Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ СТУ ГТК РФ ОТ 03.06.2003 № 512
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О НЕДОСТАВЛЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Сибирского таможенного управления от 05.03.2008 № 174.



СИБИРСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИКАЗ
от 3 июня 2003 г. № 512

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О НЕДОСТАВЛЕНИИ
ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В целях упорядочения и совершенствования организации работы таможенных органов региона при проведении проверок сведений о недоставлении товаров и транспортных средств, а также повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями в области таможенного дела приказываю:
1. Утвердить Технологическую схему проведения проверки сведений о недоставлении товаров и транспортных средств (прилагается) и ввести ее в действие с 15.06.2003.
2. Начальникам таможен обеспечить:
2.1. Исполнение Технологической схемы структурными подразделениями таможни, связанными с реализацией ее положений.
2.2. Организацию взаимодействия отделов по контролю за доставкой и транзитом товаров, административных расследований, а также таможенных постов таможни при проведении проверок сведений о недоставлении товаров и транспортных средств или документов на них.
2.3. Своевременное возбуждение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела при выявлении случаев выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставления в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них.
2.4. Контроль за своевременностью и последовательностью передачи в ГТК России протоколов/постановлений по делам о нарушении таможенных правил, возбужденных должностными лицами таможни в отношении международных перевозчиков, осуществляющих перевозку товаров по процедуре МДП и совершивших административное правонарушение в области таможенного дела, выразившееся в недоставлении товаров и транспортных средств в таможенные органы Российской Федерации.
3. Приказы СТУ от 30.03.2001 № 221 "О введении в действие Технологической схемы проведения проверки сведений о недоставлении товаров и транспортных средств" и от 09.11.2001 № 886 "О внесении изменений в Технологическую схему проведения проверки сведений о недоставлении товаров и транспортных средств" считать утратившими силу.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя начальника управления Шорникова Л.И.

Начальник управления
генерал-майор таможенной службы
Г.Г.ШАПОВАЛОВ





Приложение
к Приказу
СТУ
от 03.06.2003 № 512

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О НЕДОСТАВЛЕНИИ
ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Общие положения

Настоящая технологическая схема разработана в целях упорядочения и организации работы при проведении проверки сведений о недоставлении товаров и транспортных средств.
Данная технологическая схема определяет порядок проведения таможней проверки сведений о недоставлении товаров и транспортных средств, а также определяет порядок взаимодействия таможен со СТУ, ВСР СТУ, ВСОТ и СОТ при проведении таких проверок.
Проведение проверки сведений о недоставлении товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на установление местонахождения товаров, перемещаемых под таможенным контролем, не предъявленных к таможенному оформлению либо таможенное оформление которых не завершено, а также лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу Российской Федерации.
Настоящая технологическая схема разработана в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Приказов ГТК России от 20.05.96 № 304 "О доставке товаров под таможенным контролем", от 04.01.2002 № 1 "Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации", от 30.12.2002 № 1429 "Об утверждении Технологии контроля за доставкой и транзитом товаров с применением автоматизированной системы контроля за доставкой и транзитом товаров", иных правовых актов ГТК России.

2. Основные задачи проведения проверки сведений
о недоставлении товаров

Основными задачами проведения проверки сведений о недоставлении товаров являются:
- подтверждение либо неподтверждение факта недоставления товаров в таможню назначения либо факта нарушения установленного срока доставки товаров и документов на них;
- установление местонахождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, их наименования и количества, а также документов на товар;
- установление местонахождения транспортных средств, на которых перемещались товары;
- установление лица, перемещающего товары;
- установление достоверности обстоятельств и факта гибели товара;
- выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в сфере таможенного дела;
- фиксирование результатов проверки, установление и закрепление следов правонарушения.

3. Порядок проведения проверки сведений о недоставлении
товаров

3.1. Проверка проводится в случаях:
- истечения срока доставки товара, установленного таможней отправления, и непредъявление этих товаров в таможню назначения;
- поступления из таможни отправления копии ДКД и товаросопроводительных документов, свидетельствующих о направлении товаров и транспортных средств в таможню назначения под таможенным контролем;
- поступления из ГНИВЦ ГТК России сведений о товарах, подтверждение о поступлении которых в таможню назначения не было передано в установленные сроки;
- получения данных о невывозе за пределы таможенной территории РФ товаров, перемещаемых под таможенным контролем в соответствии с действующим законодательством;
- получения других данных, дающих основания полагать о нарушениях таможенных правил при перемещении товаров под таможенным контролем.
3.2. Началом исчисления срока проводимой проверки информации об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) при перемещении товаров под таможенным контролем считается:
- дата, установленная таможней отправления и указанная в ДКД и товаросопроводительных документах (в случае наличия 4-х экземпляров ДКД в таможне);
- дата поступления в таможню назначения копии ДКД и товаросопроводительных документов из таможни отправления либо дата получения результатов автоматической обработки данных, произведенной ГНИВЦ ГТК России;
- дата поступления иных документов и сообщений, свидетельствующих о нарушении таможенных правил при перемещении товаров под таможенным контролем.
3.3. Проверка сведений о недоставлении товаров и транспортных средств осуществляется силами и средствами отделов (отделений) по контролю за доставкой и транзитом товаров либо отделов (отделений) таможенного оформления и таможенного контроля, в функциональные обязанности которых входит осуществление контроля за доставкой товаров и/или транспортных средств. Начальники указанных отделов (далее - начальники отделов) несут персональную ответственность за соблюдение сроков проводимых проверок, технологии их проведения, выполнение основных задач проверки и достижение ее целей.
Для выполнения поставленных задач начальник отдела по согласованию с начальником таможни или первым заместителем начальника таможни по правоохранительной работе, или первым заместителем, курирующим организацию таможенного оформления и таможенного контроля вправе:
- проводить совместные мероприятия с любым структурным подразделением таможни и, с учетом их компетенции, давать им поручения на выполнение отдельных действий по данной проверке;
- осуществлять взаимодействие с таможенными органами других регионов;
- осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами (ГНИ, РУБОП, ГИБДД и т.д.);
- осуществлять взаимодействие с иными организациями и учреждениями.
3.4. Проверка включает в себя:
- установление факта направления товаров и транспортных средств в зону деятельности таможни;
- сбор и анализ товаросопроводительных документов на перевозимый товар и на транспортные средства;
- проверку нахождения товаров и транспортных средств или их учета на складах временного хранения, расположенных в зоне деятельности таможни;
- проверку проведения либо непроведения таможенного оформления товаров и транспортных средств в таможне;
- установление местонахождения товаров, а также сведений об их наименовании и количестве;
- установление лиц, перемещающих товары;
- формирование и ведение базы данных недоставленных товаров;
- фиксация проводимых мероприятий и результатов проводимой проверки;
- информирование отделов и постов таможни о результатах поиска.
3.5. После принятия начальником отдела решения о проведении проверки сведений о недоставлении товаров сотрудник, уполномоченный на проведение проверки, принимает к производству имеющиеся материалы, изучает их и составляет план проведения проверки.
Начальник отдела утверждает план проведения проверки сведений о недоставлении товаров и устанавливает конкретные сроки на проведение определенных планом мероприятий, оказывает содействие в решении вопросов о привлечении к проводимой проверке сил и средств других структурных подразделений таможни, согласно действующим в таможне технологическим схемам взаимодействия структурных подразделений при розыске недоставленных товаров, и осуществляет контроль за выполнением плана.
3.6. В числе мероприятий общего характера при проведении проверки сведений о недоставлении товаров являются обязательными:
а) систематическое (не реже 2-х раз в месяц) формирование оперативной сводки по недоставленным товарам, транспортным средствам, лицам, перемещающим товары, и информирование посредством такой сводки основных отделов таможни;
б) отдельные поручения таможенным постам и отделам таможенного оформления.
3.7. Обязательными мероприятиями при проведении проверки сведений о недоставлении товаров и проверки лица, перемещающего товары, являются:
а) проверка наличия в таможне документов на товары, по которым проводится проверка;
б) проверка декларирования товаров в таможне;
в) проверка нахождения товаров на таможенных складах и складах временного хранения, расположенных в зоне деятельности таможни;
г) проверка по базам данных совершения "Перевозчиком", "Получателем" или "Отправителем" административных нарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил);
3.8. Прочие мероприятия в зависимости от конкретных обстоятельств проверки могут включать:
а) запрос в органы санитарно-эпидемиологического надзора;
б) запрос в органы системы Госкомстандарта России о возможном прохождении сертификации разыскиваемых товаров;
в) запрос в органы системы Госкомстата России, в т.ч. других регионов Российской Федерации;
г) запрос в Государственную налоговую инспекцию (ГНИ) республики, края, области по месту нахождения участника внешнеэкономической деятельности для установления:
- факта регистрации проверяемого (указывается наименование) лица в ГНИ;
- Ф.И.О. учредителей, их адреса места жительства;
- его юридического и фактического адреса;
- банковских реквизитов и номеров расчетных и текущих счетов;
- Ф.И.О. руководителя, главного бухгалтера и их адреса;
- наличия фактов правопреемства, реорганизации или ликвидации этого лица;
- даты представления в ГНИ последнего бухгалтерского отчета;
- наличия имущества на балансе этого лица.
д) запрос в банк, обслуживающий участника внешнеэкономической деятельности для установления:
- наличия открытых в банке расчетных счетов (указать номер счета);
- даты последней операции по указанным счетам;
е) проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
ж) проверку предприятий, занимающихся оптовой и мелкооптовой торговлей данными категориями товаров;
з) выявление возможных, исходя из назначения товаров и их характеристик, потребителей товаров и их проверка.
и) запрос в областное (краевое) адресное бюро в случае, когда разыскивается физическое лицо;
к) запрос в отдел таможенной инспекции о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД и их результатах.
3.9. При проведении розыскных мероприятий в отношении транспортного средства и лица, ответственного за его использование, в число обязательных входят:
а) запрос в органы ГИБДД о регистрации и принадлежности транспортного средства;
б) запрос в территориальные органы Российской транспортной инспекции о принадлежности транспортного средства.
3.10. Прочие мероприятия при проведении розыскных мероприятий в отношении транспортного средства могут включать:
а) запрос в Центр паспортно-визовой статистики и анализа МВД РФ в г. Москве по факту выдачи общегражданского заграничного паспорта в случае предъявления на границе перевозчиком недоставленного транспортного средства заграничного паспорта СССР;
б) проверка недоставленного транспортного средства через Информационный центр ГУВД субъекта РФ в зоне деятельности таможни о наличии информации на недоставленное транспортное средство по учетам Базы данных автомобилей, находящихся в федеральном розыске и Базе данных "Интерпола".
в) запрос в ГУВД субъектов РФ в зоне деятельности СТУ и других таможенных органов (по месту регистрации дела) о привлечении перевозчика (лица, управляющего транспортным средством) к уголовной ответственности, о доставлении его в органы внутренних дел и о наличии информации, касающейся фактического адреса проживания перевозчика;
г) выявление мест возможного прибытия и стоянки транспортных средств (железнодорожные станции, аэропорт, речной порт, крупные автостоянки, склады, специализирующиеся на хранении подобного рода товаров, и т.п.) и их проверка.
3.11. Должностное лицо таможенного органа, проводившее проверку, после окончания проверочных действий докладывает начальнику отдела и, при наличии необходимых и достаточных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил), составляет протокол об административном правонарушении в области таможенного дела либо выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Одновременно с этим должностное лицо, проводившее проверку, готовит служебную записку о необходимости расчета и бесспорного взыскания таможенных платежей, подлежащих уплате, в отношении недоставленных товаров в соответствии с Распоряжением ГТК России от 22.01.03. № 27-р "О расчете налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров" и в течение 2-х дней с момента обнаружения факта недоставления товаров передает ее в ОФТД и УДС таможни.

4. Возбуждение дел об административном правонарушении
в области таможенного дела, ответственность за которые
предусмотрена ст. 16.9, 16.10 КоАП России

4.1. В соответствии с требованиями главы 28 КоАП России и на основе достоверной и достаточной информации выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо составляется протокол об административном правонарушении с подробным изложением характера правонарушения, его деталей, статьи КоАП России, предусматривающей ответственность за данное административное нарушение в области таможенного дела. Форма указанных процессуальных документов приведена в Письме ГТК России от 18.11.2002 № 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов".
4.2. В соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП России поводами и основаниями к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Датой обнаружения административного правонарушения считается день получения достаточных данных о выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и/или транспортных средств.
4.3. Должностное лицо, проводившее проверку в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП России, выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо составляет протокол об административном правонарушении в области таможенного дела по ч. 1 ст. 16.9 КоАП в отношении "Перевозчика" (п. 11 ст. 18, ст. 144 ТК России). Приобщает письменные доказательства и другие документы в объеме, подтверждающем обоснованность вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо составления протокола об административном правонарушении (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, товаросопроводительные, таможенные и другие документы). При обнаружении в обязательном порядке приобщает к делу вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП России), изымает их и документально оформляет.
4.4. Исходя из ч. 1 и ч. 2 ст. 4.5 КоАП России и Разъяснений ГТК России от 27.05.2002 № 01-06/20585 "Об отнесении административных правонарушений к длящимся" протокол об административном правонарушении либо определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования составляются во всех случаях недоставления в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и/или транспортных средств, независимо от времени совершения данных правонарушений.
4.5. В соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП России выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по каждому выявленному факту правонарушения в области таможенного дела независимо от того, установлено ли лицо, совершившее правонарушение, или нет, либо когда лицо установлено, но не найдено, или когда данное лицо является иностранным. Исключение составляют случаи назначения при совершении административного правонарушения административного наказания в виде предупреждения (ст. 28.6 КоАП России).
4.6. В случае доставки товаров "Перевозчиком" в зону деятельности таможни назначения и передачи его непосредственно "Получателю", т.е. без предъявления к таможенному оформлению, действия "Перевозчика" охватываются признаками ч. 1 ст. 16.9 КоАП России, а действия "Получателя", если он не продекларировал товар, квалифицируются ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
В том случае если "Перевозчик" и "Получатель" одно и то же лицо, то его действия квалифицируются ч. 1 ст. 16.9 и ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
4.7. При принятии решения о квалификации таможенного правонарушения необходимо также учитывать Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные в таможенные органы Письмом ГТК России от 30.09.2002 № 01-06/39049. В каждом конкретном случае при этом необходимо учитывать фактические обстоятельства дела, подлежащие выяснению.
4.8. Копия протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом, вручается под расписку лицу, привлекаемому к ответственности за административное правонарушение.
В случае невозможности вручить копию протокола, она немедленно высылается указанному лицу в установленном порядке.
4.9. В соответствии с Приказом ГТК России от 08.05.2002 № 464 "Об утверждении Временного положения о порядке учета регистрации и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации" дела об административных правонарушениях, возбужденные должностными лицами таможенных органов, подлежат обязательной регистрации в журнале учета в день их возбуждения. В случае возбуждения дел об административных правонарушениях в выходные или праздничные дни, они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел. Основанием для регистрации дела об административном правонарушении являются: первый протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
4.10. Основание и порядок передачи дел об административных правонарушениях в отделы административных расследований предусмотрен ст. 290 ТК РФ, в соответствии с которой начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель, а также должностные лица, указанные в ч. 2 названной статьи, могут поручить производство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела не должностному лицу, непосредственно обнаружившему нарушение таможенных правил.
Поручение оформляется как отдельным письменным распоряжением, так и в виде резолюции, исполненной непосредственно на протоколе, с указанием даты. Передача дел осуществляется в соответствии с установленным порядком делопроизводства в таможне.
4.11. При принятии решения о передаче дела необходимо руководствоваться п. 2 письма ГТК РФ от 23.01.95 № 01-13/1003 "О некоторых функциях, выполняемых отделами по контролю за доставкой товаров", в соответствии с которым производство по делам о нарушении таможенных правил в компетенцию ОКДиТТ не входит.
4.12. При передаче дел об административных правонарушениях в отделы административных расследований вместе с протоколом либо вынесенным определением должны быть переданы следующие документы:
- рапорт должностного лица таможенного органа, проводившего проверку, произвольной формы с резолюцией начальника отдела;
- документы, полученные в ходе проведения проверки сведений о недоставлении товаров, подтверждающие событие административного правонарушения (недоставление товаров):
а) письменное объяснение лица, привлекаемого к ответственности (в случае возможности его получения);
б) переписка с таможенными органами, правоохранительными органами, а также налоговыми и иными контролирующими органами Российской Федерации, если таковая имеется;
в) товаросопроводительная документация, договоры, контракты и т.д., в которых имеются данные о количестве мест или весе груза, его стоимости, других характеристиках (в случае необходимости);
г) протокол об изъятии вещей и документов и их передаче на хранение (в случае если товары выданы без разрешения таможенных органов, утрачены, а также когда в ходе проведения проверки местонахождение товаров и транспортных средств не установлено, изъятие вещей и документов может не производиться);
д) иные документы, полученные в ходе проведения проверки, имеющие отношение к событию административного правонарушения (недоставлению товаров).
4.13. При возбуждении дела об административном правонарушении по факту недоставления товаров и транспортных средств информируется таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель недоставленного товара и транспортных средств.
4.14. В случае если привлекаемое к ответственности лицо не найдено, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Мероприятия по розыску недоставленных партий товаров, установление и розыск лица, привлекаемого к ответственности за административное правонарушение, осуществляются уже в рамках административного расследования.
4.15. Сроки производства по делу продлеваются на основании ч. 5 ст. 28.7 КоАП России в порядке, предусмотренном Приказом ГТК России от 27.04.2002 № 425 "Об утверждении Временной инструкции о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации".
4.16. Для установления роли получателя в совершении таможенного правонарушения должностным лицом, ведущим административное расследование по делу об административном правонарушении в области таможенного дела выясняются следующие вопросы:
- поступил ли получателю товар;
- если поступил, то какого наименования, количества;
- по каким документам осуществлена поставка товара;
- производилось ли таможенное оформление товара и его дальнейшая судьба.
Если товар не доставлен, то какие меры приняты получателем (наличие судебных исков, ведение переписки и т.д.).
При необходимости в таможенный орган назначения направляется отдельное поручение.
4.17. Особое внимание при установлении получателя следует обращать, не является ли данная организация "фирмой-однодневкой".
Наиболее характерными признаками "фирмы-однодневки" являются такие, как:
- незначительный уставный капитал;
- в большинстве случаев организационно-правовой формой избирается общество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество;
- в уставных (регистрационных) документах "фирм-однодневок" перечень видов осуществляемой деятельности составлен формально, производственная деятельность отсутствует;
- "фирма-однодневка" не располагается (не находится) по адресу (юридическому и фактическому). Чаще всего в качестве таких адресов указываются жилые квартиры либо арендованные у других юридических лиц помещения;
- учредителем является одно физическое лицо;
- регистрационные реквизиты (код ОКПО, ИНН и др.) отсутствуют либо принадлежат другим юридическим лицам;
- сведения о руководителях в базе данных регистрационной палаты либо налоговой инспекции отличаются от базы данных участников ВЭД;
- в адрес "фирм-однодневок" через таможенную границу Российской Федерации, как правило, перемещаются товары, относящиеся к группе риска (имеют большую стоимость, пользуются повышенным спросом у населения и т.п.);
- сумма контрактов, заключенных "фирмами-однодневками", намного превышает их уставный капитал;
- контракт оформляется без указания наименования товара, его количества, цены и других необходимых реквизитов; эти данные указываются в спецификациях, которые являются дополнениями к договору, и в случае необходимости легко заменяются на другие;
- не осуществление операций по счетам, отсутствие или наличие на счетах незначительных сумм денежных средств (особенно следует обратить внимание на отсутствие факта перечисления валюты за рубеж иностранному партнеру за импортируемые товары);
- использование при таможенном оформлении факсимильных копий документов, имеющих значение для таможенных целей (договоров о купле-продаже товаров, изменений и дополнений к ним, о переадресовке товаров, изменении реквизитов получателей товаров и
др.);
- представление интересов "фирм-однодневок" в таможенных органах физическими лицами, действующими по доверенности, как правило, не являющимися должностными лицами либо работниками этой организации, заключившими трудовой договор (контракт);
- не предоставление "фирмой-однодневкой" в налоговые органы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.
4.18. В случае выявления фактов нарушения законодательства при создании юридического лица необходимо направлять информацию об этом в налоговые органы с целью дальнейшего обращения в суд для признания регистрации недействительной и применения последствий недействительности к внешнеэкономическим сделкам. Порядок направления информации в налоговые органы доведен письмом ГТК России от 23.01.2001 № 01-06/2458.
Данное обстоятельство не освобождает таможенные органы от проведения комплекса иных мер, в том числе и оперативно-розыскных, направленных на установление лиц, фактически использовавших реквизиты организаций, регистрация которых признана незаконной, для их последующего привлечения к ответственности.
4.19. При выявлении признаков "фирмы-однодневки" должностные лица таможенных органов проводят проверку. В рамках ее проведения запрашиваются учредительные, уставные и иные регистрационные документы с последующими изменения и дополнениями, необходимые справки, собираются сведения об учредителях и руководителях.
4.20. В таможенных органах, проводивших таможенный контроль и производивших таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в адрес "фирмы-однодневки", истребуются документы, аналогичные документам, перечисленным в пункте 4.19 настоящей технологической схемы, и документы, представленные для целей таможенного оформления.
4.21. Проверяются ранее имевшие место поставки товара, правомерность и правильность их таможенного оформления.
4.22. После сбора всех необходимых документов производится их изучение и анализ, устанавливаются противоречия, правомерность действий учредителей, руководителей, представителей "фирмы-однодневки", отраженных в документах, а также осуществление именно ими этих действий от имени организации. Цель указанных мероприятий - установление фактических представителей "фирмы-однодневки".
4.23. Полученные материалы рассматриваются на предмет наличия признаков нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
4.24. Выясняется выполнение перевозчиком своих обязательств по доставке товара и его участие в совершении таможенных правонарушений, наличие в его действиях вины.
При этом следует установить:
- кем заключался договор перевозки, его условия;
- кто оплачивал доставку товара;
- куда товар был доставлен, кому передан;
- какие имеются документы, подтверждающие перевозку и передачу товара получателю;
- знал ли перевозчик или мог знать о том, что перемещение товара осуществлялось по фиктивным документам.
4.25. По итогам решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении перевозчика по ст. 16.1 КоАП России.
4.26. В ходе административного расследования по делам об административных правонарушениях необходимо принимать меры по проверке доводов перевозчика о выполнении им своих обязательств.
После вынесения постановления по делу об административном правонарушении ОТР в обязательном порядке письменно информирует отдел (отделение) КДиТТ или отдел (отделение) ТО и ТК, в функции которых входит контроль за доставкой товаров, оформивший данный протокол, о сумме наложенных штрафных санкций и сумме таможенных платежей, подлежащих взысканию.
4.27. Отделы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, отделы РТОФС, ОФТД и УДС обязаны своевременно представлять информацию по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях и взысканию платежей в отдел (отделение) КДиТТ или отдел (отделение) ТО и ТК, в функции которых входит контроль за доставкой товаров.

5. Особенности проведения проверки сведений о
недоставлении товаров иностранными перевозчиками

5.1. Иностранные перевозчики, не выполнившие обязательств по доставке в таможню назначения товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии со ст. 2.6 КоАП России несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами.
5.2. Проверка сведений о недоставлении товаров иностранными перевозчиками осуществляется в порядке, предусмотренном п. 3.1 - 3.10 настоящей Технологической схемы.
5.3. Копия протокола об административном правонарушении немедленно для ознакомления направляется в адрес лица, привлекаемого к ответственности (иностранного перевозчика) в соответствии с установленным порядком делопроизводства в таможне.
5.4. При отсутствии конкретного адресата необходимо информировать консульство (представительство) государства, в котором нарушитель имеет постоянное место жительства или в котором зарегистрирована организация (предприятие), интересы которой представлял нарушитель в момент совершения правонарушения.
5.5. Таможенные органы при административном расследовании по делам об административном правонарушении вправе самостоятельно направлять в адрес привлекаемого к ответственности иностранного лица требования о представлении сведений и документов, касающихся исследуемых обстоятельств по делу (наличие договора об оказании услуги по перевозке товара и его оплате, место фактической доставки товара, причины и обстоятельства совершения правонарушения, причастные лица и организации и т.п.).
5.6. В случае необходимости обращения с соответствующими запросами в зарубежные таможенные службы для получения необходимых сведений и документов, в соответствии с положениями ст. 305 ТК России, необходимо обращаться через отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран ГУБК ГТК России.
5.7. Запросы в таможенные службы иностранных государств должны быть подготовлены в соответствии методическими рекомендациями по подготовке международных запросов, доведенными до таможенных органов Письмом ГТК России от 13.12.2001 № 17-12/49359.
5.8. Запросы, направляемые в таможенные службы государств - участников СНГ, должны быть подготовлены в соответствии с Единым порядком обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок (далее - Единый порядок), утвержденный Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 № 5/34, доведенным до сведения таможенных органов Распоряжением ГТК России от 21.05.2002 № 341-р.
5.9. Имеющаяся на практике невозможность обратить к исполнению постановление о наложении взыскания за нарушение таможенных правил при привлечении к административной ответственности иностранного перевозчика не является обстоятельством, исключающим административное расследование по делу о нарушении таможенных правил.

6. Особенности проведения проверки сведений о
недоставлении товаров железнодорожным транспортом

6.1. Проверка сведений о недоставлении товаров железнодорожным транспортом осуществляется в порядке, установленном Протоколом об ответственности железных дорог перед таможенными органами и взаимодействии при розыске недоставленных товаров, доведенным до таможенных органов Распоряжением ГТК России от 27.04.98 № 01-14/465, и Положением об информационно-техническом взаимодействии таможенных органов и ГВЦ МПС России при розыске недоставленных грузов (товаров), доведенным для исполнения таможенным органам Распоряжением ГТК России от 01.08.2001 № 772-р "О взаимодействии таможенных органов и железных дорог при розыске недоставленных грузов (товаров)", а также иными нормативными документами, регламентирующими порядок перевозки товаров под таможенным контролем железнодорожным видом транспорта.
6.2. В случае недоставления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, таможенный орган назначения не позднее 6 месяцев с момента истечения срока доставки направляет в Главный вычислительный центр МПС России по электронной почте или на бумажном носителе запрос.
6.3. ВЦ МПС в течение 10 дней с момента получения запроса направляет в таможенный орган, направивший запрос, по электронной почте и на бумажном носителе ответ, содержащий информацию о месте и дате выдачи получателю разыскиваемых товаров.
6.4. Получив ответ из ВЦ МПС, таможенный орган, направивший запрос, обращается в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция, где произошла выдача товаров получателю. Если товары были выданы получателю с разрешения таможенного органа, то, получив документальное подтверждение этого, таможенный орган, направивший запрос, снимает ДКД или ТРД на эти товары с контроля в установленном порядке.
6.5. Если товары были выданы получателю без разрешения таможенного органа, таможенный орган, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция, где произошла выдача товаров получателю, запрашивает на железнодорожной станции информацию о выдаче товаров.
Убедившись в наличии факта выдачи товаров получателю без разрешения таможенного органа, этот таможенный орган запрашивает в архиве железной дороги заверенную копию дорожной ведомости, а в таможенном органе отправления - ДКД или ТРД и другие имеющиеся документы на данные товары и возбуждает дело об административном правонарушении в области таможенного дела по ч. 1 ст. 16.9 КоАП в отношении железной дороги, к которой относится железнодорожная станция, выдавшая товары получателю без разрешения таможенного органа.
6.6. Если из ВЦ МПС приходит ответ о том, что в базе данных нет информации о разыскиваемых товарах или информация, содержащаяся в ответе ВЦ МПС, не подтверждается, таможенный орган, направивший запрос в ВЦ МПС, направляет письменный запрос на железнодорожную станцию, находящуюся в регионе его деятельности (при ввозе - станцию назначения, при вывозе или транзите - станцию отправления). При представлении железнодорожной станцией интересующей информации таможенный орган, направивший запрос, предпринимает такие же действия, как и в случае получения ответа на запрос в ВЦ МПС.
6.7. Если в течение 30 дней с момента получения запроса железнодорожная станция не представляет информацию о разыскиваемых товарах или представляет информацию, которая не подтверждается, то железная дорога, к которой эта железнодорожная станция относится, может быть привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 16.9 КоАП России за недоставление (утрату) товаров.
6.8. На основании п. 1.5 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом от 20.04.95, ГВЦ МПС России совместно с ГТК России составили Протокол о технических условиях информационного обмена между таможенными органами и ГВЦ МПС России.
6.9. Получение информации о недоставленных на станции назначения грузов по базе данных ГВЦ МПС России осуществляется в следующем порядке.
Таможенные органы направляют в ГВЦ МПС по сети передачи данных АС КДТ ("Совам-Телепорт") запросы по недоставленным грузам следующего формата:
1) сетевой адрес запрашиваемого таможенного
органа - 6 символов;
2) код вида запроса - 2 символа;
3) код станции отправления - 5 символов;
4) код станции назначения - 5 символов;
5) № товарно-транспортной накладной - 8 символов;
6) № вагона - 8 символов;
7) № контейнера - 11 символов;
8) № ДКД - 18 символов;
9) код груза (по ТН ВЭД) - 6 символов;
10) дата оформления в таможне - 6 символов;
11) резерв - 16 символов;
12) резерв - 16 символов.
ГВЦ МПС осуществляет контроль входной информации, поступающей из таможенных органов, и по сети передачи данных АС КДТ ("Совам-Телепорт") направляет в таможенные органы ответы на полученные запросы следующего формата:
1) сетевой адрес запрашиваемого таможенного
органа - 6 символов;
2) код вида запроса - 2 символа;
3) код станции отправления - 5 символов;
4) код станции назначения - 5 символов;
5) № товарно-транспортной накладной - 8 символов;
6) № вагона - 8 символов;
7) № контейнера - 11 символов;
8) № ДКД - 18 символов;
9) код груза (по ТН ВЭД) - 6 символов;
10) дата оформления в таможне - 6 символов;
11) код станции поступления - 5 символов;
12) дата поступления - 6 символов;
13) дата выдачи груза - 6 символов;
14) код налогоплательщика (ИНН) получателя
груза - 10 символов;
15) код груза (по ЕТ СНГ) - 5 символов.
6.10. В соответствии с методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доведенными до сведения таможенных органов Письмом ГТК России от 30.09.2002 № 01-06/39049. и Письмом ГТК России от 18.01.01 № 01-06/1777 "О некоторых вопросах привлечения железной дороги к ответственности за НТП" при определении субъекта ответственности при осуществлении перевозок находящихся под таможенным контролем товаров железнодорожным транспортом необходимо исходить из того, что к ответственности подлежит привлечению железная дорога, а не отделение этой железной дороги, даже если оно имеет статус юридического лица.
6.11. В случае, когда железные дороги не уведомляют таможенный орган, изначально определенный как таможенный орган назначения, об изменении места доставки, то по истечении установленного срока доставки товара при отсутствии у таможенных органов информации о судьбе этого товара, необходимо привлекать к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 16.9 КоАП России железную дорогу, к которой относится станция назначения, обозначенная в документе контроля доставки.
Если в процессе административного расследования будет установлено, что товар был доставлен в иное, не определенное таможенным органом место, то данные обстоятельства могут быть учтены таможенным органом лишь в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за административное нарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил).
6.12. В том случае, когда перевозка осуществляется несколькими железными дорогами, необходимо привлекать к ответственности за недоставление товаров, находящихся под таможенным контролем, следующие железные дороги:
а) при ввозе товаров на таможенную территорию - железную дорогу, к которой относится станция назначения, если она не представит информацию о том, что товар не поступал в ее зону деятельности, а был утрачен в зоне деятельности иной железной дороги;
б) при вывозе товаров за пределы таможенной территории, в том числе и в случае транзита, - железную дорогу, к которой относится станция отправления, если она не представит данные, свидетельствующие о том, что согласно перевозным документам товар был передан для перевозки другой железной дороге.
6.13. При установлении факта выдачи товаров без разрешения таможенного органа, утраты или недоставлении в определенное таможенным органом место, после выяснения действительных обстоятельств утраты или выдачи товара получателю без разрешения таможенного органа, к ответственности необходимо привлекать железную дорогу, в зоне деятельности которой имели место указанные факты.
6.14. При несоблюдении сроков доставки к ответственности необходимо привлекать железную дорогу, к которой относится станция назначения (независимо от того, ввозится или вывозится товар).

7. Взаимодействие таможенных органов региона со СТУ, ВСР
СТУ, ВСОТ и СОТ при проведении проверки сведений о
недоставлении товаров

8.1. В соответствии с Приказом ГТК России от 08.12.94 № 647 и Технологией контроля за доставкой и транзитом товаров с применением автоматизированной системы контроля за доставкой и транзитом товаров", утвержденной Приказом ГТК России от 30.12.2002 № 1429, региональные таможенные управления и таможни организуют проверку случаев недоставления и принятие необходимых мер в случае обнаружения признаков административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Не позднее трех месяцев с момента передачи из ГНИВЦ данных по фактам недоставления региональные таможенные управления отчитываются о принятых мерах.
8.2. ОКДиТТ СТУ и отделение КДиТТ ВСР СТУ осуществляют документальный контроль за проведением проверок обстоятельств недоставления товаров, срок проверки по которым превышает 2 месяца с момента получения информации из ГНИВЦ ГТК России.
8.3. В соответствии с Приказом СТУ от 06.12.2002 № 934 "О представлении информации по контролю за доставкой и транзитом товаров" таможни региона и ВСР СТУ ежемесячно к 20-му числу каждого месяца представляют в ОКДиТТ СТУ информацию об обработке сведений о недоставленных товарах, полученных из ГНИВЦ ГТК России.
8.4. В ОКДиТТ СТУ и ОКДиТТ ВСР СТУ имеется возможность получать информацию по розыску ж/д вагонов из ВЦ ЖД. До подключения ГВЦ МПС к сети передачи данных АС КДТ ("Совам-Телепорт"), в случае когда в результате проверки будет выявлено, что товар на железнодорожную станцию назначения не поступал, необходимо незамедлительно направлять в ОКДТ СТУ или отделение КДиТТ ВСР СТУ запрос об оказании помощи в розыске ж/д вагонов (в зависимости от подчиненности таможен).
8.5. В случае, если при поступлении в таможню назначения информации из ГНИВЦ ГТК России для проведения проверки сведений о недоставлении товаров в таможне назначения отсутствуют ДКД/МДП на бумажных носителях или отсутствуют товаросопроводительные документы, необходимо незамедлительно в таможню отправления направить запрос о высылке данных документов.
8.7. В случае, если в течение 20 дней с даты направления запроса из таможни отправления отсутствует информация, то об этом необходимо письменно информировать ОКДиТТ СТУ или отделение КДиТТ ВСР СТУ (в зависимости от подчиненности таможен).
8.8. Обо всех случаях неисполнения таможнями отдельных поручений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела либо об их ненадлежащем исполнении необходимо письменно информировать СОТ или ВСОТ.
8.9. В случае неподтверждения доставки новых транспортных средств иностранного производства в установленный срок, направлять в отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями СОТ или ВСОТ информацию и копии сопроводительных документов для анализа, использования в работе и оказания практической помощи в розыске недоставленных транспортных средств.
8.10. Передача информации из электронных журналов АРМ "Доставка-Р" в СОТ и ВСОТ осуществляется в соответствии с Приказом СТУ от 08.10.2002 № 749 "О предоставлении информационного ресурса (баз ДКД/МДП в СОТ/ВСОТ)".
8.11. При выявлении фактов многократного недоставления товаров одним перевозчиком за короткий промежуток времени ОКДиТТ СТУ совместно со службой собственной безопасности СТУ организует проведение проверок таможенных органов и их должностных лиц (Приказ ГТК России от 24.01.2003 № 57 "Об утверждении плана мероприятий").

9. Основания для снятия с контроля ДКД/МДП

9.1. В соответствии с Письмом ГТК России от 17.10.95 № 01-13/14723 "О снятии ДКД с контроля" ДКД может быть снят с контроля при выполнении одного из следующих условий:
- доставки товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения;
- фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- взыскания таможенных пошлин и налогов в отношении недоставленных товаров;
- возбуждения дела об административном правонарушении по факту недоставления, утраты или выдачи товаров без разрешения таможенного органа.

10. Особенности проведения проверки и производства
по делам об административных правонарушениях в
случае несоблюдения перевозчиком условий доставки
товаров по процедуре МДП

Начальниками РТУ и начальниками таможен производство по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении перевозчиков-нарушителей Конвенции МДП 1975 г., должно быть взято под особый контроль (Письмо ГТК России от 13.08.98 № 21-08/17052).
10.1. Перевозчик товаров по процедуре МДП в случае нарушения таможенного законодательства несет ответственность в соответствии с КоАП России и УК России.
10.2. В случае обнаружения каких-либо нарушений таможенного законодательства Российской Федерации при перевозке товаров с соблюдением процедуры МДП таможня назначения должна оформить книжку МДП с оговорками. Оговорки указываются в графе 27 отрывного листа и в графе 5 корешка книжки МДП. При этом в этих графах ставится символ "R" и дается краткое описание нарушения на русском языке.
10.3. Дела об административных правонарушениях в области таможенного дела правил возбуждаются после проверки документов, поступивших из таможен, в которых начинается перевозка по территории Российской Федерации под таможенным контролем, и подтверждения факта недоставления товаров в таможне назначения или таможне вывоза.
10.4. В соответствии со ст. 11 Конвенции МДП 1975 г. ГТК России может потребовать с Гарантийного объединения АСМАП уплату причитающихся таможенных платежей только в течение одного года с даты въезда на территорию России и оформления книжки МДП в пограничной таможне отправления. Таможням надлежит обеспечить следующий порядок:
а) таможни отправления, где на контроле находится неподтвержденный отрывной лист белого цвета № 1 книжки МДП, направляют этот лист и имеющиеся материалы в таможню назначения для возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела не позднее 2-х дней с даты окончания установленного срока доставки товара;
б) таможни назначения, после получения указанных в п. а) документов, проводят дополнительную проверку доставки товара и при выявлении нарушений возбуждают дело об административном правонарушении.
10.5. В связи с трудностями, возникающими при получении сведений у АСМАП об иностранных транспортных организациях, осуществляющих перевозку по процедуре МДП, следует:
а) для получения информации в отношении российских перевозчиков обращаться непосредственно в АСМАП по вопросам:
- установление членства в АСМАП;
- установление факта выдачи книжки МДП;
- установления номера книжек МДП, по которым осуществлялась перевозка;
- установления срока действия и даты выдачи книжки МДП;
- установления реквизитов российских транспортных организаций.
б) истребовать информацию в отношении иностранных транспортных организаций в целях сокращения времени на ее получение через иностранные автотранспортные ассоциации, перечень и реквизиты которых указаны в классификаторе адресов иностранных ассоциаций к Письму ГТК России от 16.12.96 № 10-12/3851 "О получении необходимой информации по перевозчикам, осуществляющим перевозку по процедуре МДП".
10.6. Дела об административных правонарушениях по фактам выдачи без разрешения таможенных органов, утраты или недоставления товаров возбуждают, как правило, следующие таможни:
- при ввозе товаров в Российскую Федерацию - таможня назначения;
- при транзите товаров через территорию Российской Федерации - таможня вывоза;
- при вывозе товаров из Российской Федерации - таможня отправления.
10.7. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении указывается о том, что перевозка осуществлялась по процедуре МДП и номер книжки МДП. Если оригинальное название перевозчика пишется латинскими буквами, то оно должно быть указано в таком виде в материалах дела об административном правонарушении для обеспечения идентификации перевозчика.
10.8. В случае, если в корешке отрывного листа № 2 книжки МДП, транспортных или товаросопроводительных документах или свидетельстве о подтверждении доставки товаров, представляемых перевозчиком, имеются оттиски номерных печатей, принадлежащих должностным лицам таможенных органов, подлинность которых вызывает сомнение, обязательно проводится технико-криминалистическая экспертиза. Если экспертизой подтверждена подлинность оттисков личных номерных печатей, то необходимо получать доказательства того, что эти оттиски были получены противозаконным или обманным путем.
В случае, если в транспортных документах, представляемых перевозчиком, содержатся документальные доказательства (штампы, подписи и т.д.) того, что недоставленные товары были переданы получателю, дополнительно проводится проверка этих доказательств.
10.9. В соответствии с п. 7 ст. 8 Конвенции МДП 1975 г. прежде чем предъявить иск гарантийному объединению таможенные органы должны, по мере возможности, требовать уплаты этих сумм у лица, с которого непосредственно причитаются эти суммы, то есть с получателя товара или перевозчика.
10.10. При привлечении к административной ответственности лиц, не проживающих и не находящихся на территории Российской Федерации (перевозчиков), копии протокола об административном правонарушении и постановления направляются для ознакомления в их адрес в общем порядке в соответствии с полномочиями, представленными должностными лицами таможенных органов ТК России. При отсутствии конкретного адресата необходимо информировать консульское должностное лицо иностранного государства, на территории которого проживает или находится лицо, привлекаемое к ответственности.
10.11. В случаях недоставления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, Распоряжением ГТК России от 11.07.2001 № 715-р установлен следующий порядок взаимодействия таможенных органов:
- отдел контроля за доставкой и транзитом товаров (ОКДиТТ) таможенного органа назначения, в случае неполучения информации от таможенных постов или отделов таможенного оформления и таможенного контроля, о доставке товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом отправления место доставки в течение 10 дней после истечения установленного срока доставки информирует об этом ОКДТ таможни отправления по оперативным каналам связи (электронная почта, факс, телетайп);
- ОКДиТТ таможенного органа отправления после получения информации из таможенного органа назначения о недоставлении товаров и транспортных средств возбуждает дело об административном правонарушении в области таможенного дела (НТП) по факту недоставления товаров и транспортных средств в соответствии с КоАП России;
- таможенный орган отправления не позднее пяти дней со дня возбуждения дела об административном правонарушении информирует об этом таможенный орган назначения;
- начальники таможенных органов, в случае возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам недоставления товаров и транспортных средств, в пятидневный срок после их возбуждения информировать таможенные органы отправления Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления.
Данный порядок применяется только в отношении товаров, перевозимых по процедуре МДП.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления на границе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия, настоящий порядок не распространяется.
10.12. С 15.11.2002 Приказом ГТК России от 14.10.2002 № 1096 введена в действие процедура передачи протоколов, определений, постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), возбужденным должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в отношении международных перевозчиков, осуществлявших перевозку по процедуре МДП и совершивших административное правонарушение, выразившееся в недоставлении в определенное таможенным органом Российской Федерации место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств.
Процесс расследования применяется вне зависимости от национальной принадлежности перевозчика или держателя книжки МДП. Действие процесса расследования распространяется как на российских, так и на иностранных международных перевозчиков.
При этом по согласованию между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России), Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) применяется процедура передачи протоколов, определений, постановлений по административным делам в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), возбужденным должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в отношении международных перевозчиков, осуществлявших перевозку по процедуре МДП и совершивших административное правонарушение, выразившееся в недоставлении в определенное таможенным органом Российской Федерации место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств (далее - Процедура).
10.13. Направление протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
10.13.1. Таможенный орган Российской Федерации, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении без проведения административного расследования (далее - протокол) или вынесшее определение о возбуждении дела об административном правонарушении в случае необходимости проведения административного расследования (далее - определение) в отношении перевозчика, осуществлявшего перевозку товаров по процедуре МДП, в течение 3-х рабочих дней с момента оформления направляет протокол либо определение и требование об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации (далее - требование), непосредственно в транспортную организацию как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (АП).
Одновременно таможенный орган направляет копии протокола либо определения и требования:
- в АСМАП для последующей передачи в МСАТ;
- в ГУОТК ГТК России для подготовки и направления уведомления АСМАП в порядке, предусмотренном Конвенцией МДП 1975 г., в случае отсутствия подтверждения о доставке товаров в иной таможенный орган, отличный от места доставки, определенного таможенным органом отправления.
10.13.2. Протокол либо определение направляется с сопроводительным письмом, содержащим следующие сведения:
- номер книжки МДП;
- наименование перевозчика в строгом соответствии с графой 4 отрывного листа книжки МДП и, при наличии, идентификационный номер держателя;
- наименование таможенного органа отправления и назначения Российской Федерации;
- дату принятия книжки МДП к оформлению в таможне отправления;
- установленный срок доставки;
- требование о предоставлении свидетельства о подтверждении доставки товара, корешков книжки МДП с таможенными штампами таможенного органа назначения, а также иных документов, имеющих отношение к доставке товара;
- фамилию, имя, отчество должностного лица таможенного органа и адрес, куда следует представить необходимые документы для принятия решения по делу об АП (телефон, факс).
10.13.3. К протоколу либо определению прилагается копия отрывного листа № 1 книжки МДП с отметками российского таможенного органа, подтверждающими ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
10.13.4. Таможенный орган Российской Федерации, должностное лицо которого составило протокол об АП по окончании административного расследования, проводимого в отношении перевозчика, осуществлявшего перевозку товаров по процедуре МДП, в течение 3-х рабочих дней с момента оформления направляет протокол и его копии.
10.13.5. Направление постановления по делу об административном правонарушении.
10.13.6. Таможенный орган Российской Федерации, должностное лицо которого вынесло постановление по делу об АП (о прекращении производства по делу об АП или о назначении наказания), возбужденному в отношении перевозчика, осуществлявшего перевозку товаров по процедуре МДП, в течение 3-х рабочих дней после вынесения решения направляет постановление по делу об АП в ГУОТК, в транспортную организацию и в АСМАП для последующей передачи в МСАТ.
10.13.7. Если дело об АП рассматривалось судом, таможенный орган Российской Федерации, направивший дело на рассмотрение, принимает меры к получению постановления по делу об АП и предпринимает действия, предусмотренные пунктом 10.14.2.
10.13.8. В случае невозможности взыскания с перевозчика причитающихся таможенных платежей за недоставленные товары таможенный орган, выставивший требование, в течение 5 дней с момента истечения срока его исполнения информирует ГУОТК о причинах, препятствующих взысканию таможенных платежей, и направляет документы, необходимые для взыскания таможенных платежей и пеней с национального гарантийного объединения, АСМАП.
10.13.9. На основании информации и документов, представленных таможенным органом, ГУОТК готовит и направляет требование об уплате причитающихся таможенных платежей и пени в АСМАП в соответствии с порядком, предусмотренным Конвенцией МДП 1975 г.
10.13.10. В случаях прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение либо по результатам рассмотрения в связи с отсутствием события административного правонарушения ГУОТК отзывает требование об уплате причитающихся таможенных платежей и пени, направленное в АСМАП.
10.14. Действия АСМАП.
10.14.1. После получения из таможенных органов Российской Федерации копий протоколов, определений, постановлений по делам об АП и требований АСМАП, независимо от страны регистрации и гражданской принадлежности держателя книжки МДП, должен незамедлительно направить их в офис МСАТ в Женеве со своими комментариями.
10.14.2. Если книжка МДП выдана российскому перевозчику, АСМАП оказывает информационное и иное необходимое содействие таможенным органам Российской Федерации в проведении административного расследования.
10.15. Действия МСАТ.
10.15.1. МСАТ должен незамедлительно направить документы, указанные в пункте 4.1 Процедуры, в национальное объединение, выдавшее перевозчику книжку МДП (далее - выдающее объединение).
10.15.2. При передаче документов МСАТ должен поручить выдающему объединению следующее:
- незамедлительно проинформировать перевозчика заказным письмом с уведомлением (или каким-либо другим наиболее быстрым способом) о факте получения выдающим объединением протокола, определения, постановления по делу об АП;
- направить перевозчику протокол, определение, постановление по делу об АП и принудить его подтвердить факт получения указанных документов от выдающего объединения;
- довести до сведения перевозчика его обязанности и меру ответственности за АП;
- потребовать с перевозчика копию всей документации - переписки, которую он поддерживал с таможенным органом Российской Федерации;
- как можно быстрее направить в МСАТ в Женеве уведомление о получении выдающим объединением протокола, определения, постановления по делу об АП (далее - уведомление).
10.15.3. К уведомлению должны быть приложены следующие документы:
- копия письма, направленного выдающим объединением перевозчику;
- копия ответа перевозчика как лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП.
10.15.4. При получении уведомления МСАТ в Женеве, в свою очередь, должен незамедлительно передать их в АСМАП, для того чтобы АСМАП мог их незамедлительно передать для дальнейшего рассмотрения в компетентные таможенные органы Российской Федерации.

11. Особенности проведения проверки сведений о
недоставлении транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими
лицами и не предназначенных для производственной
и иной коммерческой деятельности

Настоящий раздел распространяется только на случаи доставки автотранспортных средств в соответствии с порядком, определенным Приказом ГТК России от 21.08.2000 № 741.
11.1. В случае отсутствия информации о вывозе из Российской Федерации доставляемых транспортных средств в течение 20 дней с момента истечения установленного срока доставки группа контроля ОТОиТК таможенного органа отправления не позднее следующего дня возбуждает дело об административном правонарушении в области таможенного дела в соответствии с установленным порядком (Приказ ГТК России от 13.11.2000 № 1028)
11.2. В случае отсутствия информации о доставлении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств в течение 20 дней с момента истечения установленного срока доставки группа контроля ОТОиТК таможенного органа назначения не позднее следующего дня направляет письменный запрос в таможенный орган отправления с просьбой выслать четвертый экземпляр ДКДТС и заверенные копии документов, предъявленных при оформлении процедуры доставки. Дата направления и номер запроса указываются в журнале учета транспортных средств. Копии запросов хранятся в группе контроля и подшиваются к поступившим из таможенного органа отправления ДКДТС и иным документам, предъявленным при оформлении процедуры доставки.
При получении четвертого экземпляра ДКДТС и иных документов, предъявленных при оформлении процедуры доставки, группой контроля таможенного органа назначения возбуждает дело об административном правонарушении в области таможенного дела в соответствии с установленным порядком.
11.3. Группа контроля ОТО и ТК таможенного органа отправления после получения из таможенного органа назначения запроса не позднее следующего дня высылает с сопроводительным письмом в адрес таможенного органа назначения четвертый экземпляр ДКДТС и заверенные копии документов, предъявленных при оформлении процедуры доставки.
При отсутствии указанного запроса в течение 40 дней группа контроля таможенного органа отправления направляет в таможенный орган назначения по оперативным каналам связи запрос о поступлении транспортных средств в таможенный орган назначения.
11.4. Группа контроля таможенного органа отправления (назначения) в случае представления гарантий по уплате таможенных пошлин и налогов в указанный таможенный орган, при получении информации о недоставлении транспортных средств в таможенный орган назначения, принимает меры по взысканию причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин и налогов с лиц, предоставивших гарантии при перевозке транспортных средств под таможенным контролем, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России.
После поступления на счет таможни указанных сумм таможенных пошлин и налогов группа контроля таможенного органа отправления (назначения) письменно в недельный срок сообщает таможенному органу назначения (отправления), которым должно возбуждаться дело об административном правонарушении:
- общую сумму причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов;
- фактически поступившую на счет таможни сумму.
11.5. Передача дела об административном правонарушении в правоохранительные отделы осуществляется в соответствии с пунктами 4.9 и 4.10 настоящей Технологической схемы.
11.6. Поступившие из таможен отправления 4-е экземпляры ДКД ТС и заверенные копии документов, предъявленные при оформлении процедуры доставки, передаются группой контроля в отдел, ведущий административное расследование по делу об административном правонарушении.
11.7. При проведении проверки сведений о недоставлении транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России физическими лицами, разделы 3, 4, 5 и 6 настоящей Технологической схемы не применяются (кроме п.п. 4.9 и 4.10).

Начальник ОКДиТТ СТУ
Л.А.СТЕПАНОВ

Согласовано:
Начальник правового отдела СТУ
В.В.ВИТЮК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru