Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ВЗГЛЯД НА НАЛОГ НА ПОКУПКУ ВАЛЮТЫ ИЛИ ПРОПОВЕДЬ МЫТАРЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ"
(информация подготовлена отделом информации Управления МНС РФ по Новосибирской области)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЗГЛЯД НА НАЛОГ НА ПОКУПКУ ВАЛЮТЫ
ИЛИ ПРОПОВЕДЬ МЫТАРЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Конституцией Российской Федерации. Не надо объяснять, что налоги это зарплата учителей, врачей, пенсии и пособия, наука и культура, обороноспособность государства и многое другое.
Невозможно доказать налогоплательщику справедливость взимания того или иного налога. Далека от совершенства налоговая система России, мечущаяся в поисках стабильной, достаточной, стимулирующей рост производства и благосостояния народа налогооблагаемой базы, но все понимают налоги надо собирать.
Не будем очередной раз клеймить налоги, исчисляемые с выручки, или обсуждать громоздкость исчисления и трудности сбора налога на прибыль. Поговорим о всенародно нелюбимом налоге на покупку иностранной валюты. Все, кто хоть раз обращался в пункты по обмену валюты в поисках чего-нибудь поувесистей российского рубля, знает один процент от оборота в рублевом эквиваленте отдай в государственную казну.
Моральный аспект выбора такого источника пополнения казны это из области философии. В жизни взимание данного налога практически остается незамеченным для предприятий и организаций, так как объектом обложения является наличный оборот иностранной валюты, сокращение которого только во благо (не конкретной личности, но для государства в целом).
Утверждения представителей коммерческих банков о том, что с введением данного налога произошел значительный отток клиентов покупателей, продавцов наличной иностранной валюты на "черный" рынок не состоятелен. Достаточно проанализировать показатели объемов покупки - продажи наличной валюты коммерческими банками до и после введения данного налога. Ничего смертельного для банков не произошло. А то, что на "черном" рынке и до введения налога предлагались более выгодные для клиента курсы иностранной валюты по отношению к российскому рублю, общеизвестно.
Кроме того, положительным моментом в установлении налога на покупку наличной иностранной валюты является и то, что теоретически он должен взиматься с теневых оборотов голубая мечта любого государства. Именно в момент легализации обмена наличных рублей (теневая экономика, доходы от криминальной деятельности) на наличную иностранную валюту и должен быть исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог.
А легализировать, то есть получить справку, что валюта приобретена не где-нибудь, можно только через кредитные организации. Вроде и закон соответствующий издан, и инструкция разработана, где черным по белому написано, что объект налогообложения возникает при совершении, в частности, операции по покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли.
Остается только, засучив рукава, лопатой грести налоги с теневых оборотов от продажи товаров, работ, услуг, продажи наркотиков, оружия. Не тут-то было. То есть в отношении законопослушных и малоимущих, покупающих "зеленые" и еще какие "не наши" через обменные пункты все нормально альтернативы нет и обберут (в смысле удержат), и перечислят в бюджет коммерческие банки вовремя.
Но закон писан оказывается не для всех. Для тех, кто не хочет платить налог и имеет достаточные средства, отдельные кредитные организации осуществят обмен наличности в безналоговом режиме. И повод найдут. Благо, законы у нас издаются быстро, последствия от их введения не всегда анализируются, кстати, и лобби не дремлют.
Так вот, то ли не подумавши, то ли еще как, в законе появилась формулировка примерно следующего содержания "не подлежат обложению налогом операции по вкладам (депозитам) в иностранной валюте, поступившей с других валютных счетов".
Исходя из основополагающего принципа взимания данного налога (наличные рубли наличная иностранная валюта), данная формулировка только уточняет, что если вы, к примеру, на счет в банке положили наличную иностранную валюту, перевели ее на валютный счет в другом банке и сняли эту же наличную иностранную валюту, налог с вас никто не удержит.
Но тот, кто не хочет платить налог, по - своему истолковывает данное определение. И рассуждает он примерно следующим образом: "Если я, к примеру, куплю у Вас (банка) валюту за рубли и попрошу, чтобы Вы предназначенную мне наличность положили сначала себе в один карман, тут же для убедительности переложили в другой, и, не задерживая, выдали на руки вожделенные наличные, то можно успокоить себя: раз купленная мною и выданная из одного кармана валюта предварительно побывала в другом, получается, что и не покупал я вовсе валюту, в другом кармане взял, а значит, и платить налог не надо".
Данное мышление некоторое время имело успех и поддерживалось не без личного интереса и непосредственного участия коммерческими банками.
Но, как водится, на всякое действие есть противодействие.
Несправедливо это, да и неконституционно, когда одни платят налоги, покупая валюту через обменные пункты, а другие, для прикрытия погоняв по счетам купленную валюту, нет. Статья 57 Конституции Российской Федерации однозначно и недвусмысленно указывает на обязанность каждого платить законно установленные налоги.
Следовательно, при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов, независимо от количества и видов банковских операций по переводу денежных средств, возникает обязанность по уплате налога. Иное толкование закона противоречит основополагающим принципам Конституции Российской Федерации.
Для любителей иного толкования сюрприз. В настоящее время налоговыми органами выявляются случаи покупки - продажи наличной иностранной валюты за наличные рубли под прикрытием совершения ряда банковских операций, в том числе переводом купленной за рубли иностранной валюты с одного валютного счета на другой или перевод на валютный счет в другом банке. Совершенные сделки признаются притворными, то есть прикрывающими истинную цель покупку иностранной валюты. Эффективность данной формы доказывания факта совершения налогового правонарушения уже подтверждена судебной практикой, которую в ближайшее время предполагается значительно расширить.
В качестве послесловия, не побоясь плагиата (все-таки на благо казны государевой хлопочу), процитирую слова одного видного экономиста: "Делиться надо".
При возникновении желания получить более конкретную информацию по порядку исчисления и уплаты налога обращайтесь в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.

Советник налоговой службы I ранга
АКСЕНОВ С.И.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru