Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.02.2003 № РВ-10-13/3728@
"О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ"

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 7, 2003






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 13 февраля 2003 г. № РВ-10-13/3728@

О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

Управление МНС России по Новосибирской области направляет для руководства и использования в работе разъяснения МНС РФ от 21.01.2003 № 05-2-06/1470-Б867 данные на наш запрос от 18.12.2002 № РВ-10-12/15445.

Вопрос: Постановлением от 23.12.1999 года № 18-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения соответствующих пунктов Федеральных законов о страховых тарифах на 1999 и 2000 годы от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ, установивших для индивидуальных предпринимателей ставку страхового тарифа в ПФР в размере 20,6%, не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Поскольку Конституционный Суд Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать размеры страховых взносов в п. 4 резолютивной части Постановления от 23 декабря 1999 г. № 18-П Конституционный Суд постановил, что указанный страховой тариф для индивидуальных предпринимателей применяется до установления законодателем нового правового регулирования с последующим возвратом излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Под новым правовым регулированием предполагалось внесение изменений в указанные Федеральные законы о страховых тарифах. Поскольку изменений в законы о страховых тарифах внесено не было, а с 01.01.2001 страховые взносы заменил единый социальный налог, возникла различная арбитражная практика.
Просим сообщить, по каким ставкам следует начислять страховые взносы индивидуальным предпринимателям за 1999, 2000 год (по законам о страховых тарифах, по 24 главе НК РФ, по нулевым (с последующим возвратом страховых взносов))?

Ответ: В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
Пунктом 4 резолютивной части данного Постановления определено, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования рассматриваемые категории плательщиков, включая занимающихся частной практикой нотариусов, уплачивают страховые взносы в ПФР за 1999 и 2000 годы в порядке, установленном Федеральными законами от 04.01.1999 № 1-ФЗ и от 20.11.1999 № 197-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и на 2000 годы, по тарифу 20,6 процента от заработка (дохода).
До настоящего времени законодатель не осуществил нового правового регулирования уплаты страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.
Что касается возможности перерасчета страховых взносов, уплаченных индивидуальными предпринимателями в ПФР за 1999 и 2000 годы по ставке, установленной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) то, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо, предусматривают это.
В главе 24 НК РФ, регулирующей уплату единого социального налога, указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.
Более того, согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. С учетом изложенного, ставка, установленная пунктом 3 статьи 241 НК РФ, не может быть применена индивидуальными предпринимателями (в том числе занимающимися частной практикой нотариусами) для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.
Одновременно сообщается, что в случае принятия судебными органами решений по вопросу перерасчета сумм страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации за 1999 - 2000 годы в пользу налогоплательщиков, налоговым органам необходимо направить в установленном порядке в вышестоящие судебные органы кассационную жалобу.

Заместитель руководителя Управления -
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Р.Н.ВЛАСЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru