Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2003 № 3-79/2003
<СУДОМ ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 11 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 65-ОЗ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 2003 года Дело № 3-79/2003


(извлечение)

Новосибирский областной суд рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 мая 2003 года дело по заявлению прокурора Новосибирской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании Закона Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области" № 65-ОЗ противоречащим федеральным законам,

установил:

28 мая 1997 года Решением 30 сессии первого созыва Новосибирского областного Совета депутатов принят Закон "О местном самоуправлении в Новосибирской области" № 65-ОЗ. 11 июня 1997 года Закон подписан главой администрации Новосибирской области, 20 июня 1997 года опубликован в газете "Советская Сибирь" в N№ 114 - 115, а также в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов № 24, 1997. Постановлением Новосибирского Совета депутатов от 20 июня 2002 года № 34-ОСД принят Закон области "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области", который 5 июля 2002 года подписан главой администрации Новосибирской области и опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" № 28, 2002; в газете "Советская Сибирь" № 132 10 июля 2002 года и в сборнике нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов", 2002, ч. 3, ст. 28.
29 апреля 2003 года прокурор Новосибирской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Новосибирский областной суд с заявлением, в котором просил признать п.п. "ж" п. 5 ст. 32 Закона области в части определения права Совета депутатов - представительного органа местного самоуправления по установлению в соответствии с действующим законодательством платы за использование месторождений полезных ископаемых - противоречащим п. 8 ст. 4, п.п. 3, 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О недрах" и п.п. 12 ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как федеральным законодательством установление конкретных размеров платежей за пользование недрами, по представлению территориальных органов в области управления государственным фондом недр, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Также прокурор просил признать п.п. "з" п. 5 ст. 32 Закона области в части определения Советом депутатов муниципального образования порядка изъятия земельных участков противоречащим п.п. 4 п. 1 ст. 9, ст. 49, ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 279 ГК РФ по тем основаниям, что органы местного самоуправления не вправе определять порядок изъятия земельных участков. По мнению прокурора области, п. 1 ст. 37 Закона области в части полномочий администраций муниципальных образований по представлению земельных участков в пожизненное наследуемое владение противоречит п. 1 ст. 21 ЗК РФ, так как федеральным законодательством установлен прямой запрет на предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения с 30 октября 2002 года. Также прокурор области полагает, что п. 1 ст. 37 Закона области в части полномочий администраций муниципальных образований по предоставлению земельных участков во временное пользование противоречит ст. 15, ст. ст. 20 - 24 ЗК РФ, так как право временного пользования земельным участком федеральным законодательством не предусмотрено. Прокурор области считает, что п. 8 ст. 37 Закона области противоречит п. 1 ст. 64 ЗК РФ по тем основаниям, что органы местного самоуправления не обладают полномочиями по разрешению земельных споров, хотя оспариваемым законом им такое право предоставлено.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, имеющая доверенность с правами, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ, поддержала заявление прокурора Новосибирской области в полном объеме и дополнительно заявила, что прокурор Новосибирской области просил п.п. "ж" п. 5 ст. 32 Закона области признать недействующим со дня принятия Закона, а в остальной части признать Закон в оспариваемой части недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Представители заинтересованного лица - Новосибирского областного Совета депутатов и главы администрации Новосибирской области в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, а также представили письменные объяснения по существу заявленных прокурором области требований, в которых данные требования признали в полном объеме. Также представители заинтересованных лиц просили признать оспариваемые нормы Закона области о местном самоуправлении в Новосибирской области недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, так как отдельные муниципальные образования производили действия, предусмотренные оспариваемыми нормами, а средства в бюджете Новосибирской области на случай возврата этих денег не заложены. Выслушав объяснения представителя прокурора Новосибирской области, проанализировав нормы закона, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области, исходя из следующего.
В связи с тем, что представители заинтересованных лиц - Новосибирского областного Совета депутатов и главы администрации Новосибирской области не возражали против удовлетворения требований прокурора Новосибирской области по существу, о чем представители представили письменные объяснения, эти объяснения приобщены к материалам дела, суд считает возможным, соглашаясь с доводами лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 173, 198, п. 3 ст. 252 ГПК РФ, принять признание заинтересованных лиц требований заявителя и удовлетворить по существу заявление прокурора Новосибирской области в полном объеме требований.
Суд приходит к убеждению о том, что оспариваемые нормы Закона области "О местном самоуправлении в Новосибирской области" следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу исходя из того, что в случае признания оспариваемого Закона недействующим возможны материальные требования тех или иных лиц к субъекту Российской Федерации - Новосибирской области, однако в бюджете области средства на возмещения таких требований не заложены, согласно Закону Новосибирской области от 27 декабря 2002 года № 83-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год", в связи с чем суд соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц.
В связи с удовлетворением заявления прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральным законам ряда норм Закона Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области", признанием этого нормативного акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает необходимым, в соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, обязать редакции средств массовой информации, в которых был опубликован оспариваемый Закон, а именно газеты "Советская Сибирь", "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", опубликовать сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199, 252 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральным законам п.п. "ж" и "з" п. 5 ст. 32; пункты 1, 8 ст. 37 Закона Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области".
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу:
1) подпункт "ж" п. 5 ст. 32 Закона Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области", в части определения права Совета депутатов - представительного органа местного самоуправления по установлению в соответствии с действующим законодательством платы за использование месторождений полезных ископаемых как противоречащий пункту 8 ст. 4; пунктам 3, 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О недрах" и п.п. 12 ч. 2 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) подпункт "з" пункта 5 ст. 32 оспариваемого Закона области в части определения Советом депутатов муниципального образования порядка изъятия земельных участков как противоречащий подпункту 4 п. 1 ст. 9; ст. 49 и ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации; ч. 2 ст. 279 ГК РФ;
3) пункт 1 ст. 37 Закона области в части полномочий администраций муниципальных образований по предоставлению земельных участков в пожизненное наследуемое владение как противоречащий пункту 1 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) пункт 1 ст. 37 Закона области в части полномочий администраций муниципальных образований по предоставлению земельных участков во временное пользование как противоречащий ст. 15; ст. ст. 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) п. 8 ст. 37 Закона области как противоречащий п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать редакцию газеты "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" и "Советская Сибирь" опубликовать сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Новосибирский областной суд.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru