Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОГО СОВЕТА НОВОСИБИРСКА ОТ 29.04.1998 № 140
"О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 1998 - 2000 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 29 апреля 1998 года (пункт 6 данного документа).



МУНИЦИПАЛИТЕТ НОВОСИБИРСКА
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 1998 г. № 140

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 1998 - 2000 ГГ.

Рассмотрев Программу содействия занятости населения города Новосибирска на 1998 - 2000 годы, в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О занятости населения в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска городской Совет решил:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения города Новосибирска на 1998 - 2000 годы (приложение 1).
2. Предложить городскому центру занятости населения Новосибирска до принятия соответствующих решений Новосибирским областным Советом депутатов и федеральными органами законодательной власти сохранить организационную структуру городского центра и фонда занятости населения и существующего порядка отчислений из фонда занятости.
3. Обратиться к руководителям промышленных предприятий Новосибирска с предложением оказать информационную поддержку в работе по формированию прогноза развития рабочих мест (приложение 2).
4. Рекомендовать руководителям промышленных предприятий и организаций Новосибирска оказать содействие в организации летней занятости подростков.
5. Предложить городскому центру занятости населения Новосибирска представить на рассмотрение городского Совета проект Закона Новосибирской области "О занятости населения в Новосибирской области".
6. Настоящее решение вступает в силу со дня подписания.
7. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Филичев А.Г.).

Глава городского самоуправления
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ





Приложение 1
к решению
городского Совета
от 29.04.98 № 140

ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. НОВОСИБИРСКА НА 1998-2000 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Программа содействия занятости населения г. Новосибирска на 1998 - 2000 годы (далее Программа) разработана городской службой занятости в соответствии с имеющимися законодательными, нормативными и методическими документами, а также с использованием статистической и другой информации. В Программе использованы аналитические материалы областного комитета статистики, городского комитета по труду и занятости населения.
Программа нацелена на защиту граждан от безработицы и охватывает прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения.
Программа обеспечивает преемственность программы содействия занятости населения г. Новосибирска на 1996 - 1997 годы в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий на рынке труда города.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г. Новосибирска на ближайшие годы, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда города, подготовленного городской службой занятости, совместно с комитетом по труду и занятости населения мэрии.

Раздел 1. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА
ЗА 1996 - 1997 ГОДЫ

В 1996 - 1997 гг. последовательно осуществлялись мероприятия по реализации "Программы содействия занятости населения г. Новосибирска на 1996 - 1997 гг.".
Ситуация на рынке труда города была близка к прогнозной оценке. В течение 2-х лет в городскую службу занятости обратилось порядка 300 тыс. чел. Население города регулярно информировалось через средства массовой информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий, возможности профобучения, состоянии рынка труда и др. вопросам, связанным с деятельностью службы занятости. Ежеквартально проводились ярмарки вакансий, которые пользовались большой популярностью у населения. Большое внимание уделялось работе со слабо социально-защищенными гражданами из числа безработных. Осуществлялась программа "Молодежная практика", проведена большая работа по летней занятости подростков. Также оказывалось содействие предпринимательству и самозанятости безработных граждан, проводилась работа по квотированию рабочих мест, организовывались и проводились общественные работы. В течение 1996 - 1997 гг. были направлены на профобучение и закончили его более 4,5 тыс. чел. Продолжили работу семинары для безработных "Как начать собственное дело", были внедрены эффективные формы работы по оказанию психологической поддержки безработных граждан.
Дальнейшее развитие получила городская служба занятости, обеспечивалась ее правовая поддержка.
Финансирование мероприятий "Программы" проводилось за счет обязательных платежей предприятий и организаций в городской Фонд занятости.

Раздел 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
НА КОНЕЦ 1997 ГОДА И ПРОГНОЗ НА 1998 - 2000 ГГ.

2.1. Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов
На начало 1997 года численность населения г. Новосибирска составила 1366,8 тыс. чел. За год число новосибирцев уменьшилось на 900 человек. Доля жителей г. Новосибирска в общей численности населения области составляет 49,8%. С момента переписи 1989 года и до начала 1997 года численность горожан сократилась на 24,7 тыс. чел. (на 1,8%).
Абсолютное сокращение численности по-прежнему обусловлено естественной убылью. В 1996 году она составила 8,4 тыс. чел. (в 1995 году - 8,8 тыс. чел.). Число умерших превышает число родившихся в 1,8 раза. Чаще в трудоспособном возрасте умирают мужчины, их смертность в 4 раза выше, чем у женщин соответствующего возраста. Доля мужчин, умерших в трудоспособном возрасте, в общем числе умерших мужчин составляет 48,3%, трудоспособных женщин в общей численности умерших лишь 13,1%. В городе как родилось, так и умерло больше лиц мужского пола.
На численность населения определенное влияние оказывают брачно-семейные отношения. Наблюдаемое за последние годы снижение количества заключаемых браков сохранилось. По сравнению с 1995 годом число браков уменьшилось на 1536 (на 15,4%), число разводов снизилось до 6244 (на 12,3%). Большую часть распавшихся семей (58,0%) составили семьи с детьми.
Снижение рождаемости, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста ведут к заметному постарению населения. Каждый пятый житель Новосибирска достиг пенсионного возраста.
В последние годы вследствие демографической волны начала 80-х годов численность вступающих в трудоспособный возраст значительно превышает количество выходящих из него.
В 1996 году миграционный прирост в Новосибирске составил 8,3 тыс. чел. Приехавших на постоянное место жительства в Новосибирск в 1,4 раза больше тех, кто решил оставить город.
Новосибирск обеспечивает 60% общего миграционного прироста области. Основной поток мигрантов из республик бывшего Союза - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении и Украины. В пределах России новосибирцев притягивает, в основном, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область.
Национальный состав прибывших в город разнообразен, но в основном это русские, украинцы, татары и немцы. Большую часть покинувших Новосибирск составляют русские, украинцы и немцы.
Численность беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Новосибирск в 1996 году, составила 3,2 тыс. чел.
Численность трудовых ресурсов, включая работающих лиц до и после трудоспособного возраста составляет по г. Новосибирску 861,3 тыс. чел., распределение их по сферам занятости характеризуется следующим образом:

   ------------------------------------------T-----------¬

¦ ¦в % к ¦
¦ ¦численности¦
¦ ¦трудовых ¦
¦ ¦ресурсов ¦
+-----------------------------------------+-----------+
¦трудовые ресурсы - всего ¦ 100,0 ¦
¦из них: ¦ ¦
¦занятые в экономике ¦ 69,2 ¦
¦обучающиеся с отрывом от производства ¦ 10,6 ¦
¦занятые в домашнем и личном подсобном ¦ 20,2 ¦
¦хозяйстве ¦ ¦
L-----------------------------------------+------------


В 1996-1997 гг. в городе произошло дальнейшее сокращение трудовых ресурсов, уменьшилась численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а также количество занятых в экономике. Наиболее существенное уменьшение численности работающих произошло в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании, на транспорте. Меньшие темпы снижения численности наблюдались на предприятиях общественного питания, общей коммерческой деятельности, геологии и разведке недр, прочих предприятиях как материальной, так и нематериальной сферы производства. Стабилизация и некоторый рост численности работающих отмечен на предприятиях связи, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания, в органах управления, финансов, кредитования, пенсионного обеспечения.
По характеру занятости основная часть работников - 386,4 тыс. чел. или 64,9% от числа занятых в экономике города - относятся к отраслям материального производства. За последние годы соотношение занятых в экономике изменилось, произошел перелив рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственные отрасли. Снизился уровень занятости населения (69,2% сейчас и 85,8% в дореформенный период), что свидетельствует о появлении невостребованного труда в значительных масштабах, о недоиспользовании трудового потенциала города.
В 1998 - 2000 годах в процессах естественного воспроизводства населения существенных позитивных изменений не произойдет, сохранится естественная убыль населения, неравномерным останется распределение населения по полу: численность женщин превысит численность мужчин, продолжится процесс постарения населения, что приведет к повышению экономической нагрузки на граждан в трудоспособном возрасте, сохранится дальнейшее уменьшение занятых в экономике, особенно в сфере материального производства.
2.2. Соотношение спроса и предложения рабочей силы
В 1997 году сохранилось и усилилось несоответствие между профессиональным составом лиц, ищущих работу, и структурой имеющихся рабочих мест. Изменение соотношения спроса и предложения рабочей силы на фиксированном рынке труда г. Новосибирска за последний год представлено в таблице 1 приложения.
В течение 1997 года в числе безработных почти на 10% увеличилась доля служащих. Рост произошел по всем профессиональным группам, кроме технических исполнителей, удельный вес которых снизился на 0,1%. Лидирующее же место по удельному весу по-прежнему занимает профессиональная группа инженеров и др. специалистов с высшим образованием, ранее занятых в материальном производстве (19,5% - на 01.10.96 и 24,4% - на 01.10.97). Вместе с группой специалистов - техников бывшие служащие сферы материального производства определили состав безработных на 01.10.96 - на 39,6%, на 01.10.97 - уже на 47,2%. Вместе с тем, по структуре заявок на служащих в 1997 году отмечалось снижение спроса по всем профессиональным группам, исключая служащих со средним специальным образованием, спрос на которых возрос в 1,4 раза (инспекторы УВД).
Доля рабочих, состоящих на учете в городском центре занятости на 01.10.97 составляла 21,5% против 31,3% на ту же дату прошлого года. В разрезе отдельных профессиональных групп в 1997 году появились безработные кочегары; более чем в 2 раза увеличился слой безработных рабочих транспорта и связи (кроме водителей); на 0,1 возрос уровень рабочих прочих машиностроительных и металлообрабатывающих профессий. По другим профессиональным рабочим группам отмечается устойчивое снижение их удельного веса по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Изменение спроса на рабочие специальности полностью отражает кризисное состояние экономики города. Наибольший удельный вес в структуре спроса составляют слесари (13,6%) и неквалифицированные рабочие (12,4%). В прошлом году это были тоже слесари (с более значительным удельным весом - 15,3%) и рабочие "прочих строительных профессий" (10,0%). Структурные сдвиги в сторону увеличения в 1997 г. по сравнению с предшествующим годом произошли по следующим профессиональным группам рабочих:
- электромонтеры, монтеры, электрики, ремонтные рабочие - на 1,6%;
- наладчики, монтажники аппаратуры - на 0,1%;
- рабочие пищевой и легкой промышленности - на 1,8 %;
- маляры и штукатуры - на 3,2%;
- плотники, столяры - 0,6%;
- продавцы - на 0,5%;
- разнорабочие - на 5,5%
По остальным профессиональным группам наблюдается снижение их удельного веса в общей структуре заявок. Между тем большинство вакантных рабочих мест либо устарели, либо не нужны совсем с позиций эффективного функционирования экономики. Они не отвечают, как правило, интересам населения, его требованиям к содержанию, условиям и оплате труда и поэтому социально непрестижны. С другой стороны, еще более жесткой и избирательной стала позиция работодателей при найме на работу. По этим причинам рабочие места зачастую остаются долгое время неукомплектованные кадрами.
Тенденция несоответствия структуры спроса и предложения рабочей силы, наблюдаемая в 1997 г., будет иметь место и в прогнозируемом периоде.
2.3. Ситуация с безработицей в г. Новосибирске в 1997 году
Ситуацию на рынке труда города в 1997 году, как и в предшествующие годы, определял хронический спад производства, усугубленный сложившейся структурой экономики, в которой преобладают предприятия машиностроения и металлообработки, а также учреждения научно-технического комплекса.
Растет численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, сохраняется напряженность в обществе, связанная с ожиданием массовых банкротств предприятий, обостряется проблема частичной безработицы, при которой работники вынужденно заняты неполное рабочее время, сохраняется несоответствие между структурой имеющихся рабочих мест и профессиональным составом лиц, ищущих работу: молодые люди без профессии; длительно неработающие и потерявшие специальность; женщины с малолетними детьми; инвалиды; лица предпенсионного возраста.
Рост массовой открытой безработицы сдерживается ее накоплением в скрытой форме и прежде всего за счет применения отпусков по инициативе администрации и работы многих предприятий в режиме сокращенной рабочей недели.
По данным Новосибирского областного комитета государственной статистики в отпусках без сохранения заработной платы или с частичным ее сохранением по инициативе администрации в 1997 году побывало более 77,0 тыс. чел. или каждый шестой занятый в экономике города. Средняя продолжительность такого отпуска составила около 50 дней. Из общего количества работников, отправленных в отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации, 75,3% заняты в промышленности, 15,3% - в строительстве, 3,2% - в науке и научном обслуживании. При общем сложном положении с занятостью работников в промышленности ситуацию в этой отрасли экономики определяет машиностроение и металлообработка.
Другим показателем скрытой безработицы является занятость работников, отработавших неполное рабочее время по инициативе администрации. В 1997 году каждый девятый в экономике был переведен на режим сокращенного рабочего времени. Из общего количества работавших неполное рабочее время по инициативе администрации 74,9% приходится на промышленность,17,3% - строительство, 4,6% - на науку и научное обслуживание.
К концу 1997 года скрытая безработица может быть оценена на уровне 20% занятых в экономике города.
В течение 1997 года в среднем ежемесячно признавались безработными более 1300 незанятых граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы.
Из числа безработных, состоящих на учете в службе занятости, более 70% - это женщины, половина из них воспитывает несовершеннолетних детей, каждый четвертый - моложе 30 лет, каждый второй высвобожден с предприятий и организаций города в связи с их ликвидаций, а также по сокращению штатов, каждый третий уволился по собственному желанию из-за низкой заработной платы, несвоевременной ее выплаты, неполной загруженности работой, шесть человек из десяти имеют высшее и среднее профессиональной образование. Средний возраст безработного - около 40 лет.
Средняя продолжительность безработицы в 1997 году составила более 6 месяцев. Каждый третий из числа зарегистрированных безработных не нашел работу и стоит на учете в службе занятости свыше 8 месяцев. Из числа длительно безработных более 80% - женщины, 15% - в возрасте до 30 лет.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) по г. Новосибирску в 1997 году составил 1,4 %.
В 1998 - 2000 годах продолжится действие негативных факторов, обостряющих положение с занятостью населения города: скрытая безработица, увеличение числа ищущих работу, возрастание конкуренции за рабочие места, сужение возможностей трудоустройства, особенно для социально слабозащищенных категорий граждан, увеличение слоя длительно безработных граждан.
2.4. Перспективы развития рынка труда г. Новосибирска в 1998 - 2000 гг.
Рынок труда г. Новосибирска в 1998 - 2000 гг. будет формироваться под влиянием множества экономических и социальных факторов, а также сам воздействовать на них. Социально-экономическая нестабильность вызывает необходимость разработки прогноза рынка труда в двух вариантах:
I вариант основывается на предположении, что в экономике и на рынке труда сохранятся сложившиеся тенденции. Уровень безработицы к концу года составит: 1998 г. - 1,48%; 1999 г. - 1,53%; 2000 г. - 1,66%.
II вариант прогноза рассчитан с учетом предположения возможности дальнейшего углубления кризиса, охватившего все отрасли и сферы экономики города. В этом случае уровень безработицы к концу года достигнет: 1998 г. - 2,79%; 1999 г. - 3,97%, 2000 г. - 5,29%.
Варианты прогноза рынка труда г. Новосибирска на 1998-2000 годы, соотношение спроса и предложения рабочей силы, а также направления ее использования представлены в таблице 2 приложения.
По этим данным спрос на рабочую силу по I варианту прогноза будет увеличиваться в основном за счет развития малого предпринимательства и самозанятости и составит в:
1998 г. - 115,5 тыс. рабочих мест;
1999 г. - 119,0 тыс. рабочих мест;
2000 г. - 120,1 тыс. рабочих мест.
По II варианту прогноза ожидается сужение возможностей для трудоустройства вследствие сокращения спроса на рабочую силу ввиду кампании банкротств и массовых сокращений. Спрос на рабочую силу составит:
1998 г. - 106,4 тыс. рабочих мест;
1999 г. - 95,8 тыс. рабочих мест;
2000 г. - 93,3 тыс. рабочих мест.
Предложение рабочей силы на рынке труда составит:
по I варианту прогноза по II варианту прогноза
1998 г. - 167,3 тыс. чел.; 1998 г. - 194,7 тыс. чел.;
1999 г. - 171,8 тыс. чел.; 1999 г. - 200,2 тыс. чел.;
2000 г. - 207,2 тыс. чел. 2000 г. - 207,2 тыс. чел.
На рынке труда города могут оказаться следующие группы населения:
1. Высвобожденные работники. Процедура проведения высвобождения требует определенных финансовых средств со стороны работодателей, поэтому в последние годы эти меры регулирования численности работников становятся непопулярны. Численность высвобожденных сохраняется примерно на одном уровне с тенденцией к понижению, и в прогнозируемом периоде на рынке труда города реально можно будет ожидать в 1998 - 2000 гг. соответственно 10,0 - 9,5 - 9,0 тыс. человек данной категории. В случае развития ситуации по II варианту численность высвобожденных граждан вследствие массовых банкротств будет ограничена действующим Постановлением Правительства, согласно которому она не должна превышать 30 % от общей численности работающих. Это составит:
1998 г. - 31,0 тыс. чел.;
1999 г. - 30,0 тыс. чел.;
2000 г. - 29,0 тыс. чел.
2. Уволенные по другим основаниям. В основном это лица, уволенные по собственному желанию. Учитывая увеличение удельного веса убыточных производств, падение реальной оплаты труда и рост долгов по ее выплате, количество уволенных по собственному желанию в обоих вариантах прогноза будет постоянно увеличиваться до 2000 г., что определит общий показатель этой группы граждан. Он составит соответственно по I и II варианту прогноза:
1998 г. - 109,0 - 112,0 тыс. чел.;
1999 г. - 113,0 - 115,0 тыс. чел.;
2000 г. - 109,0 - 114,0 тыс. чел.
В 2000 г. численность увольнений по собственному желанию в I варианте прогноза сократится до уровня 1998 г. из-за более ограниченных возможностей трудоустройства и развития диверсификации занятости.
3. Молодежь (выпускники и отчисленные из учебных заведений). Численность лиц данной категории остается стабильной на протяжении ряда лет. В I варианте прогноза допускается незначительный рост этой группы лиц в следующих размерах:
1998 г. - 9,7 тыс. чел.;
1999 г. - 9,9 тыс. чел.;
2000 г. - 10,0 тыс. чел.
Постепенный переход ко всеобщему платному образованию, ухудшение уровня жизни все большего числа семей может обусловить появление на рынке труда более значительной доли молодежи:
1998 г. - 10,7 тыс. чел.;
1999 г. - 12,0 тыс. чел.;
2000 г. - 14,0 тыс. чел., что описано во II варианте прогноза.
4. Уволенные из Вооруженных сил. Величина этого показателя целиком зависит от проводимой реформы в армии, и если численность военнообязанных запаса на три ближайшие года достоверно известна и из года в год постоянна, то количество офицеров запаса полностью непредсказуемо. По мнению ряда экспертов этот показатель может составить по I и II вариантам прогноза соответственно:
1998 г. - 2,5 - 2,5 тыс. чел.;
1999 г. - 2,7 - 2,9 тыс. чел.;
2000 г. - 2,9 - 3,0 тыс. чел.
5. Освобожденные из мест лишения свободы. Численность лиц данной категории установлена по сведениям органов внутренних дел, поэтому одинакова в обоих вариантах прогноза и составляет:
1998 г. - 2,5 тыс. чел.;
1999 г. - 2,6 тыс. чел.;
2000 г. - 2,6 тыс. чел.
6. Инвалиды, имеющие трудовые рекомендации. Численность этих граждан будет возрастать и составит:
по I варианту прогноза: по II варианту прогноза:
1998 г. - 1,5 тыс. чел.; 1998 г. - 1,6 тыс. чел.;
1999 г. - 1,6 тыс. чел.; 1999 г. - 1,7 тыс. чел.;
2000 г. - 1,7 тыс. чел. 2000 г. - 1,8 тыс. чел.
7. Механический приток населения в трудоспособном возрасте. Динамика этого показателя в течение двух последних лет дает основание предполагать уменьшение давления на городской рынок труда со стороны этой категории граждан и в прогнозируемом периоде. Однако, поскольку миграционные процессы не носят самостоятельного стабильного характера, а являются лишь отражением социально-политической и экономической обстановки и, кроме того, г. Новосибирск среди других городов Западно-Сибирского региона является наиболее привлекательным для мигрантов (после республики Алтай и Алтайского края), в 2000 г. можно будет ожидать некоторого оживления миграционной активности граждан. Таким образом, численность лиц этой категории на рынке труда города составит:
I вариант: II вариант:
1998 г. - 2,4 тыс. чел.; 1998 г. - 2,4 тыс. чел.;
1999 г. - 2,0 тыс. чел.; 1998 г. - 2,0 тыс. чел.;
2000 г. - 2,2 тыс. чел. 2000 г. - 2,3 тыс. чел.
8. Незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Численность граждан этой категории объективно будет возрастать и может достичь в
1998 г. - 29,7 - 32,0 тыс. чел.;
1999 г. - 30,5 - 34,0 тыс. чел.;
2000 г. - 37,3 - 40,5 тыс. чел., соответственно по I и II варианту прогноза.
Из общего количества граждан, оказавшихся на рынке труда города, по I варианту прогноза традиционно около 20% будут искать работу через органы службы занятости. Ухудшение социального положения населения (II вариант) заставит обратиться за мерами поддержки в службу занятости уже почти каждого четвертого.
По I варианту прогноза найдут работу 65 - 66 % искавших ее; по II варианту - от 52,6% - в 1998 г. до 46,1% - в 1999 г. и 43,6% - в 2000 г.
Останутся невостребованными на рынке труда города:
I вариант: II вариант:
1998 г. - 55,8 тыс. чел.; 1998 г. - 90,5 тыс. чел.;
1999 г. - 57,3 тыс. чел.; 1998 г. - 106,0 тыс. чел.;
2000 г. - 59,3 тыс. чел. 2000 г. - 115,0 тыс. чел

Раздел 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

3.1. Информационное обслуживание рынка труда
Эффективное функционирование рынка труда невозможно без надежного информационного обеспечения.
Для оказания помощи в трудоустройстве незанятым гражданам и безработным и для содействия работодателям в подборе нужных им работников будет совершенствоваться система сбора и обработки информации о свободных рабочих местах. С этой целью в 1998 - 2000 гг. предусмотрено:
- ежедневный сбор и ввод в компьютерный банк вакансий сотрудниками всех районных отделов с передачей в тот же день в городской компьютерный банк;
- еженедельный выпуск справочников вакансий для ИТР и служащих, рабочих, а также ежедневный выпуск справочников вакансий, поступивших за последний день;
- публикация сведений о вакансиях в газетах "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск", в специализированных газетах "Профессия", "Работа для вас" и др., а также на радио и телевидении;
- подключение к компьютерной сети ГЦЗН крупных работодателей для повышения точности и оперативности обработки и использования информации о вакансиях;
- обмен информацией о вакансиях с другими организациями, занимающимися трудоустройством - Бальтиз, Трудсервис, Сизам-Сервис, Суперкадры;
- регулярное снабжение информацией о вакансиях заинтересованных государственных и муниципальных организаций - Комитет по труду и занятости, миграционная служба, центр срочной социальной помощи и др.;
- расширение компьютерного банка специалистов путем включения в него части базы "Ресурсы" (специалистов и рабочих высокой квалификации);
- использование системы автоматизированного поиска рабочих мест и подбора специалистов для работодателей.
Планируется также продолжать работу по следующим направлениям:
- расширение и дополнительное оснащение информационных залов в районных отделах;
- использование уличной рекламы (стенды, световые табло);
- создание учебных и рекламных видеофильмов и видеосюжетов;
- выпуск буклетов, брошюр, проспектов по различным направлениям работы центра занятости и проблемам, связанным с трудоустройством и профессиональной подготовкой незанятых граждан. Распространение этих материалов через кадровые службы предприятий и организаций, профсоюзы, другие организации;
- проведение ярмарок рабочих и учебных мест, семинаров для работников кадровых служб, других акций для повышения информированности населения о задачах и возможностях службы занятости, рынке труда г. Новосибирска, законодательстве о занятости населения.
Будет продолжаться и развиваться сотрудничество со средствами массовой информации - газетами, радио, телевидением. С помощью СМИ будут решаться следующие задачи:
- более широкое и быстрое доведение информации о свободных рабочих местах до ищущих работу;
- обеспечение возможности для граждан обращаться непосредственно к работодателям, минуя службу занятости;
- повышение привлекательности для работодателей сотрудничества со службой занятости благодаря бесплатной рекламе в СМИ и, следовательно, более полное поступление в службу занятости информации о вакансиях;
- информирование населения о задачах и возможностях службы занятости.
Для ускорения публикации отдел информации и рекламы будет готовить для газет оригинал-макеты.
Будет расширяться использование новых информационных технологий:
- установка сенсорных терминалов в информационных залах;
- применение АРМов безработного в районных отделах;
- выход в Интернет с банками вакансий, учебных заведений, другой информацией по рынку труда и проблемам занятости.
Планируется также регулярное проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам рынка труда с участием ученых-обществоведов и всех субъектов, действующих на рынке труда:
- государственными и муниципальными органами управления;
- службами занятости населения;
- учебными заведениями, осуществляющими профессиональное обучение;
- профсоюзными и другими общественными организациями;
- негосударственными рекрутерскими агентствами - посредниками на рынке труда;
- работодателями.
3.2. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Анализ ситуации на рынке труда города Новосибирска показывает, что не все граждане имеют одинаковые возможности для трудоустройства. Рынок труда диктует свои жесткие условия при отборе рабочей силы. Так, в 1998 - 2000 годах наибольшие трудности в трудоустройстве будут испытывать: молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, инвалиды, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы, выпускники учебных заведений, дети-сироты, выпускники специализированных учебных заведений.
Количество слабо социально защищенных граждан, обратившихся в Новосибирский городской центр занятости населения, будет постоянно увеличиваться, в то время как уровень трудоустройства по данным категориям будет падать.
Основная цель работы с этими категориями безработных граждан в прогнозируемом периоде будет заключаться в том, чтобы не допустить застойной и хронической безработицы посредством альтернативных форм трудоустройства. Конкретные мероприятия будут разработаны по следующим направлениям:
- содействие самозанятости и предпринимательству;
- организация и проведение общественных работ;
- организация временной занятости подростков;
- квотирование рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- создание (или сохранение) специализированных рабочих мест для слабо социально защищенных граждан (в том числе по программе "Молодежная практика") в рамках работы по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, выделенной согласно Приказу ФСЗ России от 25.07.94 № 107.
Мероприятия по квотированию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите будут проведены на основании ст. 181 КЗОТ "Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи", введенной в действие Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.95 № 182-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" и на основании ст. 21 "Установление квоты для приема на работу инвалидов" Федерального закона Российской Федерации от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данные мероприятия позволят уменьшить длительность периода безработицы граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и увеличить уровень их трудоустройства.
3.2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи и подростков
Формирование рынка труда молодежи в 1998 - 2000 годах будет происходить в условиях продолжающегося кризиса в экономике и сокращения работающих граждан.
С целью снятия социальной напряженности среди молодежи городским центром занятости населения будет организована работа по следующим направлениям:
- содействие молодежному предпринимательству и самозанятости;
- организация временной занятости подростков;
- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних граждан;
- организация и проведение общественных работ для молодежи;
- трудоустройство на свободные вакансии на предприятиях и в организациях города;
- профориентация и переобучение молодежи профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
- трудоустройство выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика".
Совместно с комитетом по труду и занятости мэрии г. Новосибирска продолжится работа по квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях города. По предложению службы занятости ежегодно будет заквотировано не менее 200 рабочих мест для молодежи. Также будет продолжена совместная работа по трудоустройству детей-сирот, выпускников специализированных учебных заведений. Ежегодно будет трудоустроено около 60 таких выпускников.
В целях обеспечения временной занятости в период поиска работы городской центр будет привлекать молодых людей к участию в общественных работах.
Совместно с мэрией г. Новосибирска в предстоящем периоде продолжится работа по созданию и совершенствованию работы молодежной биржи труда.
Все вышеперечисленные мероприятия позволят трудоустроить более 20% обратившихся молодых людей.
Решая проблему трудоустройства выпускников учебных заведений, планируется организовать трудоустройство по программе "Молодежная практика".
В 1998 - 2000 гг. в Новосибирский городской центр занятости населения ежегодно будет обращаться от 2000 до 3000 подростков, желающих работать в свободное от учебы время. Поэтому одним из основных направлений активной политики занятости городского центра в прогнозируемом периоде будет организация временной занятости подростков в целях приобщения их к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.
Приоритетным правом при трудоустройстве будут пользоваться подростки из семей безработных граждан, дети-сироты, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Договоры будут заключаться с отделами по делам молодежи районов города, учебно-производственными комбинатами, детскими спортивными и специализированными образовательными центрами. Выполняться будут различные виды работ:
- деревообработка;
- строительное и слесарное дело;
- делопроизводство;
- швейное дело;
- картонажно-брошюровочные работы;
- уход за детьми дошкольного возраста, больными и престарелыми;
- художественные промыслы;
- программирование;
- ремонт бытовой техники;
- благоустройство и озеленение территорий.
В соответствии с договорами предприятия и организации будут создавать рабочие места, руководствуясь действующим законодательством, нормативными актами о труде для лиц этой возрастной категории, а также будут обеспечивать контроль за соблюдением правил безопасности.
Городской центр занятости населения из средств ФЗ будет выделять средства предприятиям для оплаты труда подростков пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки согласно существующим на предприятии нормам и расценкам.
Планируется изучить возможность создания базовых специализированных предприятий для трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это позволит обеспечит более четкий контроль за организацией их занятости.
Со стороны городского центра будет обеспечен контроль за целевым использованием средств, выделенных из фонда занятости.
3.2.2. Содействие занятости женщин
Одной из наиболее острых в предстоящем периоде будет оставаться проблема занятости женщин, особенно имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, женщин предпенсионного возраста.
В 1998-2000 гг. женщины будут составлять основную часть безработных граждан, поставленных на учет в городском центре занятости - от 60 до 70%, с явным преобладанием специалистов с высшим и средним специальным образованием; значительная часть их будет иметь длительный, более года, перерыв в работе. Из числа обратившихся женщин порядка 40% будут в возрасте от 14 до 29 лет, около 70 % будут признаны безработными.
Решение вопроса трудоустройства женщин будет заключаться в первую очередь в оптимизации соотношения спроса и предложения рабочей силы посредством профориентационной работы и переобучения. Профориентационная работа будет организована для учащихся и выпускников школ совместно с молодежной биржей труда и комитетами по профессиональному образованию, что позволит выпускникам более правильно определиться с видом занятости в будущем, соответственно снизит удельный вес безработных женщин. На обучение и переобучение специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, городским центром занятости будут направляться около 20% безработных женщин ежегодно.
Кроме того, одной из мер социальной защиты женщин в 1998 - 2000 гг. останется квотирование рабочих мест. В Новосибирске для трудоустройства данной категории будет квотироваться до 100 рабочих мест ежегодно. Это направление будет успешно реализовано в случае решения на уровне городской администрации вопроса об экономической заинтересованности работодателей, трудоустраивающих социально уязвимые категории граждан.
В результате деятельности городского центра по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, трудоустройство женщин будет организовано в рамках программы по субсидированию длительно безработных граждан.
Ежегодно более 5% женщин из числа длительно безработных будут направляться в "Клуб ищущих работу" с целью социальной адаптации и активизации поиска работы.
Одним из направлений деятельности по организации занятости женщин в предстоящем периоде будет содействие индивидуальному предпринимательству и самозанятости. Основными видами деятельности будут медицинские, парикмахерские, бухгалтерские услуги, юридические консультации, пошив изделий из ткани и меха, вязание, репетиторство и др.
3.2.3. Содействие занятости инвалидов
На уровень занятости инвалидов будут влиять следующие основные причины: общая ухудшающаяся ситуация на рынке труда; необходимость предоставления им льгот и компенсаций, ставящих работодателей в невыгодное экономическое положение; необходимость создания специально оборудованных рабочих мест, условий и режима работы, что ведет к понижению эффективности производства, а в следствие этого - психологическая неготовность трудовых коллективов к контакту с инвалидами. С другой стороны, конкурентоспособность инвалидов будет снижаться в связи с пониженной территориальной и профессиональной мобильностью данной категории граждан.
В 1998-2000 г.г. деятельность Новосибирского городского центра занятости по содействию занятости инвалидов будет заключаться в подготовке и проведении мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию в этом сегменте рынка труда и создать условия для эффективной трудовой реабилитации данной категории безработных граждан.
С этой целью планируется обеспечить:
- наиболее полное информирование инвалидов о состоянии рынка труда, наличии вакансий, конкурентоспособных видах деятельности и профессиях, правовых аспектах занятости;
- профессиональная ориентация и психологическая поддержка инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, учитывающая степень ограничения трудоспособности;
- профессиональное обучение и переподготовка инвалидов;
- содействие в трудоустройстве,
в том числе:
- на специализированные рабочие места;
- на рабочие места в пределах выделяемых квот;
- поощрение самозанятости и поддержка предпринимательской инициативы.
В 1998-2000 гг. в случае успешной работы по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, одним из вариантов трудоустройства инвалидов может стать компенсация затрат работодателей по заработной плате этой категории лиц. Кроме того, планируется ежегодно от 10 до 20 % квотированных рабочих мест выделять для этой категории.
В результате проведенных мероприятий станет возможным трудоустроить более значительное количество инвалидов, обратившихся в службу занятости, по сравнению с предшествующими годами.
3.2.4. Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы
В целях снятия напряженности в этом сегменте рынка труда, предотвращения обострения криминогенной обстановки в городе, планируется:
- организовать совместную работу с управлением по исправительным делам и социальной реабилитации граждан, прибывающих из мест лишения свободы, по вопросам занятости;
- направлять по запросам учреждений, исполняющих наказание, информацию о состоянии рынка труда, наличии вакансий и т.д.;
- организовать профессиональную ориентацию, психологическое и юридическое консультирование обращающихся граждан этой категории;
- способствовать установлению квот по приему на работу;
- содействовать обратившимся в трудоустройстве на свободные вакансии;
- привлекать данную категорию граждан к участию в общественных работах;
- обучать и переподготавливать по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.
3.3. Организация общественных работ
Одним из специализированных направлений работы городского центра занятости населения по дополнительной социальной поддержке безработных граждан в предстоящем периоде будет организация и проведение общественных работ.
Основной задачей данного направления является включение безработных и других групп населения в активную трудовую жизнь в интересах сохранения их трудового потенциала и улучшения их материального положения. К категории "общественные" будут отнесены работы, имеющие социальную направленность и не требующие предварительной профессиональной подготовки. Договоры будут заключаться с предприятиями любых форм собственности.
Общественные работы должны обеспечивать:
- удовлетворение потребностей города в организации и проведении необходимых работ, имеющих первоочередное социальное значение и носящих временный или сезонный характер;
- временный доход и занятость гражданам, обратившимся в службу занятости;
- приобщение к труду лиц, впервые ищущих работу;
- трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
Основными видами общественных работ будут:
- уборка территории города;
- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и детей;
- помощь в проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции;
- участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда;
- помощь местным органам власти в обслуживании санаторно-курортных зон;
- помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (празднования дней города, фестивали, месячники по уборке города и т.д.);
- другие доступные виды трудовой деятельности.
Преимущественным правом на участие в общественных работах будут пользоваться безработные граждане, зарегистрированные в центре занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете свыше шести месяцев, и безработные граждане из состава социально незащищенных групп населения.
На основании ст. 15 Положения "Об организации общественных работ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 875, общественные работы считаются подходящим местом работы для следующих категорий граждан:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающие;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
В течение пяти лет количество безработных граждан, участвующих в общественных работах увеличилось со 157 человек в 1992 году до 853 человек в 1996 году. В 1997 году это количество снизилось до 610 человек в связи с резким уменьшением средств, выделяемых на реализацию направлений активной политики занятости населения. Вместе с тем, в прогнозируемом периоде планируется заключить более 100 договоров на организацию 1500 рабочих мест. На заработную плату безработным гражданам, участвующим в общественных работах, из фонда занятости будет выделено более 3 млрд. рублей. Оплата труда будет производиться за фактически отработанное время в соответствии с действующими на предприятии нормами и расценками.
Финансовые затраты предприятий будут направлены на организацию труда: обеспечение сырьем, материалами, мелким инвентарем, спецодеждой и т.д.
Договоры будут заключены с райвоенкоматами, райкомхозами, администрациями районов, ПКиО им. С.М. Кирова, АОЗТ "Сиблимс", ООО "Виталекс", Сибирским ботаническим садом СО РАН и др.
Городской центр занятости населения будет вести четкий контроль за выполнением предприятиями взятых на себя обязательств и целевым использованием средств фонда занятости.
3.4. Содействие предпринимательской деятельности
В целях улучшения ситуации на рынке труда и предоставления гражданам возможности для наиболее полной реализации своих профессиональных способностей и интересов важным направлением деятельности городского центра занятости населения в прогнозируемом периоде будет стимулирование индивидуальной предпринимательской деятельности.
В первую очередь такой вариант трудоустройства будет предложен гражданам, имеющим длительный период безработицы и испытывающим трудности при традиционном трудоустройстве.
Работа будет организована в соответствии с Положением "О порядке работы отделов городского центра занятости населения с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидии", утвержденным приказом ГЦЗН № 94 от 12.05.94. Безработным гражданам будут оказаны следующие виды услуг:
консультационные:
- ознакомление с нормативными документами, рекомендациями и другой имеющейся литературой о порядке создания и регистрации предприятий, организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- оказание услуг по разработке бизнес-планов, оформлению учредительных документов, информационно-справочные услуги;
обучение:
- основам предпринимательской деятельности, менеджмента рыночной экономики или профессиям, позволяющим заняться предпринимательской деятельностью;
финансовая помощь:
- выдача субсидии на организацию собственного дела в размере годового пособия по безработице;
- компенсация регистрационных расходов безработным гражданам.
Для оценки предпринимательских способностей широко будет применяться тестирование.
Оказывая содействие молодым людям в организации своего дела, планируется проводить обучение предпринимательству в центре "Гранд", Центре социальной адаптации при ННЦ, МРЦПК и других учебных заведениях.
Бизнес-планы, подготовленные безработными гражданами с целью получения субсидии из фонда занятости, будут рассматриваться независимой экспертной комиссией и комиссией городского центра занятости населения. Планируется также компенсировать безработным гражданам затраты по регистрации предприятий.
Предполагается, что для получения субсидии в Новосибирский городской центр занятости населения в прогнозируемом периоде обратятся около 10% безработных граждан, прошедших обучение предпринимательской деятельности. Средний размер субсидии одному безработному будет составлять 10 тыс. руб.
3.5. Территориальное перераспределение рабочей силы
При оценке уровня трудовой миграции граждан и планировании работы службы занятости по содействию межобластному перераспределению рабочей силы на 1998-2000 г.г. следует исходить из следующих предпосылок:
1. Объемы промышленного производства и строительства в районах Крайнего Севера и Восточной Сибири останутся на уровне 1996 - 1997 гг.
2. Требования к работникам останутся прежними или еще более ужесточатся (квалификация, здоровье, трудовая биография, возрастные ограничения).
3. Приток в Новосибирск и область вынужденных переселенцев из стран СНГ и других регионов уменьшится по сравнению с текущим периодом примерно в 1,3-1,5 раза.
4. Уровень безработицы в Новосибирске и области не изменится или незначительно возрастет.
5. Новосибирские предприятия и организации не будут привлекать работников из других регионов. (Исключение - китайские строители).
6. Уровень заработной платы в Тюменской, Томской, Кемеровской областях, в республиках и областях Восточной Сибири по-прежнему будет превышать зарплату в Новосибирской области в 1,5-2,0 раза.
7. Не следует ожидать также увеличения реальной заработной платы в районах нефти- и газодобычи и обеспечения социальных гарантий трудящимся предприятиями и государством.
В результате действия всех этих факторов работа в других регионах Сибири останется для новосибирцев малопривлекательной.
В планируемом периоде количество жителей Новосибирска, работающих вахтовым методом и на сезонных работах, будет составлять 2,5 - 3 тысячи человек.
Центром занятости населения и рекрутерскими агентствами ("Трудсервис", "Мост") будут ежегодно направляться на работу в другие регионы, в том числе и на работу с постоянным проживанием, 250 - 300 человек.
Как и в предыдущие годы, более половины направляемых городской службой занятости на вахту и сезонные работы будут составлять жители сельских районов и небольших городов Новосибирской области, где безработица намного выше, а заработная плата меньше, чем в областном центре.
На работу, связанную с постоянным проживанием в северных и восточных регионах Сибири, будут выезжать преимущественно переселенцы из стран СНГ, не сумевшие решить жилищную проблему и не нашедшие работу в Новосибирске.
Организованный набор (оргнабор), как форма привлечения рабочей силы из других районов страны, потерял свое значение, почти не применяется и не будет применяться в планируемом периоде по двум причинам:
- отсутствие масштабного спроса на рабочую силу;
- отсутствие социальных гарантий переселяемым, нестабильность уровня заработной платы и самих рабочих мест;
Деятельность НГЦЗН по содействию трудоустройству в других регионах будет заключаться в следующем:
- поиск работодателей в других регионах страны, в т.ч. путем обмена информацией со службами занятости других городов Сибири и с рекрутерскими агентствами Новосибирска;
- информирование граждан о рабочих местах и условиях работы в других регионах (включение этой информации в городской компьютерный банк вакансий, публикация в газетах, на радио и телевидении; ответы на письма иногородних граждан с просьбами о содействии в трудоустройстве);
- первичный отбор специалистов по заявкам работодателей;
- приглашение иногородних работодателей на проводимые НГЦЗН ярмарки вакансий для набора работников;
- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат безработных граждан в связи с переездом на работу в другую местность по направлению службы занятости.
3.6. Профессиональная ориентация
Переход к рыночной экономике вызывает значительные изменения в структуре занятости: существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, повышаются требования работодателей к кандидатам на имеющиеся вакансии, возникают потребности в новых специальностях.
В этих условиях профориентация способствует социальной адаптации широких слоев населения за счет учета индивидуальных особенностей каждого человека. Она является одним из приоритетных направлений активной политики занятости. В период спада производства, сокращения количества рабочих мест, роста безработицы повышается значимость профориентационной работы среди безработных граждан с целью оказания им содействия в выборе сферы деятельности, оптимального направления на профессиональное обучение с целью последующего трудоустройства.
Важнейшими направлениями профориентационной работы НГЦЗН будут:
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- психологическая поддержка.
В НГЦЗН создана и будет совершенствоваться сквозная технология оказания профориентационных услуг, которая позволяет осуществлять профессиональное информирование широких слоев населения о состоянии и перспективах развития рынка труда, о профессиях, пользующихся спросом, об условиях и режиме труда, требованиях, предъявляемых к различным видам деятельности, о возможностях получения профессионального образования и трудоустройства.
Вынужденная смена профессии - явление болезненное и трудное. Нестабильность экономической ситуации в стране вызывает общий рост уровня тревожности у населения за счет невозможности прогнозирования профессионального и личностного статуса. Поэтому профориентационная работа будет строиться не на случайных советах со стороны, а на понимании закономерностей этого процесса. Большое внимание уделялось и будет уделяться профессиональному консультированию безработных для оказания помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессии с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества, с выдачей конкретных рекомендаций о наиболее приемлемой сфере их деятельности.
Большое внимание будет уделяться профессиональному подбору, т.е. предоставлению рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
В настоящее время все больше возрастают требования к профессиональному отбору кадров, т.е. определению степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. При направлении безработных на профобучение по таким профессиям, как менеджер, риэлтер, младшая медицинская сестра с социальным уклоном в обязательном порядке учитываются рекомендации психолога. В дальнейшем планируется расширить количество услуг по профотбору по ряду других профессий.
Уже вошел в обиход нормативных документов службы занятости термин "психологическая поддержка". Это услуги по коррекции психоэмоционального состояния безработного, обучению его навыкам саморегуляции в стрессовых ситуациях, делового общения, самопрезентации, т.е. формирования такого эмоционального состояния, когда человек сам способен решать свои проблемы. Такое психологическое обучение, позволяющее человеку увидеть себя в новом качестве и приобрести готовность к трудоустройству или профобучению, будет осуществляться на психологических семинарах в рамках различных организационных форм: это психологические тренинги, индивидуальные психологические консультации, спектр воздействия которых простирается от сферы профессиональной деятельности до поиска нереализованных личностных ресурсов.
Среди различных форм одной из важнейших является "Клуб поиска работы". Основной деятельностью "Клуба" является нейтрализация отрицательных последствий долгосрочной безработицы для граждан в отношении их уверенности к себе, адаптации в сложившейся ситуации, усилении мотивации на поиск подходящей работы. В "Клубе" безработным будет предоставлена возможность приобрести навыки поиска работы и практически их реализовать.
Программа обучения членов "Клуба" содержит следующие разделы:
- основы законодательства о труде и занятости;
- психологические тренинги;
- коммуникативные тренинги;
- советы по созданию собственного имиджа;
- встречи с работодателями и представителями учебных заведений.
Программа будет постоянно корректироваться и дополняться. Планируется в течение года формировать не менее 10 групп численностью 15 - 20 человек.
Особое внимание будет уделено сохранению творческих научных и инженерных кадров Новосибирского научного центра (ННЦ) в Советском районе. Здесь создан и функционирует Центр социальной адаптации и переподготовки кадров высшей квалификации (ЦСА).
Основными направлениями деятельности ЦСА будут:
- психологическая и консультационная деятельность (индивидуальные, групповые)
- психологические консультации и семинары, психодиагностика, профотбор);
- психотерапевтическое консультирование;
- переподготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров.
Проблема безработицы для категории безработных, длительно находящихся в этом состоянии, может выступать в качестве одного их важных факторов снижения уровня здоровья трудоспособного населения, фактора, который в силу своей природы имеет тенденцию быть хроническим. Среди безработных граждан, обращающихся в службу занятости, встречаются лица с нарушенной психикой, неадекватно реагирующие на обычные ситуации. Кроме того, определенное число безработных граждан имеют психические расстройства на уровне глубоких и необратимых неврозов и органических нарушений (психозов). Коррекция таких клиентов может проводиться только специалистами - психиатрами.
Одним из путей решения данной проблемы будет привлечение на договорной основе с ЦСА врачей-психиатров для оказания консультативной и практической помощи безработным по коррекции психического состояния человека. Система взаимодействия НГЦЗН, психиатрической службы и органов социальной защиты будет постоянно совершенствоваться.
В общей стратегии развития системы профориентационной работы службы занятости в последующие три года НГЦЗН должен решить задачи, которые позволят более эффективно оказывать жителям города различные профориентационные услуги:
- продолжить работу по наполнению банка профессиограмм;
- усовершенствовать экспресс - систему профдиагностики с целью определения профпригодности граждан к различным видам деятельности;
- расширить количество услуг по психологическому и медицинскому консультированию и коррекции психического состояния;
- осуществлять подбор и подготовку квалифицированных кадров по заявкам работодателей.
3.7. Профессиональное обучение безработных граждан
Среди разнообразных форм управленческих воздействий на сферу занятости одно из важных мест занимают организация и осуществление службой занятости профориентации и профессионального обучения безработных граждан. С учетом анализа информации о рынке труда, существующей структуры занятости населения региона и состава безработных, их социальной принадлежности, профессионально - квалификационной структуры прогнозируемая численность безработных граждан, подлежащих профессиональному обучению в предстоящем периоде, составит около 15% от числа безработных.
Стратегия профподготовки безработных направлена на обязательное трудоустройство после обучения, на это же направлены организационные усилия службы занятости и самого безработного, получившего новую профессию (специальность) или повысившего свою квалификацию за счет средств фонда занятости населения.
Профобучение значительно повышает шансы безработных в плане трудоустройства или инициирует их предпринимательскую деятельность. По сути дела происходит формирование активной позиции безработного на рынке труда. Именно эта сторона является главной в переходном обществе. Однако состояние "свободного поиска" работы после профобучения ограничивается финансовым фактором. Поэтому повторная постановка на учет в качестве безработного, получившего при содействии службы занятости новую профессию или специальность, оборачивается для службы занятости неоправданными расходами. Именно это обстоятельство диктует необходимость обязательного трудоустройства безработных после профобучения. В первую очередь это означает повышенное требование к качеству профориентационной работы и к профотбору безработных для направления на обучение.
Кроме того быстрый рост числа коммерческих структур, появление огромного количества новых предприятий требует иного подхода к формированию трудового коллектива и адаптации в нем специалистов. На первый план в настоящее время выходит работа с кадрами. В последнее время в г. Новосибирске активно развиваются посреднические фирмы, которые связывают между собой людей, ищущих работу, и работодателей, ищущих сотрудников. А потому будет широко практиковаться форма сотрудничества службы занятости с учебными заведениями, которые занимаются "рекруитментом", т.е. подбором персонала для работодателей из числа безработных граждан после профессионального обучения по таким профессиям, как риэлтер, частный охранник, менеджер по различным направлениям деятельности, продавец, официант и т.д. В результате будет формироваться согласованная ответственность участников процесса профессиональной подготовки безработных граждан за результаты затраченных усилий и средств.
Система профобучения безработных граждан не подменяет, а дополняет существующие образовательные структуры г. Новосибирска. Здесь сложилась, в определенной степени, развитая конкурентоспособная среда в сфере образования, что дает возможность службе занятости проводить гибкую политику в области профобразования безработных граждан на договорной основе, отвечающей запросам рынка труда. Особенно интенсивно процесс координации образовательной деятельности развивается и будет развиваться в будущем между службой занятости и учреждениями высшего и среднего профессионального образования, которые ориентированы на "рыночные" образовательные технологии.
Информационной базой для организации работы по профобучению является банк данных учебно-курсовой сети, который включает в себя информацию об учебных заведениях и учебных местах г. Новосибирска. Банк будет постоянно корректироваться и дополняться. Планируется внести в банк информацию по учебным заведениям Новосибирской области.
В основу концепции профобучения будут заложены следующие принципы:
- формирование социального заказа на подготовку кадров по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда и под гарантированное рабочее место;
- ориентация обучения безработных граждан на новые сферы трудовой деятельности;
- приоритетный подход к организации профобучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, лиц, продолжительное время не имеющих работы, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.;
- содействие трудовой активности населения, развитие предпринимательства и др. форм самозанятости.
Развитие малого бизнеса требует в короткие сроки реализовывать намеченные планы в сфере профессионального обучения кадров. Условия для решения этой проблемы в городе Новосибирске имеются. Подготовка граждан к предпринимательской деятельности будет проводиться в Центре образования "Гранд" и Центре социальной адаптации и переподготовки кадров высшей квалификации. Основная деятельность центров - комплексное обучение с предварительным консультированием и профотбором граждан. В процессе обучения слушатели получат квалифицированную помощь в подготовке учредительных документов, государственной регистрации, составлении бизнес-планов. Кроме комплексного обучения, в целях профессиональной информации безработных о профессии "предприниматель" планируется регулярно проводить семинары по теме "Как начать и вести собственное дело".
В настоящее время нельзя не видеть повсеместного наступления на права женщин, вытеснения их с престижных и высокооплачиваемых мест, роста женской безработицы. Уже вошла в обиход фраза, что у безработицы женское лицо, причем большинство безработных женщин с высшим и средним профессиональным образованием. Поэтому по-прежнему одной из форм помощи данной категории будет подготовка их к предпринимательской деятельности. Во всем мире женский малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем мужской.
Совместно с Европейским фондом ТАСИС в Центре "Гранд" был реализован проект "Адаптация безработных женщин на рынке труда". Эта программа, направленная на повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, получит дальнейшее развитие.
Кроме того, НГЦЗН совместно с городским координационным советом по проблемам семьи и женщин и Центром "Гранд" планируют периодически проводить для женщин следующие мероприятия:
- конференции "Женщина в бизнесе" с акцентом на малый бизнес;
- ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для женщин;
- двухдневные семинары для безработных женщин "Права женщин в семье и на работе";
- обучение безработных женщин основам предпринимательской деятельности по программе ТАСИС.
В условиях дефицита вакансий для женщин особое внимание будет уделяться профориентации и подготовке женщин для занятия индивидуальной трудовой деятельностью после обучения ремесленным профессиям по курсам: технология изготовления легкого женского платья, технология изготовления верхней одежды, технология изготовления головных уборов и одежды из натурального меха и кожи, машинная вышивка, бисероплетение, роспись по шелку, художественное плетение из лозы, парикмахерское дело и др. В программы обучения в обязательном порядке будет входить курс "Введение в малый бизнес".
Совместно с муниципальным медицинским училищем № 3 планируется подготовка женщин по профессии младшая медицинская сестра с социальным уклоном для работы в Комитете социальной политики мэрии и обществе "Красный крест".
Большое внимание будет уделяться профориентации и профобучению молодежи. Предусматривается, что молодежь, впервые ищущая работу, должна получать профессиональное образование, как правило, в образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости будет предоставлять молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а также информацию об учебно-курсовой сети г. Новосибирска. Кроме того лица, не имеющие профессии, смогут проходить первичное обучение за счет средств службы занятости по профессиям, имеющим спрос на рынке труда.
Для выпускников ВУЗов, ССУЗов, молодых специалистов в возрасте до 30 лет, которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющейся профессии, будет организовываться переподготовка, получение дополнительного профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда. Так, например, на базе созданного при НГТУ учебного центра нового типа "Тренинг - фирмы" будет осуществляться переподготовка молодых специалистов по специальности "менеджмент". Обучение в "Тренинг-фирме" построено по оригинальной методике, разработанной в странах Европейского сообщества и адаптированной к условиям Российской экономической ситуации. Учебный центр моделирует работу коммерческого предприятия, в котором слушатели большую часть учебного времени отдают исполнению конкретных должностных обязанностей, предусмотренных штатным расписанием фирмы.
Профессионально-консультационная работа и профессиональное обучение военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, будет проводиться в рамках функциональных обязанностей службы занятости на договорной основе с учебными заведениями, в том числе и на базе специализированных учебных заведений, таких как: Сибирский учебный центр "Надежда" и Региональный центр по переподготовке военнослужащих при НГТУ.
Профессиональное обучение инвалидов будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством и Постановлением администрации Новосибирской области "Об утверждении Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалидов".

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Одним из условий, способствующих повышению эффективности работы Новосибирского городского центра занятости населения, его функциональных и районных отделов, явилось использование "Технологии работы ГЦЗН".
Практическое применение требований данного документа позволило найти дополнительные возможности в сложившейся за три года в городском центре занятости системе работы по организации приема граждан, оказания им консультационных услуг, регистрации их в качестве ищущих работу, признанию их безработными и оказанию помощи и содействия в трудоустройстве, обучению и переобучению, социальной и психологической поддержке и др. В предстоящем периоде будет продолжена работа по совершенствованию структуры, форм и методов организации приема граждан в рамках "Технологии". При этом будет выдерживаться одно из главных ее требований - обеспечение единообразных для всех районных отделов занятости населения правил и подходов в работе с посетителями, оказание им одинакового перечня услуг.
В течение 1997 года в городском центре занятости населения был разработан и внедрен порядок работы с безработными гражданами, изъявившими желание получать пособие по безработице продуктами питания и товарами народного потребления через сеть специализированных магазинов. Совершенствованию этой работы будет уделяться большое внимание и в дальнейшем.
В городском центре занятости действует автоматизированная система службы занятости "Контакт", позволяющая полностью автоматизировать процесс обработки информации. К настоящему времени определились основанные на новых информационных технологиях приоритетные направления развития системы, позволяющие выйти на качественно более высокий уровень обслуживания граждан:
- информационное обслуживание граждан;
- автоматизация технологических процессов работы ГЦЗН.
В рамках первой задачи предусматривается внедрение информационных терминалов следующего поколения. Простым прикосновением к экрану эти терминалы позволяют получить не только информацию о вакансиях и учебных местах, но и по вопросам законодательства, порядке и правилах постановки на учет и т.д. Данная информационная технология позволяет повысить эффективность работы информационного зала, в значительной мере разгрузить специалиста СЗ от рутинной работы, сократить время обслуживания обратившегося гражданина, ликвидировать очереди. Первые результаты этой работы установка терминалов СЗ с сенсорным экраном в Центральном информационном зале, и в информационных залах Ленинского и Октябрьского районных отделах показала перспективность этого направления.
Взрывное развитие и внедрение новых информационных технологий в городе проявилось в первую очередь в резком увеличении индивидуальных и коллективных пользователей сети Интернет. Освоение этого канала распространения информации о вакансиях и учебных местах, стыковка автоматизированной системы "Контакт" с сетью Интернет - это приоритетное направление работы на ближайшие годы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны адрес, по которому можно получить информацию ГЦЗН http://www.unicon.ru.
Второе направление - автоматизация технологических процессов работы с гражданами предполагается вести по двум направлениям:
- автоматизация вторичного приема безработных ("АРМ клиента");
- разработка и внедрение системы безналичных расчетов с безработными с помощью кредитных карточек.
Если "АРМ клиента" уже испытан и хорошо проявил себя в Дзержинском районном отделе ГЦЗН, то разработка системы безналичных расчетов находится в настоящий момент в начальной стадии. Предполагается, что работа в этом направлении будет продолжена.
Развитие и совершенствование автоматизированной системы "Контакт " будет ориентировано на повышение качества оказываемых населению услуг при экономии денежных средств.
В связи с возрастанием требований к деятельности службы занятости, новыми квалификационными требованиями к работающему персоналу Федеральными органами поставлена задача создать эффективную систему непрерывного образования персонала. Данная система должна включать в первую очередь обучение на рабочем месте и периодические краткосрочные курсы, а также долгосрочное обучение с ориентацией на высшее и послевузовское образование.
Городской центр занятости в 1998 - 2000 годы будет продолжать организацию нескольких направлений повышения квалификации работников службы, используя свои достаточно объемные возможности, это:
- получение высшего специального образования в Сибирской академии государственной службы по специальности 0718 "Государственное и муниципальное управление", специализация "Организация социальной работы";
- обучение на курсах и семинарах, организуемых Министерством труда социального развития РФ и региональными учебными заведениями подготовки и повышения квалификации кадров;
- организация собственных целевых семинаров и консультаций по изучению нормативных документов, проблемам рынка труда и занятости населения города, психологической подготовке;
- проведение регулярных методических семинаров по повышению квалификации сотрудников службы занятости, стажировок и курсов по обучению новых сотрудников, в первую очередь, по приему населения, используя базу ЦСА.
В настоящем периоде рассматривается вопрос о возможности расширения площади по Дзержинскому РОЗН, также дополнительно будет введено в строй помещение по ул. Римского-Корсакова 7/2 для молодежной биржи труда.
В 1998 - 2000 годах для улучшения условий по приему граждан планируется:
- ремонт служебных помещений в соответствии с требованиями противопожарной безопасности;
- капитальный ремонт молодежного центра и Дзержинского РОЗН;
- закупка мебели, оборудования и другого необходимого инвентаря для создания нормального микроклимата на каждом рабочем месте в ГЦЗН и его районных отделах.

Раздел 5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОРОДСКОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Ведущим направлением в работе городской службы занятости по правовому обеспечению содействия занятости населения остается организация и контроль за исполнением и правильным применением законодательства о занятости, практическая правовая помощь гражданам, специалистам и руководителям районных отделов занятости, систематический анализ правильного и единообразного применения Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и принятых в его развитие Постановлений Правительства РФ и других нормативных актов.
К основным мероприятиям по осуществлению контроля за правильным и единообразным применением законодательства о занятости следует отнести:
- разработку методических пособий по применению действующего законодательства;
- проверки территориальных отделов занятости и их филиалов с целью выявления нарушений и недопущения их в будущем;
- рассмотрение жалоб граждан;
- подготовку проектов договоров с предприятиями и организациями, способствующими трудовой занятости населения.
Другой важной задачей по правовому обеспечению программы является налаживание правовой пропаганды, которая осуществляется путем:
- проведения с безработными гражданами тематических семинаров;
- освещения проблемных вопросов через средства массовой информации;
- консультаций кадровых служб предприятий города;
- организации юридической помощи гражданам из числа безработных, желающих заняться предпринимательской деятельностью;
- оказания юридических консультаций гражданам по вопросам труда и занятости.
Для проведения активной политики в области занятости будут разрабатываться предложения для местной администрации по организации и проведению общественных работ, о квотировании рабочих мест на муниципальных предприятиях для лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

Раздел 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Расчет финансового обеспечения программы содействия занятости населения г. Новосибирска на 1998 - 2000 годы основан на количественной оценке ожидаемого рынка труда. Предполагается, что средства в государственный фонд занятости будут поступать регулярно, норматив отчислений составит 1,5% от средств, идущих на оплату труда, поступление средств будет 90% от расчетного уровня (с учетом наличия предприятий, освобожденных от взносов). Но даже в этом случае дефицит бюджета в 1998 - 2000 году неизбежен, и в 1998 году он предположительно составит 26,9%. В случае реализации более неблагоприятного варианта развития ситуации на рынке труда или по сбору денежных средств возможен еще больший дефицит бюджета фонда занятости. В данной ситуации будут более значительно ограничены средства, направляемые на программы содействия занятости, так как увеличатся расходы на материальную помощь безработным и выплату пособий.
Прогноз поступления и расходования средств фонда занятости по г. Новосибирску представлен в таблице 3 приложения. Расчеты приведены в ценах октября 1997 г. В условиях инфляционных процессов размер денежных средств по перечисленным статьям будет корректироваться.
Доля средств, направленных на реализацию программ содействия занятости и обучение безработных в 1998 году составит 7,5% расходов государственного фонда занятости, отчисления в областную часть фонда составят 24,3%, материальная поддержка безработных - 55,1%, информационная поддержка программ занятости - 3,8%, содержание и развитие службы занятости - 8,4%, ремонт помещений, предназначенных для приема безработных граждан - 0,9% расходов фонда.
Увеличение доходной части бюджета предполагается за счет дальнейшего ужесточения камерально-документального контроля за начислением и уплатой страховых взносов в государственный фонд занятости, а также контроля кредитных учреждений по своевременности исполнения платежных документов плательщиков на перечисление страховых взносов, применения финансовых санкций за нарушения в порядке уплаты взносов, обязательного начисления пени.
В связи с дефицитом бюджета планируется дальнейшее проведение мероприятий по взаимозачетам и реструктуризации долгов предприятий-должников в Фонд занятости.

Раздел 7. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль за реализацией Программы осуществляют вышестоящая организация (НОЦЗН), местные органы исполнительной и представительной власти, а также Координационный комитет содействия занятости г. Новосибирска путем запроса информационных справок, отчетов, сообщений.





Приложение 2
к решению
городского Совета
от 29.04.98 № 140

ОБРАЩЕНИЕ
К РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
И УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА

Городской Совет обеспокоен ситуацией сложившейся в социально-трудовой сфере города. Наибольшую озабоченность вызывают следующие тенденции:
- падение промышленного производства, рост взаимных неплатежей и долгов по выплате заработной платы, наличие скрытой безработицы;
- большой удельный вес убыточных производств, что создает предпосылку залпового сокращения занятости населения;
- более высокая степень сокращения кадров в отраслях, применяющих высокие технологии, где используется высококвалифицированный труд;
- негативные изменения в профессионально-должностной структуре работающих в сторону понижения должностного статуса, уровня образования, профессиональной подготовки.
Выявление масштаба этих тенденций, как и оценка их возможных последствий, а также подготовка условий для их преодоления в масштабах города связана с анализом ситуации на внутреннем рынке труда на основе достоверной информации с мест, составленной в соответствии с прилагаемым перечнем.
На основании полученных данных, возможно решение следующих задач:
1. Планирование подготовки и переподготовки кадров для производства и формирование системы опережающего заказа обучающим структурам города всех уровней образования;
2. Переподготовка и переобучение кадров под объективные потребности производства. Разработка и внедрение системы содействия предприятиям в развитии персонала на производстве;
3. Формирование и реализация концепции гибкого рынка труда, дающего возможность оптимально регулировать воспроизводство рабочей силы, ориентированной на перспективные технологии и направления развития промышленного потенциала города.
4. Профессиональная ориентация молодежи на профессии, имеющие значение для города;
Будем признательны, если Вы представите исчерпывающие ответы на поставленные вопросы (приложение). Выражаем надежду на конструктивное сотрудничество.
Информацию просим предоставить в срок до "___" ____________ 199__ г., по адресу __________________________________________
Контактный телефон _____________________.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГИБКОГО РЫНКА ТРУДА
(1997 Г. - ФАКТ И 1998-1999 ГОДЫ - ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА)

Наименование предприятия _____________________________________
отрасль ______________________________________________________
Ф.И.О. составителя, телефон __________________________________

   ----------------------------------------------------T----T----T----¬

¦ Показатели ¦1997¦1998¦1999¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦
+---------------------------------------------------+----+----+----+
¦ 1. Объем производства, товаров, услуг, всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦(тыс. руб.) в том числе по новым наименованиям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2. Степень загрузки мощностей ¦ ¦ Х ¦ Х ¦
¦ % к имеющимся ¦ ¦ ¦ ¦
¦ % к предыдущему году ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3. Среднесписочная численность работающих, чел.¦ ¦ Х ¦ Х ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) рабочие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) специалисты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в) другие категории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4. Число человеко-дней отпусков по инициативе ¦ ¦ Х ¦ Х ¦
¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5. Численность совместителей, чел. ¦ ¦ Х ¦ Х ¦
¦ а) внутренних ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) внешних ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6. Численность работающих по договорам подряда,¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ ¦ Х ¦ Х ¦
¦ 7. Осуществляли и планируете ли Вы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦перспективу (да, нет) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) модернизацию производства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) внедрение новых технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦линий, участков ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в) освоение новых видов продукции, товаров ¦ ¦ ¦ ¦
¦и услуг ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8. Если п. 7 "да" - то укажите число ¦ ¦ ¦ ¦
¦дополнительных рабочих мест, необходимых в этом ¦ ¦ ¦ ¦
¦случае ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9. Укажите необходимый объем подготовки ¦ ¦ ¦ ¦
¦и переподготовки кадров, чел. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) рабочих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) специалистов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 10. Перечень рабочих профессий по основному ¦ ¦ ¦ ¦
¦производству Вашего предприятия: ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------------+----+----+-----


Примечание. Х - информация по данному пункту не предоставляется


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru