РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БЕРДСКА ОТ 24.04.2003 № 59
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2003 - 2006 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА БЕРДСКА
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ПЕРВОГО СОЗЫВА
РЕШЕНИЕ
(шестая сессия)
от 24 апреля 2003 г. № 59
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2003 - 2006 ГГ.
Заслушав проект комплексной городской программы "Развитие физической культуры и спорта" на 2003 - 2006 гг., представленный начальником отдела физической культуры и спорта Т.А. Яциной, Совет депутатов г. Бердска первого созыва решил:
1. Итоги исполнения городской программы "Развитие физической культуры и спорта на 2003 - 2006 гг." утвердить.
2. Комплексную городскую программу "Развитие физической культуры и спорта" на 2003 - 2006 гг. утвердить (приложение 1).
Глава городского самоуправления
А.Г.ТЕРЕПА
Приложение 1
к Решению 6 сессии
Совета депутатов г. Бердска
первого созыва
от 24.04.2003 № 59
КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
НА 2003 - 2006 ГГ.
Основные разработчики:
Государственное учреждение "Физическая культура и спорт",
Управление образования,
Отдел по делам молодежи,
ГУ Бердская центральная городская больница.
Краткое содержание:
Комплексная городская программа развития физической культуры и спорта на 2003 - 2006 гг. содержит принципиальные и основные положения и предусматривает:
преемственность физического воспитания для различных социально-демографических групп населения;
совершенствование системы управления физкультурно-спортивным движением;
развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
подготовку специалистов и обеспечение квалифицированными кадрами;
совершенствование форм проведения физкультурно-спортивных мероприятий;
организационное, методическое и медицинское обеспечение;
пропаганду физической культуры и спорта как важного фактора формирования здорового образа жизни;
решение вопросов подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва.
Финансирование:
средства федерального, областного и муниципального бюджетов, внебюджетные источники.
Нормативно - правовая база:
Закон РФ "Об образовании";
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Закон РФ "По физической культуре и спорту";
Подпрограмма "Физическое воспитание и оздоровление детей подростков и молодежи в Российской федерации (2001 - 2005 годы)"
Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227/166/19 от 16.07.2002,
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005,
Постановление главы администрации Новосибирской области № 77 от 28.01.2002 "О первоочередных мерах развития физической культуры и спорта детей и учащейся молодежи".
ВВЕДЕНИЕ
Городская программа развития физической культуры и спорта на 2003 - 2006 годы охватывает основные аспекты физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся и студенческой молодежи, населения среднего и старшего возраста, инвалидов, рассматривает вопросы подготовки спортивного резерва и спортсменов различного уровня и предусматривает меры по укреплению и развитию материально-технической базы физической культуры и спорта.
Настоящая программа является логическим продолжением Комплексной программы развития физкультуры и спорта в городе Бердске на 1998 - 2002 годы, реализация которой позволила сосредоточить внимание физкультурно-спортивных организаций на развитии массового спорта, формировании принципов здорового образа жизни, подготовке спортсменов различного уровня и спортивного резерва.
Финансовые расходы на физическую культуру и спорт за период исполнения вышеназванной программы составили:
В результате реализации предыдущей Программы сохранены детско-юношеские спортивные школы. Число занимающихся физической культурой и спортом возросло на 32%, увеличилось количество проводимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий, возродилась практика проведения спартакиад школьников и спортивных соревнований среди учащихся учебных заведений и предприятий. Активизировалась работа по пропаганде принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
В настоящее время в городе в ГУ "Физическая культура и спорт" функционируют: ДЮСШ "Авангард", ДЮСШ "Восток", ДЮСШ "Бердск" и в управлении образования - ДЮСШ, в которых занимаются 2224 детей и подростков.
Спортивная база детско-юношеских спортивных школ города обеспечивает возможность организации занятий в них детей школьного возраста. Но ощущается недостаток спортивных сооружений на предприятиях по месту жительства и в местах массового отдыха, и существует дефицит высококвалифицированных тренеров-преподавателей для удовлетворения потребности населения города в занятиях физической культурой и спортом. Недостаточное количество современного качественного оборудования и соответствующих кадров, сдерживает рост охвата детского и взрослого населения города спортивно-оздоровительной работой и подготовку спортивного резерва.
По данным диспансеризации детей города, согласно Приказу Минздрава РФ "О проведении Всероссийской диспансеризации в 2002 году" № 81 от 15.03.2002, Приказу управления здравоохранения администрации Новосибирской области "О проведении диспансеризации детей НСО в 2002 году", Постановлению главы территориальной администрации № 645 от 07.05.2002 "О проведении диспансеризации детей в г. Бердске" было осмотрено 18394 ребенка. Выявлены отклонения в состоянии здоровья у 10925 детей, что составляет 59%. Было осмотрено 13279 детей в возрасте от 7 до 8 лет, и выявлены отклонения в состоянии здоровья у 8377 детей, что составляет 63% (по области 56%).
Отсутствие необходимого уровня физической активности населения является одним из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни и вызывающих высокий процент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания. Только от 12% до 20% жителей нашего города систематически занимаются физической культурой и спортом.
Не получила должного развития внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа во внеурочное время. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. При этом занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, проводятся только в отдельных учебных заведениях.
В целом состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работы требует принятия безотлагательных, конкретных мер по дальнейшему развитию массового спорта, активизации физкультурно-оздоровительной работы среди населения, подготовке спортивного резерва и спортсменов различного уровня.
Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и спортсменов различного уровня требуют новых подходов и организации массовой физической культуры, учебно-тренировочного процесса, с учетом изменяющихся требований.
Разработка Комплексной городской программы "Развитие физической культуры и спорта" продиктована необходимостью внесения изменений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, сохранения высокого имиджа спорта города, привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом широких слоев населения, внедрения принципов здорового образа жизни путем пропаганды физической культуры и спорта.
1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики, создания соответствующего финансового, материально-технического, кадрового научно-методического, медицинского, информационного, нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта, создает условия для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех типов, спортивных и детских клубов по месту жительства граждан, специализированных групп для инвалидов, врачебно-физкультурных диспансеров, укрепления их материально-технической базы.
1.1. Основные цели комплексной городской программы
Стратегическая цель:
Рассматривать физическую культуру и спорт не только как одну из жизненно важных потребностей человека, но и как составляющую общей культуры общества.
Цель:
создание условий для занятий населения физической культурой и спортом, развития олимпийских, технических, прикладных видов спорта и русских народных игр;
определение рациональных путей и своевременных подходов к управлению развитием физической культуры и спорта;
проведение исследований в области массового спорта и спорта высших достижений по научно-методическому, медико-биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортсменов различного уровня.
1.2. Основные задачи городской программы
Утверждение принципов здорового образа жизни путем пропаганды физической культуры и спорта и привлечения широких слоев населения к регулярным оздоровительным занятиям физической культурой и спортом.
Укрепление и развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, обеспечение доступности спортивных сооружений для широких слоев населения.
Привлечение к занятиям физической культурой и спортом неработающей и не учащейся молодежи в целях профилактики правонарушений, активизация работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов.
Развитие сети детско-юношеских спортивных школ, создание школы для одаренных в спорте детей.
Усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по физической культуре и спорту.
Организация переподготовки физкультурных кадров как для спорта высших достижений, так и для работы с различными социально-демографическими группами населения.
Совершенствование врачебно-педагогического контроля над организацией физического воспитания.
Внедрение передовых технологий в области физической культуры и спорта.
Увеличение числа одноступенчатых соревнований для всех возрастных групп населения.
Внедрение президентских тестов физической подготовленности населения.
Организация и проведение тестирования, соревнований по олимпийским и военно-прикладным видам спорта допризывной молодежи.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Комплексная городская программа предусматривает деятельность по основным направлениям развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы как средства формирования здорового образа жизни, трудовой реабилитации активного долголетия, повышения занятости детей, подростков и молодежи в спортивных секциях, а также программно-методическое обеспечение процессов физического воспитания, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, дифференцированный подход к организации физического воспитания населения различных возрастных групп.
2.1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Основные жизненно необходимые двигательные навыки вырабатываются у детей в раннем возрасте, и являются основой здорового образа жизни. Организация физического воспитания детей этого возраста проводится на занятиях в дошкольных учреждениях и в семье в эмоционально-игровой форме, как правило, на открытом воздухе, с постоянным обновлением их содержания.
В основе занятий физическими упражнениями лежит разносторонняя физическая подготовка, повышающая функциональные возможности детей, развивающая все физические качества организма. Ведущие ученые в области педиатрии и физической культуры и спорта рекомендуют объем двигательной активности для этой возрастной группы не менее 10 - 12 часов в неделю.
Основными направлениями являются:
создание материальной базы в учреждениях дошкольного образования и по месту жительства населения;
разработка и внедрение учебных программ по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях;
разработка методических пособий и рекомендаций для родителей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
2.2. Физическое воспитание учащейся и
студенческой молодежи
Физическое воспитание учащейся и студенческой молодежи призвано обеспечить развитие и совершенствование основных двигательных качеств, физическое развитие и укрепление здоровья, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни. В целях реализации данной задачи необходимо предусмотреть:
введение обязательного третьего урока по физической культуре и спорту в учреждениях общего среднего образования и четырех часов в неделю обязательных занятий по физической культуре в учреждениях начального, среднего профессионального образования;
совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание уроков, разработку современных вариантов тренирующих программ с целью дальнейшего перехода от обязательных уроков физической культуры к тренировкам по видам спорта с учетом интересов учащихся;
совершенствование системы внеклассных, внеурочных и внеаудиторных занятий с учащейся и студенческой молодежью с учетом развития их физиологических особенностей;
организацию и проведение зимних и летних спартакиад школьников, фестивалей спорта учащихся средних специальных учебных заведений, учащихся учебных заведений профессиональной направленности и студенческих универсиад;
выполнение учащейся и студенческой молодежью объема активных занятий физической культурой и спортом не менее 8 - 10 часов в неделю.
2.3. Физическое воспитание трудящихся граждан и
граждан пожилого возраста
Физическое воспитание трудящихся и граждан пожилого возраста предусматривает:
сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и повышение творческой и жизненной активности;
внедрение физической культуры и спорта в систему организации труда и отдыха граждан, усиление оздоровительного содержания занятий по производственной гимнастике, лечебной физкультуре строится с учетом профессиональных, возрастных особенностей трудящихся в целях рационального использования физических упражнений для продления сроков трудовой активности;
обеспечение условий для выполнения объемов активных занятий физической культурой и спортом в нерабочее время не менее 3 - 4,5 часа в неделю;
внедрение физической культуры и спорта в систему организации труда и отдыха через коллективные договоры между работодателями и трудовыми коллективами;
создание условий для занятий физическими упражнениями и активного проведения досуга в организациях и в местах массового отдыха;
разработку и использование методических рекомендаций для трудящихся и граждан пожилого возраста;
использование средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима трудящихся и граждан пожилого возраста с целью стимулирования активного долголетия, привлечения нетрудоспособных граждан к занятиям физической культурой;
организацию и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий.
2.4. Физическая культура и спорт среди инвалидов
Физическая культура и спорт среди инвалидов предусматривает:
всестороннюю физическую реабилитацию и социальную адаптацию;
расширение возможностей ориентирования в среде, владение собственным телом;
создание необходимых условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом;
разработку методических рекомендаций для реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта;
организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
2.5. Развитие национальных, прикладных видов спорта
Национальные виды спорта являются неотъемлемой частью гармоничного воспитания подрастающего поколения. В современной физкультурной практике используется выработанный, и апробированный веками, богатейший опыт воспитания подрастающего поколения средствами народных игр и национальных видов спорта, в которых заложены готовые рецепты, необходимые для утверждения принципов здорового образа жизни.
2.6. Подготовка спортивного резерва
Работа по подготовке спортивного резерва предусматривает:
организацию регулярных занятий детей и подростков спортом в целях их дальнейшего спортивного совершенствования;
развитие системы подготовки спортивного резерва, включает в себя детско-юношеские спортивные школы, школу-интернат для одаренных в спорте детей, центры подготовки спортивного резерва по видам спорта;
возрождение спартакиад, фестивалей, спортивных соревнований среди школьников и студенческой молодежи;
совершенствование учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ;
развитие материально-технической базы и оснащение ее современным оборудованием и инвентарем.
2.7. Подготовка спортсменов высокого класса
Одним из основных направлений подготовки спортсменов различного уровня является проведение централизованного учебно-тренировочного процесса в сборных командах города.
Определение и создание спортивных мини-центров в отдельных микрорайонах города, мини-центры, где подготовка спортсменов концентрируется на локальном уровне. Подготовка спортсменов высокого класса предусматривает: укрепление материально-технической базы для спорта высших достижений, оснащение ее современным инвентарем и оборудованием; участие сборных команд в спортивных соревнованиях различного уровня.
2.8. Научно-методическое и медицинское обеспечение
Научно-методическое и медицинское обеспечение предусматривает:
создание врачебно-физкультурного диспансера по проблемам массовой физической культуры и спорта высших достижений;
оптимизацию системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
методическое и медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса;
профилактику спортивного травматизма, лечение и восстановление, медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса.
2.9. Подготовка кадров и система повышения
квалификации специалистов
Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров ведется через:
обучение ведущих тренеров города в спортивных центрах Новосибирской области и Российской Федерации;
обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта с учетом потребностей города;
обучение выпускников общеобразовательных школ города в специальных учебных заведениях на контрактной основе;
работу координационного совета тренеров и спортивной общественности.
2.10. Развитие материально-технической базы
Развитие материально-технической базы осуществляется за счет:
реконструкции и обновления имеющихся спортивных сооружений, действующих спортивных площадок, оборудования спортивных залов и спортивных комплексов малокомплектным и спортивным универсальным оборудованием;
организации работы спортивных площадок, спортивных залов и других сооружений в местах массового проживания и отдыха населения;
обеспечения качественного уровня услуг, доступности и привлекательности спортивных сооружений;
планирования и строительства на территории жилых массивов игровых и прогулочных площадок, беговых дорожек, велосипедных и лыжных трасс, оборудования мест для проведения массовых соревнований;
широкого использования имеющихся спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением.
3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание единой системы развития физической культуры и спорта.
Утверждение в обществе принципов здорового образа жизни, создание условий для физического оздоровления населения.
Увеличение числа граждан, реально занимающихся физической культурой и спортом на 10 - 15 процентов.
Рост числа детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях детско-юношеских спортивных школ, снижение числа правонарушений среди подрастающего поколения.
Привлечение молодежи к активным занятиям спортом.
Создание общеобразовательной школы для одаренных в спорте детей.
Рост числа спортсменов высокого класса и перспективного спортивного резерва.
4. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2003 - 2006 ГГ.
4.1. Перечень учреждений, занимающихся физическим
воспитанием в городе