Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ СТУ ГТК РФ ОТ 02.04.2003 № 313
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СТУ С ТАМОЖЕННЫМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Сибирского таможенного управления от 09.01.2004 № 12.



СИБИРСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИКАЗ
от 2 апреля 2003 г. № 313

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СТУ С ТАМОЖЕННЫМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ

В целях упорядочения и совершенствования работы таможенных органов региона при выдаче лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, а также усиления контроля за деятельностью таможенных перевозчиков приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Временную технологию взаимодействия таможенных органов СТУ с таможенными перевозчиками (приложение).
2. Начальникам таможен:
2.1. Применять настоящую Временную технологию при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика или выдаче отношения таможни, а также при осуществлении контроля за деятельностью таможенных перевозчиков.
2.2. Проводить не реже одного раза в год проверки деятельности таможенных перевозчиков, зарегистрированных в зоне деятельности таможни. Результаты проверок в семидневный срок со дня окончания проверки направлять в ОКДиТТ СТУ.
2.3. В срок до 05.05.2003 представить в ОКДиТТ СТУ график проведения проверок таможенных перевозчиков, зарегистрированных в зоне деятельности таможни, в 2003 году.
2.4. В случае возбуждения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела в отношении таможенных перевозчиков незамедлительно информировать ОКДиТТ СТУ.
3. Считать утратившим силу Приказ СТУ от 18.09.2001 № 689 и Приказ СТУ от 18.04.2002 № 321.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя начальника управления Л.И. Шорникова.

Начальник управления
генерал-майор таможенной службы
Г.Г.ШАПОВАЛОВ





Приложение 1
к Приказу
СТУ
от 02.04.2003 № 313

Утверждена
Приказом
СТУ
от 02.04.2003 № 313

ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СТУ С ТАМОЖЕННЫМИ
ПЕРЕВОЗЧИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О
ТАМОЖЕННОМ ПЕРЕВОЗЧИКЕ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПРИКАЗОМ
ГТК РОССИИ ОТ 18.01.94 № 20

1. Общие положения

1.1. Таможенным перевозчиком может быть предприятие, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
1.2. Таможенный перевозчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), Таможенным кодексом Российской Федерации, Положением о таможенном перевозчике, утвержденным Приказом ГТК России от 18.01.94 № 20 (далее - Положение), Правилами доставки товаров, утвержденными Приказом ГТК России от 20.05.96 № 304, иными нормативными правовыми актами.
1.3. Таможенный перевозчик может быть:
- зональным, т.е. имеющим право на перевозку товаров под таможенным контролем только в пределах зоны деятельности таможни, выдавшей данную лицензию.
Доставка товаров, перевозимых зональным таможенным перевозчиком за пределы зоны деятельности таможни, выдавшей ему соответствующую лицензию, может осуществляться только при выполнении одного из условий - таможенного сопровождения или обеспечения уплаты таможенных платежей;
- региональным, т.е. имеющим право на перевозку товаров под таможенным контролем в пределах зоны деятельности СТУ.
Доставка товаров, перевозимых региональным таможенным перевозчиком за пределы зоны деятельности Сибирского таможенного управления, может быть оформлена только при выполнении одного из условий - таможенного сопровождения или обеспечения уплаты таможенных платежей;
- общероссийским, т.е. имеющим право на перевозку товаров под таможенным контролем без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации.
1.4. Работа таможенных органов с таможенными перевозчиками разделена на три основных этапа.
Этап 1. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
Этап 2. Контроль за деятельностью таможенного перевозчика в период срока действия лицензии.
Этап 3. Контроль за организацией, прекращающей деятельность в качестве таможенного перевозчика.
Общее руководство деятельностью таможенных перевозчиков в таможенных органах, как правило, осуществляют отделы контроля за доставкой товаров (отделения, группы).
Для выполнения первого этапа в обязательном порядке следует привлекать должностных лиц правового отдела, отдела контроля таможенного оформления и подразделений собственной безопасности, а при необходимости и должностных лиц иных подразделений таможенного органа (ОТОиТК, таможенной инспекции, таможенных платежей, бухгалтерского учета и контроля, правоохранительного блока и др.).
Для выполнения второго и третьего этапов по решению начальника таможенного органа возможно привлечение должностных лиц любых подразделений таможенного органа.
Привлечение функциональных подразделений таможенных органов, особенно на этапе рассмотрения заявления и принятия решения о выдаче заявителю лицензии таможенного перевозчика, представляется целесообразным, поскольку это позволит равномерно распределить нагрузку на подразделения таможенного органа, уменьшить личностный фактор отдельного инспектора в процессе принятия решения о выдаче лицензии.
1.5. Основными факторами для принятия решения о выдаче лицензии таможенного перевозчика должны служить:
1.5.1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми документами о таможенном перевозчике.
1.5.2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово-экономической точки зрения.
1.5.3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
1.6. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного перевозчика или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.
Принятие решения о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика должно являться результатом анализа, определяющего возможность таможенного перевозчика выполнять поставленные перед ним задачи.

2. Порядок подачи и рассмотрения заявления
на осуществление деятельности в качестве
таможенного перевозчика

2.1. Предприятие, желающее получить лицензию на право осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика (далее - лицензия), обращается в таможенный орган с заявлением.
2.2. Заявление подается на имя начальника таможенного органа, уполномоченного оформлять лицензии соответственно:
- на имя председателя ГТК России - в случае если заявитель намерен получить лицензию общероссийского таможенного перевозчика;
- на имя начальника СТУ - в случае если заявитель намерен получить лицензию регионального таможенного перевозчика;
- на имя начальника таможни - в случае если заявитель намерен получить лицензию зонального таможенного перевозчика.
2.3. В заявлении должны быть указаны полное и сокращенное юридическое наименование, код ОКПО, юридический и фактический адреса предприятия, регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, испрашиваемый статус, вид и количество имеющихся транспортных средств, номера рублевого и валютного счетов в банках, наименования, адреса и коды ОКПО этих банков, перечень населенных пунктов (районов, если место таможенного оформления находится вне населенного пункта, районов в крупных городах), обязанность по прибытию в которые в течение 24 часов хотя бы одного транспортного средства берет на себя предприятие, и иные сведения, которые могут быть использованы для принятия решения о выдаче лицензии.
Образец заявления приведен в приложении 1 Положения.
2.4. К заявлению прилагаются документы, указанные в пункте 2.4 Положения и в приложении к письму ГТК России от 07.08.98 № 21-08/16575.
Все представленные копии документов, приложенные к заявлению, должны быть заверены печатью организации и подписями руководителя предприятия и главного (старшего) бухгалтера либо нотариально (уставные документы, свидетельство о государственной регистрации, договор страхования, договор аренды).
Если копия документа содержит 2 листа и более, то каждый лист копии должен быть заверен указанными лицами, либо документ должен быть прошит, скреплен печатью предприятия и подписями указанных лиц либо заверен нотариально.
Все подписи и печати должны быть читаемы.
2.5. Заявление рассматривается таможенным органом в течение 30 дней со дня его получения.
В указанный срок таможенный орган проверяет заявленные предприятием сведения на соответствие требованиям Положения о таможенном перевозчике.
2.6. Таможенные органы вправе запрашивать у государственных органов, банков, иных организаций дополнительные документы в подтверждение представленных сведений.
В этом случае срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления таких документов.
2.7. Общий срок рассмотрения заявления не должен превышать 2-х месяцев.
2.8. Заявление о выдаче лицензии таможенного перевозчика и прилагаемые к нему документы начальником таможенного органа, как правило, направляются на рассмотрение в отделы, отделения, группы контроля за доставкой товаров (далее - ОКДиТТ).
2.9. ОКДиТТ производит проверку формы и содержания заявления и прилагаемых документов.
Необходимо обратить особое внимание на название предприятия (название должно быть полным, без сокращений), наличие необходимого количества транспортных средств, оборудование которых соответствует Правилам оборудования транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (в количестве, определяемом таможней), договор страхования, форму собственности заявителя и гарантии предоставления хотя бы одного транспортного средства в течение 24-х часов в населенный пункт (пункты), оговоренный в заявлении, по первому требованию таможенного органа.
Проверяются прилагаемые к заявлению документы:
2.9.1. Копии учредительных и регистрационных документов предприятия (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации данного предприятия как юридического лица).
2.9.2. Копия лицензии на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской) деятельности (за исключением железнодорожных перевозок).
Также заявителю необходимо представить лицензию на осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении либо удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов при их наличии.
2.9.3. Документы на транспортные средства, которые заявитель намерен использовать для перевозки товаров с применением лицензии таможенного перевозчика:
- копии паспортов транспортных средств;
- копии свидетельств о регистрации транспортных средств;
- копии свидетельств о допущении транспортных средств к перевозкам товаров под таможенными печатями и пломбами;
- копии договоров аренды транспортных средств, если они арендованы заявителем у других лиц.
Форма и содержание договора аренды (субаренды) транспортных средств должны отвечать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок действия договора аренды должен охватывать срок действия лицензии. Договор аренды должен предусматривать владение и пользование арендатором арендуемыми транспортными средствами на весь срок действия лицензии.
2.9.4. Копии страховых документов:
- копия страхового свидетельства (полиса, сертификата);
- копия договора страхования ответственности заявителя как таможенного перевозчика перед таможенными органами;
- копия лицензии страховой компании на право страхования ответственности перевозчика.
Страховая сумма по страхованию ответственности перед таможенными органами по каждому страховому случаю не может быть менее:
а) 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, не облагаемых в Российской Федерации акцизом;
б) 10000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, облагаемых в Российской Федерации акцизом.
При проверке договора страхования необходимо обращать внимание на то, что объектом страхования должны являться не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя, связанные с его обязанностью, установленной действующим таможенным законодательством Российской Федерации, уплатить соответствующим таможенным органам денежные суммы в оплату всех видов административных взысканий, а также таможенных платежей в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением Страхователем своих обязанностей при осуществлении им деятельности в качестве таможенного перевозчика.
По договору страхования должна подлежать страхованию:
1. Ответственность таможенного перевозчика в виде уплаты таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с выдачей без разрешения таможенного органа, утратой либо недоставлением в определенное таможенным органом место товаров и (или) транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
2. Ответственность таможенного перевозчика в виде уплаты административных штрафов за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату либо недоставление в определенное таможенным органом место товаров и (или) транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Ответственность таможенного перевозчика за несоблюдение установленного таможенным органом срока или маршрута доставки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств может быть предусмотрена договором страхования по усмотрению договаривающихся сторон.
В договоре страхования следует указать, что выгодоприобретателем является соответствующий таможенный орган.
Кроме того, договор страхования должен предусматривать:
- порядок выплаты страховых сумм таможенным органам, предъявившим постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена договором страхования, а также требование об уплате таможенных платежей (в договоре страхования должен быть оговорен срок выплаты таможенному органу страховой суммы);
- ответственность страховой компании за отказ в выплате страховой суммы либо за задержку в ее выплате;
- договор не должен содержать оговорок, по которым выплата страховых сумм не производится. Исключение составляют случаи, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства;
- договор должен содержать условие, что все споры решаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Целесообразно заключение договора страхования сроком действия не менее срока действия лицензии. При этом выплата страховых сумм производится за нарушения, совершенные в период действия лицензии, т.е. с даты ее выдачи и до даты прекращения действия лицензии.
При проверке договора страхования дается оценка практической возможности получения таможенными органами штрафов и таможенных платежей, начисленных в случае совершения заявителем административного правонарушения в области таможенного дела при осуществлении им деятельности в качестве таможенного перевозчика.
2.9.5. Документ, подтверждающий наличие у предприятия основных фондов (средств), имеющихся у предприятия в собственности или полном хозяйственном ведении, которые согласно Приказу ГТК России от 06.10.94 № 517 должны быть балансовой стоимостью не менее:
- в случае предполагаемого осуществления деятельности в качестве зонального таможенного перевозчика - 5000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- в случае предполагаемого осуществления деятельности в качестве регионального таможенного перевозчика - 25000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- в случае предполагаемого осуществления деятельности в качестве общероссийского таможенного перевозчика - 50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В качестве документа, подтверждающего наличие у предприятия основных фондов (средств), следует использовать баланс предприятия, заверенный в территориальной Государственной налоговой инспекции, в которой предприятие зарегистрировано как налогоплательщик. Баланс предприятия представляется по состоянию на конец квартала, предшествующего подаче заявления на выдачу лицензии.
2.9.6. Платежный документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
При подаче в таможенный орган заявления на выдачу лицензии таможенного перевозчика со сроком действия 3 года сборы за выдачу лицензии в размере 500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда вносятся:
- на депозитный счет таможни при подаче заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве зонального и общероссийского таможенного перевозчика;
- на депозитный счет таможни либо, по усмотрению заявителя, на депозитный счет СТУ при подаче заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве регионального таможенного перевозчика.
При этом в соответствующий таможенный орган предъявляется копия платежного поручения с отметкой банка.
Платежный документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, должен быть заверен круглой печатью таможни или печатью отдела таможенных платежей и подписью должностного лица таможни с записью о подтверждении фактического поступления сбора на счет таможенного органа.
С согласия таможенного органа и по выбору предприятия может быть выдана лицензия со сроком действия 6 лет, при этом указанный размер сбора удваивается.
2.9.7. Отношение таможни.
От предприятия, предполагающего осуществление деятельности в качестве общероссийского или регионального таможенного перевозчика, требуется представление в ГТК России или в соответствующее региональное таможенное управление отношения таможни, в регионе деятельности которой это предприятие находится.
В отношении таможня подтверждает сведения, представляемые предприятием, дает характеристику технического состояния транспортных средств, излагает заключение о возможности и целесообразности выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве общероссийского или регионального таможенного перевозчика.
Таможня выдает свое отношение предприятию по его письменному ходатайству. Ходатайство должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его получения.
Таможня не вправе отказать в выдаче отношения вне зависимости от изложенного в нем заключения.
При выдаче организации отношения таможне необходимо руководствоваться следующим:
а) если организация впервые обращается с заявлением для получения лицензии общероссийского или регионального таможенного перевозчика, при выдаче отношения таможни помимо сведений, предусмотренных п. 2.5 Положения, необходимо указывать следующую информацию:
- осуществляла ли ранее организация перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- имеющиеся факты нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Необходимо принимать во внимание, что заключение о возможности и целесообразности выдачи лицензии должно быть изложено в отношении мотивированно.
б) если организация осуществляла свою деятельность в качестве таможенного перевозчика и обращается с заявлением о выдаче новой лицензии, необходимо указывать в отношении следующую информацию о деятельности организации в качестве таможенного перевозчика:
- наличие в таможне технологии взаимодействия с таможенным перевозчиком, позволяющей осуществлять контроль за его деятельностью;
- общее количество партий грузов, перевезенных под таможенным контролем за период действия лицензии;
- количество фактов недоставления товара;
- стоимость недоставленных товаров;
- количество возбужденных дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, по какой статье КоАП России, какие вынесены постановления и их исполнение;
- задолженность перед таможенными органами по уплате причитающихся таможенных платежей и штрафов;
- имеет ли заявитель задолженности по уплате налогов и сборов, взимание которых возложено на таможенные органы.
2.9.8. Копия справки из территориального отделения ВЦ Госкомстата России.
2.9.9. Копия подтверждений из банков об открытых счетах.
2.9.10. Копия карты постановки на налоговый учет организации-налогоплательщика в территориальной ГНИ.
2.10. Документы, представленные организацией для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, необходимо в обязательном порядке направлять на проверку в правовой отдел, ОКТО, подразделения собственной безопасности таможни (СТУ) и в отделы правоохранительного блока. При этом срок рассмотрения документов в каждом отделе не должен превышать 4 рабочих дня.
2.11. После проверки правовой отдел представляет в ОКДиТТ письменное заключение о соответствии гражданскому законодательству уставных документов, договоров аренды транспортных средств, договоров страхования и других документов, требующих правовой оценки.
2.12. Отделы правоохранительного блока после проведения проверки в возможно короткие сроки представляют в ОКДиТТ в письменном виде информацию о наличии либо отсутствии у заявителя нарушений таможенного законодательства.
В случае если заявитель совершал административные правонарушения в области таможенного дела, представляется следующая информация:
- количество возбужденных дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, по каким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какие вынесены постановления и их исполнение;
- задолженность перед таможенными органами по уплате причитающихся таможенных платежей и штрафов.
При этом проверку на наличие у организации фактов нарушения таможенного законодательства необходимо осуществлять не только по региону деятельности таможни или таможенного управления, но и по остальной территории Российской Федерации, для чего следует использовать электронный реестр перевозчиков - нарушителей таможенного законодательства, созданный в соответствии с Указанием ГТК России от 22.04.97 № 01-14/525, либо запрашивать другие таможенные органы.
2.13. При необходимости иные подразделения таможни (ОТОиТК, ОБУиК, отдел таможенных платежей, таможенной инспекции и т.д.) оказывают ОКДиТТ помощь в проверке сведений, содержащихся в предъявленных документах. Отделы таможенных платежей, бухгалтерского учета и контроля, таможенной инспекции могут привлекаться при проведении проверок наличия либо отсутствия у заявителя задолженностей по уплате налогов, взимание которых возложено на таможенные органы.
2.14. При принятии решения о возможности выдачи лицензии необходимо принимать во внимание, что лицензия не может быть выдана организациям, в отношении которых не завершены дела об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также имеющим задолженности по уплате таможенных платежей и штрафов.

3. Порядок выдачи лицензии

3.1. По итогам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, учитывая заключения функциональных отделов таможни (СТУ), участвующих в проведении проверки документов, должностным лицом ОКДиТТ:
- готовится докладная записка на имя начальника таможенного органа, в которой дается мотивированное заключение о возможности выдачи заявителю лицензии. При необходимости к данной записке прилагаются заключения других отделов таможни;
- составляется перечень транспортных средств, на которых таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров с применением лицензии (далее - перечень транспортных средств).
В перечень транспортных средств включаются транспортные средства, которые предприятие указало в своем заявлении на получение лицензии (список транспортных средств представляется предприятием в виде таблицы (приложение) на бумажном и электронном в формате Microsoft Word-носителях), на которые представлены документы, предусмотренные Положением, и перевозка на которых застрахована договором страхования деятельности таможенного перевозчика. Если договор страхования содержит ограничения относительно транспортных средств, на которые распространяется его действие, то к договору страхования должен быть приложен список транспортных средств, являющийся неотъемлемой его частью. При этом в списке должно быть указано, к какому документу он прилагается. Например: приложение № к договору страхования № от (дата) или приложение № к полису страхования № от (дата). Приложение должно быть заверено представителем страховой компании.
Перечень транспортных средств направляется не позднее чем через 3 дня со дня выдачи лицензии в таможню, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик, а при необходимости и в таможню, в регионе деятельности которой находится обособленное структурное подразделение таможенного перевозчика (не требуется при получении перевозчиком лицензии на осуществление деятельности в качестве зонального таможенного перевозчика).
3.2. В случае принятия положительного решения о выдаче лицензии таможенного перевозчика или возможности выдать лицензию общероссийского или регионального таможенного перевозчика, начальник таможенного органа дает письменное указание начальнику отдела, отвечающего за работу с таможенными перевозчиками:
- оформить лицензию, если заявитель обращается с заявлением о выдаче лицензии таможенного перевозчика.
Таможенный орган, выдавший лицензию, в соответствии с п. 3 Приказа ГКТ России от 18.01.94 № 20 в семидневный срок со дня выдачи лицензии направляет копию лицензии в Главное управление организации таможенного контроля ГТК России. Также направляется и перечень транспортных средств. Одновременно копия лицензии зонального таможенного перевозчика и перечень транспортных средств направляется в ОКДиТТ СТУ.
- подготовить мотивированное отношение таможни о возможности выдачи лицензии общероссийского или регионального таможенного перевозчика - если заявитель ходатайствует о выдаче отношения таможни.
3.3. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии таможенного перевозчика либо принятия решения о выдаче отрицательного отношения таможни о выдаче лицензии таможенного перевозчика, начальник отдела, отвечающего за работу с таможенными перевозчиками, подготавливает мотивированный ответ заявителю.
В письме должны быть разъяснены причины отказа и указано право заявителя на обжалование данного решения в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
3.4. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, сумма, оплаченная предприятием таможенному органу за выдачу лицензии, возвращается заявителю по соответствующему заявлению. При этом заявление о возврате оплаченной суммы подается в таможенный орган, на депозитный счет которого вносились сборы за выдачу лицензии.
В случае если денежные средства за выдачу лицензии регионального, общероссийского таможенного перевозчика вносились на депозитный счет таможни, то к заявлению должно быть приложено письмо регионального таможенного управления или ГТК России об отказе в выдаче лицензии таможенного перевозчика.
3.5. После выдачи лицензии регионального таможенного перевозчика СТУ вносит сведения о данном перевозчике в электронный реестр таможенных перевозчиков и направляет эти сведения согласно Распоряжению ГТК России от 26.02.98 № 01-14/220 в установленном порядке по электронной почте в ГНИВЦ ГТК России.
3.6. После выдачи лицензии зонального таможенного перевозчика таможня, выдавшая лицензию, не позднее 3-х дней со дня выдачи лицензии направляет сведения о данном перевозчике в установленном порядке по электронной почте в ОКДиТТ СТУ. После получения сведений о зональном таможенном перевозчике СТУ вносит изменения в электронный реестр таможенных перевозчиков и направляет эти сведения в установленном порядке по электронной почте в ГНИВЦ ГТК России.
3.7. По мере внесения изменений в реестр таможенных перевозчиков, но не реже 1 раза в квартал, ОКДиТТ СТУ представляет информацию о таможенных перевозчиках, зарегистрированных в зоне деятельности СТУ, в пресс-службу СТУ для последующего представления на WEB-сайт ГТК России в сети "Интернет".
3.8. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика оформляется в 2-х экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, второй - у заявителя.
3.9. Бланки лицензии являются документами строгой финансовой отчетности.
3.10. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика передаче другому лицу не подлежит.
3.11. Лицензия выдается на руки представителю организации перевозчика только на основании доверенности, выданной организацией, и учитывается в Журнале выдачи лицензий.

4. Контроль за деятельностью таможенного перевозчика
в период срока действия лицензии

4.1. Деятельность таможенного перевозчика контролируется таможней, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик или его обособленное структурное подразделение.
4.2. Таможня, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик, а при необходимости и таможня, в регионе деятельности которой находится обособленное структурное подразделение таможенного перевозчика, получив перечень транспортных средств, на основе заявления таможенного перевозчика заводит регистрационную карточку таможенного перевозчика.
В регистрационной карточке указываются транспортные средства в соответствии с перечнем транспортных средств, составленным таможенным органом, выдавшим лицензию.
На каждое транспортное средство таможенного перевозчика выдается копия регистрационной карточки, заверенная ЛНП должностного лица таможенного органа, ведущего учет перевозок.
4.3. Учет таможенным перевозчиком (его обособленным структурным подразделением) перевозок товаров под таможенным контролем осуществляется путем ведения журнала (книги) учета по форме, приведенной в приложении 4 Положения.
Журнал (книга) учета ведется по календарным годам. Журнал должен быть предварительно прошит, пронумерован, сброшюрован и скреплен подписью начальника таможни, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик или его обособленное структурное подразделение, либо лица, замещающего начальника таможни, и печатью таможни.
4.4. В данный журнал (книгу) заносятся все перевозки, которые таможенный перевозчик производил под таможенным контролем, в том числе и арендованными транспортными средствами. Записи делаются разборчиво.
4.5. После внесения последней записи журнал (книга) передается в таможню на проверку. По окончании проверки он возвращается таможенному перевозчику и хранится не менее трех лет.
4.6. Внесение дополнительных записей или исправлений после проверки в журнал (книгу) не допускается.
4.7. Журнал учета таможенных перевозок предъявляется должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.
4.8. Если представитель таможенного перевозчика не предъявляет данный журнал по первому требованию должностного лица таможенного органа, а также в случае обнаружения неполноты сведений, искажений в регистрации перевозок товаров под таможенным контролем или несоблюдения формы ведения журнала, должностное лицо таможенного органа немедленно составляет протокол об административном правонарушении в области таможенного дела по ст. 16.15 КоАП России.
4.9. Таможенный перевозчик и его обособленное структурное подразделение обязаны ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца следующего квартала, представлять в таможню, ведущую учет перевозок ими товаров под таможенным контролем, обобщенный отчет о всех перевозках за отчетный период, а в таможенный орган, в котором они зарегистрированы, - отчет о всех перевозках за отчетный период, которые осуществлялись по решению или с ведома этого таможенного органа.
4.10. Отчет составляется в соответствии с формой учета перевозок, приведенной в приложении 4 Положения, подписывается руководителем таможенного перевозчика или его обособленного структурного подразделения и заверяется печатью.
4.11. Таможенные органы, ведущие учет перевозок, производят сверку отчетов, полученных от таможенных перевозчиков, с оперативной информацией о доставке товаров, которой они располагают согласно Приказу ГТК России от 08.12.94 № 647, а также информацией, полученной по другим каналам.
4.12. В случае обнаружения недостоверных данных, представленных таможенными перевозчиками в ежеквартальных отчетах, должностным лицом таможенного органа немедленно составляется протокол об административном правонарушении в области таможенного дела по ст. 16.15 КоАП России.
4.13. Таможни должны не реже 1 раза в год проверять деятельность таможенных перевозчиков, зарегистрированных в их зоне деятельности. График проведения проверок таможенных перевозчиков в отчетном году, утвержденный начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, представляется в ОКДиТТ СТУ не позднее 1 января отчетного года.
Проверка производится по приказу начальника таможни или лица, его замещающего, отделом, уполномоченным контролировать деятельность таможенных перевозчиков (как правило, ОКДиТТ). Как правило, к проведению проверки привлекаются сотрудники других подразделений таможни (ОТИ, ОТОиТК, правоохранительного блока и т.д.).
В ходе проверки проверяются:
- документы согласно п. 2.4 Приказа ГТК России от 18.01.94 № 20 и приложению к письму ГТК России от 07.08.98 № 21-08/16575 в соответствии с настоящей Временной технологией;
- журнал учета перевозок товаров под таможенным контролем;
- документы контроля за доставкой и свидетельства о подтверждении доставки.
При проведении проверки необходимо проверять соблюдение таможенным перевозчиком условий выдачи лицензии, определенных п. 2.1 Положения. При этом особое внимание обратить на:
- наличие у таможенного перевозчика в собственности или полном хозяйственном ведении основных фондов (средств) необходимой балансовой стоимости (см. п. 2.9.5 настоящей Временной технологии);
- соответствие страховой суммы по страхованию ответственности таможенного перевозчика по каждому страховому случаю установленным требованиям (см. п. 2.9.4 настоящей Временной технологии).
В случае выявления нарушений вышеуказанных условий общероссийскими и региональными таможенными перевозчиками необходимо незамедлительно информировать ОКДиТТ СТУ для принятия решения об отзыве лицензии в соответствии с подп. 5 п. 3.4 Положения.
В случае выявления нарушений вышеуказанных условий зональными таможенными перевозчиками таможне необходимо принимать решение об отзыве лицензии в соответствии с подп. 5 п. 3.4 Положения.
По итогам каждой проверки составляется акт проверки произвольной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта хранится в таможне, один передается проверяемому таможенному перевозчику, копии акта направляются в ОКДиТТ СТУ в 10-дневный срок.
4.14. Дополнительно ОКДиТТ таможни, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик, следует проводить проверку балансовой стоимости основных фондов (средств) на основании копий бухгалтерских балансов таможенного перевозчика, заверенных в ГНИ. Сроки и порядок представления бухгалтерских балансов в таможенный орган следует установить в технологии взаимодействия таможенного органа с таможенными перевозчиками. Рекомендуется установление сроков представления бухгалтерских балансов в течение 10 дней с момента сдачи бухгалтерского баланса, но не позднее 10 дней с момента предельного срока сдачи бухгалтерского баланса в налоговую инспекцию.
В случае если размер основных фондов (средств) общероссийского или регионального таможенного перевозчика будет меньше размера, установленного Положением, необходимо незамедлительно информировать ОКДиТТ СТУ.
В случае несоответствия размера основных фондов (средств) таможенного перевозчика требованиям Положения таможне/СТУ необходимо рассматривать вопрос об отзыве лицензии в соответствии с подп. 5 п. 3.4 Положения.
4.15. При изменении любых сведений, указываемых в заявлении и прилагаемых к заявлению документах, в том числе об изменении адреса, телефона, банковских счетов, изменении формы собственности, названия таможенного перевозчика и пр., таможенный перевозчик обязан в течение 7 рабочих дней письменно уведомить таможенный орган, выдавший лицензию. Таможня, выдавшая лицензию, в 3-дневный срок вносит соответствующие изменения в электронный реестр таможенных перевозчиков и по электронной почте информирует ОКДиТТ СТУ.
4.16. Если изменение сведений носит такой характер, что лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика не могла быть выдана, если бы предприятие указало такие сведения в заявлении о выдаче лицензии либо в прилагаемых к заявлению документах, то письменное уведомление об этом рассматривается как заявление предприятия о прекращении деятельности в качестве таможенного перевозчика по его желанию. Таможенный орган мотивированно информирует предприятие о невозможности сохранения действия лицензии. Решение таможенного органа может быть обжаловано в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
4.17. Внесение изменений в перечень транспортных средств может осуществлять только таможенный орган, выдавший лицензию.
Для внесения дополнений в перечень транспортных средств таможенный перевозчик должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой находится он либо его обособленное структурное подразделение, с заявлением о внесении дополнений. Вместе с заявлением таможенный перевозчик представляет на каждое транспортное средство по две копии следующих документов, предусмотренных Положением:
- документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства);
- дополнительное соглашение к договору страхования, если он содержит ограничения относительно транспортных средств, на которые распространяется его действие, со списком дополняемых транспортных средств, являющимся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору страхования;
- договоры аренды (субаренды), если транспортные средства арендованы;
- свидетельства о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (если таковые требуются).
Копии документов должны быть подписаны руководителем таможенного перевозчика и главным (старшим) бухгалтером, заверены печатью таможенного перевозчика либо нотариально. Дополнения к перечню транспортных средств представляются в виде таблицы (приложение) на бумажном и электронном носителях (формат Microsoft Word).
Таможня, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик или его обособленное структурное подразделение, в течение 15 дней со дня получения заявления проверяет представленные документы и сведения, соответствие транспортных средств требованиям об их оборудовании, принадлежность к организациям, являющимся нарушителями таможенных правил и имеющим задолженности перед таможенными органами по уплате штрафов и (или) таможенных платежей, дает заключение о возможности и целесообразности дополнения перечня транспортных средств и направляет его, а также дополнение к перечню транспортных средств на бумажном носителе и представленный таможенным перевозчиком один комплект копий документов в таможенный орган, выдавший лицензию, второй комплект копий документов остается в таможне. Дополнение к перечню транспортных средств региональных таможенных перевозчиков на электронном носителе направляется в ОКДиТТ СТУ в установленном порядке по электронной почте с указанием типа информации "Таможенные перевозчики".
На основании заключения таможни и представленных копий документов таможенный орган, выдавший лицензию, в течение 20 дней принимает положительное или отрицательное решение о внесении дополнений в перечень транспортных средств.
Отказ в дополнении перечня транспортных средств может быть обусловлен следующим:
- непредставление документов и сведений, предусмотренных настоящим пунктом;
- принадлежность транспортных средств организациям, являющимся нарушителями таможенных правил и имеющим задолженности перед таможенными органами по уплате штрафов и (или) таможенных платежей.
О принятом решении таможенный орган, выдавший лицензию, информирует таможню, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик либо его обособленное структурное подразделение.
Для исключения транспортных средств из перечня транспортных средств таможенный перевозчик должен обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с заявлением о внесении в него соответствующих изменений.
Об исключении транспортных средств из перечня транспортных средств регионального таможенного перевозчика СТУ в течение 20 дней информирует таможню, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик либо его обособленное структурное подразделение.
4.18. Все изменения в регистрационную карточку таможенного перевозчика и во все ее копии вносятся на основании перечня транспортных средств и заверяются ЛНП уполномоченного должностного лица таможни.
4.19. При включении нового транспортного средства в перечень транспортных средств оно также обеспечивается копией регистрационной карточки.
4.20. Использование таможенным перевозчиком прицепов и полуприцепов, не указанных в регистрационной карточке таможенного перевозчика, разрешается при одновременном выполнении следующих условий:
- договор страхования деятельности таможенного перевозчика не содержит ограничений относительно количества транспортных средств, на которые распространяется действие договора страхования;
- таможенный орган отправления или(и) таможенный орган назначения расположен в морском порту Российской Федерации.
4.21. О регистрации всех таможенных перевозчиков, включая зональных и общероссийских, таможня в семидневный срок информирует ОКДиТТ СТУ.
4.22. Если таможенный перевозчик желает изменить свой статус, то он должен подать заявление о выдаче новой лицензии в порядке, предусмотренном разделом 2 Положения. При этом действие ранее выданной лицензии может быть прекращено таможенным перевозчиком по его желанию.
4.23. При уплате сборов за выдачу новой лицензии сборы, уплаченные за выдачу ранее выданной лицензии, не засчитываются.
4.24. При изменении таможенным перевозчиком иных сведений, требующих внесения изменения в лицензию, производится перерегистрация лицензии путем заполнения нового бланка лицензии с указанием прежних, а в измененной части - новых сведений. К прежнему порядковому номеру лицензии добавляется буквенное обозначение в последовательности, определяемой алфавитом.

5. Контроль за организацией, прекращающей деятельность
в качестве таможенного перевозчика

5.1. Предприятие прекращает свою деятельность в качестве таможенного перевозчика:
- в случаях аннулирования или отзыва лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
- при прекращении действия лицензии на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской деятельности) деятельности;
- по желанию таможенного перевозчика;
- по истечении срока действия лицензии, если предприятие до истечения этого срока не обратится в таможенные органы с заявлением о выдаче новой лицензии.
5.2. Решение о прекращении деятельности предприятия в качестве таможенного перевозчика по истечении срока действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, при прекращении действия лицензии на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской) деятельности либо по желанию таможенного перевозчика оформляется в форме приказа начальника таможни или распоряжения заместителя руководителя вышестоящего таможенного органа, выдавших лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
5.3. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана либо ее действие может быть приостановлено таможенным органом, ее выдавшим, и вышестоящими таможенными органами.
5.3.1. Лицензия общероссийского таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана либо ее действие может быть приостановлено ГТК России по представлению СТУ или без него.
5.3.2. Лицензия регионального таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана либо ее действие может быть приостановлено ГТК России, СТУ по представлению таможен или без него.
5.3.3. Лицензия зонального таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана либо ее действие может быть приостановлено таможней, выдавшей ее, и вышестоящими таможенными органами - ГТК России и СТУ.
5.4. Таможенный орган, принявший решение об аннулировании, отзыве или приостановлении действия лицензии, немедленно извещает об этом нижестоящие таможенные органы.
5.5. Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка заявителю либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.
5.5.1. При аннулировании лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика с предприятия взыскиваются сборы, равные таможенным сборам за таможенное сопровождение товаров, в отношении всех перевозок, выполненных этим предприятием в качестве таможенного перевозчика с даты выдачи лицензии.
5.5.2. При принятии решения об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика предприятие обязано в течение семидневного срока представить в таможню, ведущую учет перевозок им товаров под таможенным контролем, отчет о всех перевозках, выполненных этим предприятием в качестве таможенного перевозчика, применительно к порядку, изложенному в п. 8.5 Положения.
5.6. Лицензия отзывается в случае:
- неоднократного невыполнения обязанностей таможенного перевозчика, включая необоснованные отказы в перевозке товаров и документов на них, использование не оборудованных в соответствии с Правилами оборудования транспортных средств и установление платы за перевозку, не соразмерной со средней стоимостью оказываемых услуг;
- неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных КоАП России;
- причинения неправомерного существенного ущерба отправителю товаров и документов на них;
- признание таможенного перевозчика несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности.
5.6.1. Отзыв лицензии действует с даты принятия решения об отзыве.
5.6.2. Отзыв лицензии оформляется в форме приказа начальника таможни или распоряжения заместителя начальника регионального таможенного управления.
5.6.3. В случае вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, совершенных общероссийскими и региональными перевозчиками, необходимо информировать СТУ.
В случае совершения перевозчиками неоднократных правонарушений в области таможенного дела, направлять СТУ предложения по отзыву лицензии в соответствии со ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации.
5.7. При прекращении деятельности предприятия в качестве таможенного перевозчика в связи с аннулированием или отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика дополнительный приказ (распоряжение) не издается.
5.8. Действие лицензии может быть приостановлено на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный перевозчик злоупотребляет своими правами.
5.8.1. При приостановлении действия лицензии предприятие не вправе начинать новые перевозки в качестве таможенного перевозчика или иные перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, а также использовать наименование "таможенный перевозчик" в своей коммерческой деятельности в течение срока приостановления.
5.9. Аннулирование лицензии или приостановление ее действия оформляется в форм приказа начальника таможни, распоряжения заместителя начальника регионального таможенного управления или распоряжения заместителя Председателя ГТК России. В таком приказе или распоряжении обязательно указываются причины принятия такого решения.
5.10. При аннулировании или отзыве лицензии либо приостановлении ее действия сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия возврату не подлежат.
5.11. При аннулировании или отзыве лицензии перевозчик не позднее пятнадцати дней со дня принятия решения должен передать ее таможенному органу, принявшему такое решение.
5.12. За возобновление действия лицензии после приостановления ее действия взимается сбор в размере 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
5.13. Повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено по истечении одного года со дня вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии устранения причин, послуживших основанием для ее аннулирования или отзыва.

6. Заключительные положения

6.1. В случаях, не оговоренных в данной Временной технологии, следует руководствоваться документами, перечисленными в пункте 1.2 настоящей Временной технологии.
6.2. По всем фактам административных правонарушений в области таможенного дела, выявленным при проведении проверок таможенных перевозчиков и при анализе их ежеквартальных отчетов, должны возбуждаться дела об административных правонарушениях в области таможенного дела.
6.3. В соответствии со ст. 144 Таможенного кодекса Российской Федерации до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами Российской Федерации, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик, за исключением случая в отношении товаров, упомянутого в части второй статьи 139, а также других случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Начальник ОКДиТТ СТУ
подполковник таможенной службы
А.А.СТЕПАНОВ





Приложение 2
к Приказу
СТУ
от 02.04.2003 № 313

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ Наименование таможенного перевозчика, код ОКПО, ИНН ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ № и дата лицензии на осуществление деятельности в ¦
¦ качестве таможенного перевозчика ¦
+---T-------T-----T-----T---------T------------T-----------------+
¦ № ¦ Тип ¦Марка¦Номер¦Государ- ¦Наименовани妹 свид. о допущ. ¦
¦п/п¦ т/с ¦ т/с ¦шасси¦ственный ¦собственника¦т/с к перевозкам ¦
¦ ¦ ¦ ¦ т/с ¦регистра-¦ т/с, ¦под там. печатями¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ционный ¦арендодателя¦и пломбами и дата¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦номер ¦ и т.п. ¦ окончания срока ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ его действия ¦
L---+-------+-----+-----+---------+------------+------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru