Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2003 № А45-24593/02-СА2/744
<РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ДОНАЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ПОСКОЛЬКУ ЗАКОН НЕ СТАВИТ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НАЛИЧИЯ ПРИБЫЛИ ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2003 года Дело № А45-24593/02-СА2/744

(извлечение)

ОАО "Н" обратилось с исковым заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Кировскому району г. Новосибирска № ЛМ-14-24/108 от 01.07.02.
Ответчик с иском не согласен.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон,

установил:

Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Новосибирска проведена камеральная проверка налоговых деклараций, представленных истцом по расчету налога от фактической прибыли за 2001 год, и вынесено решение от 01.07.02 о привлечении истца к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в бюджет в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 10602 рублей, доначислен налог на прибыль в сумме 53012 рублей и пени.
Истец обратился с жалобой в Управление МНС РФ по Новосибирской области, но ему было отказано в ее удовлетворении.
Истец считает, что решение незаконно. Отказ в применении льготы противоречит п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.5 Инструкции МНС РФ № 62 от 15.06.00, в соответствии с которыми для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток, освобождаются от уплаты налога на прибыль часть прибыли, направляемой на его покрытие, в течение последующих пяти лет. Закон не ставит в зависимость то, что при предоставлении льготы от налогообложения освобождается часть прибыли, полученной по данным бухгалтерского учета.
Инструкцией МНС РФ № 62 уточнен порядок применения льготы.
Кроме того, истец утверждает, что налоговый орган, вынося решение, не затребовал у истца пояснений, дополнений, а сразу же вынес решение, лишив тем самым возможности истца доказать правомерность своих действий.
Ответчик иск не признал, считая, что истцом была применена льгота, связанная с освобождением от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытков прошлых лет, при отсутствии источника покрытия убытков.
Понятие "покрытие убытков прошлых лет" не дано ст. 11 НК РФ, и оно определяется правилами бухгалтерского учета.
Пунктом 51 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. Приказом Минфина России от 28.06.00 № 60н, установлено, что при рассмотрении итогов деятельности отчетного года и решении вопроса об источниках покрытия убытка прошлых лет на эти цели могут быть направлены: прибыль, оставшаяся в распоряжении организации (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений и иных расходов, осуществляемых за счет чистой прибыли), в порядке ее распределения; резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством; добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины чистых активов организации. Других источников покрытия убытков не предусмотрено.
Таким образом, покрытие убытков предполагает уменьшение числящейся в бухгалтерском учете суммы убытка прошлых лет за счет вышеуказанных источников (числящейся по дебету счета (субсчета) учета непокрытого убытка конкретного прошлого года), что подразумевает отражение этой операции в учете проводкой по кредиту этого счета (субсчета) в корреспонденции с соответствующим источником.
При этом среди вышеназванных источников не поименована налогооблагаемая прибыль, поскольку данная величина представляет собой не сумму фактически полученного за отчетный период прироста имущества, которая и может быть источником покрытия полученных ранее убытков, а расчетную сумму, подлежащую налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства.
Использование льготы возможно в случае, если покрытие убытка осуществляется за счет распределения и направления на эти цели балансовой прибыли отчетного периода. При этом сумма распределенной для покрытия убытка прошлых лет прибыли не может быть больше фактического остатка убытка после использования на эти цели резервного и иных аналогичных по назначению (то есть созданных специально для покрытия убытка) фондов.
Поскольку, по данным бухгалтерского баланса, за 2001 год у ОАО "Н" числится убыток, то есть отсутствует источник для уменьшения суммы непокрытого убытка прошлых лет в виде нераспределенной прибыли отчетного года, то решение инспекции в части доначисления налога на прибыль и предъявления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ отмене не подлежит.
Утверждения истца о том, что инспекцией при вынесении решения не соблюдены требования ст. 101 НК РФ, устанавливающие порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, не принимаются. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки рассматриваются в присутствии должностного лица проверенной организации при наличии такого условия, как представление письменных возражений на акт проверки. Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ возражения подаются только на акт выездной налоговой проверки. В данном случае имела место камеральная налоговая проверка. А так как подача возражений на акт камеральной проверки законом не предусмотрена, то и участие должностного лица необязательно.
С учетом изложенного ответчик просит суд в иске отказать.
Суд, изучив материалы дела, находит, что доводы истца законны и нашли подтверждение материалами дела, а возражения ответчика несостоятельны и не принимаются во внимание.
Приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
До введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации организации руководствовались Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений). Статьей 14 указанного Закона предусмотрено, что инструкции по применению Закона издаются Госналогслужбой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В рассматриваемый период действовала Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.00 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Из вышесказанного следует, что при предоставлении льготы по налогу на прибыль, согласно п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", необходимо строго руководствоваться указанным пунктом Закона, в соответствии с которым для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога на прибыль часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели резервного и других аналогичных фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Данный пункт Закона не ставит в зависимость то, что при предоставлении вышеуказанной льготы от налогообложения освобождается часть прибыли, полученной по данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.96 основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, а также обеспечение информацией, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации.
Инструкцией МНС РФ № 62 от 15.06.00 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-02/231 от 15.06.00, уточнен лишь порядок применения данной льготы.
В оспариваемом решении органа указывается, что истцом была применена льгота, установленная п. 4.5 указанной Инструкции, при наличии по результатам хозяйственной деятельности убытка в размере 3475 тыс. рублей, т.е. без наличия источника, что является неправомерным. Однако ни Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ни Инструкцией МНС РФ № 62 не устанавливается, что налогоплательщик имеет право применять льготу по освобождению от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытков прошлых лет, только в случае положительного результата по стр. 160 формы № 2 "Прибыль (убыток) от обычной деятельности".
В оспариваемом случае при предоставлении льготы на сумму убытка прошлых лет от обложения налогом на прибыль освобождается часть прибыли, подлежащая налогообложению по "Расчету (налоговой декларации) налога фактической прибыли" (Приложение № 9 к Инструкции МНС РФ № 62 от 15.06.00 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"), т.е. прибыль, скорректированная для целей налогообложения.
Из этого следует, что указанная льгота была применена ОАО "Н" правомерно.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования правомерными.
Госпошлина, согласно ст. 110 АПК РФ, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

1. Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Новосибирска № ЛМ-1424/108 от 01.07.02 как не соответствующее действующему законодательству.
2. Возвратить истцу госпошлину из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru