Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ МАТЕРИАЛОВ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК"
(информация подготовлена юридическим отделом УФНС России по НСО)

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 41, 22.10.2005






НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ МАТЕРИАЛОВ
КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Соблюдение рассмотренных в статье положений о направлении налогоплательщику сообщения о результатах камеральной проверки является важным аспектом производства по делу о налоговом правонарушении. При этом налогоплательщику необходимо дать время для представления объяснений (возражений, пояснений) по аналогии с выездной налоговой проверкой.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
В соответствии с абз. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Кроме того, абз. 4 ст. 88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, исходя из изложенных выше положений ст. 88 НК РФ и с учетом ст. 21 НК РФ, следует сделать вывод о том, что до вынесения по результатам камеральной проверки одного из решений, предусмотренных ст. 101 НК РФ, необходимо письменно известить налогоплательщика о результатах камеральной проверки и дать ему возможность представить возражения. Соблюдение изложенных выше положений НК РФ обеспечивает соблюдение прав налогоплательщика, при этом выясняются обстоятельства совершения правонарушения, а также наличие или отсутствие вины лица в его совершении, то есть именно то, что необходимо в силу законодательства для принятия обоснованного решения по результатам налоговой проверки.
Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ. Кроме того, п. 1 ст. 108 НК РФ также установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Производство по делу о налоговом правонарушении регулируется ст. 101 НК РФ независимо от того, в результате какой формы налогового контроля (выездной, камеральной проверок или иной формы) выявлено налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы проверки, (в том числе и камеральной) рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае если налогоплательщиком будут представлены письменные объяснения или возражения, то материалы проверки (в том числе и камеральной) подлежат рассмотрению в его присутствии. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки (в том числе и камеральной), включая представленные возражения, объяснения, другие материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В силу п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Согласно положениям п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения судом.
Именно такой подход к данной проблеме подтверждается судебной практикой на уровне окружных судов, которые отменяют решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных проверок без соблюдения прав налогоплательщика на защиту. В связи с этим особое значение приобретает соблюдение положений о направлении налогоплательщику сообщения о результатах камеральной проверки. При этом налогоплательщику необходимо предоставить время для представления объяснений (возражений, пояснений) по аналогии с выездной налоговой проверкой.
Учитывая изложенное, налоговый орган письменно сообщает налогоплательщику о результатах камеральной проверки и предлагает ему представить объяснения.
Производство по делу о налоговом правонарушении, выявленном камеральной налоговой проверкой, осуществляется с соблюдением всех требований ст. 101 НК РФ и, в частности, с соблюдением требований п. п. 1, 3 указанной статьи Кодекса.
При этом проведение камеральной проверки, оформление ее результатов и вынесение соответствующего решения должно быть осуществлено с соблюдением сроков, установленных ст. 88 НК РФ.

Заместитель начальника юридического
отдела УФНС России по НСО
Н.СЕРЕЖКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru