Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ"
(информация подготовлена отделом контроля за поступлением налогов в государственные внебюджетные фонды Управления МНС России по НСО)

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 10, 2000






О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

В последнее время в Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Новосибирской области стали часто поступать от плательщиков вопросы о применении финансовых санкций по внебюджетным социальным фондам. Вопросы вызваны в основном в связи с внесением изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса и несовпадением позиций различных фондов по данному вопросу. Не пытаясь вмешиваться в право органов управления социальных фондов по субъектам Российской Федерации самостоятельно давать разъяснения и определять свою позицию по данному вопросу, Управление МНС России по Новосибирской области считает тем не менее полезным довести до сведения плательщиков ряд документов, определяющих порядок применения финансовых санкций.
Так, что касается начисления пени, то в соответствии с Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.06.99 № 22 при проведении выездных налоговых проверок после 06 апреля 1999 года - даты вступления в силу Федерального закона от 30.03.99 № 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда на 1999 год" (санкции аналогичны ПФР) - сумма недоимки в ФСС РФ взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени в размере 0,2%. Поскольку размер пени на основании указанного Федерального закона уменьшается (до 06.04.99 на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 действовал размер пени по платежам в ФСС РФ 0,3%), пени в размере 0,2% начисляются независимо от времени образования недоимки.
С 18 августа 1999 года (даты вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") процентная ставка пени на сумму недоимки по платежам в Фонд социального страхования начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период с момента образования недоимки, что подтверждено письмом ФСС РФ от 24.11.99 № 02-10/05-6150.
Применение порядка начисления пени на недоимку по платежам в ФСС РФ в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации закреплено статьей 10 Федерального закона от 02.01.2000 № 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год " и разъяснено Постановлением ФСС РФ от 10.01.2000 № 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".
В отношении финансовых санкций Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместным письмом от 08.06.99 № ВГ-6-08/469; 3795-ВР разъяснили, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96. № 1211 на налоговую службу России возложены функции контроля за поступлением страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, в связи с чем с 01 января 1999 года (дата введения в действие Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации") к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются меры ответственности, предусмотренные разделом VI Налогового кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 06.12.99 № КА-16-27/10932 и Фонд социального страхования Российской Федерации письмом от 24.11.99 № 02-10/05-6150 также разъяснили, что при принятии решения о привлечении плательщика к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в эти фонды и применения финансовых санкций следует руководствоваться соответствующими положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Свою позицию о порядке применения финансовых санкций Пенсионный фонд Российской Федерации подтвердил письмом от 27.01.2000 № КА-09-27/657, предписав не применять положения абзаца второго пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 38-ФЗ), как не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации закреплено статьей 10 Федерального закона от 02.01.2000 № 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
Таким образом с 18 августа 1999 года (дата введения в действие Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") при принятии решения о применении к плательщику мер ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации следует руководствоваться разделом VI части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос привлечения плательщика страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в соответствии с Налоговым кодексом законодательно урегулирован ст. 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" только в части начисления пени, порядка взыскания финансовых санкций, а также сумм недоимок и пеней.
По размерам финансовых санкций и порядку их применения при доначислении страховых взносов в ФОМС дополнительных нормативных документов пока не принято и разъяснений от Федеральных органов не поступало, в связи с чем налоговым органам предложено в Решениях, принимаемых по актам выездных налоговых проверок о привлечении плательщика к ответственности, финансовые санкции по ФОМС не указывать.

Старший инспектор отдела контроля за
поступлением налогов в государственные
внебюджетные фонды
Управления МНС России по НСО
С.В.ПЯТАКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru