Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГНИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.06.1996 № МШ-10-13/3836
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоги в дорожные фонды": нормативные документы, разъяснения, ответы на вопросы. Государственные внебюджетные фонды. - Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 1998. - 140 с.






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 24 июня 1996 г. № МШ-10-13/3836

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
НАЛОГОВ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ <*>

   --------------------------------

<*> Вопросы относятся к пунктам Инструкции от 15.05.95 г. № 30 до внесения изм. и доп. № 6.

Направляем ответы Госналогслужбы РФ на наши вопросы, доведенные письмом управления государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и доходов от приватизации Госналогслужбы РФ № 07-2-06/561 от 22.05.96 г.

- На основании второго абзаца пункта 21.2 Инструкции № 30 от 15.05.95 г. все бюджетные организации области с 01.07.95 г. обложены налогом на пользователей автодорог по всем видам платных услуг, однако после выхода Закона о внесении изменений в Закон "Об образовании РФ" № 12-ФЗ от 13.01.96 г., в котором статьями 45, 47 отдельные виды платных услуг вновь не отнесены к предпринимательской деятельности, поступает большое количество жалоб на действия налоговых инспекций. Основные аргументы заключаются в том, что Закон "Об образовании" принят позднее, т.е. с учетом Гражданского кодекса, и поэтому статьи 45 и 47 должны учитываться при налогообложении. Кроме того, пунктом 3 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что правовое положение отдельных видов государственных и иных учреждений может определяться соответствующим законом и иными правовыми актами, т.е. Законом "Об образовании" в том числе.
Вызывает также дополнительные осложнения то, что второй абзац пункта 21.2 Инструкции № 30 от 15.05.95 г., определяющий предпринимательскую деятельность в целях обложения налогом на пользователей автодорог, взят из п. 1 ст. 2 ГК РФ как часть фразы без ее важного окончания, в то время как регистрация в качестве предпринимателя с образованием юридического лица осуществляется с учетом Закона "Об образовании". В связи с разногласиями, просим разъяснить, следует или нет пункт 21.2 Инструкции ГНС № 30 от 15.05.95 г. применять без учета положений соответствующих законов, разграничивающих платную деятельность на предпринимательскую и непредпринимательскую в отдельных учреждениях бюджетной сферы?

- Согласно статье 3 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" при решении вопроса о правомерности налогообложения следует руководствоваться исключительно налоговым законодательством, в данном случае Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
На основании Закона Российской Федерации от 18.10.91 г. № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него Законом Российской Федерации от 25.12.92 № 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР", плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Льготы по обложению налогом на пользователей автомобильных дорог образовательным учреждениям названным законом не установлены.
При этом в соответствии с пунктом 21.1 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
Согласно статье 2 пункта 1 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, оказание платных услуг образовательными учреждениями является предпринимательской деятельностью и доходы, полученные от этой деятельности, подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог.

- Поскольку к инвестиционным институтам, согласно п. 1.11 Инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом МФ РФ № 115 от 19.10.95 г., относятся инвестиционные фонды, инвестиционные компании, инвестиционные консультанты и финансовые брокеры, а разъяснение есть только по инвестиционным фондам, просим разъяснить:
а) Распространяется или нет письмо МФ РФ от 10.12.93 г. № 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 г." на инвестиционные компании?
б) Что считать объектом обложения по налогу на пользователей автодорог для инвестиционных компаний до 01.07.95 г. и после 01.07.95 г.?
в) Включается или нет в налогооблагаемую базу купля-продажа государственных ценных бумаг?

- В соответствии с пунктом 1.11 Инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности" (приложение 2 к приказу Минфина России от 19.10.95 г. № 115) инвестиционные институты (посредники (финансовые брокеры), инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды) при составлении годовой бухгалтерской отчетности могут дополнительно руководствоваться письмом Минфина России от 10.12.93 г. № 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году".
Льготы по налогообложению доходов, полученных от операций с государственными ценными бумагами, для инвестиционных институтов не предусмотрены.

Комментарий ГНИ по НСО. Обложение инвестиционных компаний осуществлять в порядке, установленном для инвестиционных фондов.

- В соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ № 1006 от 23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" налоговые органы имеют право в случае отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем, на основании данных по иным аналогичным плательщикам.
В развитие данного пункта Указа издано письмо ГНС РФ от 13.08.94 г. № ВГ-4-13/94н, МФ РФ от 13.08.94 г. № 104, ЦБ РФ от 16.08.94 г. № 104, определившее, что при невозможности определения объема выручки на проверяемом предприятии расчет размера облагаемого дохода производится на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода и численностью производственного персонала на предприятиях, занятых аналогичным видом деятельности.
Механизм исчисления налогов при запущенности у плательщиков учета указанными документами проработан недостаточно, однако иных документов не поступало.
Просим разъяснить, распространяются или нет данные документы на налоги в государственные внебюджетные фонды? Если да, то на основе каких соотношений в аналогичных предприятиях исчислять объекты обложения по налогу на пользователей автодорог, налогу на реализацию ГСМ, социальным фондам в проверяемых предприятиях? По каким параметрам следует подбирать аналогичные предприятия и сколько?

- Поскольку налоги, служащие источником образования дорожных фондов, входят в статью 19 "Федеральные налоги" Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отражают его действие и принятый им общий налоговый механизм (исчисления, взимания, учета и т.д.), то на них распространяется и порядок определения суммы налогов в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" как и по налогам, поступающим в бюджет.
Аналогичный порядок определения и транспортного налога.

- В соответствии с письмом МФ РФ от 13.12.93 г. № 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 г.", начиная с отчета за 1993 г. инвестиционные фонды в строке 010 отчета ф.2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" отражают только финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда, который берется из строки 20 третьего раздела справки о стоимости чистых активов (письмо Госкомимущества РФ от 25.05.93 г. № ДВ-2/3498 и МФ РФ от 21.05.93 г. № 62).
Согласно п. 3.2 приложения 3 указанного письма Госкомимущества РФ финансовый результат от реализации активов фонда определяется только как разница между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной стоимостью, а также расходов в виде комиссионных вознаграждений, процентов по проданным облигациям. То есть следует сделать вывод, что дивиденды, проценты, курсовые разницы по иностранным валютам, реализация основных средств, прочих активов, не являются объектом обложения по налогу на пользователей автодорог и отражаются по строкам 060, 070 отчета ф.2.
Однако в соответствии с п. 8 письма Росгосналогслужбы № ВЗ-4-15/138н от 08.09.93 г. установлено, что для исчисления налога на пользователей автодорог для инвестиционных фондов в качестве показателей берутся только дивиденды и доходы от долевого участия и проценты (доходы) по облигациям, т.е. строки 010 и 015 третьего раздела справки о стоимости чистых активов.
Просим разъяснить, что является объектом обложения по налогу на пользователей автодорог для инвестиционных фондов до выхода п. 21.14 Инструкции № 30 от 15.05.95 г.?

- На основании пункта 21.14 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 г. № 30 при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог для инвестиционных институтов используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.
При этом согласно пункту 3 письма Минфина России от 10.12.93 г. № 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году" данные, показываемые в форме 2 "отчет о финансовых результатах и их использовании", должны соответствовать данным третьего раздела Справки о стоимости чистых активов, показываемым по статье "Финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда".
Письмо Госналогслужбы России от 08.09.93 г. № ВЗ-4-15/138н "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды в 1993 году" утратило силу.
В случае применения иного порядка налогообложения перерасчеты территориальным дорожным фондом не производятся и штрафные санкции не применяются.

- Категоричность изложения пункта 18 Инструкции № 30 от 15.07.95 г. возводит этот пункт по значимости на уровень определения объекта обложения, не допускающий иного толкования. Вместе в тем, отдельные разъяснения Госналогслужбы предлагают для обложения объекты обложения, которые по правилам, установленным для заполнения отчета формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании", не попадают в строку 010 отчета ф.2 (депозиты, аренда и т.д.), и попытка их обложения налоговыми органами не признается юристами на основании пункта 18. Целесообразно пункт 18 смягчить словами "рекомендуется использовать" или "может использоваться".
Просим разъяснить - следует или нет пункт 18 применять как рекомендательный или он является, наряду с правилами заполнения отчета ф.2, исключительной основой исчисления налога и для проведения камеральных проверок?
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом МФ РФ № 115 от 19.10.95 г., в строке 010 ф.2 показывается выручка, определенная только по моменту ее отгрузки.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ № 661 от 01.07.95 г. "О внесении изменений в Положение о составе затрат ..." и письмом Рос. ГНС № ПВ-4-13/3н от 15.01.96 г. для целей налогообложения выручка от реализации определяется либо по мере оплаты, либо по мере отгрузки, в зависимости от метода, установленного предприятием на длительный срок, и этот выбранный предприятием метод является определяющим для исчисления объекта обложения по налогу на пользователей автодорог и других налогов. Т.е., если предприятие выручку от реализации будет определять по оплате, то 010 строку отчета ф.2 вообще нельзя будет использовать для исчисления и для камеральной проверки налога на пользователей автодорог. Кроме того, предприятию потребуется вести двойной учет. Необходимо либо дополнить пункт 3.1 приказа МФ РФ № 115 от 19.10.95 г., либо отменить пункт 18 Инструкции Рос. ГНИ № 30 от 15.05.95 г.
В связи с изданием указанных документов просим разъяснить, какой показатель отчета ф.2 следует использовать для расчета сумм налога на пользователей автодорог в зависимости от учетной политики предприятия?

- Ваши предложения о порядке применения показателей строки 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" при определении облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог будут учтены при внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.95 г. № 30.

Комментарий ГНИ по НСО. До внесения изменений следует руководствоваться письмом ГНС РФ от 05.01.96 г. № ПВ-4-13/3н <**> о проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы.

- Следует или нет применять финансовую санкцию в размере 100% доначисленного налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автодорог в случае, если доначисление налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автодорог произошло в связи с излишним начислением НДС?

- Излишнее начисление налога на добавленную стоимость не может быть основанием для неприменения финансовых санкций в случае недоначисления по этой причине налога на пользователей автомобильных дорог или налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

   --------------------------------

<**> Спецналог отменен с 01 января 1996 г. Федеральным законом от 23.02.95 № 25-ФЗ.

Заместитель начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Н.ШАЛЮХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru