Советы депутатов, которые должны были по согласованию с избирательными комиссиями утвердить схему избирательных округов и участков.
Кроме того, указанными Постановлениями были объединены в одну общую территорию избирательного участка № 1275 избирательные округа № 2 и № 3, избирательного участка № 1277 избирательные округа № 5 и № 6, избирательного участка № 1278 - избирательные округа № 7 и № 8, избирательного участка № 1285 - избирательные округа 15 и № 16. Это противоречит п. 1 ст. 18 и п. 4 ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на территории одного избирательного участка не может быть два избирательных округа.
Оспоренными Постановлениями главы администрации Новосибирской области нарушены его избирательные права, права избирателей в городах областного значения, поскольку выборы, проведенные по незаконным нормативным правовым актам не могут быть признаны законными, так как они прошли в неправовых условиях. Он, как житель г. Барабинска, принимал участие в выборах и был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования г. Барабинска по избирательному округу № 21.
В судебном заседании К. поддержал свои требования и просил их удовлетворить, просил также взыскать судебные расходы.
Представитель главы администрации Новосибирской области с заявленными требованиями не согласилась, сославшись на то, что оспариваемые Постановления главы администрации соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, охраняемых законом интересов заявителя, не нарушают. Он реализовал в ходе выборов свое активное и пассивное избирательное право, избран депутатом представительного органа местного самоуправления, на территориях других муниципальных образований он избирателем не являлся и его избирательные права не нарушены. Кроме того, К. пропустил 3-месячный срок для обращения в суд, установленный ст. 260 ГПК РФ. Постановления главы администрации № 731 и № 737 были опубликованы для всеобщего сведения соответственно в газетах "Советская Сибирь" № 190 27.09.02 и № 194 03.10.02. К. участвовал в избирательной кампании, поэтому знал о Постановлениях с момента опубликования, но в суд обратился 12 марта (по Постановлению № 737) и 14 июля 2003 г. (по Постановлению № 731).
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, выслушав показания свидетеля Ш., исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Новосибирский областной суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ в Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
По ранее действовавшему законодательству Новосибирской области города областного значения Барабинск, Бердск, Искитим, Куйбышев. Татарск, Обь не являлись муниципальными образованиями. Местное управление в них осуществлялось государственными органами власти: территориальными Советами депутатов и главами территориальных администраций.
Законом Новосибирской области № 34-ОЗ от 05.07.02 "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области" были внесены дополнения, и города областного значения были отнесены к территориям, где осуществляется местное самоуправление.
Законом Новосибирской области № 44-ОЗ от 06.09.02 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области" в новой редакции была принята статья 81 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления первого созыва в городах областного значения", которая гласила, что:
1. В городах областного значения, в которых на момент вступления в силу настоящего Закона не сформированы представительные органы местного самоуправления, избирательные действия по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления первого созыва осуществляет глава администрации Новосибирской области или по его поручению иное должностное лицо.
2. Схемы избирательных округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления в городах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются постановлением главы администрации Новосибирской области по представлению соответствующих территориальных избирательных комиссий в течение пяти дней со дня опубликования решения о назначении выборов.
В соответствии с указанными нормами Законов области глава администрации Новосибирской области издал Постановления № 731 и № 737.
Указанные нормы Законов области соответствуют ст. 83 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где указано, что если в муниципальном образовании нет главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления, избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению иным должностным лицом.
Государственным органам, территориальным Советам депутатов городов областного значения не было предоставлено полномочий по осуществлению первых выборов в представительные органы местного самоуправления на территориях, где раньше не было местного самоуправления, поэтому довод К. о том, что этот вопрос должны были решать территориальные Советы депутатов, является несостоятельным.
Не может быть признан обоснованным также довод заявителя о том, что является незаконным объединение в одну общую территорию избирательного участка 2-х избирательных округов, что произошло при проведении выборов. Постановлениями главы администрации Новосибирской области № 731 и № 737 были объединены в одну общую территорию избирательного участка № 1275 избирательные округа № 2 и № 3, избирательного участка № 1277 избирательные округа № 5 и № 6, избирательного участка № 1278 - избирательные округа № 7 и № 8, избирательного участка № 1285 - избирательные округа № 15 и № 16.
Ссылка заявителя на нарушение п. 1 ст. 18 и п. 4 ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подтверждение данного довода не может быть принята во внимание, поскольку в указанных нормах нет запрета объединять на одном избирательном участке два избирательных округа. А требование п. 4 ст. 19 указанного Федерального закона о том, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов, нарушено не было.
Как пояснила свидетель Ш. - заместитель председателя избирательной комиссии Новосибирской области, численный состав представительного органа местного самоуправления в г. Барабинске был установлен 25 депутатов, соответственно было образовано 25 одномандатных избирательных округов. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные избирательные округа образованы на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Число избирателей на каждом округе должно быть примерно равным с допустимым отклонением не более 10%, избирательный округ должен составлять единую территорию. Все эти требования Федерального закона постановлениями главы администрации были выполнены. Поскольку численность избирателей на каждом округе была небольшой (от 863 до 1047), то для организации проведения голосования целесообразно было оборудовать помещения для голосования, выдачу избирательных бюллетеней в некоторых случаях на одном избирательном участке по 2-м округам. Это произошло на избирательном участке № 1275, где голосовали избиратели избирательных округов № 2 и 3, на избирательном участке 1277 голосовали избиратели избирательных округов № 5 и 6, на избирательном участке 1278 голосовали избиратели округов № 7 и 8, на избирательном участке № 1285 голосовали избиратели округов 15 и 16. На остальных избирательных участках на каждом избирательном участке голосовали избиратели одного избирательного округа. Избирательные участки представляют собой образуемые для подготовки и проведения выборов территориальные организационные единицы, призванные обеспечить организацию и проведение голосования, и подсчет голосов избирателей. При образовании избирательных участков принимаются во внимание особенности населенных пунктов, их планировки и застройки. При проведении выборов в представительный орган местного самоуправления небольшого муниципального образования в пределах границ избирательного участка может находиться несколько избирательных округов.
Действительно, как видно из содержания ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", данной статьей не установлено каких-либо определенных норм числа избирателей, необходимого для образования избирательного участка. Определен лишь верхний предел численности избирателей 3000 избирателей. Это требование Закона Постановлениями главы администрации Новосибирской области № 731 и № 737 нарушено не было.
В судебном заседании были сопоставлены оба оспариваемых постановления главы администрации Новосибирской области и не установлено, чтобы границы избирательных участков 1275, 1278, 1277, 1285 пересекали границы избирательных округов.
Таким образом, никакого противоречия друг другу в оспариваемых постановлениях главы администрации, на что ссылается К., нет. Он признал, что в поданном им в суд заявлении имеются ошибки в указании улиц и домов по округам.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Постановления главы администрации Новосибирской области № 731 от 26.09.02 "Об утверждении схемы и графического изображения избирательных округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби" и № 737 от 02.10.02 "Об образовании избирательных участков в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления", полностью соответствуют требованиям приведенных выше Законов Новосибирской области и Федерального закона, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ решение органа государственной власти (постановления главы администрации Новосибирской области являются решениями органа государственной власти), которым нарушаются избирательные права, может быть обжаловано в суд. Ст. 260 ГПК РФ установлен срок для обращения в суд 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательных прав.
К. утверждал, что ему стало известно о нарушении избирательных прав 7 декабря 2002 г., а в суд с заявлением об оспаривании Постановления главы администрации № 737 он обратился 14.01.03. Заявил, что номеров газеты "Советская Сибирь", где были опубликованы Постановления главы администрации, он не читал.
Однако, учитывая, что К. участвовал в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления г. Барабинска, выдвигал свою кандидатуру по избирательному округу № 21 (избирательный участок 1290), собирал подписи избирателей, суд считает, что ему должно было стать известно о принятых главой администрации области Постановлениях, определяющих схему избирательных округов и список избирательных участков, в день опубликования Постановлений в областной газете "Советская Сибирь".
Постановление главы администрации Новосибирской области № 731 от 26.09.02 "Об утверждении схемы и графического изображения избирательных округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби" было опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 190 27 сентября 2002 г.
Постановление № 737 от 02.10.02 "Об образовании избирательных участков в городах областного значения Барабинске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления" было опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 194 3 октября 2002 г.
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления главы администрации области № 737 12.03.03, т.е. через 5 месяцев (л. д. 16).
Постановление № 731 им оспорено в заявлении, поданном в суд 14.07.03, т.е. через 9 месяцев (л. д. 27).
Таким образом, срок для обращения в суд заявителем был нарушен, уважительных причин для восстановления срока суд не находит.
Выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования г. Барабинска состоялись 8 декабря 2002 г., сам К. был избран депутатом.
Суд не усматривает нарушения избирательных прав заявителя на выборах в представительные органы местного самоуправления в других городах областного значения Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Оби. Он не был зарегистрирован избирателем на территории избирательных округов в этих городах, не избирался депутатом представительных органов местного самоуправления этих городов, поэтому ни активное, ни пассивное избирательное право, оспариваемыми постановлениями главы администрации Новосибирской области, у заявителя нарушено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, Новосибирский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления К. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru