Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГНИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.12.1998 № МШ-09-8/9412
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТАХ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 1, 1999






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 9 декабря 1998 г. № МШ-09-8/9412

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТАХ ПО НАЛОГУ
НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

В связи с поступающими от налоговых органов вопросами при предоставлении отдельных льгот по налогу на имущество предприятий сообщаем, что Госналогслужба России на запрос Госналогинспекции по Новосибирской области письмом от 26.11.98 г. № 04-3-07/345 разъяснила следующее.

1. Вопрос: Предприятие железной дороги содержит на балансе устройства водоснабжения и водоотведения, канализационные сооружения, котельную, а также механизмы, машины, инструмент по обслуживанию данных объектов, которые одновременно используются как для обслуживания производственных нужд, так и для жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Имеет ли право предприятие воспользоваться льготой, установленной пунктом "а" статьи 5 Закона РФ" О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. № 2030-1 (с изменениями и дополнениями)? Если да, то каким образом следует разделить стоимость указанных объектов?

Ответ: Согласно пункту "а" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. № 2030-1 (с изменениями и дополнениями) стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Подпунктом "а" пункта 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями), изданной на основании указанного Закона и зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации, предусмотрено, что при отнесении имущества, находящегося на балансе предприятия, к объектам жилищно-коммунальной сферы следует руководствоваться действующим Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в этом пункте имущества.
Поскольку в практике работы предприятий водопроводно - канализационного хозяйства возникали сложности с ведением раздельного учета объектов, связанных с отпуском воды организациям жилищно-коммунальной сферы, населению и промышленным предприятиям, Управление методологии налогообложения юридических лиц Госналогслужбы России по согласованию с Департаментом налоговых реформ Минфина России, Управление методологии налогообложения юридических лиц и Управление местных и прочих налогов и сборов Госналогслужбы России письмами соответственно от 12.05.97 г. № 02-05-09, 05.06.96 г. № 02-5-09/141, 08.07.96 г. № 02-05-09/165 и 21.12.95 г. № 04-1-09/363 разъяснило Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, а также отдельным предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства Московской области о том, что стоимости объектов коммунального и бытового водоснабжения предприятий, осуществляющих распределение воды для жилищно - коммунальной сферы и населению, а также другим потребителям (например, для промышленных нужд) исключается из обложения налогом на имущество пропорционально доле отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды и населению. Аналогичные разъяснения были даны отдельным предприятиям и территориальным государственным налоговым инспекциям Калужской и Волгоградской областей.
Решениями Арбитражного суда Калужской области от 30.10.97 г. и Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.97 г. признана неправомерной практика исключения из обложения налогом на имущество стоимости объектов предприятий водопроводно - канализационного хозяйства, определяемая расчетным путем - пропорционально доле отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды, населению и для промышленных нужд.
В связи с этим, а также запросом Минземстроя России от 16.07.98 г. № 001/357, Госналогслужба России по согласованию с Минфином России дополнительно рассмотрела вопрос о предоставлении льгот по налогу на имущество предприятиям водопроводно - канализационного хозяйства и письмом от 19.08.98 г. № 04-3-03/45 разъяснило этому Министерству, а также Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения о том, что в целях правильного применения льгот, перечисленных в пункте 6 "а" Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" организации обязаны обеспечить раздельный учет указанного в этом пункте имущества.
При этом следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством, а деятельность предприятий, оказывающих услуги в сфере водопроводно - канализационного хозяйства и относимая в соответствии с ОКОНХом к отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" не может служить основанием для автоматического предоставления вышеуказанной льготы без учета фактического использования имущества, находящегося на балансе.
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации считают, что в случае, если имущество, находящееся на балансе вышеназванных предприятий, используется ими для целей, не связанных с обслуживанием жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, для обслуживания промышленных нужд), при отсутствии раздельного учета оно должно подлежать налогообложению в общеустановленном порядке независимо от доли его использования в обеспечении нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
Учитывая изложенное, письма Управления ресурсных платежей по согласованию с Департаментом налоговой политики от 12.05.97 г. № 02-5-09, Управления налогообложения юридических лиц от 05.06.96 г. № 02-5-09/141, 08.07.96 г. № 02-5-09/165, Управления местных и прочих налогов и сборов от 21.12.95 г. № 04-1-09/363 в части исключения из обложения налогом на имущество стоимости объектов коммунального и бытового водоснабжения предприятий, осуществляющих распределение воды для жилищно-коммунальной сферы и населению, а также другим потребителям (например, для промышленных нужд) исходя из удельного веса отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды и населению, признаны утратившими силу.
При определении права на льготу по налогу на имущество предприятию железной дороги, имеющему на балансе объекты водоснабжения и водоотведения, необходимо учесть вышеизложенное.

2. Вопрос: Подлежит ли исключению из налогооблагаемой базы организации здравоохранения, являющейся самостоятельным налогоплательщиком, стоимость столовой, находящейся на балансе этой организации?

Ответ: Согласно статье 1 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 01.12.91 г. № 2030-1 (с изменениями и дополнениями) плательщиками данного налога являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
В связи с этим, организации здравоохранения и санаторно - курортные как юридические лица являются плательщиками налога на имущество предприятий. В то же время, эти учреждения имеют право на льготу, изложенную в пункте "а" статьи 5 вышеназванного Закона, согласно которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Перечень таких объектов, разработанных с учетом ОКОНХа, приведен в подпункте "а" пункта 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Обязательным условием для применения льгот, перечисленных в этом пункте, является обеспечение раздельного учета льготируемого имущества.
При этом административные здания, склады, гаражи, столовые, бары, легковой и грузовой автотранспорт, автостоянки - все то, что не относится к вышеназванным объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

3. Вопрос: Согласно пункту "г" статьи 5 Закона РФ от 13.12.91 г. № 2030-1 стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за минусом износа) имущества линий связи и энергопередач. Что следует понимать под имуществом линий связи и энергопередач?

Ответ: Согласно пункту "г" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. № 2030-1 стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость линий связи и электропередач, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
Исключение из налогооблагаемой базы оборудования связи названным Законом не предусмотрено.
При определении состава необлагаемого налогом на имущество (в том числе линий связи и сооружений их обслуживающих) следует руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072, т.е. шифрами 300 "Устройство электропередачи и связи" и 202 "Сооружения транспортного хозяйства, связи и других отраслей". Оборудование, указанное в разделе "Оборудование связи" (шифр 456) льготированию не подлежит.

4. Вопрос: Следовало ли межхозяйственным лесхозам, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и выполняющим те же функции, что и лесхозы, в 1995-1997 г.г. при налогообложении имущества, используемого для лесохозяйственной деятельности, финансируемой из федерального бюджета, руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 12.08.92 г. № ВГ-4-02/47 и Минфина России от 14.08.92 г. № 75? В связи с тем, что указанное письмо утратило силу, какой порядок налогообложения межхозяйственных лесхозов в 1998 году?

Ответ: При предоставлении лесхозам Федеральной службы лесного хозяйства России льготы по налогу на имущество предприятий следует руководствоваться пунктом "а" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. № 2030-1 (с изменениями и дополнениями), а также письмом Госналогслужбы России от 14.07.98 г. № СШ-6-04/428, согласованным с Минфином России и Федеральной службой лесного хозяйства России.
На межхозяйственные лесхозы, не отнесенные законодательством к органам исполнительной власти, указанная льгота не распространяется.

Заместитель руководителя инспекции -
Государственный советник налоговой
службы III ранга
М.Н.ШАЛЮХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru