ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.09.2002 № 714
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2002 г. № 714
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.06.2000 № 100-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально - экономического развития Новосибирской области" и в целях комплексного решения вопросов профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи постановляю:
1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы "Развитие системы профориентации и психологической поддержки молодежи в Новосибирской области на 2003 - 2005 годы" (далее - Программа).
2. Заказчикам Программы: управлению науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий (Сапожников Г.А.), управлению образования (Иванов В.В.), управлению начального профессионального образования (Боргено Я.Я.) администрации области до 20 сентября 2002 года направить проект программы в Новосибирский областной Совет депутатов на утверждение.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации области Филичева А.Г.
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
Проект
Одобрена
Постановлением
главы администрации области
от 17.09.2002 № 714
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
----------------T--------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦областная целевая программа "Развитие системы¦
¦Программы ¦профориентации и психологической поддержки¦
¦ ¦молодежи в Новосибирской области на 2003 - 2005¦
¦ ¦годы" (далее - Программа) ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦протокол межведомственной комиссии по вопросам¦
¦дата, номер¦профессиональной ориентации и психологической¦
¦принятого ¦поддержки населения при администрации¦
¦решения о¦Новосибирской области от 15 июля 2002 года № 3 ¦
¦разработке ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Государственные¦управление науки, высшего, среднего¦
¦заказчики ¦профессионального образования и технологий¦
¦Программы ¦администрации, управление образования¦
¦ ¦администрации области, управление начального¦
¦ ¦профессионального образования администрации¦
¦ ¦области ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Руководители ¦заместитель главы администрации Новосибирской¦
¦Программы ¦области - начальник управления науки, высшего,¦
¦ ¦среднего профессионального образования и¦
¦ ¦технологий администрации области, начальник¦
¦ ¦управления образования администрации¦
¦ ¦Новосибирской области ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Основные ¦управление образования администрации области,¦
¦разработчики ¦Департамент федеральной государственной службы¦
¦Программы ¦занятости населения по Новосибирской области¦
¦ ¦(далее - Департамент занятости), с участием¦
¦ ¦управления начального профессионального¦
¦ ¦образования администрации области, комитета по¦
¦ ¦делам молодежи администрации области,¦
¦ ¦Новосибирского городского центра профориентации¦
¦ ¦молодежи и психологической поддержки населения¦
¦ ¦(детей и подростков), (далее - Центр¦
¦ ¦профориентации) ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Цель и задачи¦Реализация Программы на территории области будет¦
¦Программы, ¦осуществляться с целью проведения единой¦
¦важнейшие ¦государственной политики по профессиональной¦
¦целевые ¦ориентации молодежи с учетом специфики рынка¦
¦показатели ¦труда, преодоления кадрового дефицита в реальных¦
¦ ¦отраслях экономики области. ¦
¦ ¦Для достижения этой цели Программа должна¦
¦ ¦обеспечить решение специфических задач: ¦
¦ ¦сокращение численности молодежи в¦
¦ ¦трудоспособном возрасте, незанятой трудовой¦
¦ ¦деятельностью и учебой; ¦
¦ ¦улучшение взаимодействия ведомственных служб¦
¦ ¦и учреждений, занимающихся профессиональной¦
¦ ¦ориентацией и психологической поддержкой молодежи;¦
¦ ¦повышение социальной значимости профессиональной¦
¦ ¦ориентации и психологической поддержки молодежи; ¦
¦ ¦совершенствование системы информирования учащихся¦
¦ ¦и выпускников образовательных учреждений о рынке¦
¦ ¦труда и образовательных услугах, помогающей решать¦
¦ ¦вопросы выбора профессии и трудоустройства; ¦
¦ ¦ориентирование безработной молодежи на активный¦
¦ ¦поиск работы, в том числе через профессиональное¦
¦ ¦обучение; ¦
¦ ¦предупреждение развития негативных тенденций в¦
¦ ¦психологии молодежи, преодоление у нее¦
¦ ¦психологических трудностей состояния безработицы ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2003 - 2005 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦управление науки, высшего, среднего¦
¦основных ¦профессионального образования и технологий¦
¦мероприятий ¦администрации области, управление образования¦
¦ ¦администрации области, Департамент занятости,¦
¦ ¦городские и районные центры занятости населения¦
¦ ¦(далее - городские и районные ЦЗН), Центр¦
¦ ¦профориентации, управление культуры администрации¦
¦ ¦области, управление начального профессионального¦
¦ ¦образования администрации области, комитет по¦
¦ ¦делам молодежи администрации области ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Объемы и¦финансирование затрат на реализацию мероприятий¦
¦источники ¦Программы будет осуществляться за счет следующих¦
¦финансирования ¦источников: ¦
¦Программы ¦федерального бюджета на организацию и проведение ¦
¦ ¦профессиональной ориентации - 3616,2 тыс. руб. ¦
¦ ¦областного бюджета - 6498,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦средств учебных заведений - 374,4 тыс. руб. ¦
¦ ¦бюджетов территориальных и муниципальных ¦
¦ ¦образований - 126,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦Суммарные затраты на реализацию мероприятий ¦
¦ ¦Программы составляют 10614,6 тыс. руб. ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦В 2003 - 2005 годах предполагается: ¦
¦конечные ¦- провести профориентационную работу с 110 - 120¦
¦результаты ¦тыс. граждан в возрасте 14 - 29 лет, в том числе¦
¦Программы ¦в 2003 году - 35 тыс. человек данного возраста; ¦
¦ ¦- предоставить возможность прохождения¦
¦ ¦профессиональной подготовки, повышения¦
¦ ¦квалификации и переподготовки с целью¦
¦ ¦последующего трудоустройства более 12 тыс.¦
¦ ¦безработной и незанятой молодежи, в том числе в¦
¦ ¦2003 году - 4 тыс. молодым людям; ¦
¦ ¦- оказать консультационные услуги по вопросам¦
¦ ¦трудоустройства 160 тыс. человек, в том числе в¦
¦ ¦2003 году - 53 тыс. человек; ¦
¦ ¦- организовать временное трудоустройство 30 тыс.¦
¦ ¦несовершеннолетних граждан, в том числе в 2003¦
¦ ¦году - 10 тыс. человек ¦
L---------------+---------------------------------------------------
1. Общие положения
Программа разработана на 2003 - 2005 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития системы профориентации и психологической поддержки молодежи в Новосибирской области.
Представленная Программа является описанием наиболее рациональных действий всех заинтересованных ведомств в условиях сложившихся неблагоприятных тенденций в сфере занятости молодежи.
Программа базируется на учете трех основных факторов:
профессиональных интересов и склонностей молодежи;
профессионально - квалификационного уровня, психологических характеристик и состояния здоровья молодежи;
спроса и предложения на рынке труда.
Соотношение этих трех факторов в данный момент времени и прогноз их изменений определяет конкурентоспособность каждого отдельного работника на рынке труда и его профессиональное обучение.
Разработанный в Программе комплекс мероприятий направлен в первую очередь на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию несбалансированности на областном рынке труда в кризис, когда имеющихся материально - технических, финансовых, правовых и организационных ресурсов окажется недостаточно для того, чтобы максимально контролировать ситуацию и своевременно оказывать необходимую помощь молодежи в учебе и работе, осуществлять материальную, правовую, психологическую и иную поддержку подрастающему поколению.
Разработка Программы предполагает необходимость рассмотрения следующих ее основных частей: проблем, цели и задач, для решения которых создается Программа; основных направлений развития системы профориентации и психологической поддержки молодежи; оценки ресурсной обеспеченности Программы и эффективности функционирования системы; обоснования комплекса скоординированных действий и мер для реализации цели и задач Программы.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Профориентационная работа и положение молодежи на рынке труда характеризуются в последние годы неоднозначными процессами:
многообразие потребностей и интересов молодежи, ее предрасположенность ко всему новому, прогрессивному сочетается со слабой информированностью о мире профессий, о потребностях региона в рабочей силе, о требованиях профессии к человеку: представляется, что зачастую поступление в профессиональное учебное заведение - это не решение вопроса о выборе профессии как цели, а лишь подготовка к принятию такого решения;
в основе профессиональной ориентации лежит социальная ориентация: массовое сознание отчетливо выражает тот простой факт, что каждая профессия имеет вполне определенный статус, который характеризует официальное и неофициальное признание необходимости, значимости и популярности профессии, что является выбором социального статуса, а не профессии;
большая восприимчивость молодых людей к предложениям о профобучении, смене профессии, повышении квалификации, создании собственного дела не сопровождается автоматическим включением их в трудовой процесс: рост образовательного ценза не гарантирует желаемую занятость и, как естественная реакция этого, происходит обесценивание повышения квалификационного ценза в сознании молодежи;
политика на промышленных предприятиях, ориентированная не на повышение производительности труда, а на дешевизну труда, сопровождается стихийным развитием процесса оттока молодежи с производства, падением престижа рабочей профессии, сужением сферы профессиональной подготовки рабочих;
проводимые в жизнь экономические реформы создают ограничения к вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, вынуждают их интегрироваться в сферы неформальной занятости.
В этих условиях возрастает значимость саморазвития молодого человека, реализации его возможностей на благо общественного прогресса исходя из реальных условий социально - экономического развития области, т.е. возрастает роль профессиональной ориентации молодежи.
Сохраняющаяся в настоящее время ведомственная разобщенность и прогнозируемая на 2003 - 2005 годы профориентационная деятельность в целом по области, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью молодежи (от относительного благополучия до критической ситуации) на отдельных территориях и в отраслях свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер усиления взаимодействия ведомственных служб и учреждений областной администрации, Департамента занятости, Центра профориентации, профессиональных учебных заведений, профсоюзов и работодателей, которые могут быть реализованы только с использованием программно - целевого метода, позволяющего сочетать единство цели, задач и путей их решения.
3. Цель и задачи программы
Реализация Программы на территории области будет осуществляться с целью проведения единой государственной политики по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики рынка труда, преодоления кадрового дефицита в реальных отраслях экономики области.
Для достижения этой цели Программа должна обеспечить решение следующих задач:
сокращение численности молодежи в трудоспособном возрасте, незанятой трудовой деятельностью и учебой;
улучшение взаимодействия ведомственных служб и учреждений, занимающихся профессиональной ориентацией и психологической поддержкой молодежи;
повышение социальной значимости профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;
совершенствование системы информирования учащихся и выпускников образовательных учреждений о рынке труда и образовательных услугах, помогающей решать вопросы выбора профессии и трудоустройства;
ориентирование безработной молодежи на активный поиск работы, в том числе, через профессиональное обучение;
предупреждение развития негативных тенденций в психологии молодежи, преодоление у нее психологических трудностей состояния безработицы.
4. Система программных мероприятий
4.1. Организационно - правовое обеспечение программы
Программа разработана с учетом действующего законодательства об образовании, труде и занятости, других нормативных документов, действующих по состоянию на 1 января 2002 года.
Совершенствование нормативно - правовой базы включает: разработку законопроекта "О профориентации и психологической поддержке населения в Новосибирской области", подготовку проектов постановлений главы администрации области: о первоочередных мерах по формированию и развитию межведомственной системы профессиональной ориентации молодежи; об основных направлениях работы в области социально - профессиональной ориентации военнослужащих, увольняемых с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы; об оказании услуг по профессиональной ориентации (профинформированию, профконсультированию) женщинам, освобождающимся из мест отбывания лишения свободы и другим категориям граждан.
4.2. Расширение сферы психолого - профориентационных
услуг
Одной из форм психологической поддержки молодежи с позиции задач, решаемых органами образования и службой занятости, является профессиональное ориентирование. Вместе с тем психологическая поддержка включает в себя и специфические формы работы с молодежью, позволяющие повысить ее конкурентоспособность на рынке труда. Это, прежде всего, обучение современным приемам психической саморегуляции, восстановление работоспособности, снятие психического напряжения и отрицательного эмоционального состояния. Большое значение также имеет знакомство с социально - психологическими законами бесконфликтного общения (в том числе и профессионального), поиск и освоение рациональных форм поведения.
Выполнение этой задачи предполагает реализацию следующих основных направлений:
1. Профориентационная работа с выпускниками школ:
организация работы по психодиагностике выпускников школ с целью выявления профессиональных интересов и склонностей;
создание на базе городских и районных центров занятости населения области консультационных пунктов по оказанию общеобразовательным учреждениям помощи в организации профориентационной работы среди старшеклассников;
обучение специалистов общего образования технике и процедуре диагностики индивидуально - личностных и социально - психологических особенностей выпускников школ, выявление их склонностей и интересов, навыков и умений;
оказание помощи специалистам общего образования в обработке результатов психологического тестирования выпускников школ;
целенаправленное формирование профессиональных интересов и склонностей выпускников школ области и г. Новосибирска с учетом их индивидуально - личностных особенностей и потребностей рынка труда.
2. Разработка и реализация системы мер по психологической поддержке незанятой молодежи, обеспечивающей повышение конкурентоспособности на рынке труда:
обеспечение незанятой молодежи информацией об уровне конкурентоспособности в отдельных профессиональных средах, отраслях и профессиях на рынке труда и прогнозе его изменений;
подбор профессий или рода занятий обратившейся в службу занятости молодежи, наиболее полно соответствующих ее психологическим качествам и свойствам, склонностям и интересам, навыкам и умениям;
консультирование незанятой молодежи по современным методам, направленным на саморегуляцию психологического состояния; снятие отрицательного эмоционального состояния, связанного с фактом увольнения; обучение приемам повышения стрессоустойчивости как компонентов профессионализма;
консультирование незанятой молодежи по вопросам выбора рациональных способов поведения, в том числе и профессионального, в максимальной степени учитывающих их индивидуальные особенности.
3. Психологическая поддержка молодежи, подлежащей увольнению из организаций:
разработка рекомендаций кадровым службам предприятий и организаций по процедуре увольнения молодежи;
опережающее информирование молодежи, подлежащей увольнению, о ситуации на рынке труда и возможностях профессионального обучения.
4.3. Совершенствование системы профориентации
Эффективность функционирования органов образования и службы занятости населения во многом определяется уровнем профориентационной работы, в выполнение которой вовлечены множество других организаций и учреждений.
Совершенствование системы профориентации включает в себя следующие вопросы: разработка и обеспечение органов образования и центров занятости нормативной и методической литературой по профориентации; повышение квалификации работников органов образования и службы занятости в области профориентации, компьютеризации профориентационной работы. Особую актуальность приобретает задача объединения усилий и создания единой системы профориентации в области, решение которой предполагается осуществлять в двух направлениях: координация усилий по вертикали и активизация горизонтальных взаимосвязей между исполнителями этой работы.
Отдельные элементы реализации профориентационной работы на всех уровнях можно представить в следующем виде:
1. Создание межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки в области, городе, районе:
- разработка положения об областной, городской, районной межведомственной комиссии по профориентации;
- разработка, кроме областной, городских, районных целевых программ профориентации;
- реализация мер по повышению эффективности и распространение имеющегося опыта профориентационной работы.
2. Создание банка данных об организациях, занимающихся профориентационной работой в области:
- выявления организаций и учреждений, занимающихся профориентационной работой в области;
- оснащения организаций необходимой аппаратурой для выявления психофизиологических особенностей человека, методиками психодиагностики и профориентации, методическими пособиями по профориентационной работе, нормативными документами, регламентирующими организацию профориентационной работы, вычислительной техникой и программными продуктами, анализ содержания их работы, накопленного опыта и имеющихся результатов;
- подготовки предложений по совершенствованию организационной структуры профориентационной службы области.
3. Разработка и обеспечение организаций, выполняющих профориентационную работу в области, нормативно - правовыми документами и информационно - методическими материалами:
- разработка концептуальной модели профориентационной работы в области;
- подготовка пакета документов, регламентирующих организацию профориентационной работы в области;
- разработка типового комплекта методик для диагностики индивидуально - личностных и социально - психологических особенностей молодого человека, его профессиональных склонностей и интересов для диагностики интеллектуального развития старшеклассников;
4. Компьютеризация профориентационной работы:
- проведение инвентаризации компьютерных профориентационных и психодиагностических методик, используемых в областной службе занятости и образовательных учреждениях;
- подготовка предложений по распространению во всех образовательных учреждениях и центрах занятости области компьютерных информационных и психодиагностических методик, имеющихся в различных подразделениях департамента занятости, и обеспечение их реализации во всех районных и городских центрах занятости, оснащенных компьютерами;
- разработка программы компьютеризации профориентационной работы в областной службе занятости, выделив в ней в качестве приоритетной, задачу автоматического расчета коэффициента психологической готовности обследуемого к определению профессии, а также свойств, положительно влияющих на успешность в данной профессии.
5. Повышение квалификации работников органов образования и службы занятости в области профориентации и психологической поддержки молодежи.
4.4. Справочно - информационная и издательская
деятельность
В 2003 - 2005 годах будет продолжена работа по проведению справочно - информационных консультаций для различных категорий граждан: учащихся выпускных классов, их родителей, абитуриентов, безработной молодежи, незанятых и высвобождаемых из организаций.
Предусматривается распространение в печати, на радио и телевидении информации о наличии, путях и возможностях получения услуг по профориентации и психологической поддержке для различных социально - возрастных групп молодежи.
Планируется совершенствование практики проведения районных, городских ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, а также ярмарок - презентаций профессиональных учебных заведений для обучающихся в общеобразовательных школах, незанятых и безработных молодых людей, а также выпускников профессиональных учебных заведений в целях широкого информирования о возможностях и условиях получения дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.
Ежегодно предусматривается: готовить, издавать и распространять справочники для поступающих в профессиональные учебные заведения области; разрабатывать план подготовки и издания серии информационно - справочных, методических, научно - популярных и других материалов по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи.
4.5. Профессиональное просвещение
Для этого Программой предусматривается:
4.5.1. Более эффективно использовать возможности электронных и печатных СМИ для информирования молодежи:
- о ситуации на рынке труда, о потребностях в специалистах и рабочих кадрах, о возможностях профессионального обучения при содействии службы занятости;
- о состоянии и перспективах развития социально - трудовой сферы, тенденциях в изменении спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест, возможностях трудоустройства;
- о расширении системы социальной адаптации к условиям рынка труда и психологической поддержки молодежи с использованием программ Клубов ищущих работу, курсов "Новый старт" и других индивидуальных и групповых форм.
4.5.2. Повысить эффективность групповых и индивидуальных консультаций по таким темам, как: "Технология поиска работы", "Как написать резюме", "Информация для родителей". Занятия с обучающимися в общеобразовательных учреждениях проводить по графику, согласованному с органами управления образованием. Проводить выезды профконсультантов службы занятости в общеобразовательные учреждения с целью поэтапного проведения профориентационных бесед с учащимися выпускных классов.
Первый этап - уроки, лекции и беседы по темам: "Сделай правильный выбор", "Человек и мир профессий", "Пути получения профессий". Второй этап - индивидуальные консультации непосредственно в центрах занятости населения или в школе (на селе).
4.5.3. Обеспечить совместную работу органам управления образования в организации профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учреждений:
- создание на базе городских и районных центров занятости населения консультационных пунктов по оказанию помощи специалистам общеобразовательных учреждений в организации профориентационной работы среди старшеклассников (оказание помощи в обработке результатов психологического тестирования выпускников общеобразовательных учреждений с целью выявления у них склонностей, интересов, умений и навыков).
5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Финансовое обеспечение программы
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального и областного бюджетов.
При этом в соответствии с установленным порядком разработки областных целевых программ государственные заказчики имеют право уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Профессиональная ориентация может содержать затраты на:
а) оказание услуг по профориентации и психологической поддержке молодежи;
б) разработку, изготовление, тиражирование профориентационных материалов, разработку и приобретение методического обеспечения профориентационной деятельности, специальной литературы, проведение профориентационных, психологических, социологических исследований;
в) аренду помещения на время проведения мероприятий, мебели, информационных стендов, каналов связи (в том числе сети "Интернет"), оборудования (компьютеров, локальных и информационных сетей, в том числе сети "Интернет", аудио- и видеотехники), использование услуг почтовой связи.
На реализацию мероприятий Программы на 2003 - 2005 годы необходимо 10614,6 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 3616,2 тыс. рублей; областного бюджета - 6498,0 тыс. рублей; кроме того, средства учебных заведений - 374,4 тыс. рублей и бюджета территориального и муниципального образования - 126,0 тыс. рублей.
Финансирование затрат на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться за счет следующих источников:
- федерального бюджета на организацию и проведение профессиональной ориентации - 3616,2 тыс. руб., из них в:
2003 году - 1165,4 тыс. руб.
2004 году - 1240,4 тыс. руб.
2005 году - 1210,4 тыс. руб.
- областного бюджета - 6498,0 тыс. руб., в том числе:
- управление образования администрации области на реализацию мероприятий Программы - 4272,0 тыс. руб., из них в:
2003 году - 1364,0 тыс. руб.
2004 году - 1479,0 тыс. руб.
2005 году - 1429,0 тыс. руб.
- управление культуры администрации области - 1500,0 тыс. руб., из них в:
2003 году - 470,0 тыс. руб.
2004 году - 510,0 тыс. руб.
2005 году - 520,0 тыс. руб.
- управление по начальному профессиональному образованию администрации области - 300,0 тыс. рублей, из них в:
2003 году - 100,0 тыс. руб.
2004 году - 100,0 тыс. руб.
2005 году - 100,0 тыс. руб.
- управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации области - 426,0 тыс. рублей, из них в:
2003 году - 142,0 тыс. руб.
2004 году - 142,0 тыс. руб.
2005 году - 142,0 тыс. руб.
кроме этого:
- средств учебных заведений на подготовку специалистов и рабочих кадров для отраслей экономики области - 374,4 тыс. руб.
- бюджеты территориального и муниципального образования - 126,0 тыс. руб.
Суммарные затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 10614,6 тыс. руб., в том числе:
в 2003 году - 3414,2 тыс. руб.
в 2004 году - 3644,2 тыс. руб.
в 2005 году - 3556,2 тыс. руб.
5.2. Кадровое обеспечение программы
В целях эффективной реализации Программы в 2003 - 2005 годах предусматривается подготовка специалистов в области профессиональной ориентации. Подбор кадров на должность профконсультанта будет осуществляться по критериям: высшее базовое социально - психологическое образование, специализация по профориентации, подготовка к работе с людьми, находящимися в состоянии выбора профессии (специальности) и в состоянии безработицы.
При этом будут проведены мероприятия, направленные на:
снижение доли работников, занятых выполнением административно - управленческих функций, и увеличение численности специалистов, осуществляющих прием и обслуживание молодежи по вопросам профориентации и психологической поддержки;
повышение квалификации специалистов по организации профориентационной работы центров и служб занятости в составе единой системы повышения квалификации специалистов организаций, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации;
организацию, в установленном порядке, повышения квалификации, другие виды дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов органов и образовательных учреждений, занимающихся вопросами профориентации.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация Программы в 2003 - 2005 годах позволит создать условия для:
- формирования единой системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;
- удовлетворения потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
- снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки молодых людей, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
Принятие Программы будет способствовать формированию новой профессиональной и поведенческой культуры молодежи, адекватной существующим экономическим и политическим условиям. Введение ее в действие поможет органам государственной власти и социуму активно влиять на профессиональное становление молодежи, на достижение ими наивысшего профессионального мастерства в той или иной сфере, снизит стихийность и случайность в решении вопросов профессионального самоопределения молодежи.
В 2003 - 2005 годах предполагается:
- провести профориентационную работу со 110 - 120 тыс. граждан в возрасте 14 - 29 лет, в том числе в 2003 году - 35 тыс. человек данного возраста;
- предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства более 12 тыс. безработной и незанятой молодежи, в том числе в 2003 году - 4 тыс. молодых людей;
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 160 тыс. граждан, в том числе в 2003 году - 53 тыс. человек;
- организовать временное трудоустройство 30 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2003 году - 10 тыс. человек.
7. Организация и контроль за ходом реализации программы
Государственными заказчиками Программы являются: управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации области и управление образования администрации области, которые осуществляют текущую координацию деятельности структурных подразделений администрации области, своих территориальных органов и других участников Программы.
Для оперативного управления Программой созданы и действуют совет по образованию при главе администрации области и коллегия Департамента занятости.
Государственные заказчики Программы подготавливают и представляют на обсуждение областного совета по образованию и коллегии Департамента занятости:
- предложения по корректировке целевых показателей Программы, исполнителей, сроков программных мероприятий;
- предложения по финансированию программных мероприятий из средств федерального бюджета, а также соотношению объемов их финансирования из федерального, областного и местного бюджетов;
- итоги реализации Программы за соответствующий год.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие системы профориентации
и психологической поддержки
молодежи в Новосибирской области
на 2003 - 2005 годы"
Примечание. ФБ - федеральный бюджет;
ОБ - областной бюджет;
ДФГСЗН по НСО - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области;
Управление науки - управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области;
УО - управление образования администрации Новосибирской области;
УНПО - управление начальному профессиональному образованию администрации Новосибирской области;
УК - управление культуры администрации Новосибирской области;
Центр профориентации - Новосибирский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие системы профориентации
и психологической поддержки
молодежи в Новосибирской области
на 2003 - 2005 годы"
СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(ТЫС. РУБ.)