"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА НА ЦЕЛИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
(информация подготовлена отделом работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по НСО)
Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 23, 18.06.2005
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА НА ЦЕЛИ,
НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Закупка и поставка спирта этилового на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ, с изменениями от 12.11.2003).
Согласно Положению "О декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 № 564, организациями, использующими этиловый спирт на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, представляются в налоговый орган декларации об объемах поступления и использования спирта и спиртосодержащей жидкости. Декларации представляются организациями в 10-дневный срок после окончания отчетного периода ежеквартально нарастающим итогом с учетом всех своих филиалов и других структурных подразделений, в виде файлов-сообщений и на бумажном носителе.
Закупка этилового спирта, в том числе денатурата, осуществляется в пределах выделенных квот на его закупку (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 № 109-ФЗ). Единицей измерения этилового спирта является декалитр безводного спирта при температуре + 20 градусов. При учете этилового спирта по массе (кг) используется соответствующий коэффициент пересчета его в безводный спирт по объему (дал). Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при наличии лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта.
Поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Российской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 № 109-ФЗ).
В целях усиления контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере оборота спирта и спиртосодержащей продукции утверждено Положение "О порядке проведения контрольных технологических и ежегодных обследований организаций" Приказом Госналогслужбы России от 26.08.1998 № БФ-3-31/213 (с изменениями от 03.10.2003 № БГ-3-07/525). Периодичность проверок - не реже двух раз в год.
Разработаны Методические рекомендации по организации контроля за использованием спирта этилового на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, от 15.10.1998 № ВБ-6-31/737@. При проведении проверок предприятий, использующих этиловый спирт, в соответствии с Методическими рекомендациями и в соответствии с п. 6 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо провести инвентаризацию спирта. Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия при участии проверяющего. Персональный состав комиссии назначает руководитель организации своим приказом. Инвентаризация проводится в соответствии с "Инструкцией по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта" от 25.09.1985.
До проведения инвентаризации проверяющий просматривает следующие документы:
- разрешение на закупку спирта в пределах выделенной квоты;
- уведомление о закупке этилового спирта;
- счета-фактуры на получение спирта;
- товаротранспортные накладные;
- утвержденные на предприятии нормы расхода спирта;
- журнал складского учета;
- лимитно-заборные карты и другое.
Результаты фактического снятия остатков вносятся в инвентаризационную опись, на основании которой составляется сличительная ведомость. Результат инвентаризации оформляется актом соответствующей формы, подписывается всеми членами комиссии и приобщается к акту проверки. Результаты инвентаризации сравниваются с предоставленными бухгалтерскими документами. Проверяется правомерность норм расхода спирта и его списание, устанавливается достоверность представляемых деклараций об использовании спирта.
По окончании проверки составляется акт установленной формы с приложениями, второй экземпляр которого вручается налогоплательщику под роспись.
При установлении нарушений в зависимости от их характера:
а) делается предписание с указанием сроков устранения и ответственных лиц;
б) применяется система административных мер согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях:
- ст. 15.13 КоАП РФ - уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта;
- ст. 14.17 КоАП РФ - незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта.
При наличии предписания по выявленным нарушениям после устранения недостатков делается повторная проверка.
Госналогинспектор Межрайонной инспекции ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам
по Новосибирской области
О.В.КУРАНШИНА