Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.12.1997 № 89-ОЗ
(ред. от 07.06.2007)
"О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Новосибирским областным Советом депутатов 11.12.1997)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", № 52, 1997.



Изменения, внесенные Законом Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ, вступили в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



19 декабря 1997 года № 89-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Новосибирским областным Советом депутатов
11.12.97

(в ред. Законов Новосибирской области
от 18.07.2001 № 178-ОЗ, от 26.09.2005 № 321-ОЗ,
от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Настоящий Закон определяет основные правовые принципы и формы становления, организации, функционирования и развития системы социального партнерства на территории Новосибирской области в целях содействия многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов участников трудовых отношений.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа социального партнерства

Правовой основой системы социального партнерства в Новосибирской области (далее - области) являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и нормативно-правовые акты области по вопросам социально-трудовых отношений.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Статья 2. Основные понятия

(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

В настоящем Законе в соответствии с федеральным законодательством используются следующие основные понятия:
социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
работодатели - физические лица либо юридические лица (организации) независимо от форм собственности и подчиненности, вступившие в трудовые отношения с работником;
представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских (межрегиональных) профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
представители работодателей - руководители организаций (индивидуальные предприниматели) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами;
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
представители исполнительных органов государственной власти Новосибирской области - Губернатор Новосибирской области, руководители структурных подразделений администрации Новосибирской области и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
представители органов местного самоуправления - уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований;
уровни социального партнерства - межрегиональный, региональный (областной), межотраслевой, отраслевой (отрасли экономики), территориальный (уровень муниципального образования), локальный (организация, индивидуальный предприниматель);
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на межрегиональном, региональном, межотраслевом, отраслевом, территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статьи 3 - 4. Утратили силу. - Закон Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ.

Статья 5. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства в области являются:
формирование механизма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;
поэтапное повышение доходов населения области на основе роста производительности труда, повышения эффективности производства;
преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон социального партнерства;
обеспечение занятости и социальной защиты населения области, охраны и безопасности труда, профессионального обучения работников;
сохранение трудового потенциала общества.
Разработка, принятие и реализация согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики.

Статья 6. Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
соблюдение норм действующего законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон:
приоритетность примирительных процедур в переговорах;
соглашение нижестоящего уровня социального партнерства не может ухудшать условий соглашения более высокого уровня и должно отличаться от предыдущего большей выгодой для работников;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обязательств;
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;
ответственность сторон, их представителей, и иных уполномоченных сторонами лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности;
уважение и учет интересов сторон;
(абзац введен Законом Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
(абзац введен Законом Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
содействие органа государственной власти в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
(абзац введен Законом Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Глава 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 7. Формы социального партнерства

(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 8. Координация деятельности по осуществлению социального партнерства

(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Координацию деятельности по осуществлению социального партнерства в области осуществляют областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда, и органы по труду местных администраций.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 9. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В области образуются постоянно действующие областная и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также постоянные или временные (на время подготовки к заключению соглашения) отраслевые (межотраслевые) трех-, двусторонние комиссии.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства по инициативе любой стороны, их численность и состав определяются совместным решением сторон.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
При наличии нескольких представителей работников или представителей работодателей состав комиссии от соответствующей стороны определяется по согласованию между данными представителями с учетом численности либо представляемых работников, либо числа представляемых работодателей соответственно.
Оперативное решение задач каждой из сторон комиссии и взаимодействия с другими сторонами обеспечивает руководитель стороны комиссии. Стороны комиссии, представляющие работников и работодателей, определяют руководителей самостоятельно, сторону исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления возглавляет руководитель соответствующего органа по труду.
Взаимодействие сторон в областной трехсторонней комиссии осуществляет координатор комиссии, назначаемый из числа руководителей администрации Новосибирской области Губернатором Новосибирской области, в территориальной трехсторонней комиссии - координатор комиссии, назначаемый главой муниципального образования из числа руководителей органа местного самоуправления. Взаимодействие сторон в двухсторонних комиссиях осуществляют руководители сторон, являющиеся сопредседателями этих комиссий.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивают согласование социально-экономических интересов сторон социального партнерства, соблюдение общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на соответствующем уровне и содействуют их договорному регулированию. В рамках функций и прав комиссий ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения, рассматривается ход их выполнения.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений участвуют в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.
(абзац введен Законом Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 10. Областная комиссия

Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется администрацией области, областными объединениями (ассоциациями) профсоюзов, областными объединениями (ассоциациями) работодателей.
Областная трехсторонняя комиссия обеспечивает соблюдение общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на территории области, подготовку проекта регионального (областного) соглашения и контроль за выполнением заключенного соглашения, координацию деятельности территориальных и отраслевых (межотраслевых) комиссий.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Положение об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее состав утверждаются Губернатором Новосибирской области на основании совместного решения сторон комиссии, определяющего ее численность и состав.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Статья 11. Территориальная комиссия

Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется на паритетных началах местной администрацией, территориальными объединениями (ассоциациями) профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей, органами профсоюзных организаций и работодателями.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений на территории района, города, подготовку проекта территориального, целевого соглашений и контроль за выполнением заключенного соглашения.
Положение о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования. Состав комиссии утверждается главой муниципального образования на основании совместного решения сторон комиссии, определяющего ее численность и состав.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Статья 12. Права комиссий

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеют право осуществлять взаимодействие сторон социального партнерства, вносить предложения об отмене или приостановке действия решений сторон, осуществлять контроль за выполнением сторонами условий соглашения, направлять членов комиссии, специалистов, экспертов в организации для ознакомления с трудовыми и социальными условиями работников, вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнения условий соглашения и согласованных действий, получать информацию для решения вопросов, входящих в ее компетенцию, и принимать по ним решения.
Решение комиссии является обязательным для всех участников соглашения. Решение областной трехсторонней комиссии обязательно для территориальных комиссий. Решения комиссий в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации, доводятся до участников социального партнерства иными способами.

Статья 13. Права и обязанности координатора комиссии

Координатор комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
- организует работу комиссии совместно с представителями сторон социального партнерства, не вмешиваясь в их оперативную деятельность;
- организует в соответствии с регламентом комиссии обсуждение вопросов и согласование решений по ним;
- проводит между заседаниями комиссии консультации с представителями сторон социального партнерства по вопросам, входящим в компетенцию комиссии и требующим принятия оперативного решения;
- регулярно информирует глав соответствующих администраций о деятельности комиссии, принимаемых комиссией мерах по решению социально-трудовых проблем и выполнении соглашения.
Координатор комиссии имеет право:
- председательствовать на заседаниях комиссии;
- вырабатывать и оглашать решения комиссии с учетом результатов голосования;
- подписывать протоколы, решения и иные принимаемые комиссией документы.

Статья 14. Порядок деятельности комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о комиссии, планом работы и с учетом необходимости решения текущих вопросов.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание комиссии правомочно при наличии не менее 50% членов комиссии каждой из сторон социального партнерства.
Решение комиссии принимается на основе согласия сторон социального партнерства при условии, что каждая из них приняла решение двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании.

Глава 3. СОГЛАШЕНИЯ

Статья 15. Виды соглашений

В зависимости от уровня и сферы регулирования социально-трудовых отношений на территории области могут заключаться региональное (областное), межрегиональные, межотраслевые, отраслевые (областные и территориальные), территориальные, целевые и иные соглашения.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонние и трехсторонние.
Трехстороннее соглашение заключается на любом уровне социального партнерства, кроме локального, между представителями работников, представителями работодателей, исполнительным органом государственной власти Новосибирской области или местной администрацией.
(в ред. Законов Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ, от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области или местной администрации. Размер средств бюджетного финансирования по обязательствам областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области или местной администрации предусматривается в соответствующих бюджетах.
(в ред. Законов Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ, от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Организации - участники соглашений обладают преимущественным правом на рассмотрение в исполнительных органах государственной власти Новосибирской области или местных администрациях, объединениях работодателей, объединениях профсоюзов вопросов, связанных с обеспечением социальной и экономической деятельности организаций, социальной защиты их работников.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Статья 16. Региональное (областное) соглашение

Региональное (областное) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и реализации государственных социальных гарантий в области. В соглашении и приложениях к нему закрепляются социальные нормативы и программы, основные нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы, действующие на территории области, взаимные обязательства сторон.
Региональное (областное) соглашение является трехсторонним и заключается между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией области.
Условия, содержащиеся в региональном (областном) соглашении, учитываются при принятии соответствующих законов и иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений (область, муниципальное образование, отрасль, организация) при рассмотрении и принятии областного бюджета.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Принятый областной трехсторонней комиссией проект регионального (областного) соглашения в десятидневный срок выносится на рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для принятия ими решения о подписании проекта соглашения.
Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента принятия всеми сторонами решения о подписании проекта соглашения.
Подписанное соглашение в десятидневный срок после его подписания сторонами публикуется в средствах массовой информации.

Статья 17. Отраслевое соглашение

(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Отраслевое соглашение (областное и территориальное) по договоренности сторон может быть трехсторонним и двухсторонним.
Отраслевое соглашение, устанавливающее нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии и льготы для работников соответствующей отрасли экономики области и взаимные обязательства сторон заключается между отраслевым(и) профсоюзом(ами), соответствующим(и) объединением(ями) работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. Отраслевое соглашение принимается, как правило, после принятия регионального (областного) соглашения и учитывается при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Отраслевое соглашение, заключаемое на территориальном уровне, устанавливает нормы оплаты и иные условия труда, дополнительные социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли экономики муниципального образования, взаимные обязательства сторон.

Статья 18. Территориальное соглашение

Территориальное соглашение устанавливает порядок и условия регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, дополнительные социальные гарантии и льготы, обусловленные территориальными особенностями муниципального образования, а также взаимные обязательства сторон в пределах их компетенции.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Территориальное соглашение является трехсторонним. Сторонами соглашения выступают территориальные органы профсоюзов и (или) профсоюзные комитеты организаций, территориальные объединения работодателей и (или) работодатели соответствующей территории, уполномоченный представитель органа местного самоуправления.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Территориальное соглашение принимается, как правило, после принятия регионального (областного) соглашения и учитывается при принятии нормативных правовых актов и бюджета района, города.

Статья 19. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ.

Статья 20. Целевое соглашение

Целевое соглашение устанавливает условия решения одной или нескольких социально-трудовых и связанных с ним (с ними) экономических проблем, имеющих приоритетное значение для соответствующей территории.
Целевое соглашение заключается между представителями работников, представителями работодателей и местной администрацией.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ
ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ

Статья 21. Заключение и действие коллективного договора

Право на ведение переговоров по заключению коллективного договора, порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура, действие и контроль за выполнением, изменение и дополнение осуществляются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
(в ред. Законов Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ, от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Подписанный сторонами коллективный договор подлежит уведомительной регистрации.
Организации, индивидуальные предприниматели, заключившие коллективные договоры, обладают преимущественным правом на рассмотрение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в объединениях профсоюзов и объединениях работодателей вопросов, связанных с обеспечением социальной и экономической деятельности, социальной защиты работников.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 22. Уведомительная регистрация коллективного договора

(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) в орган по труду администрации муниципального образования по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.
При регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду администрации муниципального образования в десятидневный срок присваивает ему регистрационный номер, а в случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.
Такой же порядок уведомительной регистрации действует в случае внесения изменений или дополнений в коллективный договор.

Статья 23. Полномочия на ведение переговоров и подписание соглашения

Полномочия сторон на ведение коллективных переговоров и подготовку проекта соглашения подтверждаются постановлением (решением) соответствующего профсоюзного органа, руководящего органа объединения работодателей, областного исполнительного органа государственной власти, местной администрации.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
В случае участия в переговорах представителей отдельных организаций их полномочия подтверждаются решением правления, совета директоров, приказом руководителя или письмом собственника организации.
Работодатель, не входящий ни в одно из объединений работодателей, вправе уполномочить одно из объединений представлять его интересы при переговорах и заключении соглашения. При отсутствии в отрасли, на территории объединений работодателей, работодатели вправе образовать временный орган, уполномочив его представлять свои интересы на переговорах.
Участники коллективных переговоров направляют документы, подтверждающие их полномочия, в соответствующий орган по труду, который проверяет их и готовит заключение для координатора трехсторонней (сопредседателей двухсторонней) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для принятия комиссией решения о составе участников переговоров.
Право подписывать соглашение имеют представители сторон.

Статья 24. Содержание, порядок, сроки разработки и заключения соглашения

Содержание, порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссиями, созданными в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также со статьями 9, 10, 11 настоящего Закона.
(в ред. Законов Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ, от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Соглашение любого уровня должно разрабатываться применительно к содержанию Генерального соглашения и иных действующих вышестоящих соглашений и могут включать социально-экономические стандарты с минимальным уровнем их обеспечения на территории области, оплаты и охраны труда, занятости населения, обеспечения социальных гарантий, экологической безопасности, развития социального партнерства, порядка внесения изменений и дополнений, контроля выполнения и ответственности сторон и другим положениям, не противоречащим действующему законодательству.
Представители работников вправе направить письменное уведомление с предложением о начале переговоров работодателям, не являющимся членами объединения работодателей соответствующего уровня. Работодатель, получивший уведомление, обязан сообщить о личном участии или своем полномочном представителе в переговорном процессе.
Часть четвертая исключена. - Закон Новосибирской области от 18.07.2001 № 178-ОЗ.

Статья 25. Уведомительная регистрация соглашения

(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Межрегиональные, региональное, межотраслевые, отраслевые (областные) соглашения проходят уведомительную регистрацию в областном исполнительном органе государственной власти Новосибирской области, уполномоченном в сфере труда, территориальные, отраслевые (территориальные) и целевые соглашения - в органе по труду соответствующего муниципального образования.
В семидневный срок подписанное соглашение с приложениями направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду, который в десятидневный срок рассматривает содержание соглашения на соответствие законодательству о труде, присваивает ему регистрационный номер и направляет сторонам. В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соответствующий орган по труду сообщает об этом представителям сторон соглашения и в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.
Такой же порядок уведомительной регистрации действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

Статья 26. Действие соглашения

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить соглашение от их имени, на исполнительный орган государственной власти Новосибирской области и местную администрацию в пределах взятых ими на себя обязательств, на работодателей, вступивших в объединение работодателей в период действия соглашения, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.
Соглашения нижестоящего уровня, а также коллективные договора не должны ухудшать положение работников по сравнению с соглашением вышестоящего уровня.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
В случаях, когда в сферу действия отраслевого или территориального соглашения включено не менее 50-ти процентов работников отрасли (территории), областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда, вправе предложить работодателям, не участвующим в заключении соответствующего соглашения, присоединиться к нему. Если в течение 30 календарных дней с момента получения предложения они не заявили о своем обоснованном несогласии присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на работодателей с момента получения предложения.
(в ред. Законов Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ, от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
При отсутствии на одном из уровней социального партнерства соглашения или коллективного договора на соответствующую отрасль, территорию, организацию, индивидуального предпринимателя и его работников распространяется действие условий вышестоящего соглашения.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 27. Присоединение к соглашению

Профсоюзные органы и их объединения, работодатели и их объединения, зарегистрированные на территории области, вправе присоединиться к любому соглашению, в подготовке и заключении которого они не участвовали. Присоединяющиеся к соглашению добровольно принимают на себя обеспечение в полном объеме условий соглашения и приобретают право контроля за его выполнением.
Решение о присоединении к соглашению нового участника принимает соответствующая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и доводит до сведения соответствующих органов по труду. Процедура присоединения определяется комиссиями самостоятельно.

Статья 28. Изменения и дополнения соглашения, прекращение его действия

Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в самом соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном для его заключения действующим законодательством.
Досрочное прекращение действия соглашения возможно только в случае согласия сторон.

Статья 29. Обеспечение выполнения соглашения

(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Организацию выполнения соглашения и контроль за его выполнением обеспечивают стороны (представители сторон) и соответствующие орган по труду и комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Каждая из сторон соглашения ежеквартально представляет другим сторонам и соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений подробную информацию о ходе выполнения взятых на себя обязательств. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений подводит итоги выполнения соглашения и публикует их в средствах массовой информации.
Оперативный контроль за выполнением межрегиональных, регионального, межотраслевых и отраслевых (областных) соглашений осуществляет областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда, за выполнением территориальных, отраслевых (территориальных) и целевых соглашений - орган по труду соответствующего муниципального образования.
За невыполнение соглашения стороны несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 30. Права и обязанности представителей работников

Представители работников имеют право участвовать в создании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения, участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, подготовке и обсуждении проектов соглашений, проектов программ, решений областных исполнительных органов государственной власти и местных администраций, осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений, добиваться реализации зафиксированных в них условий соглашений и обязательств сторон на получение необходимой информации и статистических данных от сторон социального партнерства.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Представители работников обязаны соблюдать действующее законодательство, способствовать заключению соответствующих соглашений и коллективных договоров, информировать стороны социального партнерства о ходе выполнения соответствующих коллективных договоров и соглашений.

Статья 31. Права и обязанности представителей работодателей

Представители работодателей имеют право участвовать в создании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, участвовать в подготовке и обсуждении проектов соглашений, проектов программ, решений органов государственной власти Новосибирской области и местных администраций, на получение необходимой информации и статистических данных от сторон социального партнерства, контролировать выполнение сторонами социального партнерства договоров и соглашений.
(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)
Представители работодателей обязаны содействовать профсоюзам в осуществлении их деятельности, участвовать в подготовке и заключении коллективных договоров и соглашений и обеспечивать их выполнение, содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров, информировать стороны социального партнерства о выполнении соответствующих коллективных договоров и соглашений.

Статья 32. Права и обязанности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления

(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

Администрация Новосибирской области, областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда, органы местного самоуправления имеют право принимать меры по созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заключать и выполнять соглашения.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)
Областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда, и органы по труду местных администраций организуют работу комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, участвуют в выявлении, предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров, разрабатывают методические рекомендации по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и развитию социального партнерства.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

(в ред. Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 321-ОЗ)

На лиц, участвующих в коллективных переговорах, а также на специалистов, экспертов, посредников, приглашенных любой из сторон социального партнерства для участия в данных переговорах, распространяются гарантии и компенсации за время переговоров, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 34. Ответственность сторон социального партнерства

Стороны социального партнерства, за уклонение от участия в переговорах и в примирительных процедурах, за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, а также за проведение незаконной забастовки несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 106-ОЗ)

Статья 35. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Новосибирской области
В.П.МУХА
г. Новосибирск
19 декабря 1997 года
№ 89-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru