Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"Вопрос: Реструктуризация как одно из условий выхода из кризиса."

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 23, 1998






Вопрос: Реструктуризация как одно из условий выхода из кризиса.

Ответ: Постановление Правительства РФ от 14.04.98 г. № 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" комментирует заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Новосибирской области М.Н.ШАЛЮХИНА:

Принятие этого документа в определенной степени помогает решить проблему сокращения задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом. А это, действительно, очень серьезная проблема, поскольку наличие значительных сумм задолженности ухудшает финансовое состояние плательщиков и, кроме того, вызывает дополнительные сложности в работе налоговых органов.
Если обратиться к цифрам, то динамика задолженности предприятий нашей области выглядит следующим образом. Недоимка (задолженность предприятий без учета штрафов и санкций) возрастает довольно значительными темпами, начиная с 1995 года. Так, на 01.01.97 г. она составляла 1 трлн. 234 млрд. неденоминированных рублей, а год спустя выросла до 2 трлн. 135 млрд. рублей (на 74 %). На 01.04.98 г. недоимка достигла 2 трлн. 239 млрд. рублей, т.е. за квартал увеличилась еще на 5 %.
И это лишь по основным платежам. Но ведь кроме этого многие предприятия должны уплатить начисленные суммы пени и штрафных санкций, а они значительно превышают основной долг. Так, если в 1996 году на один рубль недоимки приходился один рубль задолженности по пени и штрафам, то в 1997 году - уже два рубля, а на 1 апреля с.г. - 2,5 рубля.
Как видно из приведенных данных, задолженность по пени и штрафам растет гораздо более высокими темпами, чем недоимка по налогам и другим обязательным платежам. Все это серьезный "груз" для плательщиков и дополнительная забота для налоговых органов по взысканию имеющейся задолженности. Поэтому сегодня нет более актуальной задачи, чем "расшивка" накопленных долгов.
В 1997 году была предпринята попытка провести реструктуризацию задолженности согласно Постановлению Правительства РФ № 254, но порядок и условия ее проведения оказались для предприятий практически неприемлемыми. Во-первых, решение о ее проведении оставалось в компетенции Правительства РФ. Во-вторых, предприятия в обеспечение погашения основного долга должны были передать в залог контрольный пакет акций, а это влекло за собой возможную потерю права собственности. Возникало немало проблем, а поэтому в нашей области ни одно предприятие не смогло или не захотело провести реструктуризацию задолженности по предлагаемым условиям.
Вопрос о реструктуризации с особой актуальностью вновь встал в начале нынешнего года. Государственная Дума рассмотрела в первом чтении Закон о реструктуризации задолженности. Кроме того Законом РФ "О федеральном бюджете на 1998 год" было предусмотрено поручение Правительству РФ и уполномоченным им органам исполнительной власти провести в 1998 году реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 года.
На основании этого поручения 14 апреля 1998 года подписано Постановление Правительства РФ № 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" и утверждены правила проведения реструктуризации.
Но прежде чем, комментировать этот документ, хочу обратить внимание на ст. 24 Закона "О федеральном бюджете на 1998 год", которая, по - существу, уже положила начало процессу реструктуризации. Дело в том, что для такой категории плательщиков, как предприятия - исполнители государственного оборонного заказа, уже в этой статье заложена часть мероприятий по реструктуризации их долга. В частности для предприятий, исполнителей государственного оборонного заказа за 1994-1997 год, имеющих задолженность по состоянию на 01.01.98 г., в связи с несвоевременной оплатой этого заказа начисленные пени и штрафы должны быть списаны в доле, эквивалентной удельному весу ежегодных установленных объемов заказа в общем объеме производства продукции. Т.е., этим предприятиям необходимо провести анализ состояния расчетов с ними федерального бюджета, начиная с 1994 года, начисленных сумм штрафов и пени и произвести их списание в случае, если они обусловлены несвоевременностью оплаты государственного заказа. Кроме того, в 1998 году не будут начисляться пени по платежам в федеральный бюджет предприятиям, исполнителям государственного заказа, при его несвоевременной оплате. Также предусмотрено, что остаток задолженности предприятий на 01.01.98 г. по основным платежам, вызванный несвоевременностью финансирования из федерального бюджета выполненного госзаказа, будет списан в объеме недофинансирования.
Таким образом крупная группа предприятий нашей области часть своей задолженности уже реструктурирует в соответствии со ст. 24 Закона "О федеральном бюджете на 1998 год". Для всех же остальных плательщиков, кто не является исполнителем государственного оборонного заказа, изменяется размер пени за несвоевременную уплату налогов. Теперь он будет составлять 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, т.е., на сегодняшний день 0,1 процента против 0,3, действовавших до вступления в силу названного закона.
Всем предприятиям, имевшим задолженность по пени на момент вступления в силу Закона "О федеральном бюджете на 1998 год", ее сумма должна быть пересчитана. Это, безусловно, существенно облегчит груз задолженности для многих налогоплательщиков и снизит сумму пени. Цель реструктуризации - создание условий для финансового оздоровления предприятий. Кроме того, решение о реструктуризации задолженности будет теперь приниматься не на уровне Правительства РФ, а Государственной налоговой службой РФ при наличии соответствующего заключения Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. При этом Госналогслужба РФ может делегировать право принятия решения о проведении реструктуризации государственным налоговым инспекциям по субъектам РФ, если задолженность по обязательным платежам предприятий в федеральный бюджет не превышает 20 млн. деноминированных рублей по состоянию на 01.01.98 г.
Для того, чтобы этот процесс существенно повлиял на финансовое оздоровление предприятий, необходимо решить вопрос о реструктуризации всей задолженности, а не только по федеральному бюджету. Если в предыдущем постановлении правительства этот момент не учитывался, то в нынешнем - четко рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществить реструктуризацию задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Порядок может быть точно таким же, как и при реструктуризации задолженности в федеральный бюджет. При этом решение об одновременном проведении реструктуризации будет также приниматься органами Госналогслужбы РФ.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что, если ранее реструктуризация могла проводиться по желанию предприятий и это не влекло никаких последствий, то теперь в отношении предприятий, до 1 января 1999 года не погасивших имеющуюся задолженность либо не проведших реструктуризацию, Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению будут предприняты действия по возбуждению в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве).
С 1 марта с.г. вступил в силу новый закон о банкротстве предприятий. В соответствии с этим нормативным актом упрощена процедура банкротства. Неуплата налогов в бюджет в течение 3-х месяцев, при определенном ограничении размеров этой задолженности, является основанием для рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
В каком же порядке будет осуществляться реструктуризация?
Фактически это предоставление отсрочки по уплате налоговых платежей сроком до 4-х лет, по уплате санкций, штрафов и пени - до 10-ти лет. Конкретное решение будет приниматься после рассмотрения всех материалов, в зависимости от финансового состояния и возможностей предприятия.
Как будет оцениваться сумма задолженности, которая подлежит реструктуризации, что понимать под задолженностью по обязательным платежам? Это прежде всего недоимка по платежам в бюджет по состоянию на 01.01.98 г., задолженность по штрафам, начисленным и предъявленным предприятиям за нарушение налогового законодательства, а также сумма пени, начисленная за несвоевременную уплату налоговых платежей. При этом в сумму задолженности по обязательным платежам не будут включаться (для предприятий - исполнителей государственного оборонного заказа) те суммы, которые реструктурируются в соответствии со ст. 24 Закона о бюджете, а также - предоставленные предприятиям в установленном порядке отсрочки и рассрочки по уплате платежей и действующие на 01.01.98 г. Сумма пени, которая будет подлежать реструктуризации, должна быть пересчитана, исходя из новой ставки.
Рассрочка и отсрочка в порядке реструктуризации будет предоставляться небесплатно. С рассроченных сумм задолженности будут уплачиваться проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату их уплаты.
Решение о реструктуризации будет приниматься при предоставлении предприятиями обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам. Указанное обеспечение может быть представлено в следующих формах: залог имущества организации (м.б. имущество учредителей, участников или собственников этой организации) либо банковская гарантия. В случае, если проводится реструктуризация всей задолженности по обязательным платежам (как в федеральный, так и в территориальный бюджеты), то обеспечение должно покрывать всю эту сумму.
Стоимость обеспечения, в соответствии с правилами проведения реструктуризации, должна быть определена независимым оценщиком. Держателем этого обеспечения будет выступать Российский фонд федерального имущества или его органы на местах.
Имущество, переданное в залог, находится в залоге до тех пор, пока предприятие не выполнит своих обязательств, и залог будет прекращен надлежащим исполнением организацией обязательств, вытекающих из принятого решения о реструктуризации ее задолженности по обязательным платежам.
Решение о реструктуризации предполагает определение твердого графика погашения задолженности. Будут установлены сроки уплаты, но при этом уплата должна проводиться не реже чем один раз в квартал и равными долями в течение всего периода, на который предоставляется рассрочка.
И самое важное, на что я хотела бы обратить особое внимание, что основным условием будет требование обязательной уплаты текущих платежей в федеральный бюджет, а также платежей в соответствии с установленным графиком погашения задолженности - и только в денежной форме.
Если установленный порядок уплаты текущих платежей нарушается либо допускается более двух неплатежей по графику погашения задолженности, налоговый орган, принявший решение о проведении реструктуризации, в месячный срок обязан будет принять решение о прекращении действия предоставленной рассрочки.
Что же требуется сегодня от предприятий? Прежде всего они должны оценить состав своей задолженности по основным платежам, выделить штрафы и пени. Затем, рассмотрев собственные возможности и ресурсы, состояние финансов предприятия, определить, насколько возможно обеспечить условия реструктуризации. И после этого подать заявление о реструктуризации задолженности в Государственную налоговую службу РФ. Но если задолженность по платежам в федеральный бюджет не превышает 20 млн. рублей, заявления будут подаваться в налоговые органы по месту регистрации предприятия. К заявлению должны быть приложены документы бухгалтерской отчетности, перечень которых предприятия могут узнать по месту регистрации в налоговом органе, справка о задолженности по обязательным платежам в бюджет, документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек, а также сведения о составе предоставляемого заявителем обеспечения и его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Кроме того, если реструктуризация будет проводиться по платежам и в федеральный, и в территориальный бюджеты, помимо перечисленных документов должно быть представлено ходатайство органа, уполномоченного принимать решения от имени субъекта Федерации РФ или муниципального образования о проведении реструктуризации, и согласованные с этим органом графики погашения задолженности по обязательным платежам. Это дополнительное условие для проведения реструктуризации всей суммы долга.
Госналогслужба РФ либо ее орган в недельный срок рассмотрит полученные документы. Если они оформлены ненадлежащим образом или их состав неполный, налоговый орган в течение недели вернет этот пакет документов налогоплательщику. Если с документами все в порядке, то они передаются для рассмотрения и подготовки заключения в Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Эта служба рассматривает документы и формулирует вывод о возможности проведения реструктуризации. При этом она оценивает способность предприятия выдержать условия реструктуризации и проводит оценку предоставленного обеспечения. Заключение о возможности проведения реструктуризации направляется самому заявителю в течение 30 дней, а копия - в налоговую инспекцию.
Налоговый орган, получив такое заключение и имея пакет документов от налогоплательщиков, в двухнедельный срок рассматривает все эти документы и принимает соответствующее решение. Налогоплательщику будет в установленном порядке и в установленной форме выдан соответствующий документ.
Постановление Правительства РФ № 395 определило основные "правила игры". В целях его реализации должны быть подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты, с получением которых начнется практическая работа по проведению реструктуризации.

Заместитель начальника
Государственной налоговой инспекции
по Новосибирской области
М.Н.ШАЛЮХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru