"О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ"
(информация подготовлена отделом камеральных проверок № 1 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по НСО)
Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 15, 22.04.2006
О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ ПОСОБИЙ
ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
В связи с возникающими вопросами у налогоплательщиков о порядке обложения единым социальным налогом пособий по временной нетрудоспособности Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области информирует о следующем.
1. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу налогоплательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса, не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. Федерального закона от 05.03.04 № 10-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 22.12.05 № 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" определено, что застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками единого социального налога в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации, пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Причем, с 01.01.06 максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии со ст. 3 вышеназванного Федерального закона № 180-ФЗ не может превышать за полный календарный месяц 15000 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов. Указанная сумма включает оплату как за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, так и оплату за последующие дни нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ.
Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая застрахованному лицу за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, также как и сумма пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ, относится к государственному пособию и на основании п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежит налогообложению единым социальным налогом как у бюджетных организаций, так и у организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
Следует обратить внимание, что пунктом 1 ст. 1 Федерального закона № 180-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств ФСС РФ только вследствие заболевания или травмы застрахованного лица, работающему по трудовому договору.
При других страховых случаях временной нетрудоспособности (по уходу за больным ребенком, при протезировании, искусственному прерыванию беременности, при выплате пособия по беременности и родам и других случаях) пособие, как и прежде, выплачивается с первого дня нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования (письмо ФСС РФ от 23.01.06 № 02-18/07-541).
2. Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в их пользу по трудовым договорам.
При этом пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Для организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, при отнесении выплат к расходам, уменьшающим (не уменьшающим) налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться главой 25 Кодекса.
Согласно ст. 255 Кодекса в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, пунктом 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Следовательно, вопрос о размере доплаты пособия по временной нетрудоспособности до фактического заработка в случаях, когда он превышает размер, установленный законодательством (15000 рублей), решается самим работодателем исходя из условий, заключенных с работниками трудовых договоров (контрактов) и (или) коллективного договора.
На основании изложенного, сумма, выплачиваемая работникам в случае временной нетрудоспособности сверх исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности согласно трудовым договорам (контрактам), подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Главный госналогинспектор
отдела камеральных проверок № 1
Межрайонной ИФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам
по Новосибирской области
В.Ф.ДЮЖИКОВА