"О НАЛОГЕ НА ПОКУПКУ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ"
(информация подготовлена отделом налогообложения финансово - кредитных учреждений, иностранных организаций и валютного контроля УМНС РФ по НСО)
О НАЛОГЕ НА ПОКУПКУ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ
ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области неоднократно обращало внимание коммерческих банков, а также граждан (физических лиц) на недопустимость неуплаты налога на покупку денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, при покупке иностранной валюты, в том числе путем использования различных схем ухода от налогообложения.
Этой теме были посвящены статьи "Взгляд на налог на покупку валюты", "О порядке налогообложения операций по выплате физическим лицам наличной иностранной валюты" в информационно - аналитическом журнале "Налоги и экономика" № 12, 2000 г., в экономической газете "Эпиграф" N№ 38, 49, 2000 г., а также другие публикации.
В декабре 1999 г. Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области было направлено руководителям коммерческих банков города и руководителям филиалов иногородних коммерческих банков, осуществляющих операции по купле - продаже иностранной валюты, Уведомление об их обязанности исчислять, удерживать и перечислять в доход бюджета налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в случаях, когда осуществляется выплата наличной иностранной валюты с валютных счетов, открытых физическими лицами, после совершения следующих последовательных операций: открытие рублевого счета - зачисление на рублевый счет наличных рублей - конвертация с последующим зачислением иностранной валюты на валютный счет - перевод этой иностранной валюты на другой валютный счет - выдача иностранной валюты.
В приведенной выше схеме операции по конвертации, переводу и снятию денежных средств производятся с одними и теми же денежными средствами. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.97. № 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в редакции Федерального закона от 16.07.98 г. № 98-ФЗ) коммерческие банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на совершение операций по купле - продаже иностранной валюты, должны удерживать налог в момент выплаты с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов. Условие выплаты с валютных счетов физических лиц наличной иностранной валюты, поступившей с рублевых счетов, не устанавливает ограничение на количество валютных счетов и очередность переводов. По мнению Управления, достаточным условием удержания налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, по данным операциям является условие поступления этих средств с рублевых счетов.
Выездные налоговые проверки показали, что отдельные банки, несмотря на предупреждение налоговых органов, налог с покупателей (физических лиц) не удерживали и в бюджет не перечисляли.
Одним из основных аргументов кредитных организаций об отсутствии, в вышеизложенных случаях, обязательств коммерческих банков произвести удержание и уплату налога, являлось письмо МНС России от 06.06.2000 г. № ВП-6-18/433@.
В настоящее время Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в указанное письмо внесены дополнения, конкретизирующие ситуацию, при которой возникает налог. Так, вне зависимости от количества валютных счетов, по которым произведены перечисления, налог подлежит взысканию. Из чего следует, что требование УМНС России по Новосибирской области об уплате налога в случае, изложенном в Уведомлении, направленном коммерческим банкам в декабре 1999 г., правомерны. В связи с этим, коммерческим банкам рекомендуется полностью рассчитаться с бюджетом по не удержанным с физических лиц и не перечисленным в бюджет суммам налога на покупку валюты.
Ниже приведен текст письма МНС России от 22.01.2002 № ШС-6-14/59 "О внесении изменений и дополнений в письмо МНС России от 06.06.2000 г. № ВП-6-18/433@":
"На основании пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации внести следующие изменения и дополнения в письмо МНС России от 06.06.2000 № ВП-6-18/433@ "О налогообложении операций по выплате физическим лицам наличной иностранной валюты".
Дополнить письмо новым абзацем шестым следующего содержания:
"Вместе с тем, следует учитывать, что уплата физическим лицом суммы в рублях в банк, производимая в целях поступления денежных средств на валютные счета, служащие источником выплаты наличной иностранной валюты, и осуществляемая непосредственно при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты, создает объект налогообложения по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. В случае выявления данных фактов и вне зависимости от количества валютных счетов, по которым произведены перечисления, налог подлежит взысканию. С целью подтверждения факта уплаты физическим лицом суммы в рублях при выплате банком наличной иностранной валюты могут быть использованы данные бухгалтерского учета банка за соответствующий операционный день".
Абзац шестой письма считать соответственно абзацем седьмым".
Заместитель начальника отдела
налогообложения финансово - кредитных
учреждений, иностранных организаций и
валютного контроля УМНС РФ по НСО -
Советник налоговой службы II ранга
В.В.НОСОВА
12.03.2002