ПИСЬМО УМНС РФ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.02.2001 № ТЩ-18-10/1556
"О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 09 февраля 2001 г. № ТЩ-18-10/1556
О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА,
ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ
В связи с часто возникающими вопросами в практике применения законодательства об имуществе, перешедшем по праву наследования к государству, налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, Управление МНС РФ по Новосибирской области доводит следующие разъяснения.
Учет, оценка и реализация имущества,
перешедшего по праву наследования к государству
1. Вопрос: Каков порядок вступления в наследство государства? Действует ли Инструкция Минфина СССР от 19.12.84 № 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"?
Если нет, то каким нормативным документом руководствоваться при вступлении в наследство государства, и кто получает свидетельство о праве на наследство (налоговые органы или иной орган)?
Ответ: В настоящее время работу по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, проводят налоговые органы.
Основания перехода наследства к государству определены статьями 527 и 552 части II Гражданского кодекса РСФСР.
Наследственное имущество по праву наследования переходит к государству:
- если имущество завещано государству;
- если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
- если все наследники лишены завещателем права наследования;
- если ни один из наследников не принял наследства.
Основанием перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.
Порядок этой работы изложен в Инструкции Министерства финансов СССР от 19.12.84 № 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", действующей в части, не противоречащей законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Иного порядка учета и реализации данного имущества не установлено.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является согласно пункту 5 раздела I данной Инструкции свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Налог с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения
1. Вопрос: В каком порядке следует исчислять налог с имущества, перешедшего в порядке наследования внукам:
1) если внуку выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию жилого дома на сумму 130000 руб.;
2) если внуку выдано свидетельство о праве на наследство по закону жилого дома на сумму 130000 руб?
Ответ:
1. Статьей 534 ГК РСФСР закрепляется право гражданина завещать свое имущество по своему усмотрению.
Завещание является сделкой, которой завещатель определяет, кому именно он оставляет имущество, не считаясь ни с очередями наследников по закону, ни с тем, что указанные им в завещании лица вообще не входят в круг наследников. Поэтому, если свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом стоимостью 130000 рублей выдано внуку умершего, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, должен исчисляться по ставкам, как для других наследников.
2. В соответствии со статьей 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:
в первую очередь дети (в т.ч., усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
во вторую очередь братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником. В этих случаях внуки и правнуки призываются в качестве наследников первой очереди и налог с имущества, переходящего в порядке наследования, им должен исчисляться по ставкам, как для наследников первой очереди.
2. Вопрос: Какие меры налоговой ответственности вправе применить налоговый орган за непредставление (несвоевременное представление) налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Является ли обязательным наложение административного штрафа на нотариусов в судебном порядке, т.е. направлять ли для взыскания документы в суд, если нотариус согласен уплатить штраф добровольно и сразу?
Ответ: Налоговые органы могут привлечь нотариуса к административной ответственности за налоговое правонарушение. Налоговым законодательством и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрена ответственность нотариуса за невыполнение обязанностей, возложенных на него частью четвертой ст. 16 названных Основ и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", заключающихся в представлении в установленные законодательством сроки справок о стоимости имущества, переходящего физическим лицам по наследству или дарению, необходимых для исчисления налога.
Порядок наложения административного штрафа определен ст. 17 Основ, а именно: в случаях непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности. В соответствии с последним абзацем п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на нотариусов налагается штраф в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации определена новая мера ответственности за нарушение этого срока. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса должны сообщаться налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, 5000 руб.
В случае неуплаты административного штрафа нотариусом в срок, установленный статьей 285 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях", постановление о наложении штрафа направляется в суд для удержания суммы штрафа в принудительном порядке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Если нотариус добровольно уплатил административный штраф в установленные сроки, то в данном случае постановление о наложении штрафа в суд не направляется.
3. Вопрос: Вправе ли налоговые органы требовать от нотариусов уплатить налог за граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, если выдача документов по наследованию или дарению произведена с нарушением п. 7 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1, т.е. без уплаты налога до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество?
Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. Закона Российской Федерации от 06.03.93 № 4618-1) физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
Если установлено, что нотариус нарушил вышеуказанную норму Закона, налоговому органу следует предъявить в суд иск о взыскании с нотариуса ущерба, нанесенного государству, в размере невзысканной суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
4. Вопрос: Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество в собственность в порядке наследования или дарения. Вправе ли налоговые органы исчислять налог гражданам, получившим имущество в порядке наследования или дарения, но не ставшими собственниками, т.е. не зарегистрировавшими имущество в органах юстиции?
Ответ: В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 того же Закона налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства, удостоверения договора дарения, соответственно, 850 и 80 кратный установленный Законом размер минимальной месячной оплаты труда. Основанием для исчисления налога являются только нотариально удостоверенные договора и свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом. При этом для налогообложения не требуется обязательность регистрации данного документа в учреждениях юстиции.
5. Вопрос: Следует ли налоговым органам при предоставлении льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, требовать от супругов предоставления свидетельства о браке, если в документе, удостоверенном и выданном нотариусом, имеются все реквизиты этого документа?
Ответ: Не следует.
Заместитель руководителя управления -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Т.П.ЩЕРБАНЬ