Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.06.2001 № А45-443/01-СА/2
<ШТРАФ, ВЗЫСКАННЫЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ, ВОЗВРАЩЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2001 года Дело № А45-443/01-СА/2


(извлечение)

УФК провело проверку целевого использования средств федерального бюджета Институтом за период с июля 1999 года по март 2000 года и выявило нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств во 2 полугодии 1999 года, отразив их в акте проверки от 21.06.00.
По результатам проверки УФК направило в адрес Министерства науки и технологий Российской Федерации уведомление № 53 от 31.07.00 о нецелевом использовании истцом бюджетных средств на сумму 21878 руб. с предложением уменьшить на эту сумму последующее финансирование.
В адрес Российского фонда фундаментальных исследований УФК направило аналогичное уведомление № 54 от 31.07.00 на сумму 35984,2 руб.
Кроме того, в адрес ИМНС было направлено представление № 59 от 31.07.00 с предложением взыскать с истца штраф за нецелевое использование бюджетных средств в сумме 36078,74 руб., который и был взыскан ИМНС с истца в бесспорном порядке по инкассовому поручению № 13297 от 07.08.00.
Суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично: в части возврата из бюджета штрафа в сумме 36078,74 руб.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556 взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в 3-дневный срок по представлению органов казначейства. Вместе с тем правовые нормы, предоставлявшие налоговым органам полномочия по бесспорному взысканию штрафных санкций, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", а также Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 № 111-О и от 04.02.99 № 17-О. Вывод Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности бесспорного списания налоговыми органами сумм штрафов распространяется на санкции, предусмотренные как налоговым законодательством, так и иными законодательными актами. Направление органами федерального казначейства в налоговые органы представлений о взыскании штрафных санкций является составной частью процедуры их бесспорного списания, которая не подлежит применению ввиду несоответствия Конституции Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.00, также не следует право органов казначейства на бесспорное взыскание штрафов за нецелевое использование бюджетных средств.
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, при отсутствии у органов федерального казначейства и у налоговых органов полномочий по бесспорному (внесудебному) взысканию штрафных санкций, последние подлежат взысканию в судебном порядке.
Таким образом, сумма штрафа в размере 36078 руб. 74 коп., взысканная налоговым органов в бесспорном порядке, подлежит возврату истцу как взысканная неправомерно.
Дело в части исковых требований о признании недействительными уведомлений N№ 53 и 54 от 31.07.00 подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе о признании недействительными ненормативных актов государственных органов.
Обязательным признаком ненормативного акта является наличие в нем обязательных для исполнения властных предписаний, обращенных к индивидуально определенным лицам, нарушающим их права и законные интересы и не соответствующим законам.
Оспариваемые истцом уведомления N№ 53 и 54 не отвечают указанным требования:
а) они обращены не к истцу, а адресованы министерствам - распорядителям бюджетных средств, что подтверждается сопроводительными письмами от 31.07.00 № Н4-08-07/4029 и Н4-08-07/4031;
б) не содержат обязательных для истца властных предписаний, так как являются уведомлениями, вынесенными в соответствии с Письмом МФ РФ и ГУФК от 04.10.95 № 3-Е1-5.
Согласно этому Письму УФК предоставлено право зачесть сумму средств, использованных не по целевому назначению, в счет последующего финансирования на основании предписаний, с уведомлением соответствующих министерств и ведомств;
в) не нарушают прав и законных интересов истца.
С 01.01.00 в соответствии со ст. ст. 285, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) органам федерального казначейства предоставлено право бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей на основании постановления, вынесенного в 10-дневный срок после составления акта проверки.
Ни предписание об уменьшении финансирования, ни постановление о списании денежных средств по настоящему делу не выносились.
Оспариваемые уведомления реально не повлекли для истца отрицательных последствий в виде уменьшения ему финансирования, следовательно, они не нарушают его прав и законных интересов.
Таким образом, оспариваемые истцом уведомления N№ 53, 54 не являются ненормативными актами, дело в отношении которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 85, 124 - 127, 132, 134 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Иск удовлетворить частично.
Возвратить Институту из бюджета денежные средства в сумме 36078 руб. 74 коп., списанные в качестве штрафа в бесспорном порядке Инспекцией МНС РФ по Советскому району г. Новосибирска по инкассовому поручению № 13297 от 07.08.00.
Дело в части признания недействительными акта проверки от 21.06.2000 и предписания УФК по Новосибирской области № 59 от 31.07.00 прекратить на основании п. 6 ст. 85 АПК РФ.
В остальной части дело прекратить на основании п. 1 ст. 85 АПК РФ.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru