Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.08.1994 № 499-Р
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Советская Сибирь", № 165, 31.08.1994


Утратил силу в связи с изданием Постановления главы администрации области от 31.12.2003 № 828.



АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 03 августа 1994 г. № 499-р

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Во исполнение постановления администрации области от 18 мая 1994 года № 178 "О мерах по регулированию оплаты труда на территории области":
1. Одобрить согласованные с Федерацией профсоюзов Рекомендации по порядку регулирования оплаты труда на территории области (прилагаются).
2. Комитетам и управлениям администрации области, мэрии г. Новосибирска, администрациям районов и городов, работодателям руководствоваться Рекомендациями при заключении территориальных и отраслевых (тарифных) соглашений и коллективных договоров предприятий и организаций.
3. Управлению труда и занятости населения администрации области (Шинкаренко А.К.) внести Рекомендации в областной Совет депутатов для утверждения в качестве областного нормативного документа.
4. Данное распоряжение опубликовать в газете "Советская Сибирь".

Глава администрации
И.И.ИНДИНОК





Утверждено
распоряжением Администрации
Новосибирской области
от 03.08.94 № 499-р

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Прямое регулирование
3. Особенности оплаты труда руководителей
4. Особенности внутриотраслевого регулирования
оплаты труда
5. Косвенное воздействие на уровень оплаты труда
6. Условия применения
Приложение № 1


Настоящие рекомендации разработаны управлением труда и занятости населения администрации Новосибирской области совместно с авторским коллективом в составе к.э.н. А.Д.Колобова, доцента В.А.Лося, к.э.н. В.С.Петухова, к.э.н. А.П.Ручьева.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Регулирование уровня заработной платы преследует ряд важнейших по своему значению для социально-экономического развития области целей: обеспечение совокупного баланса между денежной и товарной массой на потребительском рынке, оптимальных пропорций в оплате труда на предприятиях и в организациях, принадлежащих к различным отраслям и формам собственности, экономически целесообразных соотношений в динамике потребительских цен и заработной платы; улучшение материального положения низкооплачиваемых категорий работников; снижение социальной напряженности в области.
1.2. В странах с развитой рыночной экономикой механизм регулирования заработной платы органично встроен в систему сложившихся производственных и трудовых отношений. Регулирование заработной платы происходит под влиянием сложившейся эффективной системы социального партнерства, в рамках которой стороны, участвующие в переговорах, договариваются о размерах оплаты, исходя из конкретной ситуации на рынке труда, динамики инфляционных процессов, предполагаемых темпов экономического роста и т.п.
Любое государство в той или иной степени в проводимой экономической политике использует как административные, так и экономические меры. К таким мерам относятся: определение и поддержание минимальной допустимых параметров жизни населения - минимальный размер оплаты труда, нормы индексации доходов; государственный контроль за монополиями (монопольными ценами); прогрессивное налогообложение сверхприбылей и сверхдоходов.
1.3. В нашей стране более не действует государственная система прямого, централизованного регулирования заработной платы.
В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 года предприятия получили право самостоятельно устанавливать формы, системы и размер оплаты труда работников. Через год и три месяца после принятия этого Закона были предприняты действия по формированию новой систем регулирования заработной платы.
В соответствии с законодательными и нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления принципов социального партнерства, механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции перемещается на уровень соглашений и коллективных договоров, заключенных между представителями работодателей и наемных работников при участии государства.
1.4. Настоящие Рекомендации предлагают систему мер по регулированию оплаты труда работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях всех видов собственности и организационно-правовых форм, находящихся на территории области.
1.5. Регулирование оплаты труда должно обеспечить решение следующих задач:
1.5.1. Снижение глубокой дифференциации оплаты труда между отраслями экономики.
1.5.2. Выравнивание уровня оплаты труда рабочих сквозных профессий и специалистов сквозных специальностей.
1.5.3. Уменьшение диспропорций в оплате труда рабочих, специалистов и руководителей конкретного предприятия, организации, учреждения.
1.5.4. Приближение средней заработной платы работающих к среднерегиональному уровню.
1.6. Регулированию подлежат минимальный и средний размеры оплаты труда, тарифная часть заработной платы и фонд оплаты труда (ФОТ), входящий в затраты на производство.
Не подлежат регулированию выплаты, льготы и средства, направляемые на потребление, предусмотренные разделами III и IV федеральной инструкции "О составе средств, направленных на потребление" (№ 6-3/124 от 13.10.92).
1.7. Регулирование заработной платы осуществляется двумя способами: прямым регулированием и косвенным воздействием.

2. ПРЯМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

2.1. Прямое регулирование оплаты труда осуществляется посредством заключения и реализации правовых актов - областного соглашения, отраслевых (тарифных) соглашений, муниципальных соглашений и коллективных договоров.
2.2. Территориальными, отраслевыми, муниципальными (тарифными) соглашениями и коллективными договорами регулирование оплаты труда осуществляется по:
- рабочим профессиям, общим для всех отраслей согласно единому тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (выпуск 1, Москва, "Машиностроение", 1986 г.) и Тарифно - квалификационным характеристикам общеотраслевых рабочих (приложение к постановлению Минтруда России от 10.11.92 № 30) с дополнениями (приложения к постановлениям Минтруда России от 24.12.92 № 60 и от 12.07.93 № 134);
- общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей согласно Тарифно - квалификационным характеристикам по общеотраслевым должностям служащих (приложение к постановлению Минтруда России от 10.11.92 № 30) с изменениями и дополнениями (приложения к постановлениям Минтруда России от 31.12.92 № 66 и от 20.01.94 № 7).
2.3. Областное соглашение между администрацией области, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов определяет минимальный размер оплаты труда и темпы базовой средней заработной платы в целом по области, систему и размер оплаты труда работников бюджетных отраслей, минимальный размер оплаты труда по основным сквозным профессиям и специальностям, меры воздействия на нарушителей соглашений и коллективных договоров, а также уклоняющихся от их заключения, с учетом минимальных гарантий, предусмотренных Генеральным соглашением.
2.4. Отраслевые (тарифные) соглашения между администрацией области в лице курирующего отрасль комитета, управления, соответствующим областным (территориальным) комитетом профсоюзов и областным (территориальным) объединением (управлением, товариществом, акционерным обществом) определяют минимальный размер оплаты труда и темпы роста базовой средней заработной платы по отрасли (объединению) в целом, размеры оплаты труда по сквозным профессиям и специальностям, порядок компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, порядок заключения контрактов с руководителями предприятий и организаций, находящихся в областной собственности.
2.5. Муниципальные соглашения между администрациями районов, городов, соответствующими профсоюзными органами и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также расположенными на данной территории и желающими участвовать в соглашении, определяют размер оплаты труда по территории в целом, размеры оплаты труда в разрезе ведущих профессий и специальностей, а также порядок реализации установленных размеров оплаты труда через коллективные договоры и контракты с руководителями предприятий, организаций, учреждений.
2.6. В коллективных договорах предприятий, организаций, учреждений фиксируются минимальная заработная плата, соотношения максимальной и минимальной величин оплаты труда, величины доплат и надбавки, система и размеры премирования, размеры оплаты труда по основным профессиям и специальностям, предельно допустимое соотношение максимального и минимального размера оплаты труда.
2.7. При заключении отраслевых (тарифных) соглашений устанавливаются минимальные и средние размеры оплаты труда по каждой сквозной профессии (специальности) в разрезе всех квалификационных разрядов и категорий, по возможности на уровне, предусмотренном соответствующим федеральным отраслевым (тарифным) соглашением.
2.8. При заключении коллективных договоров допускается отклонение размеров оплаты труда сквозных профессий и специалистов сквозных специальностей по каждому квалификационному разряду или категории (должности) в пределах 20 % от средних величин, зафиксированных в отраслевых или муниципальных соглашениях.
2.9. При заключении договора, соглашения должна соблюдаться иерархия, и в правовом акте более низкого уровня условия оплаты труда не должны ухудшаться по сравнению с предусмотренными на более высоком уровне.
2.10. Основные социально-трудовые показатели, предусмотренные соглашением или коллективным договором, выносятся на Титульный лист, являющийся их обязательной составной частью.
Титульный лист областного, отраслевых и муниципальных соглашений оформляется согласно Приложения № 1.
Содержание Титульного листа коллективного договора предприятия, организации определяется при заключении отраслевых и муниципальных соглашений.
2.11. Территориальные и отраслевые (тарифные) соглашения заключаются в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
Отраслевые (тарифные) и муниципальные соглашения в период их подготовки к подписанию должны пройти экспертизу в органах труда и занятости населения по месту нахождения договаривающихся сторон, а после подписания в семидневный срок пройти уведомительную регистрацию в управлении труда и занятости населения администрации области.
2.12. В качестве инструмента регулирования оплаты труда, в первую очередь по сквозным профессиям и специальностям, а также на работах с равнозначной сложностью предлагается использовать Единую межотраслевую тарифную сетку:

   --------T---------------------------------------------------------¬

¦Разряды¦ Ступени, тарифные коэффициенты ¦
¦ +-------T--------T----------T---------T--------T----------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦
+-------+-------+--------+----------+---------+--------+----------+
¦ 1 ¦ 1.0 ¦ 1.1 ¦ 1.2 ¦ 1.3 ¦ 1.4 ¦ 1.5 ¦
¦ 2 ¦ 1.6 ¦ 1.7 ¦ 1.8 ¦ 1.9 ¦ 2.0 ¦ 2.1 ¦
¦ 3 ¦ 2.2 ¦ 2.2 ¦ 2.4 ¦ 2.5 ¦ 2.6 ¦ 2.7 ¦
¦ 4 ¦ 2.85¦ 3.0 ¦ 3.15 ¦ 3.3 ¦ 3.45 ¦ 3.6 ¦
¦ 5 ¦ 3.75¦ 3.9 ¦ 4.05 ¦ 4.2 ¦ 4.35 ¦ 4.5 ¦
¦ 6 ¦ 4.65¦ 4.8 ¦ 4.95 ¦ 5.1 ¦ 5.25 ¦ 5.4 ¦
¦ 7 ¦ 5.55¦ 5.7 ¦ 5.85 ¦ 6.0 ¦ 6.15 ¦ 6.3 ¦
¦ 8 ¦ 6.45¦ 6.6 ¦ 6.75 ¦ 6.9 ¦ 7.05 ¦ 7.2 ¦
¦ 9 ¦ 7.4 ¦ 7.6 ¦ 7.8 ¦ 8.0 ¦ ¦ ¦
¦ 10 ¦ 8.2 ¦ 8.4 ¦ 8.6 ¦ 8.8 ¦ ¦ ¦
¦ 11 ¦ 9.0 ¦ 9.2 ¦ 9.4 ¦ 9.6 ¦ ¦ ¦
¦ 12 ¦ 9.8 ¦ 10.0 ¦ 10.2 ¦ 10.4 ¦ ¦ ¦
¦ 13 ¦ 10.6 ¦ 10.8 ¦ 11.0 ¦ 11.2 ¦ ¦ ¦
¦ 14 ¦ 11.5 ¦ 11.8 ¦ 12.1 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 15 ¦ 12.4 ¦ 12.7 ¦ 13.0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 16 ¦ 13.3 ¦ 13.6 ¦ 13.9 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 17 ¦ 14.2 ¦ 14.5 ¦ 14.8 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 18 ¦ 15.2 ¦ 15.6 ¦ 16.0 ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+-------+--------+----------+---------+--------+-----------


2.13. Предлагаемая для использования на территории области Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход к комплексному межотраслевому и отраслевому принципу организации заработной платы работников различных отраслей и форм хозяйствования с учетом объективно существующих особенностей объектового и профессионального характера.
Привязку разрядов ЕМТС к действующим тарифно-квалификационным справочникам предприятия и организации осуществляют самостоятельно.
2.14. Для учета отраслевых особенностей при оплате труда рабочих профилирующих профессий рекомендуется использовать следующие отраслевые коэффициенты (разработка Минтруда России):

   -----------------------------------------------------T------------¬

¦ Наименование отраслей и производств ¦ Отраслевые ¦
¦ ¦коэффициенты¦
+----------------------------------------------------+------------+
¦Мясная, молочная, пищевая и рыбная промышленность ¦ 1,24 ¦
¦Деревообрабатывающая, легкая промышленность, ¦ ¦
¦бытовое обслуживание ¦ 1,29 ¦
¦Полиграфическая, микробиологическая, химико- ¦ ¦
¦фармацевтическая, химическая промышленность, ¦ ¦
¦коммунальное хозяйство ¦ 1,34 ¦
¦Электроэнергетика, речной транспорт ¦ 1,43 ¦
¦Дорожные организации ¦ 1,46 ¦
¦Машиностроение и металлообработка, железнодорожный ¦ ¦
¦транспорт, метрополитен ¦ 1,48 ¦
¦Газовая, металлургическая и нефтяная промышленность,¦ ¦
¦автомобильный транспорт, связь ¦ 1,56 ¦
¦Лесная промышленность, лесное хозяйство, городской ¦ ¦
¦электротранспорт и гражданская авиация ¦ 1,61 ¦
¦Промышленность стройматериалов ¦ 1,66 ¦
¦Геологоразведка и топогеодезия ¦ 1,68 ¦
¦Добыча и переработка нерудных строительных ¦ ¦
¦материалов (подв. работы) ¦ 2,05 ¦
¦Угольная промышленность ¦ 2,61 ¦
L----------------------------------------------------+-------------


При учете отраслевых особенностей ставка соответствующего разряда и ступени ЕМТС умножается на требуемый отраслевой коэффициент.
2.15. ЕМТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Она охватывает все группы работников (за исключением работников органов представительной и исполнительной власти) - от рабочих и младшего обслуживающего персонала до руководителей различного уровня.
2.16. Все профессии и должности работников в ЕМТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций), по иным общим для них признакам (сложность работ, стаж работы по специальности и др.).
Разряды оплаты ЕМТС отражают сложность выполняемых работ (функций), возможность выполнения дополнительных функций, а ступени позволяют расширить возможности в повышении оплаты в пределах одного тарифного разряда, что способствует усилению мотивации труда.
Вместе с тем, ЕМТС не учитывает условий труда и значимости тех или иных профессий (должностей).
2.17. ЕМТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам и 3 - 6 ступеням внутри каждого разряда. Разряды с 1 по 8 имеют по 6 ступеней, с 9 по 13 - по 4 и с 14 по 18 - по 3.
В целях стимулирования повышения квалификации в течение продолжительного периода трудовой деятельности и установления обоснованных соотношений в оплате различных категорий работников в ЕМТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты труда от низшей ступени к высшей и от низшего разряда - к высшему. Нарастание идет таким образом, что ставка низшей ступени следующего разряда неизменно выше ставки высшей ступени предыдущего разряда, а разница ставок различных ступеней рядом расположенных разрядов имеет одну величину.
2.18. В отличие от ЕТС, используемой в бюджетных организациях, а ЕМТС нарастание ставок идет не в процентах от предыдущих разрядов (степеней), а в фиксированных величинах и имеет линейную зависимость.
Величина тарифных коэффициентов сетки возрастает от 1 ступени 1 разряда по 6 ступень 3 разряда на 0,1 к величине коэффициента предыдущей ступени, от 6 ступени 3 разряда по 6 ступень 8 разряда - на 0,15, от 6 ступени 8 разряда по 4 ступень 13 разряда - на 0,2, от 4 ступени 13 разряда по 3 ступень 17 разряда - на 0,3 и 1 - 3 ступень 18 разряда - на 0,4.
Межразрядная разница составляет в интервалах: 1 - 3 разряды - 0,6, 4 - 8 разряды - 0,9, 9 - 13 разряды - 0,8, 14 - 17 разряды - 0,9, 17 - 18 разряды - 1,0.
2.19. Единая межотраслевая тарифная сетка рассчитана с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, которым введено ограничение максимальных должностных окладов руководителей государственных предприятий до 16-кратной величины тарифной ставки рабочего.
2.20. Распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам:

   ---T------------------------------------------------------T-------¬

¦NN¦Категории и должности работников ¦Разряды¦
¦пп¦ ¦ ¦
+--+------------------------------------------------------+-------+
¦1.¦Низкоквалифицированные рабочие и служащие, МОП, охрана¦ 1-2 ¦
¦2.¦Рабочие сквозных профессий всех квалификационных ¦ ¦
¦ ¦уровней (за исключением рабочих, относящихся к ¦ ¦
¦ ¦группе 1), техники всех специальностей ¦ 2-8 ¦
¦3.¦Молодые специалисты с высшим образованием (инженеры, ¦ ¦
¦ ¦экономисты, финансисты, менеджеры и др.), служащие ¦ ¦
¦ ¦средней квалификации ¦ 3-5 ¦
¦4.¦Инженеры с опытом работы, старшие и ведущие ¦ ¦
¦ ¦специалисты, мастера, прорабы, научные работники без ¦ ¦
¦ ¦ученой степени ¦ 5-8 ¦
¦5.¦Руководители структурных подразделений, главные ¦ ¦
¦ ¦специалисты, научные работники с учеными степенями, ¦ ¦
¦ ¦высококвалифицированные служащие ¦ 7-10 ¦
¦6.¦Руководители предприятий, организаций, учреждений, ¦ ¦
¦ ¦главные научные сотрудники с ученой степенью доктора ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ 11-16 ¦
¦7.¦Руководители объединений, концернов, крупных трестов, ¦ ¦
¦ ¦департаментов ¦ 15-17 ¦
¦8.¦Руководители крупных корпораций, концернов, финансово-¦ ¦
¦ ¦промышленных, промышленно-торговых и других особо ¦ ¦
¦ ¦крупных объединений (компаний) ¦ 17-18 ¦
L--+------------------------------------------------------+--------


2.21. В тех отраслях (на предприятиях, в организациях), где принята бестарифная система организации заработной платы работающих ЕМТС следует использовать только для определения и назначения месячных размеров тарифной ставки и должностного оклада.
2.22. В целях сближения минимального размера заработной платы и бюджета прожиточного минимума, а также повышения социальной защищенности работающих граждан области и членов их семей, рекомендуется устанавливать размер ставки 1 ступени 1 разряда равным 70 процентам бюджета прожиточного минимума, рассчитываемого ежеквартально в целом по области. Изменение бюджета прожиточного минимума в связи с ростом потребительских цен должно вызвать пересмотр ставки 1 ступени 1 разряда ЕМТС.
Ставки работников остальных разрядов и ступеней тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки 1 ступени 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
2.23. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных ставок (окладов) Единая межотраслевая тарифная сетка призвана обеспечить упрощение структуры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью которых нередко заработки искусственно завышаются, и создать условия для наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Кодекса Законов о труде Российской Федерации: "Каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера".
Посредством этого формируются предпосылки для совершенствования нормированного труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.

3. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1. Оплата труда руководителей предприятий, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности, а также акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в государственной муниципальной собственности, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. № 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)".
3.2. Регулирование оплаты труда руководителей предприятий, организаций и учреждений, их заместителей, главных инженеров и главных бухгалтеров производится в соответствии с Порядком применения постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (письмо Минтруда России от 28.04.94 № 727-РБ).
3.3. Конкретные должностные оклады руководителям государственных предприятий устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. № 210 в зависимости от величины ставки первой ступени первого разряда ЕМТС, списочной численности работников предприятия и с учетом сложности управления, технической оснащенности предприятия и объемов производства продукции, исходя из следующих показателей:

   -----------------------------------T------------------------------¬

¦Списочная численность работников ¦ Кратность к величине тарифной¦
¦ предприятия (человек) ¦ 1 ступени 1 разряда ЕМТС ¦
+----------------------------------+------------------------------+
¦ до 50 ¦ 8,5 ¦
¦ от 51 до 100 ¦ 9,0 ¦
¦ от 101 до 200 ¦ 10,0 ¦
¦ от 201 до 500 ¦ 11,0 ¦
¦ от 501 до 1000 ¦ 11,5 ¦
¦ от 1001 до 1500 ¦ 12,1 ¦
¦ от 1501 до 3000 ¦ 12,7 ¦
¦ от 3001 до 5000 ¦ 13,3 ¦
¦ от 5001 до 10000 ¦ 14,0 ¦
¦ от 10000 до 15000 ¦ 14,5 ¦
¦ от 15001 до 20000 ¦ 15,2 ¦
¦ свыше 20000 ¦ 16,0 ¦
L----------------------------------+-------------------------------


3.4. На территории области действие постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. № 210 в части регулирования предельных размеров оплаты труда руководителей в соответствии с пунктом 3.3. рекомендуется использовать на предприятиях и в организациях всех видов собственности и организационно - правовых форм.
3.5. При отнесении руководителей подразделений, специалистов, служащих к конкретным разрядам ЕМТС следует руководствоваться квалификационными требованиями по должностям, характеристиками общеотраслевых должностей, действующими должностными инструкциями. Присвоение квалификационных разрядов и ступеней осуществляется на основе результатов проводимой на предприятиях аттестации. Периодичность аттестации по категориям работников определяется в отраслевых соглашениях и колдоговорах предприятий, но не реже, чем специалистов и служащих в 2 года раз, руководителей структурных подразделений в 3 года раз.

4. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИОТРАСЛЕВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

4.1. Задачами внутриотраслевого регулирования оплаты труда являются:
- установление внутри отрасли предельных размеров оплаты труда;
- обеспечение обоснованного различия в уровне оплаты труда работников разных предприятий отрасли;
- достижение справедливой дифференциации оплаты труда различных категорий работников на отдельном предприятии;
- стимулирование создания на предприятиях рекомендуемой системы оплаты труда.
4.2. С учетом отраслевых особенностей ЕМТС может быть частично скорректирована. При необходимости более резкого повышения межразрядной разницы возможен отказ от 1 - 2 крайних ступеней в интервале со 2 по 13 разряды. Допускается также некоторое изменение характера межразрядного, или поступенчатого прироста тарифных коэффициентов с целью учета специфичной для данной отрасли "весомости" той или иной категории работников и т.п.
В бюджетных организациях на данном этапе предлагается сохранить ЕТС, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 № 785.
4.3. Применение ЕМТС позволяет регулировать только тарифную часть заработной платы работников и лишь в части ее нижней границы, а также ее соотношения по категориям работников. Другие инструменты регулирования также не смогут оказать существенного влияния на общий размер тарифной заработной платы и, тем более, на общий размер оплаты труда работников предприятия.
Наиболее действенным инструментом регулирования общего размера оплаты труда может быть только определенная система оплаты труда основанная на отраслевой нормативной базе. Такая нормативная база по отраслям, учитывающая особенности рыночной экономики, может быть создана в рамках области (в рамках "Сибирского соглашения") и поддерживаться соответствующим содружеством профессиональных объединений, объединений работодателей и администрации области.
4.4. Размер тарифной заработной платы работников рекомендуется соотносить с нормативной трудоемкостью фактически выполненного объема работ и услуг, согласно нормированному заданию на календарный период.
4.5. Общий размер оплаты труда работников предприятия косвенно регулируется дифференцированными ставками налога на превышение нормированной величины фонда потребления.
4.6. Регулирование различия в уровне оплаты труда обеспечивается:
- применением Единой межотраслевой тарифной сетки;
- применением систем оплаты труда, построенных на единой методологической основе;
- дифференциацией ставок налога на превышение нормируемой величины фонда потребления в зависимости от динамики объемов производства и соотношения темпов прироста фонда потребления предприятия и отпускных цен на его товары и услуги.
4.7. Применение одинаковой тарифной сетки устанавливает равный размер минимальной тарифной заработной платы для работников одной и той же категории (разряда), а также (при наличии рекомендуемой системы оплаты труда) соотносительно справедливый размер максимальной тарифной заработной платы и связанных с ней премиальных выплат.
4.8. Исходя из опыта организации эффективных систем оплаты труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой рекомендуется применение системы оплаты труда, базирующейся на сочетании так называемых фиксированных (тарифных) и гибких систем оплаты труда (систем участия работников в распределении доходов и прибылей предприятия).
4.9. Такая система включает три основные подсистемы: подсистему базовой (фиксированной) оплаты труда, подсистему гибкой оплаты труда, подсистему социальных гарантий и соответственно три фонда оплаты труда: базовый фонда (тарифная, дополнительная заработная плата и приработок), фонд поощрения (премии за выполнение нормированных заданий, премии за снижение себестоимости товаров и услуг, премии за счет сверхплановой прибыли), фонд социальных гарантий (компенсационные выплаты, корректирующие уровень стоимости жизни).
4.10. С учетом особенностей переходного периода рекомендуемая система оплаты труда является единой для всех структурных единиц предприятия и должна отвечать следующим основным требованиям:
а). быть гибкой - доля фиксированных и гибких выплат должна меняться в зависимости от производительности труда, доходности и прибыльности предприятия;
б). строиться на четкой нормативной основе, включающей нормативы затрат труда на производство товаров и услуг, нормативы численности ИТР, служащих, вспомогательных рабочих и т.п., дифференцированные по категориям работников нормативы формирования фондов оплаты труда и системы оценочных показателей для распределения этих фондов; перечисленные нормативы должны сочетаться с системой нормированных заданий бригадам, участкам, цехам, структурным единицам.
в). быть адресной - в качестве оценочных показателей для распределения фондов оплаты труда должны применяться такие производственные показатели (факторы), на которые данная категория работников может оказывать непосредственное влияние;
г). быть целостной - иметь одинаковую структуру фондов оплаты труда различных подразделений и категорий работников, иметь единую нормативную базу, единый порядок формирования и распределения фондов оплаты труда различных категорий работников;
д). быть динамичной - "самонастраиваться" на изменение производственных условий путем предусмотренной процедуры изменения состава и "веса" оценочных показателей для формирования и распределения фондов оплаты труда; постепенно трансформироваться в повременно-урочную систему оплаты труда;
ж). иметь внешнее дополнение - механизм корректировки стоимости жизни, определяющий, в увязке с динамикой фондов оплаты труда, состав, разряды и порядок различных компенсационных выплат.
4.11. В качестве основы для разработки описанной системы оплаты труда может быть принята система ДОСТ (система динамической оплаты труда и стимулирования труда), разработанная в Новосибирской государственной академии строительства.

5. КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА

5.1. В целях стимулирования подъема производства и увязки оплаты труда с его результатами предлагается в пределах предоставленного территории права самостоятельного установления местного налога (в пределах 25 %) ввести специальный налог на фонд оплаты труда дифференцировано с учетом динамики показателей производства (работ, услуг) и доступного уровня средней заработной платы за предыдущий месяц.
В зависимости от этих показателей устанавливаются следующие предельные соотношения темпов прироста фонда оплаты труда и розничных цен на товары и услуги:

   -----------------T-------------------T------------T----------------¬

¦Изменение объема¦Фактический уровень¦Соотношения ¦Размеры налога ¦
¦производства ¦средней заработной ¦темпов при -¦на превышение ¦
¦(работ, услуг) ¦платы за предыдущий¦роста фонда ¦нормируемой ¦
¦ ¦период (в мини - ¦оплаты труда¦величины фонда ¦
¦ ¦мальных зарплатах) ¦и цен на ¦оплаты труда, % ¦
¦ ¦ ¦потребитель-¦ ¦
¦ ¦ ¦ские товары ¦ ¦
+----------------+-------------------+------------+----------------+
¦СНИЖЕНИЕ ¦до 6 мин. зарплат ¦ 1 : 1 ¦ 15 ¦
¦> 1 % ¦от 6 до 15 ¦ 0,7 : 1 ¦ 20 ¦
¦ ¦от 15 до 20 ¦ 0,5 : 1 ¦ 22 ¦
¦ ¦свыше 20 ¦ 0 : 1 ¦ 22 ¦
+----------------+-------------------+------------+----------------+
¦БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ ¦до 6 мин. зарплат ¦ 1,5 : 1 ¦ 10 ¦
¦(100 + 1 %) ¦от 6 до 15 ¦ 0,7 : 1 ¦ 15 ¦
¦ ¦от 15 до 20 ¦ 0,5 : 1 ¦ 20 ¦
¦ ¦свыше 20 ¦ 0 : 1 ¦ 22 ¦
+----------------+-------------------+------------+----------------+
¦РОСТ ¦до 6 мин. зарплат ¦ 2,0 : 1 ¦ 7 ¦
¦> 1 % ¦от 6 до 15 ¦ 1 : 1 ¦ 12 ¦
¦ ¦от 15 до 20 ¦ 0,7 : 1 ¦ 18 ¦
¦ ¦свыше 20 ¦ 0,5 : 1 ¦ 20 ¦
L----------------+-------------------+------------+-----------------


Указанная в таблице нормативная величина прироста фонда оплаты труда увеличивается на 0,1 за каждый процент повышения объема производства (работ, услуг).
Например, предприятиям, у которых объем производства растет, а средняя заработная плата составляет до 6 минимальных зарплат, разрешается иметь соотношение до 2 : 1 (т.е. темпы прироста заработной платы в 2 раза выше индекса цен) и при этом местный налог на повышение фонда потребления снижается до 0.
5.2. Предполагаемая шкала дифференциации соотношений темпов прироста заработной платы и цен, а также размера налога на фонд оплаты труда позволит несколько улучшить экономические условия для предприятий, наращивающих объемы производства при низкой оплате труда по сравнению с предприятиями, на которых производство продолжает падать, а заработная плата растет высокими темпами.
Предполагаемые потери для местных бюджетов из-за снижения налоговых ставок могут быть скомпенсированы за счет предприятий, наращивающих объемы, а, следовательно, и прибыль.
5.3. Косвенному воздействию подлежат также общие расходы средств на потребление и на оплату труда руководителей предприятий, организаций и учреждений.
5.4. Предполагается постепенное прекращение действия всех льгот по налогообложению и кредитованию, предоставленных ранее предприятиям, организациям и учреждениям. Исключение составляют льготы, предоставленные в соответствии с федеральными законами. Все вновь предоставленные льготы подлежат оформлению заново в установленном законодательством порядке и в соответствии с настоящими рекомендациями.
5.5. Предприятия, организации и учреждения, уровень оплаты труда руководителей которых превышает предельный размер, установленный постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. № 210 и настоящими рекомендациями, лишаются права на:
- получение от государственных и муниципальных органов дотаций, льготных кредитов, поручительств, гарантий, иных форм поддержки;
- заключение договоров на аренду помещений, состоящих в государственной и муниципальной собственности;
- пользование льготами по налогообложению, предоставляемыми за счет средств местных бюджетов;
- получение лицензий на виды деятельности, лицензирование по которым осуществляется соответствующими органами на территории области.
5.6. Действие предоставленных льгот и лицензий при несоблюдении положений настоящих рекомендаций приостанавливается налоговыми инспекциями и лицензирующими органами до упорядочения оплаты труда руководителей.
5.7. В случае превышения уровня оплаты труда руководителей, установленной постановлением № 210, в соответствующий бюджет перечисляется специальный налог в размере 100 % допущенного превышения.
Данное положение распространяется на все филиалы и иные обособленные подразделения.

6. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

6.1. Настоящие рекомендации предназначены для применения во всех отраслях материального производства и сферы обслуживания, кроме сельского и рыбного хозяйств, где их применение возможно без использования ЕМТС.
6.2. Рекомендации могут быть изменены или отменены в случае принятия соответствующих федеральных законодательных или нормативных актов.
6.3. При введении в действие ЕМТС или системы ДОСТ, руководство отрасли, объединения (акционерного общества и т.д.), предприятия, организации может воспользоваться квалифицированной помощью разработчиков вышеназванных систем путем заключения с ними договора на внедрение. Посредником для заключения договора выступает управление труда и занятости населения администрации области.



Приложение № 1
к Рекомендациям по порядку
регулирования оплаты труда
на территории области

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
территориального (отраслевого (тарифного) соглашения
между
(наименование органа администрации, объединения
профсоюзов и объединения (отрасли) работодателей)

1. Численность работающих, чел.
из них:
по основным профессиям, специальностям
по сквозным профессиям, специальностям
2. Средняя заработная плата 1 работающего, тыс. руб.
в базовом периоде
по Соглашению
3. Минимальный размер заработной платы, тыс. руб.
4. Средняя заработная плата по профессиям и специальностям,
тыс. руб.:
основным
-
-
-
-
сквозным
-
-
-
-
-
5. Число предприятий и организаций (отраслей), входящих в
Соглашение
6. Число руководителей предприятий и организаций, с которыми
заключены контракты
в т.ч. на новых условиях
7. Численность работающих, которым производятся доплаты за
работу в неблагоприятных условиях труда, чел.
8. Численность работающих, которые выйдут на пенсию на
льготных условиях, чел.
9. Средний ежемесячный размер (интервал) премирования
работающих, %
10. Численность работающих, которым будут выплачиваться
компенсационные выплаты социального характера, чел.
в т.ч. за счет предприятий и организаций
11. Средний размер компенсационных выплат на 1 работающего,
тыс. руб.
12. Предполагаемое высвобождение работающих, чел.
в т.ч. направляемых в службу занятости населения
13. Планируемые объемы переподготовки, чел.
в т.ч. высвобождаемых,
из них для трудоустройства в отрасли (на территории)
14. Затраты на охрану труда, млн. руб.
15. Затраты на социальное страхование, млн. руб.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru