Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"НОВЫЙ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ МЕЖДУ РФ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ"
(информация подготовлена отделом по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС РФ по НСО)

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 8, 05.03.2005






НОВЫЙ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ
МЕЖДУ РФ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

Вопрос: С какого периода применяется иной порядок налогообложения по косвенным налогам при импорте и экспорте товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и какими документами надо руководствоваться?

Ответ: 15.09.04 было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Федеральным законом № 181-ФЗ от 28.12.04 данное Соглашение было ратифицировано. В ст. 9 Соглашения сказано, что оно вступает в силу с даты, когда Россия и Белоруссия уведомили друг друга о том, что выполнили все необходимые для нововведений условия. Это произошло 01.01.05.
Следовательно, Соглашение вступает в силу 01.01.05 и распространяется на товары, отгруженные и ввезенные начиная с 01.01.05, независимо от даты их оплаты покупателю. При этом, в случае если до 01.01.05 российским покупателем была произведена оплата белорусскому продавцу в счет предстоящих (начиная с 01.01.05) поставок товаров, приведение договоров (контрактов) между российскими покупателями и белорусскими продавцами в соответствие с принципами взимания косвенных налогов при импорте товаров возможно посредством внесения изменений в указанные договоры и перерасчета сумм взаимных обязательств. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров. Следовательно, предприятия должны руководствоваться правилами, изложенными в Положении о взимании косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Вопрос: Данное Положение применяется ко всем товарам, включая происходящие из третьих стран?

Ответ: Положение применяется к операциям по реализации товаров российскими продавцами белорусским покупателям, при которых производится экспорт товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, а также к операциям по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь на основании договоров, заключенных между налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации.
Положение не применяется в отношении уплаты акцизов по товарам, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации акцизы взимаются таможенными органами.
Кроме того, следует иметь в виду, что под термином "товары" при экспорте и импорте товаров понимаются товары, происходящие из территории Российской Федерации или Республики Беларусь, в соответствии с п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.92.
Исходя из изложенного, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации на территорию Республики Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, производится в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при условии предоставления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае непредставления в налоговые органы указанных документов товары, происходящие из третьих стран и экспортированные с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Вопрос: Какие органы будут осуществлять контроль по импортным и экспортным операциям между Российской Федерации и Республикой Беларусь?

Ответ: Поскольку между указанными государствами отсутствует граница, взимание косвенных налогов и контроль по экспортно-импортным операциям возложен на налоговые органы. На таможенные органы возложен контроль по взиманию НДС и акцизов по товарам третьих стран и акцизным товарам.

Вопрос: Кто является налогоплательщиками косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?

Ответ: Налогоплательщиками косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, признаются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные юридические лица, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо на упрощенную систему налогообложения, а также применяющих освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 НК РФ.
В случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента, поверенного), действующего по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) в интересах российской организации, либо индивидуального предпринимателя, являющегося комитентом (принципалом, доверителем) по указанному договору, косвенные налоги при ввозе товаров уплачиваются комитентом (принципалом, доверителем).
В случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента, поверенного), действующего по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) в интересах белорусского налогоплательщика, и реализации указанных товаров российским налогоплательщикам, косвенные налоги уплачиваются российскими налогоплательщиками, приобретающими указанные товары. При этом комиссионер (агент, поверенный) выставляет в адрес покупателей счета-фактуры с отражением в них нулевой ставки налога на добавленную стоимость, надписью или штампом "Без акциза" и указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь.

Вопрос: Какие документы должны быть представлены в налоговые органы при импорте товаров?

Ответ: До 20 числа месяца, следующего за импортной операцией, налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию. К декларации нужно приложить следующие документы:
- заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов (утверждено Приказом Минфина РФ № 3н от 20.01.05) в трех экземплярах;
- копию договора между белорусским продавцом и российским покупателем;
- платежный документ, подтверждающий уплату НДС;
- транспортные документы, подтверждающие вывоз товаров;
- товаросопроводительные документы белорусских поставщиков.
Указанные документы могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки.
Следует также учесть, что при ввозе товаров из Белоруссии нужно заплатить НДС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти товары будут приняты на учет (п. 5 Положения). Исключение при этом составляют товары, ввезенные для переработки, перемещения транзитом, а также освобожденные от налогообложения при ввозе на таможенную территорию России (ст. 150 НК РФ и пп. 3 и 4 п. 1 ст. 151 НК РФ).
В случае использования товаров, указанных выше, на иные цели, в связи с которыми предоставлено освобождение, суммы налога на добавленную стоимость подлежат уплате за тот налоговый период, в котором ввезенные товары были приняты на учет.

Вопрос: Каков порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?

Ответ: Указанное заявление представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика в трех экземплярах. Проставление на экземплярах заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных выше. Два экземпляра заявления с проставленными отметками вручаются (направляются по почте) налогоплательщику или его представителю.
В случае установления несоответствия сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, указанных выше, не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляра заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Вопрос: Какие требования должны быть выполнены налогоплательщиком на право применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному по ввезенному импортному товару с территории Республики Беларусь?

Ответ: Сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, подлежит вычету при соблюдении положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
При этом должны быть выполнены следующие условия:
- товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, должны быть приняты на учет на основании соответствующих документов;
- наличие заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате НДС по месту постановки на учет налогоплательщика;
- наличие налоговой декларации по косвенным налогам, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам;
- наличие платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в налоговой декларации;
- товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, должны быть использованы для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Вопрос: Какие документы представляются в налоговые органы при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь?

Ответ: Начиная с 01.01.05 при реализации товаров (отгрузка после 01.01.05) российскими налогоплательщиками - организациями или индивидуальными предпринимателями с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь применяется 0% ставка налогообложения при условии подтверждения экспорта указанных товаров.
При этом разработан Порядок (приложение № 2 к Приказу Минфина РФ от 20.01.05 № 3н) в целях установления единого порядка проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь.
При обращении налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, являющегося собственником товаров, экспортируемых в Республику Беларусь (далее - экспортер), в налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей, экспортерами представляются в налоговые органы следующие документы:
- заявление произвольной формы о проставлении отметок на счетах-фактурах (далее - заявление);
- счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров для белорусских покупателей.
Документы могут быть представлены экспортером в налоговый орган лично или его представителем либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки.
Проставление отметок на счетах-фактурах налоговыми органами производится в срок, не более 5 рабочих дней с даты представления в налоговый орган вышеуказанных документов. Счета-фактуры с отметкой налогового органа вручаются (направляются по почте) экспортеру или его представителю.

Вопрос: Какие документы налогоплательщик обязан представить в налоговые органы для подтверждения права на применение 0% ставки и какой срок установлен для их представления?

Ответ: Для подтверждения права на применение 0% ставки НДС по товарам, экспортированным в Белоруссию, одновременно вместе с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить следующие документы (п. 2 Положения):
- копию договора между российским экспортером и белорусской организацией;
- копию банковской выписки и иные документы, подтверждающие факт оплаты товара белорусским партнером;
- третий экземпляр заявления белорусского покупателя с отметкой налоговых органов Белоруссии, подтверждающей, что белорусский покупатель заплатил НДС по купленным товарам;
- копии транспортных и товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемых товаров, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера.
В случае если товар вывозится налогоплательщиком с территории Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, вместо выписки банка (копии выписки), подтверждающей фактическое поступление на счет налогоплательщика выручки от покупателя, налогоплательщик представляет в налоговый орган документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации.
При реализации товаров на территорию Республики Беларусь через комиссионера (поверенного, агента) по договору комиссии (договору поручения, агентскому договору) для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0%, помимо документов, указанных выше, в налоговый орган представляется договор комиссии (договор поручения, агентский договор) (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером (поверенным, агентом).
Вышеуказанные документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Следует учесть, что вышеуказанные документы представляются с налоговой декларацией за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов.
Дата отгрузки (передачи) товара определяется на основании документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров белорусскому покупателю или указанному им лицу (товаросопроводительные документы, акт приема-передачи товара от продавца покупателю или указанному им лицу).

Вопрос: Каков порядок применения налогоплательщиком-экспортером налоговых вычетов по НДС при экспорте в Беларусь?

Ответ: При подтверждении налогоплательщиком в установленном порядке налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные и принятые на учет товары, использованные для производства и реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, а также сумм налога на добавленную стоимость, ранее уплаченных с сумм авансов и предоплаты, поступивших до 01.01.05 в счет предстоящих поставок товаров, в порядке и на условиях, установленных ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Вопрос: В какой срок осуществляется проверка налоговыми органами налоговой декларации и документов, представленных экспортером для подтверждения 0% ставки?

Ответ: Проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов проводится налоговыми органами в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации по налоговой ставке 0% и вышеуказанных документов. В течение указанного срока налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Если полный пакет документов, предусмотренных п. 2 Раздела II Положения, не представлен налогоплательщиком в налоговый орган, операции по реализации товаров в Республику Беларусь подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам 10 или 18%.
Неуплата или неполная уплата сумм налога на добавленную стоимость вследствие неправомерного применения налоговой ставки 0% признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную ст. 122 НК РФ.
Следует учесть, что если представленные в налоговый орган налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов в бюджет Республики Беларусь, содержащиеся в заявлении о ввозе товара, экспортированного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, не соответствуют данным, имеющимся у налогового органа Российской Федерации, которые получены от налогового органа Республики Беларусь в рамках информационного обмена, то применение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров в Республику Беларусь признается неправомерными, в связи с чем указанные операции подлежат налогообложению по налоговым ставкам 10 и 18%.
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных пунктом 2 разд. II Положения, операции по реализации товаров в Республике Беларусь подлежат включению в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов. Суммы налога на добавленную стоимость, ранее уплаченные по товарам, по которым применение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость не было документально подтверждено, подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных положениями ст. 176 НК РФ, если с даты возникновения обстоятельства по уплате налога на добавленную стоимость истекло не более трех лет.

Вопрос: Какими документами руководствоваться в случае реализации выполненных работ, оказанных услуг для белорусского покупателя?

Ответ: Порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
До вступления в силу указанного протокола налогообложение работ (услуг) налогом на добавленную стоимость производится исходя из места реализации работ (услуг) в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ.

Главный государственный
налоговый инспектор отдела по
работе с налогоплательщиками и
СМИ УФНС России по НСО
Л.А.ИВЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru