Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ СТУ ФТС РФ ОТ 02.03.2007 № 133
"ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
(вместе с "ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Типовая технологическая схема, утвержденная данным документом, вводится в действие с 15 марта 2007 года.



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

СИБИРСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИКАЗ
от 2 марта 2007 г. № 133

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Сибирского таможенного управления по направлению защиты прав интеллектуальной собственности, соблюдения должностными лицами таможенных органов требований главы 38 Таможенного кодекса Российской Федерации, Приказа ГТК России от 27.10.2003 № 1199 "Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами", Приказа ФТС России от 11.08.2006 № 762 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации", Распоряжения ГТК России от 27.05.1999 № 01-14/632 "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности", письма ГТК России от 29.05.2003 № 01-06/22096 "О направлении Методических рекомендаций", а также в целях унификации общих требований и условий проведения проверочных мероприятий в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных, приказываю:
1. Утвердить Типовую технологическую схему взаимодействия подразделений таможенных органов при обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности в ходе проведения таможенного оформления и таможенного контроля.
2. Начальникам таможен, таможенных постов обеспечить:
2.1. Контроль исполнения Типовой технологической схемы взаимодействия подразделений таможенных органов при обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности в ходе проведения таможенного оформления и таможенного контроля.
2.2. Доведение положений настоящего Приказа до сведения всех руководителей функциональных подразделений подчиненных таможенных органов.
3. Типовую технологическую схему взаимодействия подразделений таможенных органов при обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности в ходе проведения таможенного оформления и таможенного контроля ввести в действие с 15.03.2007.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя начальника управления по экономической деятельности О.Б. Афанасьева.

Начальник управления
генерал-майор таможенной службы
Г.В.ХОБОТОВ





Приложение
к Приказу
СТУ
от 02.03.2007 № 133

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Технологическая схема устанавливает порядок проведения таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Российской Федерации (далее - РФ) товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
1.2. Настоящая Технологическая схема разработана на основе Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" от 23.09.1992 № 3520-1, Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 № 5351-1, Приказа ГТК России "Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами" от 27.10.2003 № 1199, Распоряжения ГТК России "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" от 27.05.1999 № 01-14/632, в соответствии с письмом ГТК России "Методические рекомендации по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков" от 29.05.2003 № 01-06/22096.
1.3. Целями данной Технологической схемы являются:
- защита прав владельцев интеллектуальной собственности, как включенной в Таможенный реестр ФТС России, так и не включенной в данный Реестр;
- усиление контроля за перемещением через таможенную границу РФ объектов интеллектуальной собственности;
- защита прав потребителей.
1.4. Основные понятия, определения, используемые в данной Технологической схеме:
- автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
- интеллектуальная собственность - собственность, включающая права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защиту от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;
- контрафакт - разновидность фальсификации, представляет собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов Российской Федерации об авторском и смежных правах, интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также международных договоров Российской Федерации;
- лицензионный договор - договор между правообладателем на объекты интеллектуальной собственности и другим лицом (пользователем), предусматривающий передачу последнему, в определенном объеме, права использовать в предпринимательской деятельности объекты интеллектуальной собственности;
- правообладатель - лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности, или иное лицо, которое на законных основаниях представляет его интересы;
- Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России - перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, товарных знаков, фирменных наименований, зарегистрированных в ФТС России в установленном порядке;
- товарный знак - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц;
- фальсификация - преднамеренное искажение, изменение, подделка вида или свойства объекта.

2. Особенности декларирования и порядок таможенного
оформления товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности

2.1. Грузовая таможенная декларация (далее - ГТД), представляемая при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должна быть заполнена в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762 и письмом ГТК России от 20.05.2004 № 07-58/18276. В графе 31 под номером 1 указываются, в том числе, сведения о товарных знаках декларируемых товаров.
2.2. В соответствии с требованиями Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденного Приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199 (далее - Положение) товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной ГТД, либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.
2.3. Наличие у правообладателя (владельца товара) права на использование в различных формах объекта интеллектуальной собственности в соответствии с п. 54 Положения подтверждается лицензионным договором. В целях единообразного подхода в таможнях региона к вопросам контроля сведений, о полномочиях участника ВЭД в отношении оформляемого товара, номер лицензионного договора должен указываться под номером 10 графе 44 ГТД "Дополнительная информация/представленные документы".

3. Особенности таможенного контроля

3.1. При осуществлении таможенного контроля заявленные в ГТД сведения проверяются с учетом информации о товарных знаках, их правообладателях, направляемой Главным управлением товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России, а также иной информации в отношении оформляемого товара либо участника ВЭД - получателя (отправителя) товара, имеющейся в распоряжении таможенных органов.
3.2. При осуществлении таможенного оформления и контроля в целях сопоставления заявленной информации и документов при проверке ГТД необходимо обращать внимание на следующие сведения:
- наименование товарного знака, заявленного в графе 31 ГТД;
- о товарном знаке, его словесном, изобразительном и других элементах, зафиксированных в акте таможенного досмотра;
- о товарном знаке, полученные в ходе отбора проб образцов для проведения экспертизы оформляемого товара (когда такая экспертиза является обязательным условием таможенного оформления товаров);
- о сертификации товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя (для товаров, подлежащих обязательной сертификации);
- наличие профилей рисков, предусматривающих организацию и проведение определенных действий и мероприятий в целях минимизации риска, существующего при оформлении данного товара;
- иные сведения, указывающие на использования товарного знака (в случае, когда они являются необходимыми для целей таможенного оформления).
3.3. При осуществлении таможенного контроля следует руководствоваться, в том числе, Перечнем характерных показателей контрафактной (поддельной) продукции (Распоряжение ГТК России от 27.05.1999 № 01-14/632 "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности").

4. Действия таможенных органов в случае предъявления
к таможенному оформлению товара, содержащего
признаки контрафактности

4.1. В случае, если должностным лицом таможенного поста при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, внесенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. При этом должностные лица таможенного поста незамедлительно извещают отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений таможни (далее - ОТН и ТО) о данном факте.
4.2. Должностные лица ОТН и ТО таможни в рамках своей компетенции связываются с правообладателем либо его представителем с целью получения заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Информацию, полученную от правообладателя либо его представителя, должностные лица ОТН и ТО таможни незамедлительно доводят до таможенного поста.
4.3. Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа в виде резолюции на служебной записке, содержащей мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленной должностным лицом ОТН и ТО таможни сразу же после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлена служебная записка.
4.4. В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного поста, ответственного за выпуск товаров. Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом на основном листе ГТД проставляется штамп с отметкой: "за исключением доп. листа № __".
4.5. Уведомление о приостановлении выпуска товаров вручается декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска товаров.
4.6. Уведомление должно содержать следующие данные:
декларанту:
- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;
- выявленные признаки контрафактности;
- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия;
- наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя);
правообладателю (его представителю):
- наименование таможенного органа, принявшего решение о приостановлении выпуска товаров, его почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.;
- наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес декларанта товаров;
- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием наименования объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;
- выявленные признаки контрафактности;
- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия.
4.7. В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по почте заказным письмом, курьером или передаются любым иным способом, позволяющим оперативно информировать правообладателя (его представителя), декларанта и определить дату получения ими уведомления. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю.
4.8. В случае, если правообладатель (его представитель) обратился в судебные органы с целью защиты его прав и/или в иные уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы для возбуждения дела об административном правонарушении и/или уголовного дела, правообладатель (его представитель) до истечения срока приостановления выпуска товаров вправе подать в таможенный орган мотивированное письменное обращение о продлении приостановления выпуска товаров с указанием срока такого продления.
4.9. Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа в виде резолюции: "Продлить до _" на обращении правообладателя (его представителя) с указанием даты окончания срока продления, определяемого с учетом сроков, указанных в обращении. Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска, не может превышать 10 рабочих дней. В ГТД в месте проставления штампа "Выпуск приостановлен" делается запись: "продлен до ..." с указанием даты, до которой продлено решение о приостановлении выпуска товаров. Запись заверяется в соответствии с пунктом 4.3 настоящей Технологической схемы.
4.10. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.
4.11. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров в день, когда стало известно, что правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров либо объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.
4.12. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте уполномоченного должностного лица ОТН и ТО таможенного органа, составленном в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, в случае, предусмотренном пунктом 4.9 настоящей Технологической схемы, либо в день, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации. После отмены решения о приостановлении выпуска товаров, которые декларировались путем подачи дополнительного листа, на основном листе ГТД после записи, предусмотренной пунктом 4.3 настоящей Технологической схемы, делается отметка о дате выпуска таких товаров.
4.13. В течение одного рабочего дня после принятия решения об отмене приостановления выпуска или принятия уполномоченными органами решения об изъятии, аресте или конфискации товаров таможенный пост направляет в отдел ТН и ТО информацию, связанную с принятым решением о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с указанием объекта интеллектуальной собственности, внесенного в Реестр; номера ГТД, наименования товаров, выявленных признаков контрафактности; даты уведомления правообладателя (его представителя), данных об их действиях (бездействии); причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска; номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименования органа, принявшего такое решение.
4.14. ОТН и ТО таможни ведет в соответствии с требованиями Положения досье товарных знаков, сгруппированное по правообладателям, и своевременно направляет его в отдел торговых ограничений и экспортного контроля Сибирского таможенного управления (далее - ОТО и ЭК СТУ).
4.15. В течение трех дней после принятия решения об отмене приостановления выпуска или принятия уполномоченными органами решения об изъятии, аресте или конфискации товаров ОТН и ТО таможни направляет в ОТО и ЭК СТУ информацию, связанную с принятым решением о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с указанием объекта интеллектуальной собственности, внесенного в Реестр; номера ГТД, наименования товаров, выявленных признаков контрафактности; даты уведомления правообладателя (его представителя), данных об их действиях (бездействии); причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска; номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименования органа, принявшего такое решение.
4.16. В случае, если к таможенному оформлению участником ВЭД представлены товары, обладающие признаками контрафактных, при этом не включенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, должностные лица таможенного поста незамедлительно информируют об этом факте ОТН и ТО таможни с целью получения в течение срока таможенного оформления, установленного в соответствии с требованиями п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, информации от правообладателя, включенного в Реестр товарных знаков Роспатента, а также сведений о возможном нарушении прав данного правообладателя.
4.17. При наличии официальных сведений от правообладателя о том, что данный участник ВЭД не имеет полномочий на оформление данного товара, либо что оформляемый товар обладает признаками контрафактности, должностные лица таможенного поста на основании имеющейся информации принимают решение о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.10, либо ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
4.18. Документы, необходимые для дальнейшего ведения и рассмотрения дела, из таможенного поста передаются в соответствующий отдел правоохранительного блока таможни.
4.19. В случае, если правообладатель не ответил на запрос должностных лиц ОТН и ТО, либо в любом ином виде отказался от помощи таможенных органов в вопросах защиты его товарного знака, должностные лица таможенного поста в соответствии с существующим законодательством в установленные сроки завершают таможенное оформление данного товара. При этом информация об отказе правообладателя от защиты своего знака должна в течение трех рабочих дней доводиться до ОТО и ЭК СТУ в целях создания списка правообладателей, отказавшихся сотрудничать с таможенными органами СТУ.
4.20. В тех случаях, когда при таможенном оформлении и таможенном контроле отсутствует возможность установить наименование и описание товарного знака, либо товарный знак отсутствует и имеются основания полагать, что на оформляемый товар впоследствии будут нанесены какие-либо товарные знаки (одежда, обувь, аудио, видеотехника и т.п.), должностные лица таможенного поста одновременно с завершением таможенного оформления подобного товара информируют отдел таможенной инспекции о возможном нарушении прав интеллектуальной собственности отдельными участниками ВЭД, оформлявшими подобный товар, а также ОТН и ТО таможни. Мотивированное решение о необходимости проведения таможенной ревизии либо отсутствии такой необходимости оформляется в виде докладной записки на имя начальника таможни.
4.21. Отдел таможенной инспекции в течение десяти рабочих дней принимает решение о необходимости назначения таможенной ревизии в отношении данного участника ВЭД.
4.22. ОТН и ТО таможни в течение трех рабочих дней готовит и направляет информацию об участнике ВЭД, оформлявшем товар, обладающий признаками контрафактного, в правоохранительные органы.

5. Заключительные положения

5.1. При выявлении признаков контрафактности к проведению проверочных мероприятий могут привлекаться уполномоченные лица, подтвердившие документально свои полномочия по принятию решений о контрафактности в отношении оформляемого товара. При этом необходимо учитывать, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью, носят конфиденциальный характер. Доступ к ним ограничен в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
5.2. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей Технологической схемой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд. Предназначение товара определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу (ч. 2 ст. 281 Таможенного кодекса Российской Федерации).
5.3. При вступлении в силу международных договоров, законодательных и нормативных актов государственных органов, затрагивающих порядок контроля за объектами интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации, положения Технологической схемы применяются в части, им не противоречащей.

Начальник отдела торговых ограничений
и экспортного контроля СТУ
С.А.КИСЕЛЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru