Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГНИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.05.1997 № ТЩ-24-30/3866
"ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 30 мая 1997 г. № ТЩ-24-30/3866

ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ
ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ

В ходе проводимых налоговыми органами проверок налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в течение I квартала т.г. из 32 предприятий нарушения выявлены только в 2.
Обобщая материалы проверок, следует отметить, что инспекциями практически нарушения не вскрываются. В связи с чем необходимо:
- ужесточить требования к подтверждению фактического вывоза товаров, продукции за пределы государств-участников СНГ, особенно при оформлении контрактов, условия поставки по которым - до границы ("DAF");
- установить контроль за порядком оформления, учета паспортов бартерной сделки и обмена информацией в целях контроля внешнеторговых бартерных сделок, утвержденный Министерством ВЭС РФ, ГТК РФ и МФ РФ от 29.10.96 № 1083/2905/01-23/19217/11-01-08 (с изменениями и дополнениями).
В ходе проверок ГНИ по области АОЗТ СП "Сибвнештранс" и ГНИ по Центральному району г. Новосибирска Новосибирского филиала "АФТ Интернешнл АГ", нарушившим подпункт "г" п. 5 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", доначислен НДС в суммах 30,7 млн. руб. и 14,7 млн. руб., поскольку при перевозке грузов иностранным лицом более половины всего покрываемого расстояния пришлось на территорию РФ.
В связи с изложенным Государственная налоговая инспекция по области сочла необходимым разработать рекомендации по проверке правильности применения льготы по НДС при экспорте товаров, работ и услуг.
В соответствии с лит. "а" п. 12 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые за пределы государств-участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту грузов через территорию РФ.
При экспорте товаров необходимо руководствоваться следующим:
До 01.01.96 плательщик самостоятельно определял право использования льготы и в момент представления декларации по НДС мог предъявлять или не предъявлять следующие документы:
- контракт (копия контракта) с инофирмой;
- платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером;
- грузовую таможенную декларацию со штампом таможни "выпуск разрешен", товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение грузом границы.
Экспорт (т.е. установление по товарно-сопроводительным документам факта пересечения границы) налоговые инспекции обязаны были проверить в момент проведения документальной проверки. В случае отсутствия необходимых отметок, подтверждающих факт пересечения границы, следует сделать вывод о фиктивном экспорте и доначислить налог на добавленную стоимость.
С выходом Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (пункт 22) с 01.01.96 все вышеперечисленные документы в налоговые органы должны предъявляться в обязательном порядке.
Изменениями и дополнениями № 3 от 01.04.96 к вышепоименованной Инструкции, вступившими в силу с 26.09.96 (с момента официального опубликования), внесены новые требования к плательщикам, пользующимся льготой по НДС по экспортируемым за пределы государств-участников СНГ товарам, работам, услугам.
В соответствии с разъяснениями ГНС РФ по согласованию с МФ РФ от 25.12.96 № ВЗ-6-03/891 с 26.09.96 для обоснования льготы плательщикам в налоговые органы в обязательном порядке предъявляются, кроме ранее перечисленных, следующие документы:
- выписки из банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица;
- копии транспортных или товаросопроводительных, таможенных, или иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы территорий государств-участников СНГ (с отметками пограничных таможенных органов).
Перечень вышепоименованных документов дан с учетом дополнения № 4 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавочную стоимость", а также с учетом того, что письмо ГНС РФ от 25.12.96 № ВЗ-6-03/891 утратило силу с 02.04.97.
В настоящее время, а именно со 02.04.97 в организации контроля за правомерностью применения льготы необходимо руководствоваться изменениями и дополнениями № 4 к инструкции, в соответствии с которыми:
- налогоплательщики в течение 10 дней с даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, документально информируют налоговый орган, в котором они зарегистрированы, о вывозе товара в указанном режиме;
- налогоплательщики в срок не позднее 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта, представляют в налоговые органы расчеты (декларации) с приложением документов, предусмотренных в п. 22 р.IX Инструкции, подтверждающих реальный экспорт;
- в случае, если налогоплательщики, применившие льготу по экспорту товаров, а также работ и услуг, предусмотренных в подпунктах "а", "б", "в", "е" п. 14 р.VI инструкции, не представят в налоговые органы документы, подтверждающие реальный экспорт, НДС начисляется в общеустановленном порядке.
При отнесении работ и услуг к экспортируемым необходимо руководствоваться следующим:
К экспортируемым относятся только те работы и услуги, которые поименованы в п. 14 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", а именно:
а) услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых грузов;
б) услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом;
в) услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов;
г) услуги по перевозке пассажиров и багажа;
д) услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и другие);
е) обработка давальческого сырья для дальнейшей переработке его в готовую продукцию, вывозимую за пределы территорий государств-участников СНГ;
ж) работы и услуги, оказываемые иностранным лицом: в космическом пространстве, обслуживанию иностранных судов, в российских аэропортах и воздушном пространстве.
В этом же пункте приведен конкретный перечень документов, необходимых для представления в обязательном порядке в налоговые органы для обоснования льготы по НДС.
Все остальные виды работ и услуг при любых обстоятельствах не могут рассматриваться как экспортируемые и имеют свои особенности в порядке исчисления налога на добавленную стоимость.
При возникновении взаимоотношений в части выполнения услуг (работ), если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом, необходимо руководствоваться п. 9 Инструкции № 39, где появилось понятие "место реализации" работ, услуг в соответствии с которым те или иные работы, услуги могут признаваться реализованными на территории РФ или за пределами РФ.
Здесь же дается конкретный перечень таких работ и услуг, а также условия определения места их реализации.
Это касается также деятельности, предусмотренной подпунктом "г" п. 5 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а именно: в случае если при осуществлении перевозок (с учетом покрываемого расстояния) более половины приходится на территорию Российской Федерации, местом реализации таких работ (услуг) признается РФ. С 30.04.97 этот пункт утратил силу. (Закон № 73-ФЗ от 28.04.97).
В соответствии с п. 9 инструкции местом реализации работ (услуг) признается:
а) место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. Это строительные, строительно-монтажные, ремонтные реставрационные работы, работы по озеленению и т.п. услуги;
б) место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом;
в) место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или спорта, либо в иной аналогичной сфере деятельности;
г) место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
Положение подпункта "г" применяется в отношении перечня услуг, приведенных в инструкции (консультационные, рекламные, инжиниринговые, проектно-конструкторские разработки и т.д.).
Местом реализации работ (услуг), не предусмотренных в подпунктах "а" - "д" пункта 5 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", является место осуществления экономической деятельности организации (предприятия), выполняющей эти работы (оказывающей услуги).
Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации (основных) товаров, работ, услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров, работ, услуг.
Документами, подтверждающими место выполнения работ и оказанных услуг, являются:
- контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг;
- акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).
Выручка от реализации работ, услуг указанных в лит. "а", "б", "в", "г" п. 9 инструкции, местом реализации которых не является территория РФ и государств-участников СНГ, не облагается налогом на добавленную стоимость, но при этом в соответствии с предпоследним абзацем лит. "б" п. 20 возмещение НДС производится только по материальным ресурсам, приобретенным на территории РФ и вывезенным в установленном порядке с обязательным получением выручки за реализованные работы (услуги).
Суммы налога, уплаченные поставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории РФ и использованным при производстве вышепоименованных работ и услуг, возмещению из бюджета не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения.
Если местом реализации вышепоименованных работ, услуг является территория РФ, налог на добавленную стоимость исчисляется в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 17 инструкции расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работа, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Однако при этом в соответствии с п. 20 инструкции (последний абзац) суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых является территория государств-участников СНГ, к возмещению (зачету) не принимаются.
При реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ применяется общеустановленный порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

Заместитель начальника
Госналогинспекции по Новосибирской
области - Государственный советник
налоговой службы III ранга
Т.П.ЩЕРБАНЬ





Приложение
к письму Госналогинспекции
по Новосибирской области
от 30.05.97 № ТЩ-24-30/3866

ПРИМЕРЫ:

1. Фирма российская ведет строительные работы для иностранного лица во Франции.
Объемы работ налогом не облагаются. Возмещение НДС производится по вывезенным через границу ТМЦ. По работам, услугам, использованным при осуществлении работ, возмещения нет.
2. Иностранное лицо осуществляет реставрационные работы на территории РФ для российского лица.
Российское предприятие оплачивает НДС за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям. Возмещения по НДС нет, поскольку затраты собираются на 08 счете.
3. Институт ведет научно-исследовательские работы для иностранного партнера.
Отсутствует К-т 68 счета, но и возмещения НДС нет.
4. Российское предприятие оплачивает иностранной фирме услуги по рекламе своей продукции за рубежом.
Денежная сумма, перечисляемая иностранной фирме за оказанные услуги, включается в облагаемый оборот, и налог уплачивается российским предприятием за счет средств, перечисляемых иностранной организации. При этом, если эти приобретенные услуги относятся на издержки производства, то и уплаченный по ним налог следует относить в Д-т счета 68.
5. Предприятие ведет проектно-конструкторские разработки для иностранного партнера. Данные работы - это лишь составная часть заключенного контракта на поставку оборудования на экспорт. Следовательно, по ним нет К-та 68 счета, но есть Д-т 68 счета при условии подтверждения факта экспорта.
6. Российское предприятие ведет работы на территории Казахстана. Есть облагаемая реализация, при этом нет Д-та 68 счета по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru