Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"Вопрос: Счета-фактуры при расчетах по НДС."

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 3, 1997






Вопрос: Счета-фактуры при расчетах по НДС.

Ответ: Применяемая в нашей стране практика взимания налога на добавленную стоимость далеко не совершенна и отличается от общепринятой во всех странах дальнего зарубежья, которые в разное время ввели его у себя. Это обстоятельство ведет к недобору значительных сумм в бюджет и затрудняет совершенствование механизма взимания налога.
В настоящее время согласно пункту 2 статьи 8 Закона РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с учетом последующих изменений и дополнений плательщики налога на добавленную стоимость имеют право выбора метода учета выручки для целей налогообложения, который заключается в том, что датой совершения оборота считается либо день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банка (или в кассу), либо дата отгрузки товара (выполнения работы, услуги) и предъявления покупателям расчетных документов. Чтобы перейти на единую методологию исчисления и уплаты в бюджет НДС в производственной и непроизводственной сферах экономики, в том числе в торговле и общественном питании, где облагаемым оборотом должны быть не надбавки к ценам или разница в ценах, как сейчас, а весь объем реализации с возмещением входного налога, надо отказаться от "кассового" метода взимания налога, то есть по мере поступления денежных средств к налогоплательщику за реализованные товары (работы, услуги). А для этого необходимо внедрить систему самоначисления НДС, суть которой состоит в том, что каждый продавец одновременно является и покупателем, что позволит налогоплательщикам осуществлять взаимный контроль за объемами реализации и начисления НДС. Для реализации метода самоначисления требуется осуществить использование системы счетов-фактур, а также ведение налогоплательщиками отдельных журналов регистрации покупок и продаж в качестве дополнительных бухгалтерских книг, которые применяются в мировой практике.
С этой целью Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ" Правительству Российской Федерации было поручено подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, предусматривающего переход к определению налогооблагаемого оборота в целях уплаты налога на добавленную стоимость на основе использования счетов-фактур. Однако это положение в нашем налоговом законодательстве так и не было реализовано. Поэтому Указом Президента РФ от 08.05.96 г. № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" установлен срок перехода на указанный метод - с 1 января 1997 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 утвержден порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Этим должен быть обеспечен переход к определению облагаемого оборота только на основе даты отгрузки товаров, а не поступления денежных средств за них на расчетный счет или в кассу. Но этот порядок должен быть реализован через изменение налогового законодательства. Поэтому на сегодня пока сохраняется исчисление налога на добавленную стоимость в действующем порядке исходя из стоимости реализованной продукции (работ, услуг), определяемой в соответствии с учетной политикой, принятой на предприятии - по мере отгрузки или по мере оплаты. В связи с этим исчисление и уплата налога на добавленную стоимость с 1 января 1997 года по-прежнему осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. "О налоге на добавленную стоимость" с последующими изменениями и дополнениями, а также постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914, которым определено, что плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не облагаемых налогом, составляют специальные счета-фактуры при расчетах по НДС и ведут учет их в книгах продаж и книгах покупок, являющихся средством дополнительного контроля за правильностью и полнотой уплаты в бюджет налога.
Другие предприятия и организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе предприниматели без образования юридического лица, указанные документы первичного бухгалтерского учета не составляют и не ведут. Но при этом для всех хозяйствующих субъектов сохраняются действующие формы первичных бухгалтерских и расчетных документов, включая счета и счета-фактуры № 868 и № 868А. За несоставление и неиспользование налоговых счетов-фактур как дополнительных учетно-контрольных официальных документов первичного бухгалтерского учета плательщики несут ответственность, предусмотренную пунктом 1 "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом последующих изменений и дополнений.
Вводимые налоговые счета-фактуры, книги учета продаж и покупок не отменяют действующий порядок первичного и бухгалтерского учета хозяйственно-финансовых операций. Это первый, но очень важный шаг к отделению налогового учета от бухгалтерского, построенного на основе метода двойной записи.
Налоговые счета-фактуры являются документами для управления сбором НДС, поскольку в них регистрируется каждая продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) как облагаемых, так и необлагаемых налогом. На их основе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет поставщиками (продавцами), а также разрешенная сумма вычета (зачета) налога у покупателя (зарегистрированного плательщика).
Более подробно порядок применения счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года изложен в совместном письме Госналогслужбы и Минфина Российской Федерации от 25.12.96 г. № ВЗ-6-03/890; № 109 (опубликовано в "Эпиграфе", № 1 за этот год).
Что должно в перспективе измениться по сравнению с действующим порядком исчисления налога на добавленную стоимость?
Ведение дополнительных книг учета продаж и покупок как системы бухгалтерского учета для НДС облегчает (не дублируя при этом) всю систему бухгалтерской отчетности на предприятии, поскольку регистрация покупок и продаж в основных бухгалтерских книгах может производиться с использованием итоговых сумм, указанных в книгах учета данных по налогу на добавленную стоимость.
Кроме этого они дают техническое обоснование экономическому содержанию данного налога, а установленный порядок ведения записей позволит в будущем ввести упрощенную декларацию по НДС. Для налоговых органов наличие отдельных книг учета данных по налогу на добавленную стоимость значительно облегчает проведение проверок, что в целом повысит уровень эффективности всей работы.
В случае принятия Государственной думой предложенной Правительством методики расчета НДС на основе даты отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных документов, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, будет определяться в виде разницы между суммами налога, начисленными по отгруженным товарам (выполненным работам, услугам) на основании счетов-фактур, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам по оприходованным на основании счетов-фактур материальным ресурсам (выполненным работам, услугам), относимым на издержки производства и обращения. В последующем такая система стабилизируется и прирост налога может быть только за счет реальной добавленной стоимости.

Начальник отдела
методологии косвенных налогов
Государственной налоговой инспекции
по Новосибирской области -
Советник налоговой службы I ранга
Н.П.ПЕКЕЛЬНИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru