Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.03.2002 № 3-57/2002
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 14.01.2001 Г. № 141-ОЗ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ЗАКОН УЛУЧШАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ВПРАВЕ БЫЛ ПРИДАТЬ ЕМУ ОБРАТНУЮ СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2002 года Дело № 3-57/2002


(извлечение)

Новосибирский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральным законам ст. 2 Закона Новосибирской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области" от 14.01.2001 г. № 141-ОЗ, недействующим и не подлежащим применению,

установил:

Статьей 2 Закона Новосибирской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области" № 141-ОЗ от 14.01.01 г. (далее - Закон области) настоящий Закон был введен в действие с 1 января 2001 года. Закон был опубликован 16 января 2001 г.
И.о. прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащей п. 1 ст. 5 НК РФ статьи 2 указанного Закона области. По его мнению, данный Закон мог вступить в силу согласно п. 1 ст. 5 НК РФ не ранее, чем через месяц после опубликования, т.е. 16 февраля 2001 г. Кроме того, при установлении срока введения Закона в действие, законодатель не учел налоговых периодов по налогам, регулируемых Законом.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц, Новосибирского областного Совета депутатов - К., главы администрации - Л., не признали требований и.о. прокурора области и просили в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу. Оспариваемый Закон улучшает положение налогоплательщиков путем установления дополнительных льгот, поэтому законодатель вправе был придать ему обратную силу, определив начало его действия с 1 января 2001 г.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц - К. и Л., изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявления, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распространяются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.
Обратная сила может быть придана нормативному акту в исключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда специально оговариваются в законе.
Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применять нужно новый закон.
Эти принципы получили свое развитие и в Налоговом кодексе.
Вступление в силу актов налогового законодательства имеет свои особенности, определенные в ст. 5 Налогового кодекса.
Эти правила учитывают серьезность последствий введения новых налогов и (или) сборов и существенно изменяют общий порядок вступления в силу федеральных законов.
В соответствии с п. 1 рассматриваемой статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
В п.п. 2, 3, 4 ст. 5 Налогового кодекса конкретизированы применительно к налоговому законодательству общие правила действия законодательных актов во времени:
- акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;
- акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу;
- акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие правовое положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это прямо предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 72 Устава Новосибирской области нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если не установлен иной порядок их вступления в силу.
Судом установлено, что в целом Закон Новосибирской области "О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области", как указано в ст. ст. 2, 3, направлен на поддержку товаропроизводителей и предоставление им определенных льгот по налогу на прибыль, на имущество, по земельному налогу. То есть, данный Закон улучшает правовое положение налогоплательщиков.
Улучшает правовое положение налогоплательщиков также оспариваемый прокурором Закон области № 141-ОЗ, что видно при сравнении текстов Законов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьей 1 оспариваемого Закона исключены в ст. 3 из части первой пункт "а" (налог на пользователей автодорог), исключены коэффициенты сопоставимости, исключены статьи 4 и 5 - налог на пользователей автодорог. Пунктом 7 ст. 1 оспариваемого Закона ст. 6 Закона области дополнена новыми налоговыми льготами на сумму инвестиционного налогового кредита. В ст. ст. 9, 10 исключены слова "областных внебюджетных фондов", "внебюджетного территориального дорожного фонда Новосибирской области", что исключает взимание налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд и улучшает правовое положение налогоплательщиков.
Из текста ст. 11 в новой редакции исключена ч. 2, где было указано, что льготы не предоставляются тем товаропроизводителям, которые не выполняют требований, предусмотренных настоящим Законом, т.е. улучшено положение налогоплательщиков.
Приведенные доводы не были опровергнуты прокурором в судебном заседании.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку, Законом области № 141-ОЗ улучшается положение налогоплательщиков, законодатель вправе был согласно п. 4 ст. 5 НК РФ придать Закону обратную силу с 1 января 2001 г. С 1 января 2001 года начинался налоговый период, новый финансовый год, на основе данного налогового закона составлялся бюджет области на 2001 г.
Доводы прокурора о том, что в ст. 2 следовало указать "вступает в действие", а не "вступает в силу", как записано, не могут являться основанием для признания ст. 2 Закона противоречащей федеральным законам. Законодателем допущена неточность технико - юридического характера, однако по смыслу Закона видно, что имелось в виду придание Закону обратной силы.
Данная норма не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, не противоречит п. 4 ст. 5 НК РФ, а ссылка прокурора на п. 1 ст. 5 НК РФ является необоснованной, сделанной без анализа содержания норм Закона.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявления прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Новосибирский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления и.о. прокурора Новосибирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru