Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.12.2005 № 345-ОЗ
(ред. от 15.10.2007)
"О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.11.2005 № 345-ОСД)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", № 51, 16.12.2005,
"Советская Сибирь", № 242, 16.12.2005,
"Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов", № 6(23), декабрь, 2005, с. 203.



Изменения, внесенные Законом Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ, вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования указанного Закона, за исключением изменений, внесенных в абзац второй статьи 1 и абзац первый части 2 статьи 16 данного документа, вступивших в силу с 1 января 2008 года.



11 декабря 2005 года № 345-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ
ПРАВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов
от 24.11.2005 № 345-ОСД

(в ред. Законов Новосибирской области
от 19.10.2006 № 37-ОЗ, от 15.10.2007 № 150-ОЗ)

Настоящий Закон в целях реализации Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и в соответствии с Уставом Новосибирской области устанавливает систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, правовые основы их образования и деятельности в Новосибирской области.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются постоянно действующими межведомственными коллегиальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Комиссии осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с органами управления социальной защиты населения, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости населения, органами внутренних дел и другими органами и учреждениями, общественными объединениями, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)

Статья 2. Правовые основы деятельности комиссий

1. Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, а также законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, принятыми на основании и во исполнение настоящего Закона.
2. Деятельность комиссий основывается на принципах:
1) законности;
2) демократизма;
3) гласности;
4) уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;
5) поддержки семьи и взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
6) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
7) взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
8) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Основные задачи деятельности комиссий

Основными задачами деятельности комиссий являются:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, содействие несовершеннолетним в реализации их прав;
3) координация вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) выявление причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, их анализ и принятие мер к их устранению.

Статья 4. Система комиссий

В пределах Новосибирской области действует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области (далее - областная комиссия).
В пределах муниципальных районов действуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов (далее - районные комиссии).
В пределах городских округов и городских поселений (за исключением города Новосибирска) действуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов, городских поселений (далее - городские комиссии).
В пределах города Новосибирска действует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска (далее - городская комиссия города Новосибирска). В районах города Новосибирска действуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав районов города Новосибирска (далее - районные комиссии города Новосибирска).

Статья 5. Порядок образования комиссий

1. Комиссии формируются из депутатов Новосибирского областного Совета депутатов или представительного органа муниципального района, городского округа, городского поселения в Новосибирской области, представителей исполнительных органов государственной власти или местных администраций, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений.
2. Комиссии состоят из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии и других членов комиссии.
3. Председатель комиссии, заместитель председателя комиссии и другие члены комиссии участвуют в деятельности комиссии в порядке исполнения своих должностных или общественных обязанностей.
4. Ответственный секретарь областной комиссии исполняет свои обязанности на постоянной оплачиваемой основе и замещает должность государственной гражданской службы Новосибирской области в администрации Новосибирской области.
5. Для обеспечения деятельности комиссий в местных администрациях могут быть предусмотрены соответствующие штатные должности.
6. Количество штатных должностей определяется из расчета:
одна штатная должность - в районной и городской комиссии с численностью несовершеннолетнего населения соответственно района или города свыше 6 тысяч человек;
одна штатная должность - в районной комиссии города Новосибирска с численностью несовершеннолетнего населения района города Новосибирска до 20 тысяч человек;
две штатных должности - в районной комиссии города Новосибирска с численностью несовершеннолетнего населения района города Новосибирска свыше 20 тысяч человек.
7. Численный и персональный состав областной комиссии утверждается постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
8. Численный и персональный состав районной комиссии, городской комиссии, городской комиссии города Новосибирска, районной комиссии города Новосибирска утверждается муниципальным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ

Статья 6. Функции областной комиссии

Областная комиссия осуществляет следующие функции:
1) координирует решение вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) представляет систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
3) участвует в разработке и осуществлении целевых программ, реализация которых направлена на совершенствование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
4) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области и Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области.

Статья 7. Функции городской комиссии города Новосибирска

Городская комиссия города Новосибирска осуществляет следующие функции:
1) координирует решение вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в муниципальных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Новосибирске;
2) оказывает районным комиссиям города Новосибирска организационно-методическую помощь;
3) иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области и Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска.

Статья 8. Полномочия районных, городских комиссий, районных комиссий города Новосибирска

Районные, городские комиссии, районные комиссии города Новосибирска в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области, осуществляют следующие полномочия:
1) координация вопросов, связанных с:
- соблюдением условий содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в детских домах, других образовательных и учебно-воспитательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- организацией воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях;
- соблюдением законодательства при исключении, отчислении или переводе обучающихся из образовательных учреждений;
- соблюдением работодателями режима и условий работы, установленных для несовершеннолетних трудовым законодательством, а также за соблюдением законодательства при увольнении несовершеннолетних;
- проведением воспитательно-профилактической работы и соблюдением законодательства при постановке на учет и снятии с учета несовершеннолетних и их законных представителей в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
2) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области;
2.1) дача согласия на оставление обучающимся, достигнувшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательного учреждения до получения общего образования или исключение его из образовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание его в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения;
(п. 2.1 введен Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 37-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
2.2) принятие в месячный срок совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) мер, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения;
(п. 2.2 введен Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 37-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
2.3) принятие в месячный срок совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) мер, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении;
(п. 2.3 введен Законом Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
3) рассмотрение вопроса о расторжении трудового договора с несовершеннолетним в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области;
4) принятие мер воздействия в отношении несовершеннолетних:
- совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;
- совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения;
5) принятие мер воздействия в отношении родителей (законных представителей):
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;
- за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
- за нарушение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет правил дорожного движения;
- за провоз без билета несовершеннолетних, проезд которых подлежит частичной оплате, если орган, должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии;
- за потребление несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркотических средств или психотропных наркотических веществ без назначения врача;
- за появление несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- за другие правонарушения, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 16 лет;
6) принятие мер воздействия в отношении:
- руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц исполнительных органов государственной власти Новосибирской области или органов местного самоуправления за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем;
- лиц за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
- лиц за провоз без билета несовершеннолетних, проезд которых подлежит частичной оплате в случаях, если орган, должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии;
7) подготовка совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представления в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении и переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
8) принятие мер по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
9) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.

Статья 9. Права комиссий, членов комиссий

1. Для реализации функций и полномочий комиссии вправе:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для работы комиссии сведения и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных организаций и учреждений;
2) привлекать для участия в работе комиссий должностных лиц органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц;
3) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные организации и учреждения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
4) заслушивать на заседании комиссии сообщения должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних;
5) вносить предложения в органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Члены комиссии вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения, содержания и обращения в них с несовершеннолетними.
3. Члены районных, городских комиссий, районных комиссий в городе Новосибирске вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Иные права членов комиссии определяются положением о соответствующей комиссии.

Статья 10. Меры воздействия, применяемые комиссией к несовершеннолетним

1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения может применить к нему следующие меры воздействия:
1) вынести предупреждение;
2) объявить выговор или строгий выговор;
3) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение морального и (или) материального вреда;
4) наложить административный штраф в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
5) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
6) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайству;
7) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, если несовершеннолетний достиг возраста 14 лет;
8) освободить несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;
9) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
10) предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом;
11) обратиться к родителям, усыновителям, попечителям, в органы опеки и попечительства с ходатайством об их обращении в суд об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему меры воздействия за совершение правонарушения комиссия извещает подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
3. В случае принятия комиссией решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа соответствующее постановление комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел или прокурору.
4. Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
5. Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству трудового коллектива или общественной организации, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

Статья 11. Меры воздействия, применяемые комиссией к родителям, иным законным представителям и другим лицам

Рассмотрев материалы в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних либо других лиц, комиссия может применить следующие виды воздействия:
1) вынести общественное порицание;
2) вынести предупреждение;
3) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;
4) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
5) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
6) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным;
7) наложить административное взыскание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Статья 12. Меры, принимаемые комиссиями по устройству несовершеннолетних

1. Районные, городские комиссии, районные комиссии города Новосибирска совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Учет и предоставление информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Новосибирской области.
2. Решения комиссии, основанные, в случае необходимости, на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в следующие органы и учреждения:
1) образования - для устройства несовершеннолетних в общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) социальной защиты населения - для устройства несовершеннолетних в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;
3) здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, а также обследования, наблюдения или лечения выявленных заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4) занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, получении специальности;
5) по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма - для занятий в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках и секциях;
6) опеки и попечительства;
7) внутренних дел.
3. В случаях, когда после возвращения несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из воспитательной колонии возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
4. В необходимых случаях комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки и попечительства.

Глава 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ

Статья 13. Организация деятельности областной комиссии

1. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комиссии.
2. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. Ведет заседание председатель или заместитель председателя комиссии.
3. Повестка дня заседания комиссии формируется председателем комиссии с учетом предложений членов комиссии и принимается на заседании комиссии.
4. Комиссия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Заседания комиссии и принятые на них решения оформляются протоколом. Протокол заседания комиссии подписывается председателем комиссии и ответственным секретарем комиссии.
5. Решения комиссии и иная информация о деятельности комиссии доводятся до сведения ее членов, прокуратуры, органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в течение десяти дней со дня проведения заседания комиссии.
6. Для проведения аналитической работы и подготовки материалов к заседаниям комиссии, выполнения других задач, определяемых настоящим Законом, создается рабочая группа комиссии. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждаются на заседании комиссии.

Статья 14. Организация деятельности районных, городских комиссий, районных комиссий города Новосибирска

1. Деятельность районных, городских комиссий, районных комиссий города Новосибирска организуется председателем и ответственным секретарем соответствующей комиссии.
2. Заседания районной, городской комиссии, районной комиссии города Новосибирска проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетних, его родителях или иных законных представителях комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное определение о проведении закрытого заседания.
Заседание районной, городской комиссии, районной комиссии города Новосибирска правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа членов комиссии.
Председатель комиссии, осуществляя свои полномочия:
1) планирует работу комиссии;
2) утверждает повестку заседания комиссии;
3) назначает дату заседания комиссии;
4) ведет заседание комиссии;
5) подписывает акты, принимаемые комиссией;
6) подписывает протоколы заседаний комиссии;
7) исполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель председателя комиссии исполняет полномочия председателя комиссии в период его временного отсутствия.
Ответственный секретарь комиссии, осуществляя свои полномочия:
1) обеспечивает подготовку проведения заседаний комиссии;
2) ведет и оформляет протокол заседания комиссии;
3) обеспечивает подготовку и оформление текстов постановлений, определений, представлений комиссии;
4) принимает жалобы на постановления комиссии;
5) принимает необходимые меры для обеспечения исполнения вынесенных комиссией постановлений;
6) осуществляет контроль за исполнением постановлений, принятием мер по представлениям комиссии;
7) готовит обобщения и справки о деятельности комиссии;
8) исполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
3. Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по иным делам (материалам), поступившим в комиссию в рамках ее полномочий, осуществляется в том же порядке, как и производство по делам об административных правонарушениях.
4. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие лица, участники производства по рассматриваемому на комиссии делу, адвокат имеют право знакомиться с материалами, подготовленными к рассмотрению, до начала заседания комиссии.
Право указанных лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
5. Материалы о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора.
6. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает обязательно в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
7. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
8. При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, комиссия:
1) запрашивает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния;
2) вызывает свидетелей для выяснения полных и объективных обстоятельств по рассматриваемому делу;
3) выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, способствовавшие совершению им общественно опасного деяния;
4) привлекает специалистов для разъяснения ситуации.
Неустранимые сомнения в виновности несовершеннолетнего толкуются в пользу несовершеннолетнего.
9. Заседание районной, городской комиссии, районной комиссии города Новосибирска оформляется протоколом, аналогичным протоколу о рассмотрении дела об административном правонарушении.
10. При рассмотрении обращений (жалоб) районная, городская комиссия, районная комиссия города Новосибирска руководствуются требованиями федерального законодательства.
11. Получив обращение (жалобу), районная, городская комиссия, районная комиссия города Новосибирска вправе:
1) принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
2) передать обращение (жалобу) органам государственной власти, органам местного самоуправления городских округов, городских поселений, районов Новосибирской области, их должностным лицам, государственным или муниципальным служащим Новосибирской области, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;
3) разъяснить заявителю нормы, которые тот может использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов;
4) отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению с указанием мотивов отказа.
12. При рассмотрении обращения (жалобы) комиссия обязана представить возможность органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным или муниципальным служащим, организациям независимо от их организационно-правовой формы, чьи решения или действия обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
13. Районная, городская комиссия, районная комиссия города Новосибирска не вправе передавать полученное обращение (жалобу) или поручать проверку органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
14. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) районная, городская комиссия, районная комиссия города Новосибирска обязана известить заявителя в срок не позднее 30 дней со дня их поступления.

Статья 15. Основания и сроки рассмотрения материалов (дел) районными, городскими комиссиями, районными комиссиями города Новосибирска

1. Районные, городские комиссии, районные комиссии города Новосибирска рассматривают материалы (дела):
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных организаций;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) прекращенных уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении указанной категории несовершеннолетних;
6) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Районные, городские комиссии, районные комиссии города Новосибирска рассматривают дела в срок не позднее 30 дней со дня их поступления, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 16. Акты, принимаемые комиссией

1. Комиссия в пределах своей компетенции принимает постановления, выносит определения и вносит представления.
2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, представлений органов исполнительной власти Новосибирской области, осуществляющих управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций.
(в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
Постановление принимается большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
В постановлении содержится одно из следующих решений комиссии:
1) о назначении административного наказания в соответствии с законодательством об административным правонарушениях;
2) о прекращении производства по делу (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
3) о применении мер воздействия, предусмотренных настоящим Законом;
4) об освобождении от административной ответственности при совершении административного правонарушения;
5) о передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содержатся признаки преступления;
6) о ходатайстве перед судом о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
7) о согласии на оставление общеобразовательного учреждения до получения общего образования несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет;
(п. 7 введен Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 37-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
8) о согласии на исключение из образовательного учреждения до получения общего образования несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее его пребывание в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
(п. 8 введен Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 37-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2007 № 150-ОЗ)
Постановление о применении мер воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего выносится в форме, аналогичной постановлению по делу об административном правонарушении.
3. Определения выносятся при подготовке к рассмотрению материалов комиссией и при рассмотрении дела:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, участвующих в деле;
3) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
4) о назначении экспертизы;
5) об отложении рассмотрения дела;
6) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
7) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии;
8) о самоотводе и отводе члена комиссии в рамках административного законодательства;
9) о принудительном приводе лиц, так как рассмотрение дела в их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
4. Представления вносятся в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные организации и учреждения в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Должностные лица указанных в абзаце первом настоящей части органов и организаций в срок не позднее 30 дней со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии, внесшей представление, о принятых мерах.
5. Акты, принимаемые комиссией по рассмотренным материалам, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Контроль за деятельностью комиссий

1. Контроль за деятельностью комиссий в пределах компетенции и в порядке, установленных федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области, осуществляется Новосибирским областным Советом депутатов, Губернатором Новосибирской области, администрацией Новосибирской области.
2. Комиссии ежегодно представляют отчеты о своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области в порядке, предусмотренном соответствующим положением о комиссии.
3. Комиссии информируют органы, указанные в части 1 настоящей статьи, о состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних в Новосибирской области.

Статья 18. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон, за исключением части 6 статьи 5, вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
(часть первая в ред. Закона Новосибирской области от 19.10.2006 № 37-ОЗ)
2. Положения части 6 статьи 5 вступают в силу с 1 января 2007 года.
3. Районные, городские, районные города Новосибирска комиссии создаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, в течение одного месяца после вступления в силу Закона Новосибирской области о наделении органов местного самоуправления Новосибирской области государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Органам исполнительной власти Новосибирской области и органам местного самоуправления в Новосибирской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
5. До приведения нормативных правовых актов Новосибирской области в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Губернатор
Новосибирской области
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
г. Новосибирск
11 декабря 2005 года
№ 345-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru