Вопрос: "Оффшорники" тоже должны платить налоги (арбитражная практика).
Ответ: Арбитражным судом Новосибирской области рассмотрено дело А45-3710/97-СА/108 по иску ЗАО Торговый дом "Глобус" к Госналогинспекции по г. Новосибирску. Суду предстояло ответить на вопрос, обязано ли предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица в зонах с льготным налогообложением (в так называемых "оффшорных" зонах - Республика Калмыкия (г. Элиста), ЭЭР "Алтай" г. Горно-Алтайск), СЭЗ "Алтай" (г. Барнаул) и др.) уплачивать местные налоги, установленные на территории своего фактического местонахождения и осуществления хозяйственной деятельности, т.е. в г. Новосибирске.
ЗАО ТД "Глобус" является правопреемником ТОО ТД "Глобус", зарегистрированного Постановлением Администрации Центрального района г. Новосибирска от 30.04.93 г. № 132 по юридическому адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 44. В дальнейшем, в 1994 году юридический адрес был изменен на г. Элисту, и была произведена перерегистрация юридического лица по новому юридическому адресу Государственной Регистрационной палатой Республики Калмыкия.
Отказывая в иске, Арбитражный суд в принятых решениях обстоятельно проанализировал документы истца и сделал обоснованный вывод о том, что ЗАО Торговый дом "Глобус" расположен и функционирует на территории г. Новосибирска по ул. Каменская, 44, а потому является плательщиком налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и целевых сборов на содержание муниципальной милиции, пожарной охраны и на уборку территории, Положения о которых в установленном порядке утверждены Постановлениями мэра г. Новосибирска № 996 от 19.07.94 г. и № 327 от 21.03.94 г. Указанные Положения приняты муниципальным органом власти в пределах своих полномочий и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями.
Статьей 11 п. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" определено, что налогоплательщик обязан представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения. Эту обязанность ЗАО Торговый дом "Глобус" не исполнял, и как установил суд, в нарушение требований п. 1 Указа президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 и Инструкции "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной Приказом ГНС РФ № ВА-3-12/49 от 13.06.96 г., на день рассмотрения спора не встал на учет в налоговые органы г. Новосибирска.
В принятых решениях суд признал правомерным взыскание с истца не только суммы налогов и сборов, но также и пени и штрафных санкций (100 % от сумм неуплаченных налогов), предусмотренных статьей 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". При этом суд не принял во внимание доводы истца о том, что им полностью отражались в документах бухгалтерского учета все сведения, необходимые для исчисления местных налогов и сборов и даже представлялись расчеты по местным налогам в налоговую инспекцию г. Элисты, а значит не было допущено "занижения" либо "сокрытия" объекта налогообложения. Однако судом было указано, что для целей налогообложения учет объектов ведется в налоговых декларациях, отчетах и расчетах по каждому конкретному виду налога, представляемых налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган. Нарушение процедуры постановки на налоговый учет и представления необходимой отчетности в соответствующие налоговые органы расценивается в качестве налогового правонарушения, влекущего за собой применение мер финансовой ответственности, предусмотренных ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), рассмотрев на своем заседании 10 декабря 1997 года кассационную жалобу истца, подтвердил правильность выводов Новосибирского областного Арбитражного суда, оставив в силе вынесенные им решение и постановление об отказе в иске ЗАО ТД "Глобус".
Приведенное здесь дело - это только первый шаг в деятельности налоговых органов по привлечению "оффшорников" к уплате налогов и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет г. Новосибирска и бюджет Новосибирской области. В настоящее время начаты мероприятия по проведению документальных проверок в ряде организаций, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения, с целью привлечения их к уплате тех долей федеральных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, платежи в дорожные фонды и др.), которые должны зачисляться в местные бюджеты.
Налоговые органы исходят из того, что предприятия, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, но ведущие хозяйственную деятельность на территории г. Новосибирска, фактически действуют через свои обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица (определяемого в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ). Данные структурные подразделения действуют без должного юридического оформления, чем нарушается ст. 55 Гражданского кодекса РФ: не имеют утвержденных Положений и других учредительных документов, в которых был бы установлен их юридический статус, не указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Кроме того, размещение на территории г. Новосибирска филиалов и равноценных структурных подразделений требует согласования с Регистрационной палатой в соответствии с местным законодательством. Также имеет место нарушение налогового законодательства, выразившееся в уклонении от постановки на налоговый учет по тем видам налогов, самостоятельными плательщиками которых данные подразделения являются (п.п. 3. 19 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утв. Приказом ГНС РФ от 13.06.96 г. № ВА-3-12/49, зарегистрировано в Минюсте за № 1121 от 13.06.96 г.).
Если же обособленное подразделение, не имея отдельного баланса и расчетного счета, не является самостоятельным плательщиком налогов, то на учете в налоговом органе по месту его нахождения должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое в этом случае возлагается обязанность по уплате налогов в доле, приходящейся на его подразделение. Данное требование закреплено в Постановлении Правительства № 660 от 01.07.95 г., разъясняется письмом ГНС РФ от 03.07.95 г. № ВП-4-12/31н "О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и организаций".
Возможные аргументы, что налоговые органы не вправе принуждать юридических лиц к созданию филиалов и других обособленных подразделений, несостоятельны, так как налоговыми органами предъявляются требования не о создании филиалов, а о придании юридического статуса уже фактически существующим и действующим обособленным структурным подразделениям, подлежащим постановке на налоговый учет и обязанным платить соответствующие налоги и сборы, в том числе федеральные.
Начальник юридического отдела
ГНИ по г. Новосибирску
С.В.ТАРАСОВА