Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"Вопрос: Особенности учета, отчетности и налогообложения малых предприятий."

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 19, 1998
"Эпиграф", № 20, 1998






Вопрос: Особенности учета, отчетности и налогообложения малых предприятий.

Ответ: В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется как среднесписочная численность. При ее исчислении учитываются все работники предприятия, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 № 17-10-0370.
При ведении бухгалтерского учета малые предприятия должны соблюдать Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 (с изменениями и дополнениями), другие нормативные акты по бухгалтерскому учету в части, не противоречащей указанному Закону.
В практической деятельности малые предприятия могут применять типовые межведомственные формы первичного учета, ведомственные формы, а также самостоятельно разрабатывать формы первичной учетной документации, но при обязательном соблюдении требований, установленных статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.
Минфином России рекомендовано малым предприятиям вести бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме счетоводства (утверждена письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63), журнально-ордерной форме счетоводства для небольших предприятий (доведена письмом Минфина СССР от 06.06.60 № 176). Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций по упрощенной форме путем их регистрации только в книге (журнале) учета хозяйственных операций по установленной форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, либо по форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Во исполнение Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ Приказом Минфина России от 22.12.95 № 131 утверждены Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Данные Указания предназначены для субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Малые предприятия составляют бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и представляют ее в налоговый орган по упрощенной форме. При этом в состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 "Бухгалтерский баланс" и № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании".
Исчисление и уплата малыми предприятиями налогов, сборов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также применение льгот, установленных налоговым законодательством, производится в общеустановленном порядке с учетом следующих особенностей.

1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пунктом 4.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы, указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.
При определении сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году, при отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления - Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденным Минэкономики России и Госкомстатом России от 27 июля 1993 г. № МЮ-636/14-151; № 10-0-1/246.
По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
Следует отметить, что ни вышеназванным Законом, ни Инструкцией о порядке его применения не предусмотрены какие-либо исключения при определении удельного веса выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки в случае, когда малое предприятие вынуждено получать за реализованную продукцию (работы, услуги) другую продукцию или товары и продавать их, увеличивая тем самым долю выручки от нельготируемых видов деятельности.
В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от игорного бизнеса (казино, иных игорных домов (мест), игровых автоматов (иных средств и оборудования) с вещевым или денежным выигрышем), видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записей на них, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Учитывая, что основным периодом для исчисления налогов и предоставления льгот является год, то под прекращением малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены данные льготы, следует понимать прекращение указанной деятельности на срок более отчетного года, а также ликвидацию предприятия.
По малым предприятиям, имевшим льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 года, сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 малые предприятия уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально (без внесения авансовых взносов), исходя из фактически полученной прибыли за отчетный период.

2. ЕДИНЫЙ НАЛОГ

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности введена Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется только на те малые предприятия, которые соответствуют требованиям, установленным статьей 2 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ.
Численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) не должна превышать 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях, в связи с чем, согласно пункту 3 Приказа Минфина России от 15.03.96 № 27 о мероприятиях по реализации вышеуказанного Федерального закона, такие филиалы и подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения.
Согласно разъяснениям Госналогслужбы России от 03.10.96 № 02-01-17 под выражением "предельная численность" следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период.
Совокупный размер валовой выручки налогоплательщика, полученной в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, от реализации продукции (работ, услуг), имущества и внереализационных доходов не должен превышать суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
В случаях, если этот период составляет менее года, то согласно разъяснениям Госналогслужбы России от 03.10.96 № 02-01-17 предельный совокупный размер валовой выручки корректируется пропорционально продолжительности деятельности организации.
Для предприятий, осуществляющих заготовительную, торговую и снабженческо-сбытовую деятельность, в качестве валовой выручки рассматривается соответствующий годовой оборот.
Вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла ее официальная регистрация.
При определении круга предприятий, имеющих право перейти на упрощенную систему, помимо ограничений по численности, размеру совокупной выручки в предыдущем году учитывается отсутствие у налогоплательщика просроченной задолженности на налоговым платежам, случаев несвоевременной сдачи расчетов по налогам и отчетности за предшествующий переходу период. Кроме того должны быть приняты во внимание и ограничения по видам деятельности, при ведении которых переход на эту систему не допускается.
В частности под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом не допускается переход на упрощенную систему и в том случае, если "запрещенная" деятельность является лишь одним из направлений работы организации и формирует даже небольшую долю доходов предприятия в общем объеме его выручки.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
Налоговый орган в пятнадцатидневный срок со дня подачи такого заявления обязан принять решение о переходе организации на упрощенную систему налогообложения, либо вынести мотивированный отказ.
При получении патента организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов. На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, Решением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26.11.97 объектом обложения единым налогом на территории Новосибирской области на 1998 год установлена валовая выручка, исчисляемая как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
При этом установлены следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - 3,33%, в областной бюджет - 2,52%, в местный бюджет - 4,15%, итого - 10% от суммы валовой выручки.
Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие Федерального Закона от 29.12.95 № 222-ФЗ, установлена на 1998 г. в зависимости от вида деятельности в следующих размерах:

   ---------------------------T--------------------------------¬

¦Наименование отрасли ¦Размер годовой стоимости ¦
¦ ¦патента, крат <*> ¦
¦(вида деятельности) ¦ ¦
¦ ¦для предприятий, ¦
¦ ¦зарегистрированных ¦
¦ +--------------T-----------------+
¦ ¦в г. ¦в других городах ¦
¦ ¦Новосибирске ¦и ¦
¦ ¦ ¦районах области ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦1. Промышленность ¦ 300 ¦ 200 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦2. Строительство ¦ 530 ¦ 310 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦3. Транспорт ¦ 200 ¦ 200 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦4. Сельское хозяйство ¦ 40 ¦ 40 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦5. Научно-техническая ¦ 900 ¦ 900 ¦
¦сфера ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦6. Торговля ¦ 2200 ¦ 430 ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦7. Бытовое обслуживание ¦ 130 ¦ 130 ¦
¦населения ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------+-----------------+
¦8. Прочие отрасли и другие¦ 200 ¦ 200 ¦
¦виды деятельности ¦ ¦ ¦
L--------------------------+--------------+------------------


   --------------------------------

<*> - размер годовой стоимости патента, кратный установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда на дату выдачи патента.

Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквартально равными долями в размере1/4 годовой стоимости патента до 15 числа среднего месяца квартала.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием валовой выручки, полученной за отчетный период.
При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Согласно письму Госналогслужбы России от 03.10.96 № 02-01-17 сумма превышения оплаченной стоимости патента над единым налогом может быть засчитана в счет последующей уплаты или возвращена плательщику на основании его письменного заявления.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на организацию штрафа, сумма которого установлена Решением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов 26.11.97 и равна пятикратному минимальному размеру оплаты труда, действующему на дату возобновления патента.
В случае превышения предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

3.НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) малые предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, являются плательщиками налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При этом следует иметь в виду, что с принятием Закона Российской Федерации от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" соответствующих изменений в нормативные документы по налогу на добавленную стоимость не вносилось. Поэтому льготы и преимущества, установленные для малых предприятий по налогу на добавленную стоимость применяются ими в полном объеме независимо от того, что произошли изменения в формулировке понятия "малое предприятие".
В соответствии с подп. 10 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" льгота по этому налогу сохранена для предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность (в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников), находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
Что касается вопроса сохранения льготы по налогу на добавленную стоимость для малых предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью и использующих труд инвалидов, на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", то данная статья применяется к законодательным актам, регулирующим вопросы налогообложения только малых предприятий, ухудшающим условия их налогообложения, и принятым после вступления в силу вышеназванного Федерального закона.
В связи с этим данная норма не может быть применена к порядку предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подп. "х" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", распространяемой на всех налогоплательщиков независимо от их организационно-правовых форм и не являющейся частью налогового законодательства, непосредственно регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства.
В случае, если предприятие, применяющее труд инвалидов, не утратило льготы по налогу на добавленную стоимость в связи с введением в действие Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ распространение данной льготы при осуществлении продажи товаров в рамках совместной деятельности действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость льгота для малых предприятий по этому налогу сохранена в части сроков его уплаты в бюджет.
В частности, согласно пункту 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Закона Российской Федерации от 01.04.96 № 25-ФЗ) предприятия, отнесенные Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, уплачивают налог на добавленную стоимость ежеквартально в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. Причем пунктом 30 инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" с изменениями и дополнениями предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства уплачивают налог в указанный срок независимо от размера среднемесячных платежей.
Поскольку иного законодательством не предусмотрено, а подобный порядок уплаты налога на добавленную стоимость существует только для малых предприятий, то в случае, если в каком-либо из месяцев квартала превышена нормативная численность работающих и тем самым потерян статус малого предприятия, такое предприятие с момента превышения численности работающих не вправе использовать ежеквартальные платежи по налогу на добавленную стоимость, а должно следовать общему порядку в зависимости от размера среднемесячных платежей.
Согласно подпункту "я" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождены платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
В соответствии с разделом 1 Методических рекомендаций по расчету лизинговых платежей, разработанных Минэкономики РФ и согласованных с Минфином РФ 16.04.96, под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом предметом договора. В связи с этим НДС не облагаются лизинговые платежи, выплачиваемые лизингополучателем, который является малым предприятием.
При передаче малым предприятием (лизингодателем) имущества по договору лизинга:
- не облагаются НДС лизинговые платежи, выплачиваемые лизингополучателем, являющимся малым предприятием;
- подлежат обложению НДС лизинговые платежи, выплачиваемые лизингополучателем, который не является малым предприятием.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.95 № 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением предприятий розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения.
Согласно таможенному законодательству налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам и уплачивается не поставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможенном оформлении товаров. В связи с изложенным налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи, должен приниматься к возмещению по мере их оприходования, независимо от факта реализации товара и его оплаты поставщику.
Вышеуказанное разъяснение давалось Минфином Российской Федерации по согласованию с Госналогслужбой России на отдельные запросы налогоплательщиков.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" с 1 января 1997 года при отгрузке товаров (работ, услуг) все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры.
Малые предприятия, применяющие на основании действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость какие-либо льготы по этому налогу (статья 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с учетом изменений и дополнений), также должны составлять счета-фактуры. При составлении этого документа по товарам (работам, услугам), не облагаемым налогом на добавленную стоимость, сумма налога не будет указываться, а будет проставляться штамп (или надпись) "без НДС".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предприятия - субъекты малого предпринимательства, перешедшие на данную систему, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость по реализованной ими продукции (товарам, работам, услугам). Однако для них сохраняется необходимость уплаты сумм налога на добавленную стоимость поставщикам товаров, материалов и иного имущества и услуг, используемых ими в своей предпринимательской деятельности. При этом эти суммы исключаются из базы налогообложения при расчете единого налога по совокупному доходу. Таким образом, предприятия - субъекты малого бизнеса по этому вопросу поставлены в те же условия, которые существуют в настоящее время для предпринимателей, ведущих коммерческую деятельность без образования юридического лица.
Согласно действующему налоговому законодательству субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. При этом данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства, начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
В случае получения малыми предприятиями сумм оплаты за товары (работы, услуги) с учетом налога на добавленную стоимость, отгруженные ими до перехода на упрощенную систему налогообложения, суммы этого налога, полученные от покупателей, должны быть уплачены в бюджет в общеустановленном порядке.
Действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость не предусмотрен зачет (возмещение) ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему.
В связи с этим Госналогслужба Российской Федерации на этот вопрос разъяснила, что уплаченные указанными предприятиями в предыдущих налоговых периодах суммы налога с авансов (предоплат), полученных в счет дальнейшей поставки товаров (работ, услуг), реализация которых на момент перехода на упрощенную систему налогообложения (на начало отчетного налогового периода) не произведена, уплаченные (исчисленные) суммы налога на добавленную стоимость должны быть возвращены налогоплательщику. Возврат налога производится на основании расчета (декларации) и заявления предприятия в порядке, предусмотренном пунктом 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а потому не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, при отгрузке ими продукции, реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг с 1 января 1997 года счета-фактуры, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" составлять не должны.

4. НАЛОГИ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды (с изменениями и дополнениями), не являются плательщиками налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивают налог на реализацию ГСМ ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
По налогу на пользователей автодорог субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222-ФЗ и субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не подпадающие под действие вышеназванного Федерального закона, уплату налога на пользователей автомобильных дорог производят один раз в квартал по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности.

Специалисты
Государственной налоговой инспекции
по Новосибирской области
П.А.ШАДРИН
Н.П.ПЕКЕЛЬНИК
В.В.МОРОЗОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru