Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ"
(информация подготовлена отделом работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по НСО)

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 24, 24.06.2006






ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам их представления в электронном виде. Кроме этого, у налогоплательщиков возникает необходимость подавать уточненные налоговые декларации. Рассмотрим основные моменты порядка представления отчетности.

Общие требования

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:
- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения);
- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).
Порядок представления налоговых деклараций регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 80);
- Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. ст. 13 и 15);
- Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.02 № БГ-3-32/169;
- Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705@.
Как уже было отмечено ранее, отчетность на бумажных носителях представляется налогоплательщиком лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления.
Напомним, что в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.
Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию, на остающихся у налогоплательщика копиях налоговых деклараций по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.

Не забудьте об обязательных реквизитах!

На стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
- полного наименования налогоплательщика;
- идентификационного номера налогоплательщика;
- кода причины постановки на учет;
- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.
В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов, сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.
Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов, налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа. Уведомление направляется в следующих случаях:
- отсутствие в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов;
- нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;
- составление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;
- несовпадение сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Внимание! Налогоплательщикам необходимо правильно указывать код по ОКАТО в разделе 1 деклараций. С 01.02.06 установлен единый код по ОКАТО города Новосибирска 50401000000. Новый код по ОКАТО следует указывать и при представлении уточненной отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды.

Декларация в электронном виде

Прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется с соблюдением требований электронного документооборота, установленных Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.02 № БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705@.
Обратите внимание, что при представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки требований к оформлению документов.
Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде на электронных носителях записи, производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.
При представлении отчетности на электронных носителях (дискетах) представление бумажных экземпляров является обязательным.
Право выбора способа подачи бухгалтерской и налоговой отчетности остается за налогоплательщиком. Но в последние годы уделяется все большее внимание переходу налогоплательщиков на представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. На сегодняшний день 43% из общего числа налогоплательщиков (при этом по крупнейшим налогоплательщикам - 100%), состоящих на учете в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области, представляют отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, используемая для формирования файлов с отчетностью, дает возможность проверять их на наличие арифметических и логических ошибок. Бухгалтерская и налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии для сдачи отчетности. Содержащиеся в направленной бухгалтерской и налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты. Электронный способ обмена информацией между налогоплательщиком и налоговым органом дает возможность получения общедоступной информации от инспекции, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства, что широко применяется в нашей инспекции. Таким образом, налицо ряд преимуществ перехода на электронный обмен информацией.

Ответственность за нарушение сроков

В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
При непредставлении в налоговый орган декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Обратите внимание, что налоговая декларация, представленная по форме, не установленной действующим законодательством, считается непринятой и обязанность налогоплательщика по представлению отчетности неисполненной.

Представляем уточненную декларацию

Как правило, любой налогоплательщик сталкивается с ситуацией, при которой необходимо подать уточненную декларацию.
Это происходит обычно из-за несвоевременного направления контрагентами первичных документов, ошибочного включения самим налогоплательщиком в объект налогообложения каких-либо операций, неправильного применения налоговых льгот и т.д.
В указанных случаях по результатам сдачи декларации у налогоплательщика может образоваться переплата по налогу или недоимка.
Чтобы вернуть переплату, нужно откорректировать налоговую базу того периода, в котором произошла ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Это делается путем подачи в инспекцию уточненной декларации.
Гораздо больше вопросов вызывает ситуация, когда по результатам подачи уточненной декларации у налогоплательщика образуется недоимка. Что делать в таком случае?
Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию регулируется ст. 81 НК РФ. Согласно указанной статье при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Как правильно оформить уточненную декларацию? На титульных листах форм деклараций, которые применяют начиная с 2004 г., есть строка "Вид документа". В нее заносится информация о том, какую декларацию вы сдаете - первоначальную или уточненную. Так, в первоначальной декларации по этой строке нужно проставить цифру 1, а в уточненной - цифру 3. Через дробь после цифры 3 следует поставить порядковый номер уточненной декларации.
Необходимо учитывать, что при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (искажения) декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.
При представлении уточненной декларации за пределами срока подачи соответствующих деклараций организация может быть привлечена к ответственности за неуплату налога.
Для освобождения от ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ, организации необходимо:
- уплатить недостающую сумму налога;
- уплатить соответствующую данной сумме налога сумму пеней;
- представить в налоговые органы уточненную декларацию.
При этом освобождение от ответственности возможно лишь при условии, что все перечисленные действия налогоплательщик совершил до того момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом обстоятельств, приведших к занижению суммы налога, или о назначении выездной налоговой проверки.
Если налогоплательщик подал налоговую декларацию прежде, чем уплатил сумму налога и пеней, либо когда уплачен только налог, налоговые органы привлекут его к налоговой ответственности ввиду невыполнения требований п. 4 ст. 81 НК РФ. Поэтому сначала необходимо уплатить сумму налога, причитающуюся к уплате по декларации, и соответствующую ей сумму пеней, а уже потом представить в налоговый орган декларацию.

Если изменилась форма декларации?

И последний момент, на который налогоплательщик должен обратить внимание.
Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда после завершения налогового периода меняются формы налоговых деклараций. Перед бухгалтером встает вопрос, на каких бланках сдавать декларации: на старых или новых. С подобной ситуацией столкнулись многие налогоплательщики в этом году, например по декларациям по ЕСН и ОПС.
ФНС России в письме от 11.02.05 № ММ-6-01/119@ сформулировано по данному вопросу два принципиальных положения:
- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;
- если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается ее новая форма или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.
И в заключение. По вопросам о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о формах налоговой отчетности и порядка их заполнения налогоплательщики могут обращаться в налоговый орган по месту своего учета.

Главный госналогинспектор
отдела работы с налогоплательщиками
Е.Г.ИЛЬИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru