"ВЗГЛЯД НА НАЛОГ НА ПОКУПКУ ВАЛЮТЫ ИЛИ ПРОПОВЕДЬ МЫТАРЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ"
(информация подготовлена отделом информации Управления МНС РФ по Новосибирской области)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВЗГЛЯД НА НАЛОГ НА ПОКУПКУ ВАЛЮТЫ
ИЛИ ПРОПОВЕДЬ МЫТАРЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Конституцией Российской Федерации. Не надо объяснять, что налоги это зарплата учителей, врачей, пенсии и пособия, наука и культура, обороноспособность государства и многое другое.
Невозможно доказать налогоплательщику справедливость взимания того или иного налога. Далека от совершенства налоговая система России, мечущаяся в поисках стабильной, достаточной, стимулирующей рост производства и благосостояния народа налогооблагаемой базы, но все понимают налоги надо собирать.
Не будем очередной раз клеймить налоги, исчисляемые с выручки, или обсуждать громоздкость исчисления и трудности сбора налога на прибыль. Поговорим о всенародно нелюбимом налоге на покупку иностранной валюты. Все, кто хоть раз обращался в пункты по обмену валюты в поисках чего-нибудь поувесистей российского рубля, знает один процент от оборота в рублевом эквиваленте отдай в государственную казну.
Моральный аспект выбора такого источника пополнения казны это из области философии. В жизни взимание данного налога практически остается незамеченным для предприятий и организаций, так как объектом обложения является наличный оборот иностранной валюты, сокращение которого только во благо (не конкретной личности, но для государства в целом).
Утверждения представителей коммерческих банков о том, что с введением данного налога произошел значительный отток клиентов покупателей, продавцов наличной иностранной валюты на "черный" рынок не состоятелен. Достаточно проанализировать показатели объемов покупки - продажи наличной валюты коммерческими банками до и после введения данного налога. Ничего смертельного для банков не произошло. А то, что на "черном" рынке и до введения налога предлагались более выгодные для клиента курсы иностранной валюты по отношению к российскому рублю, общеизвестно.
Кроме того, положительным моментом в установлении налога на покупку наличной иностранной валюты является и то, что теоретически он должен взиматься с теневых оборотов голубая мечта любого государства. Именно в момент легализации обмена наличных рублей (теневая экономика, доходы от криминальной деятельности) на наличную иностранную валюту и должен быть исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог.
А легализировать, то есть получить справку, что валюта приобретена не где-нибудь, можно только через кредитные организации. Вроде и закон соответствующий издан, и инструкция разработана, где черным по белому написано, что объект налогообложения возникает при совершении, в частности, операции по покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли.
Остается только, засучив рукава, лопатой грести налоги с теневых оборотов от продажи товаров, работ, услуг, продажи наркотиков, оружия. Не тут-то было. То есть в отношении законопослушных и малоимущих, покупающих "зеленые" и еще какие "не наши" через обменные пункты все нормально альтернативы нет и обберут (в смысле удержат), и перечислят в бюджет коммерческие банки вовремя.
Но закон писан оказывается не для всех. Для тех, кто не хочет платить налог и имеет достаточные средства, отдельные кредитные организации осуществят обмен наличности в безналоговом режиме. И повод найдут. Благо, законы у нас издаются быстро, последствия от их введения не всегда анализируются, кстати, и лобби не дремлют.
Так вот, то ли не подумавши, то ли еще как, в законе появилась формулировка примерно следующего содержания "не подлежат обложению налогом операции по вкладам (депозитам) в иностранной валюте, поступившей с других валютных счетов".
Исходя из основополагающего принципа взимания данного налога (наличные рубли наличная иностранная валюта), данная формулировка только уточняет, что если вы, к примеру, на счет в банке положили наличную иностранную валюту, перевели ее на валютный счет в другом банке и сняли эту же наличную иностранную валюту, налог с вас никто не удержит.
Но тот, кто не хочет платить налог, по - своему истолковывает данное определение. И рассуждает он примерно следующим образом: "Если я, к примеру, куплю у Вас (банка) валюту за рубли и попрошу, чтобы Вы предназначенную мне наличность положили сначала себе в один карман, тут же для убедительности переложили в другой, и, не задерживая, выдали на руки вожделенные наличные, то можно успокоить себя: раз купленная мною и выданная из одного кармана валюта предварительно побывала в другом, получается, что и не покупал я вовсе валюту, в другом кармане взял, а значит, и платить налог не надо".
Данное мышление некоторое время имело успех и поддерживалось не без личного интереса и непосредственного участия коммерческими банками.
Но, как водится, на всякое действие есть противодействие.
Несправедливо это, да и неконституционно, когда одни платят налоги, покупая валюту через обменные пункты, а другие, для прикрытия погоняв по счетам купленную валюту, нет. Статья 57 Конституции Российской Федерации однозначно и недвусмысленно указывает на обязанность каждого платить законно установленные налоги.
Следовательно, при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов, независимо от количества и видов банковских операций по переводу денежных средств, возникает обязанность по уплате налога. Иное толкование закона противоречит основополагающим принципам Конституции Российской Федерации.
Для любителей иного толкования сюрприз. В настоящее время налоговыми органами выявляются случаи покупки - продажи наличной иностранной валюты за наличные рубли под прикрытием совершения ряда банковских операций, в том числе переводом купленной за рубли иностранной валюты с одного валютного счета на другой или перевод на валютный счет в другом банке. Совершенные сделки признаются притворными, то есть прикрывающими истинную цель покупку иностранной валюты. Эффективность данной формы доказывания факта совершения налогового правонарушения уже подтверждена судебной практикой, которую в ближайшее время предполагается значительно расширить.
В качестве послесловия, не побоясь плагиата (все-таки на благо казны государевой хлопочу), процитирую слова одного видного экономиста: "Делиться надо".
При возникновении желания получить более конкретную информацию по порядку исчисления и уплаты налога обращайтесь в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.