Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2002 № Ф04/4358-1706/А45-2002
<РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ, А ДЕЛО - НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В ИНОМ СОСТАВЕ СУДЕЙ, ПОСКОЛЬКУ, СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О БАНКРОТСТВЕ, ПО ХОДАТАЙСТВУ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ИМ ИМУЩЕСТВА ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОЖЕТ ВЫНЕСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА И ПЕРЕХОДЕ К ОБЩИМ ПРОЦЕДУРАМ БАНКРОТСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 ноября 2002 года Дело № Ф04/4358-1706/А45-2002


(извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Татарску и Татарскому району Новосибирской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Т" в порядке статей 177, 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Требование мотивировано наличием просроченной (свыше трех месяцев) задолженности 26125 рублей 87 копеек по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, включая налог на имущество предприятия и налог на владельцев транспортных средств. Кроме того, общество не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Принятые меры по обращению взыскания на имущество налогоплательщика не дали результата.
Решением от 30.04.2002 ОАО "Т" признано банкротом как отсутствующий должник. Открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий У.И.В. Произведена замена кредитора на Межрайонную инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № 8 по Новосибирской области. Суд исходил из прекращения предпринимательской деятельности общества, о чем свидетельствуют непредставление налоговому органу отчетов о финансово-хозяйственной деятельности со второго квартала 1997 года, отсутствие денежных средств на банковском счете, уклонение руководителя от явки в налоговый орган, отсутствие предприятия по юридическому адресу.
Дело в апелляционной инстанции не рассматривалось.
С решением суда не согласны физические лица П.С.А., Л.С.Л., С.Н.П., П.А.Н. и другие, всего 13 акционеров ОАО "Т". В кассационной жалобе просят отменить указанное решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывают, что вынесенное судом решение нанесло акционерам общества ущерб, который в соответствии со статьями 46, 123 Конституции Российской Федерации можно исправить только в порядке кассационного обжалования. В результате неизвещения должника о возбуждении и рассмотрении дела, суд лишил его права на публичное и справедливое разбирательство дела.
Заявители считают, что неправильно применены статьи 4, 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку задолженность по налогам не подтверждена никакими документами. Однако акционеры полагают, что ОАО "Т" имеет возможность уплатить налоги. Не соответствует действительности утверждение об отсутствии имущества у общества.
В судебном заседании представитель заявителей пояснил, что условия применения упрощенной процедуры банкротства не соблюдены, факт неплатежеспособности не доказан, от иных кредиторов требований не поступало.
Почтовое уведомление, направленное по последнему известному юридическому адресу должника ОАО "Т", возвращено без вручения.
От ИМНС пояснений на доводы жалобы не поступило.
Конкурсный управляющий У.И.В. в отзыве отклонил утверждение об отсутствии уведомления должника, от имени которого выступал юрисконсульт П.А.Н. (он же акционер) по передаче печати, штампа и документации общества. Указал на получение от службы судебных приставов неисполненных должником исполнительных листов на сумму 184407 рублей 76 копеек задолженности и 362071 рубль 19 копеек штрафных санкций.
Стороны извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Рассмотрев дело, жалобу заинтересованных лиц, возражения конкурсного управляющего, проверив правильность применения норм права, суд кассационной инстанции полагает, что решение арбитражного суда подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при обращении с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Т" заявителем ИМНС приведены доводы о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, включая налоги с движимого и недвижимого имущества. Вместе с тем, заявитель указал на прекращение финансово-хозяйственной деятельности общества.
Принимая решение об упрощенной процедуре конкурсного производства должника, арбитражный суд исходил только из оценки обстоятельств отсутствия юридического лица.
Статьей 177 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена особенность подачи заявления о банкротстве отсутствующего должника, когда руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, заявление о признании его банкротом может быть подано налоговым органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Положения, предусмотренные настоящим параграфом (2 главы Х Федерального закона), применяются также в случаях (статья 180 Закона), когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Целью упрощенной процедуры банкротства является ее скорейшее проведение (статья 178 Закона) и ликвидация должника, фактически прекратившего свою деятельность.
Из имеющегося в деле отчета об исполнении поручения службы судебных приставов усматривается возврат должнику нереализованного недвижимого имущества. Следовательно, имеющиеся объективные данные свидетельствуют о совершении должником в предыдущие периоды времени гражданско-правовых сделок и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с использованием имущества.
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 178 Закона о банкротстве по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Так, в ходе проведения конкурсного производства ОАО "Т" конкурсным управляющим установлено наличие у должника недвижимого имущества: продовольственной базы и овощехранилища, о чем свидетельствует справка Татарского отдела дочернего федерального государственного унитарного предприятия "Н".
Кроме того, на собрании кредиторов 15.08.2002 принял участие кредитор ОАО "К" с суммой требования 154004 рубля 89 копеек. Всего выявлено наличие 13 кредиторов пятой очереди с суммой требований 317167 рублей 89 копеек.
При указанных обстоятельствах, сделав необоснованный вывод об отсутствии должника, арбитражный суд оставил без внимания доводы, которые свидетельствуют о наличии признаков банкротства и, следовательно, указывающих на его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей - неплатежеспособность.
Статьями 2, 56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение определено как процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Имеющиеся сведения об имущественном положении акционерного общества дают основание полагать, что при проведении разбирательства в обычном порядке (глава III Закона о банкротстве) арбитражный суд может реально оценить способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Последствием вывода и платежеспособности будет являться определение дальнейшей судьбы ОАО "Т".
В связи с этим есть основание на период нового разбирательства дела, до рассмотрения по существу заявления о несостоятельности ОАО "Т", ввести в отношении его процедуру наблюдения.
Обязанности временного управляющего возлагаются на У.И.В., ранее назначенного конкурсным управляющим ОАО "Т". Соответствие данных этого кандидата требованиям статьи 19 Закона о банкротстве проверено судом первой инстанции.
При отсутствии руководителя ОАО "Т" для обеспечения сохранности имущества юридического лица на временного управляющего возлагается исполнение обязанностей его руководителя в порядке статьи 58 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение от 30.04.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-1578/02-СБ/299 отменить.
Дело передать в первую инстанцию этого суда для рассмотрения в ином составе судей.
На период рассмотрения по существу заявления о банкротстве открытого акционерного общества "Т" ввести наблюдение, временным управляющим назначить У.И.В.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru