Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.01.1998 № 54
"О РАЗВИТИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 1998 г. № 54

О РАЗВИТИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения эффективности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения области на основе использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и информационных технологий и проведения скоординированной региональной политики информатизации постановляю:
1. Одобрить Концепцию информатизации Новосибирской области (приложение 1).
2. Образовать Координационный совет по информатизации области в составе согласно приложению 2.
3. Утвердить Положение о Координационном совете по информатизации области (приложение 3).
4. Утвердить план мероприятий по разработке комплексной программы информатизации и созданию единого информационного пространства Новосибирской области на 1998 год (приложение 4).
5. Признать утратившим силу Распоряжение главы администрации области от 03.09.96 № 519-р "Об утверждении временной комиссии по разработке программы информатизации и созданию единого информационного пространства области".
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы администрации области В.Н. Киселева.

И.о. главы администрации
В.Н.КИСЕЛЕВ





Приложение 1
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 29.01.98 № 54

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция информатизации Новосибирской области (далее - Концепция) разработана во исполнение Распоряжения главы администрации области от 3 сентября 1996 г. № 519-р, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", а также рядом федеральных и отраслевых программ. Она базируется на решениях органов государственной власти России, касающихся вопросов информатизации - Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной Решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-1694; Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966.
Концепция информатизации Новосибирской области и развития ее интегрированной информационной среды как основы единого информационного пространства есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально - экономического развития Новосибирской области.
Разработка Концепции осуществлялась с учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях и телекоммуникациях, а также в соответствии с потребностями, возможностями области и конкретной региональной ситуацией.
В условиях современного развития общества, либерализации принципов управления и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится стратегическим ресурсом, наряду с традиционными - материальными и энергетическими.
Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Индустрия средств связи передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно - аналитических услуг формирует динамичный многомиллиардный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду. Информатизация - важный фактор устойчивого (стабильного) развития, так как создает условия и технологию для объективного социально - экономического и демографического мониторинга качества жизни населения, выработки реальной политики социальной защиты.
Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости. Для Новосибирска и Новосибирской области в силу географического положения, уровня социально - экономического развития, относительной ограниченности природных ресурсов, наличия мощного научно - образовательного комплекса, а также ряда других факторов информационная отрасль может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий.
В городе Новосибирске и в области сосредоточен огромный научно - образовательный и технологический потенциал, способный создать и квалифицированно эксплуатировать самые различные системы информатизации в масштабе Сибирского региона. Здесь располагаются отделения и филиалы академий: РАН, РАО, АМН, АСН, а также отраслевых академий: АИН, АТН, МАИ, АИО. Много высокотехнологичных промышленных предприятий ВПК, способных изготавливать современные системы связи и информатизации для всей Сибири. Формирование регионального заказа на эти системы в рамках конверсии может создать импульс для подъема ряда отраслей производства в НСО.
Одним из важнейших направлений информатизации НСО является создание адекватной системы информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного общения с нею работников сферы управления.
На территории Новосибирска и области различными коллективами реализуется значительное количество проектов по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера, которые либо непосредственно направлены на развитие рассматриваемой в Концепции предметной области, либо являются составной частью проектов и программ другого целевого значения. Объективная и полная информация об этих проектах и программах, систематизированная и оформленная в виде единой базы данных, на сегодняшний день отсутствует, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно - инвестиционной, организационно - технической и технологической политике участников развития информационной индустрии региона. Именно поэтому, разработка комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства НСО (далее - Комплексная программа) в данной Концепции рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды НСО. Комплексная программа должна стать механизмом консолидации различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития данной отрасли в регионе (вариант состава основных разделов Комплексной программы приводится в приложении 3 данной Концепции).
С учетом обстоятельств глобального и регионального характера стержнем Концепции неизбежно оказывается положение о том, что проблемы развития информационной инфраструктуры области, органически увязывающей структуры соседних областей в единое информационное пространство Сибири, должны иметь высший приоритет среди множества проблем развития Новосибирской области.

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Информация создана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему этапу, который назван информационным. В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название "информатизация". Информатизация общества предполагает:
1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально - образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно или за плату в любое время в любой точке любому потенциальному пользователю.
2. Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний.
3. Обеспечение индустриально - технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда национальных конкурентоспособных технических средств, информационных технологий и ресурсов.
4. Обеспечение первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производство информации и знаний.
5. Разработку и реализацию организационно - методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения.
6. Сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико - биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Информационная политика в России, которая определяет стратегию и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, отдельного хозяйствующего субъекта, индивидуальном.
Региональная политика направлена на создание в НСО единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно - телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Интегрированная информационная среда региона, как основа единого информационного пространства области, включает в себя следующие главные компоненты:
1. Телекоммуникационную среду.
2. Информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе.
3. Организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационной среды.
4. Систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Интегрированная информационная среда Новосибирской области рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно - ориентированных информационных сред, в том числе:
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- социальной, индивидуально - бытовой и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно - коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);
- сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);
- сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).

1.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

Главной целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства на основе внедрения современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и информационных технологий.
Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий, закрепляющей за г. Новосибирском статус научного, финансового и делового центра Сибири.
Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - главного ресурса Новосибирской области.
Достижение сформулированной цели предусматривается осуществить путем разработки и реализации на основе предлагаемой Концепции комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области. Она рассматривается как важнейший механизм интеграции и координации различных программ, подпрограмм и отдельных проектов в сфере информационной индустрии и создания интегрированной информационной среды области, реализуемых за счет различных источников финансирования (федеральных, отраслевых, региональных, корпоративных и т.д.). Генеральным заказчиком указанной программы должна стать администрации НСО.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели информатизации НСО, включают:
1. Формирование и осуществление единой научно - технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий, определение стратегии и тактики развития информационной индустрии НСО.
2. Создание и развитие инфраструктуры управления процессами информатизации в НСО.
3. Разработку и реализацию механизмов кредитно - финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в т.ч. долевого финансирования проектов Комплексной программы.
4. Разработку с учетом положений данной Концепции концепций и системных проектов корпоративных, отраслевых и проблемно - ориентированных информационных сред в составе интегрированной информационной среды НСО, в т.ч. информсред:
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- социальной, индивидуально - бытовой и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно - коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);
- сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);
- сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).
5. Создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно - проблемных информационных сред в единое информационное пространство, в т.ч.:
- решение организационно - правовых и технических вопросов информационной безопасности и комплексной защиты данных в информационных системах;
- конверсия технологий защиты информации и решение проблем информационной безопасности в существующих и проектируемых информационных комплексах и системах.
6. Разработку проектов законодательных и иных нормативных актов Новосибирской области по вопросам информатизации.
7. Разработку системно - технических предложений по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций, обоснование и разработка стандартов по информационному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.
8. Разработку методических и организационно - правовых материалов по обеспечению развития информационной индустрии НСО.
9. Организацию проведения государственной экспертизы информационных систем и сетей, баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием.
10. Определение основных направлений в области тарифов и налоговой политики относительно информационной индустрии.
11. Разработку и реализацию предложений по обеспечению единой областной политики сертификации средств, систем и лицензирования деятельности в сфере информатизации, создание собственной инфраструктуры для обеспечения сертификации и получения лицензий на создаваемые программно - технические средства, системы, сети и предоставляемые услуги.
12. Разработку механизмов научно - технической и технико - экономической экспертиз конкурсных вариантов проектов информатизации и результатов их реализации.
13. Реорганизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информсреды Новосибирской области, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
14. Развитие инфраструктуры и проведение собственно НИР и НИОНР в области компьютеризации, цифровых телекоммуникационных, информационных технологий и создания информационных ресурсов.
15. Развитие международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБЛАСТИ

При формировании Комплексной программы и разработке отдельных проектов по созданию интегрированной информационной среды НСО в составе единого информационного пространства России должны быть заложены предпосылки для:
1. Реализации основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединений информационных ресурсов, обеспечения прав граждан на информацию.
2. Создания и развития информационной индустрии в интересах области и Сибирского региона в качестве важнейшего направления увеличения занятости населения.
3. Интеграции информационной среды Новосибирской области в единое информационное пространство России и мирового сообщества.
4. Демонополизации информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами.
5. Использования рыночных принципов управления информатизацией в сочетании с государственным регулированием.
6. Создания условий для развития предпринимательства в сфере информационной индустрии.
7. Максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала Новосибирской области, возможностей конверсии, применительно к каждой конкретной предметной сфере и к направлению информатизации, в том числе конверсии информационной инфраструктуры военного и другого специального назначения.
8. Поддержки корпоративных и региональных информационных систем и сетей Сибири, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации и мировом информационном пространстве.
9. Создания и развития информационной инфраструктуры, способствующей расширению возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти.
10. Формирования рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения.
11. Обеспечения условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы.
12. Создания и совершенствования системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации, направленных на увеличение производительности труда, улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции.
13. Формирования нормативно - правовой базы информационной индустрии.
14. Организации конфиденциальной связи и обеспечение защищенного информационного взаимодействия между структурами кредитно - финансовой системы, фондового рынка, научных учреждений, промышленных предприятий.
15. Формирования у граждан Новосибирской области высокой информационной культуры с осознанием экономической целесообразности информационных услуг.
16. Повышения деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой нормативно - правовой и политической информацией, а также информационными фондами сфер науки, образования, культуры и т.д.
Организационно - технические и технологические основы интегрированной информационной среды Новосибирской области должны строиться с учетом следующих требований, которые включают необходимость:
1. Обеспечения вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных и проблемно - ориентированных информационных сред.
2. Соблюдения единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных сетей области.
3. Строгого соблюдения международных стандартов в области информационно - вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем.
4. Обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах.
5. Создания вычислительных ресурсов (суперкомпьютерных центров) коллективного доступа в составе региональной компьютерной сети.
6. Развития информационных ресурсов и проблемно - ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
7. Использования модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей.
8. Использования сертифицированных программно - технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей.
9. Мониторинга информатизации, учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
10. Развития геоинформационных технологий, создания региональных многоцелевых кадастров и совершенствования на этой базе систем мониторинга и управления.
11. Формирования регионального банка топографических тематических электронных карт, построения на их основе системы взаимоувязанных автоматизированных предметно - ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других природных и материальных ресурсов).
12. Развития механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг.
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрированной информационной среды является нормативно - правовая база, определяющая основы регулирования в Новосибирской области отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.

Раздел 2. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Телекоммуникационная среда служит для транспортировки информации, в том числе звука и изображений. Она должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутриобластного и межрегионального характера. Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей Новосибирской области должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Новосибирской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного союза электросвязи и национальными требованиями.
2. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой сети интегрального обслуживания (ЦСИО).
3. Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов области.
4. В качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных зон с последующим их расширением.
5. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно - технических мер и средств.
Деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основе:
1. Равенства прав физических и юридических лиц на деятельность в сфере связи и использование ее результатов.
2. Сочетания интересов Российской Федерации, отдельных ее субъектов, а также структур, предоставляющих услуги связи.
3. Свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи на всей территории Новосибирской области, Сибирского региона, Российской Федерации и других стран.
4. Соблюдения интересов всех пользователей систем телекоммуникаций.
5. Развития предпринимательской деятельности и ограничения монополизма в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи, в том числе путем учреждения муниципальных и областных сетей связи.
6. Внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта.
7. Содействия расширению международного сотрудничества и развитию всемирной связи.
Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:
1. Дальнейшее расширение состава и повышение качества традиционных услуг связи.
2. Внедрение и развитие новых телекоммуникационных служб, таких как электронная почта, телефакс и др.
3. Интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов передачи и обработки сигналов.
4. Создание выделенных и наложенных региональных, муниципальных, ведомственных, банковских и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания.
5. Взаимный обмен информацией между информационными системами и сетями области, регионами России и мирового сообщества.
6. Предоставление пользователям широкополосных услуг для передачи аудиовизуальной, текстовой и другой информации.
Безопасность в региональной телекоммуникационной сети является одной из составляющих национальной безопасности России, и вопросы ее обеспечения должны рассматриваться, решаться и контролироваться на государственном уровне. При этом необходимо обеспечение защиты от следующих факторов:
- комплексного воздействия, направленного на нарушение функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;
- несанкционированного доступа к технологической (служебной) и иной информации, связанной с работой сети;
- разрушения встроенных средств защиты.
Основой инфраструктуры сетевого сервиса являются:
- первичная сеть, обеспечивающая услуги по предоставлению выделенных магистральных каналов связи;
- служба базового телекоммуникационного сервиса, включающая обеспечение узлов маршрутизации данных и коммутации сообщений;
- служба конечного пользователя, реализуемая с помощью стандартного программного обеспечения и связного оборудования.

2.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И УСЛУГ СВЯЗИ

Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Новосибирской области является существенное различие уровня развития телекоммуникаций в г. Новосибирске и районах области.
Другая особенность определяется особым географическим положением Новосибирска как регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва - Хабаровск и где сходятся телекоммуникационные магистрали нескольких областей Западной Сибири.
Опережающее развитие магистральных цифровых сетей, проходящих через Новосибирск, и скоростных региональных цифровых каналов связи создает предпосылки для ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной инфраструктуры.
Программа развития телекоммуникационной среды Новосибирской области должна включить в себя мероприятия:
1. По определению перспективных направлений развития составных элементов телекоммуникационной среды - первичных каналов, узлов коммутации и сетевых технологий.
2. По выявлению приоритетных направлений и формированию исчерпывающего комплекса услуг для всех категорий конечных пользователей.
3. По координации государственных, ведомственных и коммерческих программ развития телекоммуникационной сети области для исключения ненужного дублирования и распыления ресурсов.
Перспективными направлениями развития первичных каналов связи являются:
- на магистралях:
1. использование оптоволоконных кабелей,
2. использование цифровых радиорелейных линий,
3. использование технологий синхронной цифровой иерархии SDH,
4. использование ATM и FDDI-технологий;
- на абонентских линиях и сетях доступа:
1. переход на использование оптоволоконного кабеля,
2. более эффективное использование существующих кабелей за счет применения цифровых уплотнителей абонентских линий (SDHL),
3. широкое использование на абонентском участке средств радиодоступа.
К перспективным направлениям развития коммутационного оборудования относятся:
1. Продолжение перехода от использования декадно - шаговых и координатных станций к цифровым станциям.
2. Внедрение общеканальной сигнализации № 7 как одного из элементов создания широкополосных цифровых сетей интегрального обслуживания.
Приоритетными сетевыми технологиями являются:
1. Постепенное создание цифровой сети интегрального обслуживания - одного из ключевых элементов формирования единого информационного пространства.
2. Создание опытных зон широкополосной цифровой сети интегрального обслуживания и дальнейшее их расширение.
3. Использование технологий AТМ.
Особо актуальны проблемы создания интеллектуальных сетей как основы построения современных информационно - справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего характера.
Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей сотовой связи существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возможности цифровых станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам. Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить возможности существующих телефонных сетей и информационно - справочных служб.
Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри Новосибирской области (для областного, городского и районного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор коммуникационных услуг и сервисов. Это позволит локализовать местный информационный трафик и увеличить эффективные скорости обмена информацией в пределах Новосибирской области. Для решения этой задачи в первую очередь необходимо создание в г. Новосибирске IP-Exchange узла на базе одной из государственных информационных систем (например, RUNNet).

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СИСТЕМЫ,
ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО
НАПОЛНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Удовлетворение информационной потребности решающим образом зависит от информационного наполнения и эффективного использования телекоммуникационной среды для транспортировки информации. Оно определяется организацией, содержанием и использованием информационных ресурсов для оказания разнообразных услуг с выполнением требований по безопасности и эффективному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.
Применительно к информационному наполнению приоритетными целями и задачами развития являются:
1. Формирование и защита государственных информационных ресурсов.
2. Создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социального и экономического развития области, в том числе в интересах безопасности и обороноспособности государства.
3. Обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации органам управления всех уровней, юридическим и физическим лицам независимо от их территориального размещения.
4. Интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества, областных органов власти и реализация доступа к ним.
5. Применение типовых, эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих национальную информационную безопасность, а также защиту прав юридических и физических лиц в условиях территориально - распределенного сбора, обработки, хранения и выдачи информации.
6. Совместимость, взаимодействие ведомственных и территориальных информационных систем (на всех уровнях управления) на базе современных типовых информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов.
7. Обеспечение согласованности решений, принимаемых органами власти всех уровней.
8. Создание проблемно - ориентированных и корпоративных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов области в едином информационном пространстве России и мирового сообщества.
9. Повышение деловой активности граждан и развитие малого предпринимательства путем обеспечения доступа к социально - экономической и общественно - политической информации, а также к информационным фондам сфер науки, образования, культуры и т.д.
10. Развитие механизма предоставления информационных услуг и рынка информационных продуктов.
11. Развитие региональной системы государственной статистики в качестве важнейшего фактора удовлетворения потребностей органов исполнительной власти в объективной информации о социально - экономическом развитии области и ее административно - территориальных единиц.

3.2. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБЛАСТИ

Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории области могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории области нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.
К государственным информационным ресурсам относятся:
- ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
- ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального управления, деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде всего социальной сферы);
- ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти и муниципального управления.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:
- выделение и создание в области ключевых позиций организационных, управленческих и социальных структур, активно использующих интеграционные процессы и выполняющих роль межведомственных систем, способных стать движущей силой глобальной информатизации;
- организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;
- адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально - экономического развития;
- использование различных информационных технологий на основе сбалансированной нормативно - правовой, финансовой и социальной поддержки разнородных технологий формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов с активным сближением их в процессе системной интеграции.
При создании единого информационного пространства необходимо придерживаться государственных статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:
- областной организации (центра) для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
- региональных и межрегиональных государственных и коммерческих организаций для справочно - информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают:
- создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления;
- создание единой системы нормативно - правовых баз данных в составе информационно - правового пространства России.

3.3. ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области предлагается при реализации Концепции опираться на следующие современные информационные технологии:
- базовые технологии Internet (WWW, Gopher, ftp, IRC, E-mail и т.д.);
- информационную службу X.500;
- идеологию информационных хранилищ и архитектуру "клиент - сервер";
- SQL-ориентированные инструментальные системы (СУБД ORACLE, INFORMIX и т.д.);
- CASE-технологии проектирования информационных систем и баз данных;
- ГИС-технологии;
- технологии создания и распространения информации на CD-ROM-носителях;
- развитие системы графических и текстовых редакторов;
- мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности;
- интернет - идеология при создании корпоративных и учрежденческих информационных систем.
Указанные выше технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (SQL, WWW и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально распределенных, проблемно - ориентированных и корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой Новосибирской области, а также органической интеграции в единое информационное пространство России и далее в мировое сообщество.
Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки администрации области и органов государственного управления следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно - ресурсный и т.д.).
Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно субъектам, ведущим наблюдения, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты от несанкционированного доступа к информации.

3.4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС И УСЛУГИ

Услуги информационного транзита в телекоммуникационной среде и услуги пользования информационными ресурсами составляют основу обслуживания пользователей информации. Оно может быть организовано в форме обмена и оказания информационной услуги.
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров.
Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.
Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.
Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством.
В Новосибирской области информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек - депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним.
На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию по заявкам граждан. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в виде изданий, отчетов и т.п. По мере оснащения библиотек - депозитариев соответствующими программно - техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными, представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа.

Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство НСО индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. созданы механизмы и инструмент аутентификации). При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:
- от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного ПО;
- от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
- от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
- от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.
Реализация сформулированных задач предлагается за счет:
1. Конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционированного использования и воздействий.
2. Обеспечения защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети.
3. Реконфигурации сетей, узлов и каналов связи.
4. Организации замкнутых подсетей и адресных групп.
5. Установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС организаций и предприятий с региональной информационной средой.
6. Развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов.
7. Обеспечения защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации.
8. Развития и использования технологий подтверждения подлинности объектов данных, пользователей и источников сообщений.
9. Применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
Отдельно следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информсреде, так как в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенности системы.
Для решения данной проблемы наряду с общими методами и технологиями следует отметить введение ряда требований к разработчикам, создание регламентов внесения изменений в системы, а также использование специализированных средств класса SSH, Kerberos для закрытия внутреннего трафика разработчиков.
В процессе реализации данной Концепции должны быть решены задачи создания организационной и технологической инфраструктуры управления системой безопасности и защиты информации в едином информационном пространстве Новосибирской области, сопряжения ее с формируемой инфраструктурой России.

Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

Организационной основой реализации Концепции должна стать комплексная программа информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области. Рассчитанная на поэтапную и долгосрочную реализацию, она определит информационную политику в Новосибирской области, последовательность действий по ее реализации, меры по осознанию общественной значимости информатизации.
Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм и отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Новосибирской области. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними, а также создать для участников развития информационной индустрии НСО предпосылки по формированию различного рода консорциумов при решении общих задач, консолидации ресурсов для более эффективного их использования.
Заказчиком Комплексной программы является администрация Новосибирской области.
Реализация проектов и мероприятий Комплексной программы, финансируемых из областного бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в Комплексную программу со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос об их дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. Взаимоотношения участников Комплексной программы будут определяться заключенными между ними договорами, принятыми уставами, положениями и другими нормативными актами, утвержденными органами власти. В процессе формирования Комплексной программы необходимо осуществить инвентаризацию действующих проектов и программ, затрагивающих рассматриваемую предметную область и финансируемых за счет областного бюджета, с последующим проведением технико - экономической экспертизы.
В Комплексной программе могут быть выделены первоочередные проекты, "опорные зоны" и "опорные объекты", играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Новосибирской области. Эти направления должны иметь приоритетное финансирование из регионального бюджета, носить заказной характер с конкурсным отбором авторов.
Разработка Комплексной программы и отработка механизмов ее реализации являются актуальнейшей задачей администрации области, областного Совета депутатов, научно - технической общественности и предпринимателей.
Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации области и создания информационной индустрии не могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какого-либо одного проекта. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы населения области.
Особое значение придается взаимодействию с федеральными органами власти и межрегиональными общественно - политическими структурами. Интересы области должны быть официально представлены в правительственных организациях и в Комитете по политике информатизации при Президенте, а также в общественных и научных структурах федерального и регионального уровней, в частности, в Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".
Механизм управления Комплексной программы должен иметь эффективную систему информационной поддержки процесса формирования и мониторинга ее реализации.
Руководящим органом Комплексной программы должен стать Совет управления Программой, возглавляемый первым заместителем главы администрации Новосибирской области и включающий ведущих специалистов в сфере информатизации.
Организационно - техническая работа по реализации Программы, ее информационное обеспечение, выполнение решений Совета управления Программой должны осуществляться структурным подразделением администрации области с функциями исполнительной дирекции. На это подразделение могут быть возложены функции центра по организации и координации деятельности организаций, разнообразных по ведомственной принадлежности и формам собственности, действующих на информационном рынке области и обеспечивающих поддержку ее информационной среды.
Для организации научно - технической экспертизы отдельных проектов, предложений и бизнес - планов, проведения конкурсного отбора проектов по Комплексной программе для финансирования за счет региональных источников при исполнительной дирекции должен быть сформирован Научно - экспертный совет Программы, который формируется из ведущих специалистов и является общественным органом.
Деятельность всех органов управления Комплексной программой должна определяться положениями, утверждаемыми главой администрации области.
Информатизация области должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нормативно - правовое обеспечение работ по информатизации НСО требует разработки и принятия пакета дополнительных нормативно - правовых актов о правах субъектов и регулирования отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защиты информации.
Наибольшую актуальность имеет разработка нормативно - правовых документов:
1. О владении, распоряжении и пользовании информационными ресурсами, в первую очередь массивами государственной и муниципальной информации.
2. О соблюдении прав интеллектуальной собственности и охране авторских прав в условиях открытых информационно - вычислительных сетей.
3. О правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров информационных ресурсов.
4. О сертификации телематических и информационных услуг, лицензировании телематической и информационной деятельности.
5. О регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов.
6. О правах пользователей телекоммуникационных и информационных ресурсов.
7. О тарифной и налоговой политике относительно информационной индустрии и ее отдельных составляющих.
Для организации единого информационного пространства области большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование региональной системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения областных классификаторов, регистров и справочников.
Другой важной составляющей нормативно - правовой базы является пакет нормативно - технических документов, который направлен на стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организация распределенной обработки информации; построение специализированных профилей и т.д.
Разработка и принятие пакета нормативно - правовых документов в сфере информатизации области должно стать одной из приоритетных задач законодательной и исполнительной власти Новосибирской области. Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами власти и управления областей Сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и специалистов Новосибирской области и России, а также используя зарубежный опыт работы в этом направлении.
Целесообразно развивать процесс формирования и провозглашения общественно - нормативных документов: декларации прав, кодексов чести пользователей телекоммуникационных и информационных ресурсов и их держателей.
Одним из ключевых аспектов жизнеспособности Комплексной программы является развитие инновационно - инвестиционных механизмов, способствующих консолидации и привлечению материальных и финансовых ресурсов на ее формирование и реализацию.
Одним из вариантов решения указанной проблемы могло бы стать создание специального инновационно - инвестиционного фонда, деятельность которого обеспечивается и контролируется рабочими органами программы. Данный фонд не должен иметь других механизмов управления его деятельностью и формируется за счет регионального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет кредитов под гарантии администрации области.
Для ускорения процесса информатизации и создания информационной индустрии целесообразно с помощью нормативных актов способствовать привлечению финансовых ресурсов из фондов и источников другого назначения.



Приложение 1
к Концепции информатизации
Новосибирской области

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

В России интенсивно развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект целевой программы "Информатизации России". Для оценки роли и места Новосибирской области в ее реализации необходимо:
- провести качественный и количественный анализ сбора, обработки, накопления и распространения информации в области и по другим регионам;
- оценить степень удовлетворения информационных потребностей населения и хозяйствующих субъектов на ее территории;
- оценить экономическую и социальную эффективность ранее принятых и предпринимаемых действий по информатизации области;
- проанализировать существующие и разрабатываемые программы информатизации федерального и регионального уровня других субъектов Федерации.

1. УСЛОВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

1. Быстро меняющаяся социально - экономическая обстановка и глубокое реформирование экономических отношений ведет к росту потребности в достоверной и оперативной информации.
2. Существующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности не соответствует новым социально - экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.
3. Состояние государственных и региональных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции.
4. Большая часть существующих информационных систем выполнена с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивает необходимого уровня защиты информации.
5. Не преодолен информационный монополизм управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы (именно он является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма, коррупции, извлечения сверхприбыли).
6. Возможность доступа к информации как правило ограничивается ведомственной принадлежностью и обусловлена обычно должностным положением и социальным статусом потребителя.
7. Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно из сельской местности.
8. Информационно - телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах государственных органов власти и как правило разобщены (ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней, ведет к удорожанию разработок и эксплуатации, к ненужной избыточности).
9. Спрос на информацию в органах управления имеет принципиальное отличие от спроса на информацию среди хозяйствующих субъектов и физических лиц. Степень удовлетворения потребности последних из-за высоких тарифов за информационно - коммуникационные услуги значительно ниже остальных.

2. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

1. Рынок средств вычислительной техники и информационно - вычислительных услуг развивается стихийно и органами государственной власти практически не контролируется. Он преимущественно ориентирован на поставку зарубежных программно - аппаратных средств и занимается этим значительное число организаций и предприятий различных форм собственности. Ежегодный оборот на протяжении последних лет почти удвоился и составляет около 100 млн. долларов.
2. Техническими платформами информационно - вычислительных систем и сетей области являются почти исключительно IBM-совместимые персональные компьютеры и построенные на их основе локальные вычислительные сети (ЛВС). ЛВС, построенные на основе многопроцессорных серверов, функционируют преимущественно в коммерческих структурах.
3. Большинство организаций области в качестве программной платформы используют MS-DOS, некоторые - WINDOWS, в редких случаях используется платформа UNIX, применяемая преимущественно для обработки информации, поступающей по телекоммуникационным каналам. Среди сетевых лидером является NETWARE.
4. К числу наиболее популярных СУБД относятся FoxPro, Clipper, Paradox. В последнее время активно распространяются ACCESS, ORACLE и другие современные системы.
5. Среди банков данных доминируют числовые базы. Наиболее крупными владельцами числовых баз данных являются областной комитет государственной статистики и администрация НСО.
6. Полнотекстовые базы данных в области представлены довольно распространенными информационно - правовыми системами "Гарант", "Консультант Плюс" и другими системами.
7. Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального и областного подчинения, а также многие хозяйствующие субъекты.
8. Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов.
9. Управление внутренних дел, Госавтоинспекция, Налоговая инспекция, жилищно - коммунальные органы,службы социальной защиты, Пенсионный фонд, имея, по существу, единую основу информации (сведения о населении), создают свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуя между собой. Информационные услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы почти не предоставляют.
10. Организационно - технологические трудности препятствуют электронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению ее безопасности.
11. Широкий диалоговый теледоступ обеспечивается преимущественно к правовым базам данных, ограниченный - к специализированным. Интенсивно развивается рынок информационных услуг, в том числе и по телефонным каналам.
12. Информационное взаимодействие обеспечивается телекоммуникационными системами глобальных сетей передачи данных Sprint, РЕЛКОМ, Интернет и рядом корпоративных сетей. По интенсивности использования глобальных сетей и объему обмена информацией Новосибирск по праву занимает почетное третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
13. Развернутые в настоящее время в НСО сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена конфиденциальной информацией и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы.
14. Внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа разнотипных программно - аппаратных средств представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно - техническую задачу.
15. Особенность состояния телекоммуникационной инфраструктуры НСО заключается в наличии существенных различий уровня телекоммуникаций в г. Новосибирске и районах области. Это проявляется, с одной стороны, в том, что в городе Новосибирске наряду с появлением и развитием современных технологий (SDH, ISDN, цифровых станций, FR сеть, AMPS) не полностью удовлетворяются услуги телефонной связи, используется морально устаревшее оборудование декадно - шаговых и координатных станций, аналоговые системы передачи. С другой стороны, во многих районах области качество телефонной связи очень низкое.
16. Ввиду особого географического положения Новосибирска, он является региональным центром телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва - Хабаровск, где и сходятся телекоммуникационные магистрали от городов Западной Сибири. Опережающее развитие магистральной цифровой сети создает предпосылки для ускоренного развития всей телекоммуникационной инфраструктуры области и всего Сибирского региона.
17. В масштабе области в целом еще не сформирована территориальная инфраструктура информатизации.
18. Область располагает высококвалифицированными специалистами и творческими коллективами, способными эффективно решать самые разнообразные задачи по информатизации региона. В ряде направлений информационных технологий они занимают лидирующие позиции в России.
19. Существующая производственно - техническая база предприятий области не может полностью удовлетворить потребности области в электронном оборудовании для информатизации.

3. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

1. Координация деятельности по информатизации в масштабе области отсутствует, хотя имеются отдельные примеры скоординированных действий, преимущественно по ведомственному принципу.
2. Текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления процессов информатизации.
3. Отсутствуют организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия субъектов; системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета и регистрации баз и банков данных.
4. Нет полной информации о состоянии информатизации субъектов области. Не разработана технология ее сбора и анализа.
5. Топология региональных телекоммуникаций приобрела хаотические черты, в результате чего информационное взаимодействие между корпоративными сетями г. Новосибирска становится проблематичным. Огромные затраты на разработку, производство и эксплуатацию телекоммуникаций на фоне непрерывно растущих требований по их расширению и модификации могут привести к технологическому тупику.
6. Предстоит оцифровать громадные объемы накопленной и хранимой в традиционной форме мультимедийной, картографической и прочей информации органов власти, муниципальных служб, архивов, библиотек, музеев, студий и т.д.
7. Формирование у широких слоев населения информационных потребностей и навыков работы в современной информационной среде.
8. Развитие инфраструктуры системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих создание и эффективное существование информсреды области.
9. Разработка системы законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в сфере информатизации на территории Новосибирской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы разработки научно - методических основ информатизации, системы экспертизы проектов и программ развития информсреды НСО. Все это в состоянии обеспечить СО РАН и высшая школа г. Новосибирска при должном внимании и помощи со стороны администрации и деловых кругов области. Несмотря на кризисные явления в экономике, условия и возможности таковы, что в настоящее время реально приступить к разработке и реализации комплексной программы информатизации Новосибирской области.



Приложение 2
к Концепции информатизации
Новосибирской области

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- единое информационное пространство - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно - телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение информационных потребностей;
- информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;
- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- информатизация - организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
- документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
- информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей;
- информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;
- информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;
- информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
- информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
- конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
- международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу Российской Федерации;
- организационные структуры - обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средства информационного взаимодействия - граждан и организаций, в том числе программно - технические средства и организационно - нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий;
- средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене;
- собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
- (собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом; в редакции ФЗ от 05.06.96 г.)
- владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
- (владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом собственником; в редакции ФЗ от 05.06.96 г.);
- пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
- (пользователь (потребитель) информации, средств международного информационного обмена (далее - пользователь) - субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими; в редакции ФЗ от 05.06.96 г.);
- информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечение ее формирования, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства;
- средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
- база данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях;
- банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использование с помощью электронных вычислительных машин;
- государственная база данных - база данных, созданная, приобретенная или накапливаемая за счет или с привлечением средств федерального бюджета;
- специальная и защищенная база данных - база данных, содержащая сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне;
- электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;
- сети электросвязи - технические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;
- взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
- сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
- ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
- внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
- выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
- оператор сети связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической связи;
- услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче сообщений электросвязи;
- пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;
- лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи;
- сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированное оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;
- оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;
- средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи;
- концепция - определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения (система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый определяющий замысел, ведущая мысль).



Приложение 3
к Концепции информатизации
Новосибирской области

ПРОЕКТ
СОСТАВА ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ "КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Развитие телекоммуникационной среды и компьютерных сетей в г. Новосибирске и НСО в составе единого информационного пространства России:
- Создание и развитие первичных сетей передачи данных, включая перспективные направления сетевых элементов телекоммуникационного среза.
- Создание и развитие корпоративных компьютерных сетей и компьютерных сетей общего доступа.
- Проекты, направленные на интеграцию корпоративных компьютерных сетей в единую телекоммуникационную среду.
2. Создание и развитие корпоративных и проблемно - ориентированных информационных сред на основе единой телекоммуникационной среды:
- Развитие информационной среды органов государственной власти и местного самоуправления.
- Развитие информационной среды социальной сферы, в том числе общего и профессионального образования, здравоохранения, служб занятости, культуры.
- Развитие информационной среды сферы производства и производственной инфраструктуры (с/х, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.).
- Развитие информационной среды финансово - банковской инфраструктуры.
- Другие корпоративные и проблемно - ориентированные информационные среды и отдельные информационные системы.
- Проблемы информационной безопасности и защиты информации в интегрированной информационной среде НСО.
- Развитие рынка информационных и телекоммуникационных услуг (инфраструктура и механизмы предоставления услуг).
- Проекты по созданию и развитию современных информационных технологий и соответствующего инструментария.
3. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды в НСО.
4. Развитие инфраструктуры и поддержка малого предпринимательства в информационной индустрии региона.
5. Конверсия технологий и производств в интересах развития информационной индустрии региона.
6. Системная поддержка управления Программой:
- Формирование инфраструктуры управления Программой и поддержка ее деятельности.
- Создание единой системы информационной поддержки процессов формирования и мониторинга региональных научно - технических и проблемно - ориентированных программ.
- Развитие нормативно - правовой базы и инвестиционных механизмов информационной индустрии НСО.
- Создание и ведение реестра баз данных Новосибирской области как государственных, так и коммерческих.
- Развитие инфраструктуры сертификации и получения лицензий на создаваемые программно - технические средства, системы, сети и предоставляемые услуги.





Приложение 2
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 29.01.98 № 54

СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

КИСЕЛЕВ Василий Николаевич - первый заместитель главы
администрации области,
председатель Совета
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Семенович - академик, директор ВЦ СО РАН,
заместитель председателя
Совета
ПОГОРЕЛОВ Константин Валентинович - начальник управления
информационных технологий
администрации области,
заместитель председателя
Совета
ЗЫБАРЕВ Владимир Михайлович - к.т.н., заместитель начальника
аналитического отдела
информационно - аналитического
управления администрации
области, ответственный
секретарь Совета

Члены Совета:

АНИСИМОВ Валерий Алексеевич - к.т.н., председатель комитета
по малому предпринимательству
администрации области
БЕЛОУСОВА Ирина Викторовна - заместитель председателя
областного комитета
государственной статистики
ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович - начальник 6-го отдела центра
компьютеризации ГИЦ МВД РФ УВД
Новосибирской области
ЕМЕЛЬЯНОВ Сергей Васильевич - генеральный директор ЗАО
"РИСС-ТЕЛЕКОМ-СИБИРЬ",
директор программы
"Телекоммуникации" МАСС
ЗАГОРЕНКО Галина Николаевна - начальник отдела связи
управления транспорта, связи и
строительства дорог
администрации области
ЗЫБАРЕВ Юрий Михайлович - к.т.н., проректор по
информатике НГУ
ИВЛЕВ Борис Иванович - к.т.н., председатель комитета
по региональной научно -
технической политике и
научно - образовательному
комплексу администрации
области
ИЛЬИН Сергей Игоревич - заместитель генерального
директора, директор ПКБ ГУП по
телекоммуникациям и
информатике "Салют"
КИСЕЛЕВ Анатолий Георгиевич - к.т.н., ст.н.с., начальник
департамента информационного
обеспечения ИД МАСС
ЛИСИЦКИЙ Дмитрий Витальевич - д.т.н., заместитель директора
"Сибгеоинформ"
МАНЖОСОВ Валерий Павлович - начальник информационно -
аналитического центра
департамента организации и
контроля мэрии г. Новосибирска
ПОПКОВ Владимир Константинович - д.ф.-м.н., заведующий отделом
телекоммуникационных систем ВЦ
СО РАН
РЕМЕЗОВ Валерий Владимирович - заместитель начальника центра
правительственной связи по
Новосибирской области,
директор РИАЦ
РЫЖОВ Владимир Анатольевич - к.т.н., генеральный директор
АОЗТ "РИНЕТ", полномочный
представитель "Деловой сети
России" и узлов "Релком" в
регионе
СНЕГИРЕВ Николай Михайлович - директор Новосибирского
телеграфа
СТОЛЯРОВ Виктор Васильевич - главный специалист по новым
технологиям ОАО НГТС
ЧИСТЯКОВ Вадим Михайлович - к.т.н., директор НИИРУ
ШАПОВАЛОВА Ирина Ивановна - советник первого заместителя
главы администрации области





Приложение 3
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 29.01.98 № 54

ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Координационный совет по информатизации (далее - Совет) является областным общественным органом, осуществляющим разработку предложений по основным направлениям региональной политики информатизации, межотраслевую координацию работ и организацию мероприятий по стимулированию развития этой сферы в интересах органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и населения Новосибирской области (НСО).
1.2. Совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, настоящим Положением, а также законодательными актами НСО.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТА

Основными задачами Совета являются:
2.1. Определение основных принципов проведения политики информатизации на территории НСО.
2.2. Организация процесса разработки и реализации комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства НСО (далее - Программа информатизации НСО).
2.3. Координация деятельности научных коллективов и организаций, участвующих в реализации Программы информатизации НСО.

III. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА

3.1. В целях выполнения возложенных на него задач, Совет выполняет следующие функции:
3.1.1. Разрабатывает рекомендации по формам и методам государственного регулирования процесса информатизации.
3.1.2. Разрабатывает предложения по:
- определению приоритетных направлений Программы информатизации НСО;
- организационным принципам взаимодействия между субъектами единого информационного пространства НСО;
- организации системы экспертизы в сфере информатизации.
3.1.3. Формирует и утверждает рабочие группы по отдельным направлениям Программы информатизации НСО.
3.1.4. Осуществляет подготовку предложений по общей структуре Программы информатизации НСО и составу проектов информатизации.
3.1.5. Разрабатывает предложения по финансированию проектов информатизации и распределению бюджетных ассигнований.
3.1.6. Осуществляет контроль за ходом реализации проектов информатизации (совместно с заказчиками), финансируемых за счет государственного бюджета.
3.1.7. Осуществляет отбор и экспертизу проектов (совместно с заказчиками) с привлечением независимых экспертов по соответствующим проблемам информатизации.
3.1.8. Принимает участие в приемке проектов и других отчетных материалов (совместно с заказчиками), финансируемых из государственного бюджета.
3.1.9. Организует научно - техническую экспертизу результатов выполнения проектов в рамках Программы информатизации НСО.
3.2. Для осуществления своих задач и функций Совет имеет право:
3.2.1. Вносить в областную администрацию и областной Совет депутатов предложения по вопросам его деятельности.
3.2.2. Создавать рабочие группы экспертов по отдельным проблемам информатизации.
3.2.3. Принимать участие в организации и проведении конкурсов исполнителей по отдельным проектам информатизации.
3.2.4. Привлекать к участию в работе Совета работников администрации НСО, территориальных администраций городов и районов НСО и других ведомств.
3.2.5. Запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории НСО, а также местных органов власти материалы, необходимые для реализации Советом своих целей, задач и функций.

VI. СОСТАВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА

4.1. Состав Совета и положение о совете утверждается постановлением главы администрации НСО по представлению председателя Совета.
4.2. Совет возглавляет первый заместитель главы администрации НСО в соответствии с возложенными на него функциональными обязанностями.
4.3. В Совет входят ведущие ученые и специалисты в области связи и информатики, представители местных органов власти и управления.
4.4. Для подготовки заседаний и проведения текущей работы из членов Совета создается бюро, состав которого утверждается Советом.

V. ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА

5.1. Работа Совета осуществляется в соответствии с принимаемыми им планами на год и квартал.
5.2. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц.
5.3. Решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов. Каждый член Совета имеет один голос. Решение считается принятым, если на заседании присутствует не менее половины членов Совета.
5.4. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписываются председателем. Ответственный секретарь Совета в течение недели от даты проведения заседания направляет копии протоколов членам Совета и заинтересованным организациям.
5.5. Решения Совета носят рекомендательный характер.
5.6. Организационно - техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется соответствующими подразделениями управления информационных технологий и информационно - аналитического управления администрации области.





Приложение 4
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 29.01.98 № 54

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
И СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
НСО НА 1998 Г.

   ---T------------------------------------T----------T---------------¬

¦ N¦ Наименование ¦ Срок ¦Ответственный ¦
¦пп¦ мероприятия ¦исполнения¦ исполнитель ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 1¦Подготовка предложений по разработке¦I - II кв.¦Информационно -¦
¦ ¦нормативно - правовых актов ¦1998 г. ¦аналитическое ¦
¦ ¦управлением процессом информатизации¦ ¦управление при ¦
¦ ¦в НСО ¦ ¦участии ¦
¦ ¦ ¦ ¦управления ¦
¦ ¦ ¦ ¦информационных ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 2¦Сбор информации и анализ действующих¦I - II кв.¦Информационно -¦
¦ ¦ведомственных программ и отдельных ¦1998 г. ¦аналитическое ¦
¦ ¦проектов информатизации в НСО ¦ ¦управление ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 3¦Создание реестра баз и банков данных¦I - III ¦Управление ¦
¦ ¦областных органов управления ¦кв. ¦информационных ¦
¦ ¦ ¦1998 г. ¦технологий ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 4¦Разработка предложений по системе ¦II - III ¦ - " - ¦
¦ ¦финансового обеспечения процесса ¦кв. ¦ ¦
¦ ¦информатизации в НСО ¦1998 г. ¦ ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 5¦Организация и проведение конкурса ¦II - III ¦Комитет по ¦
¦ ¦проектов по развитию приоритетных ¦кв. ¦региональной ¦
¦ ¦направлений информатизации и ¦1998 г. ¦научно - ¦
¦ ¦информационных технологий ¦ ¦технической ¦
¦ ¦ ¦ ¦политике ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 6¦Проведение исследований и разработка¦III - IV ¦Управление ¦
¦ ¦системного проекта корпоративной ¦кв. ¦информационных ¦
¦ ¦информационной системы для органов ¦1998 г. ¦технологий ¦
¦ ¦государственной власти и управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦на основе использования современных ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратно - программных платформ ¦ ¦ ¦
+--+------------------------------------+----------+---------------+
¦ 7¦Разработка проекта программы ¦III - IV ¦Информационно -¦
¦ ¦информатизации и создания единого ¦кв. ¦аналитическое ¦
¦ ¦информационного пространства НСО ¦1998 г. ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦информационных ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦
L--+------------------------------------+----------+----------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru