ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.1997 № 241
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления главы администрации области от 29.07.2002 № 644.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1997 г. № 241
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 24 апреля 1996 года № ФЗ-36) постановляю:
1. Утвердить:
Программу содействия трудоустройству граждан на общественные работы в 1997 году (приложение 1);
"Временное положение об организации общественных работ в Новосибирской области в 1997 году" (приложение 2).
2. Главам территориальных администраций районов и городов области, мэрии г. Новосибирска с учетом социально-экономической ситуации:
осуществить меры по организации общественных работ;
оказывать содействие в предоставлении налоговых и других льгот предприятиям, привлекаемым к организации и проведению общественных работ;
обеспечить информирование населения и руководителей предприятий о проведении общественных работ в районе (городе).
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Киселева В.Н.
Глава администрации
В.П.МУХА
Приложение 1
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 28.04.97 № 241
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН
НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Шинкаренко - начальник управления труда и занятости населения
Александр Кузьмич администрации Новосибирской области;
Гринченко - директор Новосибирского областного центра занятости
Валентин Сергеевич населения.
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ:
Акперов - заместитель директора - начальник отдела организации
Садагат Самидович занятости населения НОЦЗН;
Бабицкая - начальник сводно-аналитического отдела НОЦЗН;
Марина Иосифовна
Гребнев - Начальник информационно-издательского отдела НОЦЗН;
Геннадий Павлович
Попкова - заместитель начальника отдела планирования и учета
Людмила Владимировна НОЦЗН;
Ржанникова - директор Черепановского районного центра занятости
Наталья Алексеевна населения;
Самарова - главный специалист отдела организации занятости
Наталья Петровна населения НОЦЗН;
Польшина - начальник отдела содействия занятости населения
Елена Владимировна Новосибирского городского центра занятости
населения;
Пермяков - заместитель начальника отдела организации занятости
Николай Петрович НОЦЗН;
Федорова - главный специалист-юрист юридического отдела НОЦЗН;
Ирина Анатольевна
Введение
В условиях формирования рыночного хозяйства, структурных преобразований в производственной сфере и сфере услуг продолжается высвобождение и сокращение работников, рост безработицы и, как следствие, повышается напряженность на рынке труда. Одним из методов временного трудоустройства граждан, не имеющих работы, а следовательно, и смягчения сложной ситуации в обществе при массовой безработице могут стать общественные работы.
В настоящее время организация общественных работ регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.91 № 1032-1 и положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Министерства труда и занятости населения от 11.06.92 № 21, которое применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Анализ статистических данных и существующая практика организации общественных работ свидетельствуют, что в настоящее время их активное применение сдерживается целым рядом причин, в частности:
- необходимо определить основные структуры, которые должны принимать участие в организации общественных работ. До сих пор основная нагрузка по организации общественных работ лежала на органах по трудоустройству и центрах занятости населения;
- недостаточно в настоящее время отработан порядок финансирования общественных работ, а также система взаимоотношений как с лицами, привлекаемыми на общественные работы, так и с предприятиями различных форм собственности.
I. Цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение эффективности проведения организуемых общественных работ и усиление заинтересованности граждан участвовать в них.
Ее основные задачи:
- разработка территориальными администрациями районов и городов области планов развития временной занятости и формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ;
- совершенствование порядка и условий направления всех желающих незанятых граждан на общественные работы;
- совершенствование механизма финансирования общественных работ за счет средств предприятий, учреждений, организаций, а также средств местного бюджета и фонда занятости населения.
Реализация этих и других мер позволит устранить многие причины, сдерживающие развитие общественных работ, и повысить эффективность их организации в области.
II. Итоги проведения общественных работ
и трудоустройства подростков в возрасте
14 - 18 лет на временную работу в 1996 году
Для того чтобы предоставить незанятым гражданам в период активного поиска постоянного места работы возможность для временной занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе, и для снижения общей социальной напряженности, областным центром занятости населения была разработана и реализована "Программа организации и проведения в Новосибирской области общественных работ в 1996 году", утвержденная Постановлением главы администрации области от 29.03.96 № 180.
Необходимость этой работы вытекала из результатов анализа ситуации прошлых периодов. Стало очевидным падение темпов роста численности участников общественных работ и сохранения общего числа участников на уровне около 3 тыс. чел.
Во исполнение Постановления главы администрации области в городах и районах области были приняты собственные постановления по организации общественных работ в 1996 году, подготовленные совместно с центрами занятости населения. В перечнях мероприятий, утвержденных данными постановлениями, были определены предприятия для проведения общественных работ, виды и объемы работ, а также необходимые меры по ориентации безработных граждан на участие в них.
По прогнозу на 1996 год предполагалось участие в общественных работах 5,7 тысячи человек. За I полугодие 1996 года прогноз-задание Программы было выполнено на 43,4%, но после изменения Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" темпы начали падать. В итоге за год в общественных работах приняли участие 3582 человека, что значительно больше, чем в 1995 году (2409 человек), но меньше прогнозируемой величины. При этом удалось остановить падение темпа роста численности участников (см. приложение).
Приоритетные направления организации общественных работ, их объемы и виды определялись исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населения и необходимости развития социальной инфраструктуры в конкретном районе, городе.
Наиболее характерными видами общественных работ в Новосибирской области являлись работы сельскохозяйственного профиля, вспомогательные работы в строительстве, благоустроительные работы, работы социального характера (помощь престарелым, уход за больными, инвалидами, работа в дошкольных учреждениях).
Среди граждан, занятых на общественных работах, основную долю составляли те, кто длительное время состоял на учете в связи с отсутствием возможности трудоустроиться по имеющейся профессии и нежеланием менять профессию по разным причинам (возрасту или состоянию здоровья).
Состав граждан - участников
общественных работ по категориям
Почти четверть участвовавших в общественных работах (530 чел.) имели высшее или среднее специальное образование.
Финансирование общественных работ в 1996 году производилось из средств предприятий, для которых выполнялись эти работы, средств местного бюджета и средств государственного фонда занятости. В 1996 году на финансирование общественных работ израсходовано из средств фонда занятости 1271,0 млн. рублей, в т.ч. на заработную плату - 1202,9 млн. рублей. В расчете на 1 участника расходы составляют 354,8 тыс. руб., в том числе на заработную плату - 335,8 тыс. руб.
Постановлением главы администрации Новосибирской области от 29.03.96 № 180 рекомендовано на уровне городов и районов области принять решение о льготном налогообложении предприятий, активно содействующих временной занятости граждан, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты. Такие решения приняты администрациями гг. Бердска, Новосибирска, Искитимского района.
Анализ выполнения областной программы организации оплачиваемых общественных работ в 1996 году показал ее действенность, положительные и отрицательные стороны, поэтому принято решение о разработке и внедрении Программы-97 с принципиально новой концепцией, что по предварительным прогнозам может дать значительный прирост численности участников общественных работ в области.
Трудоустройство подростков (от 14 до 18 лет) на временную работу. В областной региональной программе содействия занятости населения самостоятельный раздел посвящен организации трудоустройства несовершеннолетних граждан. Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков, Программой намечаются меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:
- квотирование и создание (при участии службы занятости) рабочих мест;
- организация в действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов по обучению молодежи профессиям, способствующим развитию самозанятости;
- организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на рынке труда;
- организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в жилищно-коммунальном, сельском хозяйствах, торговле, строительстве.
Анализ показателей летней занятости подростков свидетельствует о том, что в 1996 году сохранились основные тенденции предшествующих лет. И есть все основания полагать, что данное направление работы с несовершеннолетними будет развиваться, охватывать большее количество молодежи.
Целенаправленные меры, принимаемые городскими и районными центрами занятости населения, както: выход с предложениями в территориальную администрацию по организации летней занятости несовершеннолетних; установление контактов с органами народного образования, комитетами и отделами по делам молодежи, руководителями предприятий и организаций; активный подбор подходящей работы; активное использование средств массовой информации и т.п., позволили трудоустроить в 1996 году 15468 подростков в возрасте 14 - 17 лет, из них 14940 чел. были трудоустроены на условиях временной занятости, 99 чел. - на свободные рабочие места, 22 чел. - на квотированные рабочие места.
Наиболее успешно работу по временному трудоустройству подростков провели руководители ЦЗН:
- городов: Барабинска (647 чел.), Новосибирска (7339 чел.), Татарска (550 чел.), Искитима (449 чел.), Оби (396 чел.);
- районов: Краснозерского (3386 чел.), Новосибирского (820 чел.), Искитимского (590 чел.), Черепановского (5441 чел.).
В ряде районов области комитеты (отделы) по делам молодежи организовали ярмарки вакансий рабочих мест для молодежи на летний период, что существенно помогло в организации трудоустройства несовершеннолетних граждан.
В г. Новосибирске работают две специализированные организации по занятости молодежи - "БАЛЬТИЗ" и "СИЗАМ-СЕРВИС", финансируемые соответственно мэрией г. Новосибирска и областной администрацией. Служба информации и занятости молодежи "СИЗАМ-СЕРВИС" ведет не только прием и консультирование молодежи, но и работает над целевым подбором кадров для предприятий города Новосибирска и других регионов, проводит анкетирование с целью выявления желаний, возможностей молодых людей трудиться в той или иной сфере деятельности. Создан консультационный пункт для абитуриентов, где собрана информация о всех учебных заведениях области, а также работает система правовой помощи студентам и учащимся учебных заведений г. Новосибирска.
Финансирование мероприятий по организации труда подростков осуществлялось из местного бюджета, фонда занятости и из средств работодателей. Средства из бюджета и от работодателей идут на организацию рабочих мест для подростков. Заработная плата, в основном, выплачивалась за счет средств фонда занятости. Всего из фонда занятости израсходовано за 1996 год на это направление 1926,4 млн. руб., в том числе 1899,4 млн. руб. - на зарплату (на 1 подростка 14 - 17 лет в среднем приходится 127,2 тыс. руб.).
В Черепановском районе при поддержке местных администраций и работодателей в летний период на временных работах было занято более 5 тыс. школьников. Подростки работали на прополке плантаций сада и уборке урожая. Большая часть школьников выполняла работы по ремонту школ, уходу за сельскохозяйственными культурами на приусадебных участках, по благоустройству райцентра. Кроме того, многие трудились на местных предприятиях. Из подростков, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, были созданы бригады по благоустройству городского парка. Школьникам обеспечивалось ежедневное бесплатное питание.
В Сузунском районе в Дом культуры на период летних каникул приглашались школьники, желающие освоить профессии киномеханика, методиста, диск-жокея. Подростки принимали участие в проведении различных мероприятий. В библиотеке ребята обучались переплетному делу. Центр занятости оплатил работу подростков.
III. Перспективы развития временной
занятости населения на 1997 год
Учитывая современное состояние рынка труда и развитие процессов люмпенизации населения, рынок, ориентированный на прибыль, несомненно, обнаружит большой избыток и профессиональную непригодность значительной части рабочей силы, занятой ныне в общественном производстве.
В условиях усиливающегося напряжения и крайне ограниченных возможностей экономической и социальной защиты безработных организация временной занятости граждан и создание временных рабочих мест на базе общественных работ на ближайшую перспективу должны стать важными направлениями в работе законодательной и исполнительной властей, профсоюзов, работодателей, государственной службы занятости населения.
2.1. Организация временной занятости подростков. Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, дающих постоянную работу. Реализация Программы содействия временному трудоустройству позволит предоставить незанятым подросткам на период активного поиска постоянного места работы возможности для временной занятости, обеспечить поддержание их доходов.
В течение года предполагается трудоустроить на временные работы 21,5 тысячи несовершеннолетних граждан. При этом приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
2.2. Создание временных рабочих мест на базе общественных работ. В 1997 году создание работодателями временных рабочих мест будет одним из приоритетных направлений в деятельности территориальных администраций районов, городов области и служб занятости населения, так как представляет возможность обеспечить части граждан, испытывающих затруднения с трудоустройством, временную занятость в период поиска постоянного места работы. Преимущественное право на участие в общественных работах имеют, как правило, безработные с длительным периодом безработицы, молодежь, подростки, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, а также без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы. В 1997 году расширятся объемы и виды общественных работ, возрастет их экономическая эффективность.
Для решения этой задачи предполагается:
- оказать содействие в подготовке нормативных актов (постановлений глав территориальных администраций, решений комиссий по предотвращению критических ситуаций на рынке труда, координационных комитетов содействия занятости населения) об организации общественных работ с определением приоритетных направлений, объемов, источников финансирования;
- организовать работу по заключению договоров с предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности, на базе которых будут проводиться общественные и временные работы, осуществлять контроль за соблюдением договорных обязательств;
- оказать организационно-методическую помощь городским и районным центрам занятости в проведении общественных работ и организации временных рабочих мест;
- используя банк данных, содействовать безработным и ищущим работу гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных и временных работах, в выборе подходящего вида работы с учетом их возрастных, физических возможностей;
- разработать порядок финансирования и предоставления льгот предприятиям, учреждениям, организациям, содействующим организации и проведению общественных работ;
- обобщить опыт работы ряда территориальных центров занятости по проведению оплачиваемых общественных работ, временной занятости учащихся в период летних каникул;
- содействовать созданию специализированных предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места для проведения общественных работ.
По прогнозу на 1997 год к общественным работам на созданные рабочие места будет привлечено 5,8 тысячи человек, в том числе 3,9 тыс. безработных. Количество участников общественных работ может быть больше, если территориальные администрации городов и районов области определят своими постановлениями конкретные виды общественных работ для участия в них по направлениям центров занятости населения подростков в летнее каникулярное время. В этом случае количество участников общественных работ составит 15 - 16 тысяч человек. Предполагаемая сумма затрат из фонда занятости составит 1,5 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 5,0 млрд. рублей.
Основные виды общественных работ:
- благоустройство, уборка и озеленение территории населенных пунктов, дорожные работы;
- погрузочно-разгрузочные, подсобные и другие неквалифицированные работы;
- мелкорозничная торговля, бытовое обслуживание, переборка, фасовка плодоовощной продукции;
- уход за больными, престарелыми и инвалидами, работы по перерасчету пенсий и пособий;
- распространение газет, лотерейных билетов, технические работы на предприятиях культуры, работа торговых агентов, интервьюеров;
- уборка помещений, прилегающих территорий, мелкие ремонтные и подсобные работы для подростков.
В соответствии с запросами и потребностями работодателей сфера применения общественных работ может быть расширена.
IV. Правовые аспекты регулирования
временной занятости и общественных работ
Для эффективного регулирования организации общественных работ предусматривается активное использование существующей правовой базы и дополнение ее нормативными актами, позволяющими осуществлять выполнение областной программы.
Ведущими факторами правового обеспечения общественных работ должны стать систематическое правовое обучение работников областного центра занятости, практическая правовая помощь специалистам и руководителям городских и районных центров занятости населения, контроль за исполнением и правильным применением законов и других нормативных актов, регулирующих организацию общественных работ.
Механизм правового регулирования организации общественных работ включает в себя следующие мероприятия:
- организацию регулярной правовой учебы руководителей и специалистов районных и городских служб занятости населения, осуществляющих применение законодательства о занятости населения на практике;
- проведение юридических консультаций работников службы занятости, работников кадровых служб и руководителей предприятий, в которых организуются общественные работы;
- разработку и издание нормативных и методических документов, информационных материалов, в том числе:
а) "Положения об организации общественных работ в Новосибирской области";
б) примерных образцов договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ для применения в практической деятельности;
- систематический контроль за соблюдением и правильным применением работниками службы занятости населения законодательства, регулирующего организацию общественных работ;
- оказание правовой помощи органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам на местах в подготовке проектов договоров.
V. Взаимодействие службы занятости
с другими организациями
В работе по содействию временному трудоустройству граждан и проведению общественных работ органы службы занятости населения будут активно взаимодействовать с другими государственными органами, а также негосударственными и общественными организациями, в том числе комитетами по делам молодежи, учебными заведениями, работодателями.
Положительный опыт совместной работы службы занятости населения с комитетом по делам молодежи накоплен в г. Новосибирске. В осенний и летний периоды городским центром занятости совместно со специализированными организациями по занятости молодежи "СИЗАМ-СЕРВИС" и "БАЛЬТИЗ" создаются специализированные сезонные рабочие места для несовершеннолетних в учебно-производственных комбинатах, на объектах благоустройства города и сельскохозяйственных работах. Заказчиками работ выступают управление садово-паркового хозяйства города, овощные базы, предприятия, заключившие договоры с подшефными хозяйствами.
В 1997 году предусматривается разнообразить виды работ. Это будут вспомогательные работы, связанные с деревообработкой, металлообработкой, швейным производством, строительством и т.д. Заказчиком таких работ является комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска.
Программа предусматривает систему мер по улучшению взаимодействия служб занятости Барабинского, Татарского, Новосибирского, Черепановского, Болотнинского, Чулымского, Сузунского и других районов, а также гг. Искитима, Бердска, Оби с работодателями, районными отделами образования, комитетами по делам молодежи. Основной целью такого взаимодействия является создание новых рабочих мест для молодежи и лиц, не имеющих постоянного места работы.
VI. Условия реализации Программы
Основные программные мероприятия, оценка сроков их выполнения и финансовых затрат проводилась с учетом того, что по всем направлениям социально-экономической жизни предполагаются положительные сдвиги, и не произойдет резких изменений, выходящих за рамки основного прогнозного сценария на 1997 год.
В случае реализации максимально неблагоприятного варианта развития ситуации на рынке труда возможен дефицит бюджета фонда занятости. В данной ситуации усиление внимания службы занятости к активным формам действий на рынке труда будет ограничено величиной фонда занятости, так как увеличатся расходы на материальную помощь безработным и выплату пособий.
При этом финансирование общественных работ должно производиться за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, средств местного бюджета и привлечения, при необходимости, средств фонда занятости.
В период участия граждан из числа безработных в общественных работах им устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице или минимальная оплата труда, установленная законодательством, при этом со дня заключения срочного трудового договора на участие в общественных работах максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать шести месяцев. Доплаты к заработку должны будут производится за счет средств местных бюджетов и фонда занятости.
Приоритетным правом финансирования Программы содействия трудоустройству граждан на общественные работы из средств фонда занятости пользуются города и районы области с напряженной ситуацией на рынке труда.
VII. Мероприятия по содействию временному
трудоустройству граждан и организации
общественных работ на 1997 год
----T----------------------------T---------------T------T----------T--------------¬
¦ № ¦ Содержание ¦ Исполнители ¦Сроки ¦Источники ¦ Результат ¦
¦п/п¦ ¦ ¦испол-¦финанси- ¦ работы ¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦рования ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦1. ¦Разработать и ввести в ¦Областная ¦1-е ¦Областной ¦Положение о ¦
¦ ¦области порядок ¦администрация, ¦полу- ¦бюджет ¦налоговых и ¦
¦ ¦предоставления льгот для ¦областной Совет¦годие ¦ ¦других ¦
¦ ¦экономического поощрения ¦депутатов, ¦ ¦ ¦экономических ¦
¦ ¦работодателей, создающих ¦Управление ¦ ¦ ¦льготах ¦
¦ ¦временные рабочие места на ¦финансов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базе общественных работ по ¦налоговой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приоритетным направлениям, в¦политики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том числе: ¦Управление ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- по отраслям и сферам ¦труда и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приложения труда; ¦занятости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- по слабозащищенным ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальным группам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦2. ¦Разработать предложения по ¦Управление ¦2 кв. ¦Фонд ¦Предложения ¦
¦ ¦организации оплачиваемых ¦труда и ¦ ¦занятости,¦для ¦
¦ ¦общественных работ в 1997 г.¦занятости ¦ ¦соответ- ¦рассмотрения ¦
¦ ¦В этих целях: ¦населения ¦ ¦ствующие ¦на комиссии ¦
¦ ¦- на основе анализа и ¦администрации ¦ ¦бюджеты ¦областной ¦
¦ ¦прогноза спроса и ¦области, ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦предложения на рабочую силу ¦администрации ¦ ¦ ¦по ¦
¦ ¦определить конкретные виды ¦городов и ¦ ¦ ¦предотвращению¦
¦ ¦оплачиваемых общественных ¦районов, центры¦ ¦ ¦критических ¦
¦ ¦работ, а также предприятия, ¦занятости ¦ ¦ ¦ситуаций на ¦
¦ ¦где могут быть организованы ¦населения, ¦ ¦ ¦рынке труда ¦
¦ ¦эти работы; ¦профсоюзные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- организовать учет граждан,¦органы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направляемых на выполнение ¦работодатели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплачиваемых общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ, объемов выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественных работ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществить контроль за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соблюдением работодателями и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданами условий срочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудовых договоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦3. ¦Разработать предложения по ¦Органы службы ¦2 кв. ¦Фонд ¦Совершенство- ¦
¦ ¦совершенствованию ¦занятости, ¦ ¦занятости ¦вание ¦
¦ ¦статистического учета ¦органы ¦ ¦ ¦статисти- ¦
¦ ¦занятости на оплачиваемых ¦статистики, ¦ ¦ ¦ческого учета ¦
¦ ¦общественных работах ¦работодатели ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦4. ¦Создать на базе школ, ¦Территориальные¦Пос- ¦Соответ- ¦Создание ¦
¦ ¦межшкольных учебно- ¦администрации ¦тоянно¦ствующие ¦дополнительных¦
¦ ¦производственных комбинатов ¦городов и ¦ ¦бюджеты ¦рабочих мест ¦
¦ ¦и ПУ центры трудовой ¦районов области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптации молодежи, малые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия, товарищества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного характера,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлекающие учащихся, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодежь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦5. ¦Принимать предусмотренные ¦Областной центр¦Пос- ¦ - " - ¦ ¦
¦ ¦законом и договорами меры по¦занятости ¦тоянно¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечению выполнения ¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями независимо от ¦центры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦форм собственности договоров¦занятости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦об организации общественных ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ ¦районов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦городов области¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦6. ¦Информировать население о ¦Территориальные¦Пос- ¦ - " - ¦ ¦
¦ ¦законодательстве по вопросам¦администрации, ¦тоянно¦ ¦ ¦
¦ ¦содействия временному ¦ОЦЗН, ЦЗН ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудоустройству граждан и ¦городов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения общественных ¦районов области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ (с помощью средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массовой информации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦7. ¦Проводить учебу работников ¦Областной центр¦Пос- ¦Фонд ¦ ¦
¦ ¦центров занятости населения,¦занятости ¦тоянно¦занятости,¦ ¦
¦ ¦кадровых служб предприятий, ¦населения ¦ ¦местные ¦ ¦
¦ ¦учреждений, организаций по ¦ ¦ ¦бюджеты ¦ ¦
¦ ¦изучению и применению на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практике Закона РФ "О ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятости населения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦временного положения об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации в Новосибирской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области общественных работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утвержденного администрацией¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦8. ¦Обеспечить центры занятости ¦Областной центр¦Пос- ¦Фонд ¦ ¦
¦ ¦населения необходимыми ¦занятости ¦тоянно¦занятости ¦ ¦
¦ ¦нормативными материалами и ¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридической литературой ¦территориальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦городов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦районов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦9. ¦Разработать примерные ¦Областной центр¦2 кв. ¦Фонд ¦Примерные ¦
¦ ¦договоры по организации ¦занятости ¦ ¦занятости ¦договоры на ¦
¦ ¦общественных работ и ¦населения ¦ ¦ ¦организацию и ¦
¦ ¦определить механизм их ¦ ¦ ¦ ¦проведение ¦
¦ ¦реализации в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦общественных ¦
¦ ¦действующим Законом РФ о ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦
¦ ¦занятости населения, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимых случаях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использовать систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимозачетов с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работодателями, имеющими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задолженность по платежам в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фонд занятости населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦10.¦Информировать население, ¦Областной центр¦Пос- ¦Местные ¦Материалы ¦
¦ ¦работодателей и органы ¦занятости ¦тоянно¦бюджеты ¦средств ¦
¦ ¦местного самоуправления о ¦населения и ¦ ¦ ¦массовой ¦
¦ ¦реализации Программы ¦территориальные¦ ¦ ¦информации ¦
¦ ¦организации и проведения ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественных работ через ¦городов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронные и печатные ¦районов области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства массовой информации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦11.¦Регулярно проводить ¦Областной центр¦ -"- ¦Фонд ¦ ¦
¦ ¦пресс-конференции, "круглые ¦занятости ¦ ¦занятости ¦ ¦
¦ ¦столы", "прямой эфир" через ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства массовой информации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦о ходе реализации Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения оплачиваемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦временных и общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦12.¦Изучать, обобщать и ¦Областной центр¦Пос- ¦ - " - ¦ ¦
¦ ¦распространять опыт и ¦занятости ¦тоянно¦ ¦ ¦
¦ ¦практику работы ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦администраций районов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦городов и работодателей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организующих общественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы, обеспечить широкое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освещение этого направления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы в СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦13.¦Организовать выпуск ¦Областной центр¦ -"- ¦Фонд ¦Справочно- ¦
¦ ¦бюллетеней, буклетов, ¦занятости ¦ ¦занятости ¦информационная¦
¦ ¦листовок и другой ¦населения и ¦ ¦ ¦продукция ¦
¦ ¦справочно-информационной ¦территориальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции, раскрывающей ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работу служб занятости по ¦городов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации и проведению ¦районов области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---------------+------+----------+--------------+
¦14.¦Обеспечить постоянное ¦Областной центр¦Весь ¦Фонд ¦Печатные ¦
¦ ¦пополнение справочно- ¦занятости ¦период¦занятости ¦материалы по ¦
¦ ¦информационного фонда (СИФа)¦населения ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦НОЦЗН печатными материалами ¦ ¦ ¦ ¦временных ¦
¦ ¦по проблемам организации ¦ ¦ ¦ ¦общественных ¦
¦ ¦временных и общественных ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦
¦ ¦работ, получаемых из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональных ЦЗН, и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знакомить с ними ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководителей и специалистов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всех подразделений областной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы занятости населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+---------------+------+----------+---------------
ПРИЛОЖЕНИЯ
К ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
ГРАЖДАН НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ
Приложение 1
Динамика и темпы роста численности участников
общественных работ (ОР) в 1993 - 96 гг.
Рисунок не приводится.
Динамика количества граждан, поставленных на учет.
Доля числа участников ОР в общей численности граждан,
поставленных на учет службой занятости (%)
Рисунок не приводится.
Таблица № 1
Предполагаемые финансовые расходы на проведение
общественных работ и временной занятости в 1997 году
<*> Прогноз центров занятости по статье расходов "Временная занятость и общественные работы".
<**> Из расчета 1 млн. руб. на одного участника при средней продолжительности занятости на общественных работах 2,5 месяца.
Таблица № 2
Прогноз уровня занятости граждан на общественных работах
по городам и районам Новосибирской области на 1997 год.
Финансовые затраты из фонда занятости на их
организацию и проведение
Прогноз видов общественных работ в 1997 году.
Занятость участников работ.
Долевое финансирование организации и проведения
общественных работ в 1997 году
Приложение 2
Утверждено
Постановлением
главы администрации области
от 28.04.97 № 241
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1997 ГОДУ
При организации общественных работ необходимо руководствоваться действующим законодательством о занятости населения Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года № 314 "Об организации общественных работ" и настоящим положением.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки, организуемые в целях обеспечения временной занятости населения.
Не допускается под видом общественных работ использовать имеющиеся постоянные рабочие места и вакантные должности.
1.2. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций.
II. Порядок и условия организации
общественных работ
2.1. Территориальные Советы депутатов районов и городов Новосибирской области по предложению и при участии органов службы занятости принимают решения об организации общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их форм собственности (в дальнейшем именуемые предприятия).
Этими решениями определяются:
а) приоритетные направления организации общественных работ, их объемы и виды, исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населения и необходимости развития социальной инфраструктуры на конкретной территории.
Основными видами общественных работ могут быть признаны:
- озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- осуществление мер экологического оздоровления регионов, в том числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;
- подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов и т.п.);
- ирригационные работы;
- отдельные работы при строительстве дорог, водопроводных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
- отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;
- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;
- восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;
- другие доступные виды трудовой деятельности.
б) предприятия муниципальной собственности, которые привлекаются к организации и проведению общественных работ, а также условия, способствующие развитию этих видов работ на других предприятиях, независимо от их форм собственности и хозяйствования;
в) льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты, а также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и субвенций;
г) дополнительные льготы и социальные гарантии, сверх установленных законодательством о занятости населения, лицам, принимающим участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;
д) порядок и условия решения организационно-технических мероприятий при организации и проведении общественных работ (обеспечение служебными помещениями, средствами транспорта, связи и т.п.).
2.2. В целях реализации решений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:
- анализируют состояние рынка труда и состав безработных граждан, участвующих в общественных работах;
- выявляют спрос и предложения на участие в общественных работах;
- осуществляют сбор информации о возможности организации на предприятиях региона общественных работ, определяют совместно с ними виды, объемы и сроки выполнения работ, порядок их финансирования, условия и формы оплаты труда, а также согласовывают требования, предъявляемые к работникам;
- содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных работах, в выборе вида работ, исходя из их возрастных характеристик, физических и иных возможностей;
- готовят предложения территориальным администрациям городов областного значения, районов области по созданию специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ;
- решают совместно с территориальными администрациями городов и районов Новосибирской области вопросы финансирования общественных работ и в случае необходимости вносят предложения в территориальные Советы депутатов о выделении дотаций, субвенций и субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);
- заключают с предприятиями договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ;
- вносят в установленном порядке предложения по предоставлению льгот по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты;
- информируют население и предприятия о порядке проведения в регионе общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, а также льготах, предоставляемых при выполнении таких работ.
2.3. Организация и проведение общественных работ может предусматривать применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени.
2.4. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми между:
- органами службы занятости и территориальными администрациями городов и районов Новосибирской области;
- органами службы занятости и предприятиями региона;
- предприятиями и гражданами, выполняющими отдельные виды и объемы общественных работ по направлению органов службы занятости;
- специализированными предприятиями и предприятиями региона;
- специализированными предприятиями, органами службы занятости и предприятиями региона.
Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями данного региона с целью совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. При этом на орган службы занятости возлагается обязанность по направлению на предприятия граждан для выполнения работ, предусмотренных договорами, информирование населения о возможности их участия в этих работах.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.
В случае финансирования общественных работ за счет средств фонда занятости населения органы службы занятости осуществляют контроль за их использованием.
III. Направление граждан на общественные работы
3.1. Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудового законодательства.
3.2. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
3.3. При направлении граждан на общественные работы службой занятости им выдается "направление на работу" установленного образца с пометкой в разделе "на должность (рабочее место)" - "на общественные работы".
3.4. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодателем заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
3.5. Безработный гражданин, направленный службой занятости на общественные работы, снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора на срок более 1 месяца.
В случаях, если срочный трудовой договор на участие в общественных работах заключен с безработным гражданином на срок не более одного календарного месяца, он не снимается с учета в органах службы занятости в качестве безработного с сохранением ему выплаты пособия по безработице за счет средств местного бюджета.
3.6. Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы службы занятости для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы включаются в общий трудовой стаж в соответствии с записью в трудовой книжке, но не считаются последним местом работы и при подборе подходящей работы не учитываются.
3.7. Отказ гражданина от участия в общественных работах не является основанием для признания, что ему предложена "подходящая" работа.
3.8. Предприятие не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости, в приеме на общественные работы, организация и проведение которых финансируется за счет средств местного бюджета или привлечения средств фонда занятости населения.
IV. Оплата труда безработных граждан,
занятых на общественных работах
4.1. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ.
Предприятия вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а также предоставлять таким работникам иные льготы и преимущества.
4.2. При использовании гибких форм организации труда, неполного рабочего времени, работе в ночное время оплата труда производится в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Гражданам из числа безработных, с которыми заключен срочный трудовой договор на участие в общественных работах на срок более одного календарного месяца, устанавливаются доплаты к заработку в следующем порядке:
- за счет средств фонда занятости в размере причитавшегося им пособия по безработице. При этом максимальный период предоставления доплат за счет средств фонда занятости в суммарном исчислении не должен превышать шести календарных месяцев;
- за счет средств местного бюджета в случае направления на общественные работы безработных граждан, не получающих пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом "О занятости населения в Российской Федерации" периода выплаты пособия по безработице, в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом максимальный период предоставления доплат за счет средств местного бюджета в суммарном исчислении не должен превышать шести календарных месяцев;
- за счет средств местного бюджета в случае истечения в период участия в общественных работах граждан из числа безработных периода, в который им причитались доплаты к среднему заработку за счет средств фонда занятости, в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом максимальный период предоставления доплат за счет средств фонда занятости и средств местного бюджета в суммарном исчислении не должен превышать шести месяцев.
4.4. Основанием для распоряжения руководителя органа службы занятости о производстве доплаты к заработку гражданина, занятого на общественных работах, является:
- уведомление о приеме на работу (отрывной талон рекомендательного письма);
- выписка из приказа о приеме на работу;
- справка от работодателя о фактической продолжительности трудовой деятельности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени.
4.5. Доплата к заработку производится ежемесячно, за каждый календарный день, путем перечисления сумм на лицевой счет гражданина.
Данные доплаты не производятся в периоды временной нетрудоспособности, прогулов.
4.6. Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся все виды удержаний.
4.7. Безработным гражданам, направленным на общественные работы в период приостановки выплаты пособия, доплата к заработку за счет средств фонда занятости производится по истечении периода приостановки.
V. Порядок финансирования общественных работ
5.1. Финансирование общественных работ производится за счет средств предприятия, для которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости населения.
5.2. Основным источником финансирования общественных работ являются средства предприятий, для которых выполняются эти работы.
Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социального и экономического развития территорий, а также за счет целевого финансирования из других источников.
В необходимых случаях к финансированию общественных работ привлекаются средства фонда занятости населения в размерах, определяемых сметами расходов органов службы занятости по статье "общественные работы".
Средства фонда занятости населения привлекаются для финансирования общественных работ, организуемых для безработных граждан.
5.3. Финансирование общественных работ в сфере развития социальной инфраструктуры может также строиться на основе добровольного объединения средств предприятий, местного бюджета, пожертвований граждан, благотворительных взносов. Такое объединение средств и возможностей оформляется соответствующим решением территориальных администраций городов и районов Новосибирской области либо договором.
5.4. При выделении предприятиям на организацию и проведение общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо при недобросовестном выполнении предприятием принятых на себя обязательств (отказ в приеме, необоснованные требования к гражданам, нарушение условий договоров и т.п.) предусматривать возврат вложенных средств, а при предоставлении налоговых льгот предприятиям - их отмену.
Условия возврата средств регламентируются заключаемыми договорами, а отмена налоговых льгот осуществляется в установленном законодательством порядке.
VI. Осуществление контроля за организацией
общественных работ
6.1. Органы службы занятости при организации общественных работ осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы, а также предоставляют работодателю сведения о производимых гражданами доплатах в размере причитавшегося пособия.
6.2. Контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными организациями в части организации и выполнения общественных работ осуществляется соответствующими органами службы занятости, а также другими государственными органами в установленном законодательством порядке.